Памятки по русскому языку для 4 класса.
материал по русскому языку (4 класс) на тему
Определения частей речи, правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных, глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_po_russkomu_yazyku_dlya_4_klassa.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
Имя существительное обозначает предмет в широком смысле слова:
- конкретные предметы: ручка, стол;
- живые существа – люди и животные: ребята, снегирь, медведь;
- растения: сосна, сирень;
- явления природы: снег, дождь, вьюга;
- свойства и качества: смелость, доброта, глупость;
- события: праздник, парад;
- географические названия: Москва, Дон;
Имя существительное может обозначать действие (бег, ходьба, смех) и признак (желтизна, ширина, величина).
Имена существительные бывают м.р., ж.р., ср.р. и изменяются по числам и падежам.
И.п. кто? что?
Р.п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п. о ком? о чём?
Чтобы распознать Р.п. и В. п. одушевленных имен существительных, можно использовать прием замены:
Р.п. кого? лисы, сестры
В.п. кого? лису, сестру
Предлоги В.п. : через, про, в, во, на, за, под, подо.
Нельзя ставить вопрос через чего?, про чего?... , а надо ставить вопрос через что? про что?..
Правописание окончаний е, и:
*если это существительное мн.ч. , пишем И
*если это существительное употреблено в ед.ч , определяем к какому склонению оно относится
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
а я | □ о е | □ |
м.р. и ж.р | м.р. ср.р. | ж.р. с Ь на конце |
*если это существительное 1 скл., надо определить падеж:
Р.п. кого? чего? и
Д.п. кому? чему? е
П.п. о ком? о чём? е
*если это существительное 2 скл., пишем е
*если это существительное 3 скл., пишем и
После шипящих и ц под ударением в окончаниях имен существительных в Т.п., пишется
буква о, а без ударения е (врачом, задачей).
У существительных ср.р. в ед.ч в И.п. пишем окончания о или е (И.п. что? озеро, поле),
а в Р.п. ед.ч окончания а или я. (Р.п. чего? озера, поля)
Во 2 скл. у существительных м.р. в Т.п. ед.ч пишем окончание ом ( кем? космонавтом),
а во мн.ч Д.п. пишем окончание ам. (кому? космонавтам)
Местоимение – это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.
Местоимения изменяются по числам и падежам.
1 лицо 2 лицо
ед. ч. мн.ч. ед. ч. мн.ч.
И.п. я мы ты вы
Р.п меня нас тебя вас
Д.п. мне нам тебе вам
В.п. меня нас тебя вас
Т.п. мной нами тобой вами
П.п обо мне о нас о тебе о вас
3 лицо
ед.ч мн.ч.
м.р. ж.р. ср.р.
И.п. он она оно они
Р.п. у него у неё у него у них
Д.п. к нему к ней к нему к ним
В.п. на него на неё на него на них
Т.п. с ним с ней с ним с ними
П.п. о нём о ней о нём о них
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Имя прилагательное изменяется
по родам синий (м.р.) бант - синяя (ж.р.) лента,
числам красный (ед.ч.) карандаш - красные (мн.ч.) карандаши
и падежам рыжая (И.п.) лиса - рыжей (Р.п.) лисы - рыжую (В.п.) лису.
Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже что и имя существительное, с которым оно (прилагательное) связано
над широким (ср.р. ед.ч. Т.п.) полем (ср.р. ед.ч. Т.п.).
Чтобы проверить безударное окончание имени прилагательного, надо поставить вопрос от имени существительного, с которым оно (прилагательное) связано
днём (каким?) зимним холодным И → Ы
о дне (каком?) зимнем холодном О → Е
Если имя прилагательное отвечает на вопрос (какой?), надо определить его род
м.р. мяч (какой?) большой, новый, лёгкий
ж.р. ночью (какой?) ясной летней
Начальной формой является имя прилагательное м.р. ед.ч. И.п. с окончаниями :
-ой (под ударением) -ый -ий
Во мн.ч. имена прилагательные по родам не различаются (род не указываем).
Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал?...
Неопределённая форма – начальная форма глагола. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать? или что сделать?
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (спрягаются).
Ед.ч | Мн.ч |
1 лицо я звоню, посею | 1 лицо мы звоним, посеем |
2 лицо ты звонишь, посеешь | 2 лицо вы звоните, посеете |
3 лицо он, она, оно звонит, посеет | 3 лицо они звонят, посеют |
По личным окончаниям глаголы делятся на 2 группы:
глаголы ⎢спряжения имеют окончания : у ( ю ), ешь ( ёшь ), ет ( ёт ), ем ( ём ), ете ( ёте ), ут ( ют ),
глаголы ⎢⎢спряжения имеют окончания: у ( ю ), ишь , ит , им , ите , ат ( ят ).
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо поставить глагол в неопределённую форму.
К ⎢спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на -оть, - уть, -ать, -ять, -еть + брить, стелить.
Ко ⎢⎢ спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на -ить + смотреть, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать и слышать, зависеть и вертеть, обидеть и терпеть.
Если у глагола ударное личное окончание, то спряжение определяем по этому окончанию, не обращая внимания на неопределённую форму глагола (летит ⎢⎢ спр., Н.ф. лететь).
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в ед.ч по родам (фонарь светил, солнце светило, лампа светила).
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределённой формы. (клеить – клеил, видеть – видела).
Суффиксы -ть- и - ти- образуют неопределённую форму глагола и в основу слова не входят ( нести - посмотреть ).
Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола и в основу слова не входит ( гуляла ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки по русскому языку 3 класс
Памятки использую по учебнику Бунеева...
"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)
Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...
Памятки по русскому языку 2 класс
Благодаря пошаговому алгоритму ученик сам сможет определить тип ошибки и самостоятельно оформить письменную работу над ошибками. В памятке есть подробные инструкции, рекомендации и образцы выполнения ...
Памятки по русскому языку 4 класс
Материал содержит паятки по рускому языку для учащихся 4 класса...
Памятки по русскому языку 4 класс
Материал содержит памятки по русскому языку для 4 класса...
Памятки по русскому языку 4 класс
Материал содержит памятки по русскому языку 4 класс...
Памятки по русскому языку 2 класс для учащихся
Предложенный материал могут использовать учащиеся 2 класса. Предложенные памятки уместны для любого УМК....