Синонимы, антонимы, омонимы.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ведрова Маргарита Вячеславовна

Урок по русскому языку 3 класс на тему: "Синонимы, антонимы, омонимы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_28_russkiy_yazyk_3_klass.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 28   ТЕМА: Синонимы, антонимы, омонимы.

Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, омонимы работать со словарями синонимов , антонимов, толковыми

Планируемые результаты:

Познавательные:  формировать умение различать омонимы, синонимы, антонимы, использовать их в устной и письменной речи, находить в художественном тексте, анализировать и синтезировать новые знания. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.
Личностные: уметь проводить самооценку успешности, развивать познавательный интерес.  
Предметные: различать омонимы, синонимы, антонимы.

Оборудование

Учебник  В.П. Канакина  « Русский язык»  3 класс

  • Рабочая программа
  • Презентация.
  • Карточки для работы в парах

№п/п

Этапы  урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация познавательной деятельности

Цель:

-установить эмоционально доверительный контакт.

 -создать благоприятную психологическую атмосферу.

Какой у нас урок?  - Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

Урок

интересный
познавательный
развивающий
плодотворный  
- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?

Ученики

активные
думающие
работоспособные
внимательные
аккуратные
дисциплинированные  

- Сможете стать такими? Тогда начнем.

- Перед началом работы проведём пальчиковую гимнастику Физпауза (релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц рук «Спаси птенца»).- Вытяните правую руку ладонью вверх. Представьте, что у вас на ладони маленький беспомощный птенец. Согреем его. Медленно, по одному пальцу закройте  ладонь, спрячьте в нее птенца, подышите на него, согревая своим ровным спокойным дыханием. Приложите ладонь  к груди, подарите птенцу доброту своего сердца.  Раскройте ладонь. Птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему.

Регулятивные УУД

(самоконтроль)

Коммуникативные УУД

2.

Актуализация необходимых знаний. Формулирование темы и цели урока.

Цель:

- сформировать тему и учебную задачу на основе создания проблемного вопроса:

   Каковы наши дальнейшие действия на уроке?

Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”)

1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.

2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?

1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.

2-й – Ничего не понятно!

- Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами.

Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)

1-й – Ну и жарко!

2-й - Да ты что? Холодно!

1-й – Я весь покраснел!

2-й – Я весь побелел!

1-й – Ты что такой кислый?

2-й – А ты что – сладкий?

1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?

2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.

- Эти слова называются антонимами.

Сценка 
Ваня читает инструкцию к витаминам Ваня: «Принимать по одной таблетке,  после приёма пищи» (начинает пищать) Мама: «Что случилось?»
– В чём запутался Ваня? Как ему помочь?
Анализ слов: пищи – пищи

А как называются  такие слова? (омонимы)
Готовы ли мы сформулировать тему урока? Поставьте цели.

Это новая для нас тема?

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД

Осознание и выделение  того, что уже усвоено.

Метапредметные УУД

Овладение способом логического мышления

Регулятивные УУД

Осознание и выделение  того, что уже усвоено.

3.

Организация познавательной деятельности Цель:

- Поиск решения учебной задачи. Работа с предложением с правилом

Работа по учебнику 

Упр. 73 (с. 44).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Притворяшки 
Дружно встаньте, детвора.
Отдохнуть пришла пора!
(Дети встают, ноги на ширине плеч, руки на поясе.)
Притворитесь-ка совой — 
Повертите головой.
(Дети поворачивают голову влево-вправо)
Притворитесь тучками — 
Помашите ручками.
(Дети встают на цыпочки, трясут вытянутыми вверх кистями рук, показывая, как из тучки льется дождик.) 
Притворитесь свинками
 И потритесь спинками.
(Дети в парах встают друг к другу спиной и изображают, будто трутся — энергично двигают корпусом.)
Притворитесь кошками –
Постучите ножками.
Притворитесь сказками –
Поморгайте глазками

ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

ПУУД:
уметь анализировать и синтезировать новые знания 

 

Предметные:
определять синонимы

4.

Первичное закрепление во внешней речи.

РАБОТА  В ПАРЕ

Объедини пары синонимов.

шалун                              липучий

сладкоежка                      озорник

птичка                            валяться

плакать                            

                                            реветь

лежать                              лакомка

клейкий                           квакушка

лягушка                               птаха

Нам с тобой
Пришёл черёд
Сыграть в игру
“Наоборот”.
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь
Низко,
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь
Близко.
Скажу я слово
 потолок,
А ты ответишь
Пол.
Скажу я слово
потерял,
И скажешь ты:
Нашёл.
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
Герой.
Теперь
Начало я скажу.
Ну, отвечай
Конец!     Если у нас возникают проблемы по подбору синонимов, антонимов, что необходимо сделать?

КУУД: 
Уметь работать в паре.
Предметные: повторение знаний и умений

ЛУУД: формировать основы самоопределения,   осознавать сущность выполненной работы на уроке.
РУУД: выполнять самооценку деятельности

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Определить антонимы, синонимы, омонимы

Трудно найти, легко потерять. Мир строит, а война разрушает. Сбил, сколотил- вот колесо. Стрелки на часах показывали точное время. Наши стрелки победили в соревнованиях.

РУУД:
уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
ПУУД:
Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую: 

6.

Подведение итогов, рефлексия

- Назовите тему урока.  - Назовите цель урока.

- Достигли мы цели урока?

- Что было для вас трудным? Почему?

Давайте подведем итог

Каким же был для вас урок?

Оцените свою работу на уроке

ЛУУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

РУУД:

 Уметь оценивать свою работу. Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать больше

7.

Информация о домашнем задании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы." Русский язык. 2 класс

Тест можео использовать на уроках русского языка для контроля освоения тем, связанных с лексикой....

Синонимы. Антонимы.Омонимы

УМК "Перспектива"Проверочная работа по темам "Синонимы. Антонимы. Омонимы"...

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова  УМК "Перспектива"...

Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы".

Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы"....

Тест по теме «Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.»

Тест разработан по УМК "Перспектива" для учащихся 2 класса...

Карточки по теме "Синонимы, антонимы, омонимы"

Данная работа поможет проверить знания учащихся....