ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ СЛОВАРНЫХ СЛОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Данная статья является результатом обобщения моего личного опыта работы по изучению новых словарных слов. Статья поможет сделать изучение новых слов интересным, познавательным, увлекательным. В процессе игры школьники намного легче, быстрее запоминают написание новых словарных слов, делают намного меньше ошибок при написании словарного диктанта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ СЛОВАРНЫХ СЛОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Филиппова Е.В., учитель начальных классов

МОУ «Афанасьевская СОШ»

"Смертельный грех учителя - быть скучным.  Постарайся сделать каждый свой урок незабываемым для ученика!"  И.Ф.Гербарт

К. Д. Ушинский отмечал, что главная задача учителей – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание. Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика.

Психологи утверждают, что, если учитель найдет наиболее эффективный способ донесения материала, информации, то дети смогут освоить более сложный материал, чем он есть в школьной программе. Важно обратить внимание на особенности и развитие познавательности у детей этого возраста.

Я хочу поделиться с вами собственным опытом развития познавательной  активности на уроках русского языка на этапе изучения новых словарных слов.

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется  правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.

Ведь не секрет, что многие дети так трудно запоминают словарные слова, забывают, не хотят учить, а как словарный диктант, так куча ошибок. Не так ли?

Это будет так, если словарную работу проводить однообразно и монотонно.  

А новые словарные слова, действительно, не запомнятся, если не задействовать в это время познавательные процессы: внимание, ощущение, восприятие, мышление, воображение, и, как итог – память и речь.  А как сделать, чтобы привлечь внимание ребенка к новому словарному слову, чтобы заработали все виды ощущений, чтобы восприятие было осознанным, образным, живым, чтобы заработали мышление, память и речь?

 Я уверена – надо, чтобы ученик глубоко проникся этим словом, а такое может быть только в том случае, если школьник сам изучил это новое слово, исследовал, открыл  его, прочувствовал, понял, сделал много открытий в пределах этого слова, и был бы доволен своими исследованиями.

На моих уроках изучение новых словарных слов проходит  в форме игры, в которой дети выступают в качестве исследователей. Сколько же много здесь материала для исследования, наблюдения для детей!

Перед началом работы с новым словарным словом я так и говорю своим ученикам, что сейчас они будут учёными-исследователями, и им предстоит изучить, узнать много нового о слове. Дети понимают, что за работа им предстоит.

Первым шагом является непосредственное зрительное знакомство со словом. Это происходит всегда неожиданно: записка со словом может залететь в класс на бумажном самолетике, или принесут конверт со словом внутри, или даже сверток со словом может быть заброшен в открытую форточку или слово  на воздушном шарике может оказаться прикрепленным к потолку.

Иногда по моей просьбе один из учеников проговаривает слово беззвучно, но четко  шевеля губами, остальные дети должны догадаться, что это за слово, или не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Таким образом, я привлекаю внимание к новому словарному слову. Иногда я поступаю проще: зашифровываю слово (путаница из букв, слогов) или представляю детям загадку или провожу игру «Угадай слово». Суть игры в том, что слово записано без гласных букв, например тврщ (товарищ),  и. д.

Сначала дети дают лексическое толкование данному слову. Здесь начинается игра «Я – инопланетянин». Говорю детям: «Я – инопланетянка. Я не понимаю, что обозначает слово, объясните, пожалуйста». Дети указывают однозначность или многозначность (омонимичность) данного словарного слова. Приводят примеры многозначности слова (например, слово шёл – многозначное: дождик шел, человек шел, день шел и т. д.).

 Затем прошу детей сказать про это слово все, что они могут: количество слогов, характеристика слогов (открытый, закрытый слог), количество букв, звуков, ударный звук, безударный звук, характеристика согласных звуков, далее дети находят слабые позиции для гласных или согласных, выполняют транскрипцию слова. Например, слово берег – два слога, первый слог бе- открытый, второй слог -рег закрытый; в этом слове пять звуков и пять букв; ударный звук [э] на месте буквы е, безударный звук [и] на месте буквы е; согласный звук [к] в слабой позиции; два согласных звука звонких, один глухой, два мягких, один твёрдый. Транскрипция слова  , э р, и к].

Далее предлагаю детям подумать, можно ли избавиться от каких-либо ошибкоопасных мест. Например, слово пирог. В нём орфограмма «Парный согласный» в слабой позиции. Дети озвучивают орфограмму и объясняют, что нужно сделать, чтобы парный согласный оказался в сильной позиции.

Далее дети могут изменить форму слова,  подбирают  к новому словарному слову однокоренные слова, синонимы, антонимы (если возможно). Например, слово товарищ: однокоренные слова – товарищеский;   синонимы – приятель, друг;  антонимы – недруг, враг.

Далее составляем сначала словосочетания с новым словом, потом  предложения с этим словом. Причем, я предлагаю детям сначала придумать предложение, в котором новое словарное слово выступало бы в роли главного члена предложения (подлежащего или сказуемого), а затем второстепенного. Если ученики затрудняются, то подсказываю, что, если предмет, которой обозначается  данным словом в предложении, сам выполняет  действие, тогда данное слово  будет выступать в роли главного члена предложения, если действие направлено на него самого, то слово будет выполнять функцию второстепенного члена. Например: Товарищ подарил мне интересную книгу. Я навестил больного товарища.

 Далее мы дети произносят  слово с разной интонацией, причем часто делаю это так: один ряд произносит  с одной интонацией, например вопросительной, а другой ряд отвечает этим же словом, но с интонацией повествования. В заключение работы вспоминаем  пословицы или поговорки, загадки с этим слово. Предлагаю детям составить новые слова из букв, слогов данного  слова. Например: из слова картина дети могут составить следующие слова – карта, тина, рак, танк, тир, арка, ракита. Тут же можно подключить воображение и подумать, какие ассоциации вызывает данное словарное слово.

Конечно, все это на уроке взять сложно, слишком объемная работа. Но, во-первых, учитель может предложить ученикам какие-либо отдельные задания, действия  для исследования по слову, чередовать их по урокам. Во-вторых, он может взять  объем работы, соответствующий  возрасту детей, в зависимости от того, какой у вас класс: первый или четвертый. К тому же учитель может брать именно те элементы работы, которые соответствуют теме урока, тем самым соблюдая поэтапность и логичность в ходе урока. Например, составление предложений, в которых изучаемое словарное слово выступает то в роли главного, то второстепенного члена, можно взять на уроках закрепления с темой «Главные и второстепенные члены».

Если на уроках изучается какая-либо часть речи, ну, допустим, имя существительное, тогда можно попросит детей определить часть речи, и озвучить все морфологические признаки, которые несет в себе это слово. Затем можно образовать от данного словарного слова другие части речи.

При изучении темы «Состав слова» можно предложить детям разобрать новое словарное слово по составу, подумать, от какого слова оно произошло, например, слово одуванчик произошло от слова дуть, с помощью приставки и суффикса.

Работа над словарным словом продолжается и дома: ученики выполняют небольшие проекты с данным словом в любой форме: на листе бумаги, придумывают небольшой стих, рассказ, сказку, загадку, изображают слово  в любом виде.  Это им сделать нетрудно, так как всю информацию о слове они получили на уроке. В конце четверти дети составляют ребусы, кроссворды с изученными словарными словами.

Такие действия помогают сделать знакомство с новыми словарными словами интересным и живым, а не нудным, а само слово, его написание лучше запоминается.  Такая работа имеет свои результаты – даже слабоуспевающие  учащиеся хорошо усваивают написание словарных слов и допускают незначительное количество ошибок в словарных  диктантах.

Это я заявляю уверенно, так как при проведении подобной работы у учеников задействуются все виды памяти: слуховая, зрительная и тактильная, и, как результат, у детей создается прочный наглядный, зрительно -словесный образ слова, и хотят ученики того или не хотят, но крепко запоминают написание каждого словарного слова.

Заключение

В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. при помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.  Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Новые словарные слова воспринимаются  и запоминаются  легче, так как  школьник производит с ними практические действия.

Cписок литературы
1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990. 
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989. 
3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993. 
4. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. -М., 1989. 
5. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989. 
6.  Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993. 
7.  Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994. 
8.  Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.

9. nsportal.ruНачальная школа…-nad-slovarnymi-slovami

10. infourok.ru…slovarnimi-slovami…nachalnoy-shkole…

11. kopilkaurokov.ru…slovarnymi-slovami-v-nachal-noi…

 «переносить» на другие  встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. Какой должна быть словарно-орфографическая работа, и что она из себя представляет? Словарно-орфографическая работа – это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.
Итак, чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. То есть нужен новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.

Новые словарные слова воспринимаются  и запоминаются  легче, так как  школьник производит с ними практические действия.

не заставить работать в это время

Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

      Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется  правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их

Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Cписок литературы


1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990. 
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989. 
3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993. 
4. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. -М., 1989. 
5. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989. 
6.  Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993. 
7.  Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994. 
8.  Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.

nsportal.ruНачальная школа…-nad-slovarnymi-slovami

infourok.ru…slovarnimi-slovami…nachalnoy-shkole…

kopilkaurokov.ru…slovarnymi-slovami-v-nachal-noi…

Чем интереснее учебная деятельность младшего школьника, тем больше его способности и возможности, делающие учебный процесс легки... 

Многие учителя ищут способы, «оживляющие» их уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, они придают ему оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает.

        1

по русскому языку (1 класс) по теме: Работа...

nsportal.ruНачальная школа…-slovami-v-nachalnoy

  • 1

по русскому языку (1 класс) по теме: Работа...

nsportal.ruНачальная школа…-slovami-v-nachalnoy

моя работа над словарными словами в начальной школе... Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах".

  • 2

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов

nsportal.ruНачальная школа…-nad-slovarnymi-slovami

моя работа над словарными словами в начальной школе. Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важнейших вопросов не только вначальном, но и в среднем звене школы.

  • 3

Работа со словарными словами в начальной школе

infourok.ruslovarnimi-slovaminachalnoy-shkole

Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и ... Все трудные слова, изучаемые вначальной школе, можно разделить по тематическим группам: «Животные»...

  • 4

Презентация "Работа со словарными словами..."

ppt4web.rurabotaslovaminachalnojj-shkole.html

Работа над словарными словами.№3. Игровые формы обучения в начальной школе... Решение задач за курс начальной школы. Личностно-ориентированное обучение в начальной школе.

  • 5

«Работа со словарными словами на уроках русского...»

uchportal.rupubl/23-1-0-3737

Выводы. В своей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе сословарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

  • 6

Работа со словарными словами в начальной школе...

kopilkaurokov.ruslovarnymi-slovami-v-nachal-noi…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества....

"Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

«Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника»

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Значение игры не...