«Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Урок – путешествие по сказке»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Второй урок по теме "Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением" во 2 классе. Дети знакомы с правилами проверки безударных гласных, способами подбора проверочных слов.
На уроке необходимо систематизировать полученные знания. Урок построен на основе сказки А.С.Пушкина " Сказка о царе Салтане"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
2 класс
Тема: «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением.
Урок – путешествие по сказке»
Тип урока. Урок отработки умений и рефлексии.
Основные образовательные технологии обучения: словесно-наглядные и проблемно-поисковые.
Цель. Формирование навыка осознанного правописания слов с безударными гласными.
Задачи урока.
Предметные.
- Обучать учащихся находить способы проверки слов с изучаемыми орфограммами, формировать умения применять полученные знания по теме.
Метапредметные.
Познавательные
- Развивать познавательную активность, речь, словесно – логическое мышление, память, внимание учащихся, эмоции.
- Совершенствовать мыслительные операции: сравнения, сопоставления.
- Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план (алгоритм) и действовать по плану (алгоритму).
Регулятивные
- Учить детей ставить перед собой цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы,
- Определять степень успешности своей деятельности, контролировать свою деятельность, рассуждать, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные
- Формировать умение учитывать разные мнения и интересы;
- Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- Учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Личностные
- Воспитывать любовь к русскому языку, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина.
- Воспитывать активную личность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения.
- Формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, учить доверять партнёру, уважать его мнение.
Ход урока:
1.Организационный момент:
- Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
- Видеть Вас мы очень рады!
Видеть рада вас и я
Здравствуйте, присаживайтесь, друзья.
2. Эмоциональный настрой, чистописание
Посмотрите на экран и будьте очень внимательны.
(слайд – начало сказки)
-Что вы увидели…….? (буквы)
- Кто запомнил, какие это были буквы, назовите их в той же последовательности.
(кзааск )
- На какие группы можно разделить буквы? (гласные и согласные)
- Какая подсказка была на экране? (буквы красного и синего цвета)
-Составьте из этих букв слово. (сказка)
На доске вывешивается слова сказка.
- Почему все согласные синего цвета? (они обозначают твёрдый звук)
- Куда мы отправимся путешествовать? (путешествовать будем по сказке)
- А когда вы слышите слова сказка, какое настроение у вас становится?
(радостное, сказочное) У всех такое настроение?
-И только это настроение мы возьмём с собой в путешествие.
-Чтобы запомнить день нашего путешествия мы записали число, классная работа.
Чистописание
3. Сообщение темы урока:
(слайд- слова из сказки)
- А вот путешествовать по какой сказке мы будем, вы должны узнать по словам и картинкам на слайде. Прочитайте слова и определите из какой это сказки? ( сказка о царе Салтане)
( слайд- название сказки)
Правильное название сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
-Кто написал эту сказку?(А.С.Пушкин)
(слайд- портрет Пушкина)
Что вы знаете о Пушкине? Какие сказки он написал?
-А.С. Пушкин - великий русский поэт и сказочник. А.С.Пушкин написал 5 сказок. Его няня, Арина Родионовна рассказывала ему русские народные сказки. А он, встав взрослым, эти сказки положил в основу своих сказок. И теперь они не народные, а … (литературные, авторские)
- Из какой сказки звучали строки?
( слайд- обложка книги)
А знаете ли вы, что в этом году этой сказке исполняется 185 лет, она была написана в 1831году.
Сказку вы угадали, а теперь внимательно посмотрите на экран. Теперь поработаем с этими слова и определим тему урока.
( слайд- слова из сказки)
-Правильно. (Тема урока «Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением».
- Какую цель вы бы поставили перед собой на этом уроке?
- Какие знания нам понадобятся для достижения поставленной цели.
- Как же проверить написание безударной гласной? Вспомним правило.
(рассказывают правило)
- На какие группы разделим слова с пропущенными гласными? Выписываем с безударной гласной, проверяемой у дарением. (на доске и в тетради)
-Продолжаем путешествие по сказке.
(слайд- отрывок из сказки:)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подг-няет.
Он б-жит себе в в-лнах
На поднятых п-русах.
4.Отработка умений находить и объяснять орфограммы.
-Возвращаемся к нашей сказке.
Для вас задание: выпишем слова с орфограммой проверяемая безударная гласная и подберите к ним проверочные слова. (проверка выполнения: В слове бежит безударная гласная в первом слоге. Подбираю проверочное слово так, чтобы этот безударный гласный стал ударным.(бег) )
Н а доске и в тетради
-бе/г – во/лны – па/рус -го/нит | Бежит В волнах На парусах Подгоняет |
-Сравните буквы на месте ударных и безударных звуков. В чём вы убедились? (В безударном слоге пишется та же буква, которая пишется в слове с ударным слогом)
-А есть ли в этом отрывке слова, с безударной гласной, непроверяемые ударением?
5.Физкультминутка для глаз
- В какой сказке Пушкина встречается яблочко?( сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях)
6. В пути кораблям помогает ветер. Его ещё называют попутным. Но хорошим попутчиком может быть не только ветер, но и человек, и писатель, и книга. Сказка Пушкина будет нашим добрым попутчиком. Попутный ветер несёт нас к следующему заданию.
Ч…дный остров .З…лотой орех Ч…стые зубцы Ш…рокое поле |
Прочитайте словосочетания, Что такое словосочетание?(это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу)
- Назовите слова с безударными гласными, объясните их написание.( золотой, широкое)
- какие ещё орфограммы вы узнали? (чу, ча)
-Теперь ориентируясь на второе слово каждой пары, запомните по памяти первое слово. (стереть первый столбик). Запишите словосочетания. Проверка в паре.
- В слове «широкое» - определите количество звуков и букв.(7б., 8 зв.)
- К слову широкое подберите слово с противоположным значением. (широкое – узкое)
- Как называются такие слова? (антонимы)
- К слову чудный подберите слова близкие по значению.
(Чудный – удивительный, прекрасный, восхитительный, чудесный.)
- Как называются такие слова? (синонимы)
7. Работа по развитию речи.
Много чудес происходило на острове. (учитель показывает иллюстрации белочки из сказки А.С. Пушкина, которая держит золотой орех)
- Какие строки о белочке из сказки А.С.Пушкина вы вспомнили?
Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые Все скорлупки золотые. |
-(Устно) Назовите слова с орфограммой безударная гласная, проверяемая ударением. -Выпишем эти слова.(Поёт – пой, золотые – золото, позолоченный, простые – просто.)
Мы работали коллективно, под моим руководством. А теперь предлагаю поработать в группах.
(слайд- распределение по группам)
- Распределить слова необходимо в 2 колонки. Какие? (проверяемые и непроверяемые безударные гласные)
-Перед вами карточки для работы в группах. Помните основные правила работы в группах.
Проверка…….
9. Физминутка
Сказочная зарядка
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
10.Работа с деформированным предложением
Рассыпались предложения в хрустальном доме белочки. Надо составить такое предложение, чтобы получилась рифма. Но прежде найдите и исправьте ошибки в словах.
Работа в парах.
Дом, княз, белочька, выстроил, для, потом, хрустальный |
На какие орфограммы допущены ошибки? (князь, белочка)
Князь для белочки потом, Выстроил хрустальный дом.
Подчеркните все орфограммы.
Какие слова рифмуются? (потом, дом)
11. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Мальчики – в первой строчке | Девочки – во второй строчке |
Запишите свой выбор.
12. Итог урока:
- Назовите сказку, которая была добрым попутчиком на уроке?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- Какие орфограммы повторили?
- Как проверить написание слов с безударной гласной?
- В каких заданиях вы испытывали трудности?
- Что понравилось на уроке?
Так как урок сказочный и волшебный, то и орешки тоже необычные:
Коричневый орешек - отлично усвоил материал.
Зелёные орешки - ещё нужно поработать по данной теме.
Выберите орех и оставьте на память белочке.
- Наш урок мне бы хотелось закончить такими словами:
Сказка ложь, да в ней намёк
- Продолжите. Добрым молодцам – урок!
Сегодня мне хотелось бы отметить активных ребят, кто верно отвечал.( оценки)
- Надеюсь, что каждый из вас извлек что-то нужное и важное для себя из урока – путешествия по сказке.
12. Домашнее задание: выписать любое четверостишие из сказки «О царе Салтане» А.С.Пушкина. Отметить карандашом изучаемые орфограммы в словах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить младших школьников внимательно читать текст, видеть...
Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.
Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память, внимание, мышление; повторить ранее изучений материал; воспитывать ак...
«Правописание безударных гласных в корне слова с использованием текста сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 3 класс
Закрепить умение писать без ошибок слова с безударными проверяемыми гласными и парными согласными в корне слова....
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Урок по русскому языку во 2 классе. Тема "Правописание слов с буквами безударных гласных звуков, непроверяемых ударением"
На уроке обучающиеся знакомятся с новыми словами из словаря (январь, февраль, месяц). Цели урока: формировать умение находить ранее изученные и запоминать новые слова с непроверяемыми безударными...
Конспект урока русского языка «Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»(УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний об безударных гласных звуках в словах ворона, сорока и др. и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее предс...
Урок во 2 классе. Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Урок – путешествие.
Урок во 2 классе. Тема: "Правописание слов с безударным гласным в корне"....