Рабочая программа по русскому языку. 3 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Маслова Елена Борисовна

Рабочая программа. 3 класс. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx69.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЗАРАЙСКИЙ РАЙОН,
д..ЕРНОВО, ул. ДАЧНАЯ, д. 87

Утверждаю:

Директор МБОУ «Ерновская основная школа»

____________/Козлова Т.О./

«___»_______________2017 г.

Рабочая программа

по русскому языку

(базовый уровень)

3 класс

2017 – 2018 учебный год

Составитель: Маслова Елена Борисовна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории


I.Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык» и соответствует основной общеобразовательной программе начального общего образования МБОУ «Ерновская основная школа».

Целями изучения предмета «Русский язык» являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основными задачами реализации содержания обучения являются:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

II.Содержание учебного предмета

3 класс (170 часов)

Язык и речь (2 ч)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи Составление текста по рисунку.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.

Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).

Знаки препинания в конце предложений.

Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

Предложения с обращением (общее представление).

Состав предложения (повторение и углубление представлений).

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий).

Распространённые и нераспространённые предложения.

Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).

Разбор предложения по членам.

Простое и сложное предложения (общее представление).

Запятая внутри сложного предложения.

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Развитие речи

Составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове).

Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.

Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.

Использование омонимов в речи.

Работа со словарём омонимов.

Слово и словосочетание.

Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Работа со словарём фразеологизмов.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

Имя числительное (общее представление).

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).

Развитие речи

Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.

Состав слова (16 ч)

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.

Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове. Основа слова.

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. Развитие речи

Сочинение по репродукции картины.

Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Правописание частей слова (29 ч)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

Развитие речи

Составление текста по репродукции картины.

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.

Части речи (76 ч)

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных.

Изменение имён существительных по числам.

Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

Имена существительные общего рода (первое представление).

Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.

Начальная форма имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Связь имени прилагательного с именем существительным.  

Роль имён прилагательных в тексте.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Родовые окончания имён прилагательных (-ып, -ой, -ая, -яя).

Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -й, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.

Начальная (неопределённая) форма глагола.

Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

Изменение глаголов по временам.

Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов      (-а, -о).

Правописание частицы не с глаголами.

Морфологический разбор глагола.

Развитие речи

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам.

Письмо по памяти.

Составление устного рассказа по серии картин.

Сочинение по репродукции картины.

Составление текста-описания растения в научном стиле.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.

Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.

Составление письма.

Составление текста по сюжетным рисункам.

Составление предложений с нарушенным порядком слов.

Повторение (14 ч)

Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе

Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.

Учебно - тематический план  

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Язык и речь

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

3

Слово в языке и речи

19

4

Состав слова

16

5

Правописание частей слова

29

6

Части речи

76

7

Повторение

14

ИТОГО  

170 часов

III. Тематическое планирование

 с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 (5 ч в неделю, всего 170 ч.)

п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Язык и речь (2 часа)

1

Виды речи. Речь, её назначение

Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

04.09.2017

2

Язык. Его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

05.09.2017

Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов)

3

Текст

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

06.09.2017

4

Текст

Различать типы текстов: повествование описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

07.09.2017

5

Предложение

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.

08.09.2017

6

Виды предложения по цели высказывания

Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.

11.09.2017

7

Виды предложений по интонации

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

12.09.2017

8

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

13.09.2017

9

Предложение с обращением

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях – обращения.

14.09.2017

10

Главные и второстепенные члены предложения

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

15.09.2017

11

Главные и второстепенные члены предложения

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

18.09.2017

12

Главные и второстепенные члены предложения

Контрольный диктант (входной)

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

19.09.2017

13

Работа над ошибками.

Простое и

сложное

предложение

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

20.09.2017

14

Простые и

сложные

предложения

Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

21.09.2017

15

Словосочетание

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

22.09.2017

16

Словосочетание

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

25.09.2017

Слово в языке и речи (19 часов)

17

Лексическое значение слова

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значении слов русского языка».

26.09.2017

18

Лексическое значение слова.

Синонимы.

Антонимы

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

27.09.2017

19

Омонимы

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

28.09.2017

20

Слово и

словосочетание

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

29.09.2017

21

Фразеологизмы

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

02.10.2017

22

Подробное изложение с языковым анализом текста

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца.

03.10.2017

23

Части речи

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

04.10.2017

24

Части речи

Составлять по репродукции картины небольшой текст. Находить изученные части речи в тексте.

05.10.2017

25

Части речи

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

06.10.2017

26

Имя числительное

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? Который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов – имён числительных.

09.10.2017

27

Имя числительное

Приводить примеры слов – имён числительных. Оценивать результаты выполненного задания.

10.10.2017

28

Однокоренные слова

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

11.10.2017

29

Гласные звуки и буквы для их обозначения

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных звуков в словах типа «роса», «мороз». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

12.10.2017

30

Правописание слов с безударными гласными в корне

Различать слово и слог, звук и букву. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

13.10.2017

31

Согласные звуки и буквы для их обозначения

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа «коньки». Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).

16.10.2017

32

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слов и перед согласными в корне

Работать с памяткой «Как делать звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.

Проверять букву парного по глухости-звонкости согласного в слове.

17.10.2017

33

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь

Правильно писать слова с разделительным ь.

Находить с словах изученные орфограммы.

Приводить примеры с заданной орфограммой.

18.10.2017

34

Правописание слов с изученными орфограммами

Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова.

Находить с словах изученные орфограммы.

Приводить примеры с заданной орфограммой.

19.10.2017

35

Изложение повествовательного текста

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

20.10.2017

Состав слова (16 часов)

36

Корень слова. Однокоренные слова

Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

23.10.2017

37

Чередование согласных в корне

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег – бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.

24.10.2017

38

Сложные слова.

Контрольное списывание

Различать сложные слова. Выделять корни в сложных словах.

Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст.

25.10.2017

39

Контрольный диктант за 1 четверть

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

26.10.2017

40

Работа над ошибками.

Формы слова. Окончание

Выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

27.10.2017

41

Формы слова.

Окончание

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

30.10.2017

42

Приставка

Формулировать определение приставки. Объяснять значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

31.10.2017

43

Значение приставок

Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

01.11.2017

44

Приставка

Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

13.11.2017

45

Суффикс

Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.

14.11.2017

46

Суффикс

Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.

15.11.2017

47

Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе»

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст.

16.11.2017

48

Основа слова

Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»; наблюдать над группами однокоренных слов, способами их образования.

17.11.2017

49-50

Разбор слова по составу

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

20.11.2017

21.11.2017

51

Разбор слова по составу.

Изложение

Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы..

22.11.2017

Правописание частей слова ( 29 часов)

52

Правописание частей слова

Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

23.11.2017

53

Правописание слов с безударными гласными в корне

Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

24.11.2017

54

Правописание слов с безударными гласными в корне

Объяснять написание безударной гласной в корне. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).

27.11.2017

55

Правописание слов с безударными гласными в корне

Объяснять написание безударной гласной в корне. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

28.11.2017

56

Правописание слов с безударными гласными в корне

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

29.11.2017

57

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

30.11.2017

58

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

01.12.2017

59-60

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

04.12.2017

05.12.2017

61

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Контрольное списывание

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

06.12.2017

62

Правописание слов с непроизносимыми

согласными в корне

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

07.12.2017

63

Правописание слов с непроизносимыми

согласными в корне

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

08.12.2017

64

Правописание слов с непроизносимыми

согласными в корне

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

11.12.2017

65-66

Правописание слов с непроизносимыми

согласными в корне

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

12.12.2017

13.12.2017

67

Правописание слов с удвоенными согласными

Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

14.12.2017

68

Правописание слов с удвоенными согласными

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

15.12.2017

69

Правописание суффиксов и приставок

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Формулировать правило правописания суффиксов –ек, -ик. Объяснять, какое значение вносят эти суффиксы в слово. Рассмотреть случаи правописания суффикса –ок.

18.12.2017

70-71

Правописание суффиксов и приставок

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме.

19.12.2017

20.12.2017

72

Правописание суффиксов и приставок

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

21.12.2017

73

Правописание приставок и предлогов.

Контрольный диктант за 1 полугодие

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

22.12.2017

74

Работа над ошибками.

Правописание приставок и предлогов

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

25.12.2017

75

Правописание приставок и предлогов

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

26.12.2017

76

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ)

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.

27.12.2017

77

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)

Находить в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Различать слова с разделительными ъ и ь.

Образовывать слова при помощи приставок с разделительным ь.

28.12.2017

78

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)

Группировать слова по типу орфограммы (ь или ъ), по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

29.12.2017

79

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)

15.01.2018

80

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Изложение

Находить и выделять изученные орфограммы в словах.

Подбирать проверочные слова.

Писать изложение.

16.01.2018

Части речи (76 часов)

81

Части речи

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

17.01.2018

82

Имя существительное

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные.

18.01.2018

83

Имя существительное

Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме.

19.01.2018

84-85

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).

Находить устаревшие слова – имена существительные.

22.01.2018

23.01.2018

86

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану

Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.

24.01.2018

87-89

Собственные и нарицательные имена существительные

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

25.01.2018

26.01.2018

29.01.2018

90

Число имён существительных

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

30.01.2018

91

Число имён существительных.

Контрольное списывание

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части речи, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

31.01.2018

92

Род имён существительных

Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

01.02.2018

93-94

Род имён существительных

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.

02.02.2018

05.02.2018

95-96

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

06.02.2018

07.02.2018

97

Проверочный диктант по теме «Род и число имён

существительных»

Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов

действий.

08.02.2018

98

Составление повествовательного текста

Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.

09.02.2018

99-100

Падеж имен существительных

Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия

падежей.

Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.

12.02.2018

13.02.2018

101

Составление текста по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Составлять текст по репродукции картины.

Грамотно записывать текст, подбирая проверочные слова к словам с изученными орфограммами.

14.02.2018

102

Именительный падеж

Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу.

15.02.2018

103

Родительный падеж

Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

16.02.2018

104

Дательный

падеж

Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

19.02.2018

105-106

Винительный падеж

Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода и др.).

20.02.2018

20.02.2018

107

Творительный падеж

Распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной

форме.

21.02.2018

108

Предложный

падеж.

Распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

22.02.2018

109

Все падежи. Подробное

изложение текста повествовательного типа

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.

Проверять письменную работу (сочинение).

26.02.2018

110

Все падежи. Проверочный диктант по теме «Имя существительное»

Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

27.02.2018

111

Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень»

Составлять текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

28.02.2018

112

Имя прилагательное

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

01.03.2018

113

Имя прилагательное

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

02.03.2018

114

Имя прилагательное

Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать.

05.03.2018

115

Роль имен прилагательных в тексте. Текст-описание

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких

текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле.

06.03.2018

116

 Роль имен прилагательных в тексте. Текст-описание

Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов.

07.03.2018

117

Род имен прилагательных

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

12.03.2018

118

Род имен прилагательных

Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

12.03.2018

119-120

Род имен прилагательных

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, белый лебедь и др.

13.03.2018

14.03.2018

121

Число имен прилагательных

Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

15.03.2018

122

Число имен прилагательных

Изменять имена прилагательные по числам.

Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.

16.03.2018

123

Падеж имен прилагательных

Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

19.03.2018

124

Изменение имён прилагательных по падежам.

Определять падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.

Определять начальную форму имени прилагательного.

20.03.2018

125

Обобщение знаний об имени прилагательном

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.

21.03.2018

126

Контрольный диктант за 3 четверть

Обобщение знаний об имени прилагательном

Записывать под диктовку слова с изученными орфограммами.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

22.03.2018

127

Работа над ошибками.

Обобщение знаний об имени прилагательном

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

23.03.2018

129

Обобщение знаний об имени прилагательном

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

02.04.2018

130

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками»

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

03.04.2018

131

Личные местоимения

Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

04.04.2018

132

Личные местоимения

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

05.04.2018

133

Личные местоимения

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

06.04.2018

134

Личные местоимения

Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

09.04.2018

135

Личные местоимения

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

10.04.2018

136

Глагол

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

11.04.2018

137

Глагол

Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

12.04.2018

138

Глагол

Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов.

13.04.2018

139

Составление текста по сюжетным картинкам

Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).

16.04.2018

140-141

Неопределенная форма глагола.

Узнавать неопределенную форму глагола.

Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы.

Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

17.04.2018

18.04.2018

142-143

Изменение глаголов по числам.

Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.

Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

19.04.2018

20.04.2018

144

Времена глаголов

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

23.04.2018

145

Времена глаголов

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

24.04.2018

146-147

Времена глаголов

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Образовывать от неопределенной формы глаголов временные формы.

25.04.2018

26.04.2018

148

Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану

Выбирать содержание для выборочного изложения.

Составлять план текста.

Выбирать опорные слова.

Письменно излагать содержание текста.

27.04.2018

149

Род глаголов в прошедшем

времени

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени   (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

30.04.2018

150

Род глаголов в прошедшем

времени

Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

03.05.2018

151

Правописание частицы НЕ с глаголами

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

04.05.2018

152

Правописание частицы НЕ с глаголами

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

04.05.2018

153

Обобщение знаний о глаголе.

Морфологический разбор

глагола

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола».

Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

07.05.2018

154

Обобщение знаний о глаголе

Записывать глаголы с изученными орфограммами.

08.05.2018

155

Обобщение знаний о глаголе.

Проверочная работа по теме «Глагол»

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

10.05.2018

156

Итоговый контрольный диктант  

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

11.05.2018

Повторение (14 часов)

157

Работа над ошибками.

Повторение

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

14.05.2018

158

Повторение. Изложение

Различать изученные части речи.

Писать изложение повествовательного текста

15.05.2018

159-160

Повторение

Находить и называть изученные орфограммы в словах.

Записывать слова с изученными орфограммами.

Составлять тексты разного типа.

16.05.2018

17.05.2018

161

Повторение

Составлять текст из предложений.

Определять тему, главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.

18.05.2018

162

Повторение

Находить имена существительные в тексте. Определять грамматические признаки имен существительных.

21.05.2018

163

Повторение

Находить имена прилагательные в тексте. Определять грамматические признаки имен прилагательных.

22.05.2018

164

Повторение

Находить и объяснять изученные орфограммы.

Находить группы однокоренных слов. Определять изученные части речи. Выделять основу предложения.

23.05.2018

165

Повторение.

Контрольное списывание

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

24.05.2018

166

Повторение

Находить и объяснять изученные орфограммы.

Составлять предложения по рисунку.

Составлять текст-рассуждение.

25.05.2018

167

Повторение

Определять тему, главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту. Писать изложение.

25.05.2018

168

Повторение. Составление текста по рисунку

Определять содержание текста по рисунку. Связывать предложения по смыслу. Определять тему, главную мысль текста.

28.05.2018

169

Повторение. Составление текста на заданную тему

Отбирать содержание текста в соответствии с темой. Связывать предложения по смыслу. Определять тему, главную мысль текста.

29.05.2018

170

Повторение

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

30.05.2018

IV. Планируемые результаты

В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:

•  понимать, что предложение - это основная единица речи;

• понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

•  различать словосочетание и предложение;

• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

•    использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

• понимать влияние ударения на смысл слова;

• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

Третьеклассники получат возможность научиться.

• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;

• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

• производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

• изменять имена существительные,  имена прилагательные,  глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

• вычленять в предложении основу и словосочетания;

• производить элементарный синтаксический разбор предложения;

• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

• определять тип текста;

• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_____________   /Лебедева Л.Н. /

СОГЛАСОВАНО:
руководитель ШМО учителей начальных классов
_____________   /Дегтярева Л.А./
Протокол
от 30.08.2017 г. №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл

Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса

Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...