"Синонимы, антонимы, омонимы".
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
План-конспект урока по русскому языку 4 класс, программа "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по русскому языку (4.10. 2017)
Класс: 4
Тема: Синонимы, антонимы и омонимы.
Цели и задачи:
1. Повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы, выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи;
2. Развивать навыки устной и письменной речи, расширять словарный запас учащихся; развивать сообразительность, внимание, память, мышление, орфографическую зоркость, фонематический слух учащихся.
Метапредметные УУД
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
Регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений
Личностные: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- Ход урока:
Орг. момент.
- Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов!
-( Тренинг соприкосновение и пожелания удачи: «Желаю большого успеха во всём и везде!!!» )
-Покажите своё настроение!(Светофоры: зеленое – восторженное, красное – грустное, жёлтое – светлое, приятное)
- Актуализация опорных знаний учащихся.
- Запишем дату и классная работа.
А) Словарная работа:
- Замените одним словом:
Домашнее животное, друг человека. (Собака)
Оздоровительное учреждение для школьников (Лагерь).
Приём пищи, обычно в середине дня. (Обед)
Седьмой день недели (Воскресенье).
Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (Овощи).
Б) – Найдите среди записанных слов лишнее. Объясните свой выбор.(собака)
- Найдите слова, в которых количество звуков и букв различно. Докажите.
(Лагерь-6б, 5 зв.)
- Сколько согласных звуков в слове ЛАГЕРЬ? Что объединяет этот ряд звуков? (они звонкие).
В)- Посмотрите на первые звуки словарных слов. Если их соединить, то, что получится? (СЛОВО)
Г) - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы его слышите? (Слово в языке и речи – раздел)
(Дети составляют кластер к слову СЛОВО)
(Оценивание: согласен, не согласен –светофоры)
- Молодцы!!!
Беседа:
- Что значит объяснить лексическое значение слова?
– Какие слова называются многозначными, однозначными?
– Что понимается под прямым и переносным значением слов?
- Что такое устаревшие и новые слова?
– Фразеологизмы?
3. Самоопределение к деятельности.
На доске слова: думать, мыслить, сложный, простой, лук, лук.
-Как вы думаете, по какому признаку их можно сгруппировать? ( Антонимы, синонимы, омонимы)
-Молодцы!
-Тема нашего урока….(Антонимы, синонимы, омонимы)
- Поставим цель ….(Научимся определять, распознавать синонимы, антонимы и омонимы)
4.Первичное восприятие учебного материала.
- Обратимся к учебнику на стр.47 упр.70
- Рассмотрим схему и вспомним, что такое синонимы, антонимы и омонимы.
(Читают про себя – объясняют всему классу)
- Какими частями речи является каждая пара синонимов, антонимов омонимов?
-Куда можно обратиться за помощью? (словари синонимов, антонимов и омонимов)
-Выполним упражнение 72 стр. 48
- Чтобы справиться с этим заданием, понадобится дружба и согласие. ---
- Поработайте в парах.
- Что мы сделаем в этом упражнении? ( Объясним смысл пословиц, спишем синонимы, антонимы, омонимы и подчеркнём их)
Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
• Подпишите, где употреблены: а) синонимы, б) антонимы, в) омонимы. • Подчеркните синонимы, антонимы, омонимы. |
-Приступаем к работе! (светофоры– понятно или непонятно)
(ученики зачитывают ответы – оценивание светофорами)
- Оцените работу вашей пары! (светофоры)
(Ответ: Синонимы -2,3,4. Антонимы – 1,5. Омонимы – 6,7.)
- Чему учились, выполняя это упражнение?
Физминутка
Физкультминутка с использованием антонимов.
Встали – сели, подняли руки – опустили, наклоны вперёд – назад, повороты вправо – влево, три шага вперёд – три шага назад.
5.Закрепление изученного материала.
- Самостоятельная работа.
(Задание в учебнике, бланки для ответов, чтение задания, определение целей упражнения. Упр.73 стр.48)
- Объяснить лексическое значение слов, распределить слова в три группы.
- Приступаем к работе! (светофоры – понятно или непонятно)
- Проверим по экрану. (Слайд)
1 группа синонимы Красивый, превосходный Месяц, луна Вещи, багаж Ветер, ураган Друг, товарищ | 2 группа антонимы Белый – черный Сладкий- горький Горячий – холодный Добро – зло | 3 группа омонимы Ласка – ласка Месяц – месяц Почки - почки |
-Оцените свою работу! (светофоры)
- Чему учились, выполняя это упражнение?
6. Рефлексия. Итог урока.
- Сегодня на уроке….
научился…..
было интересно…..
больше всего понравилось…..(Слайд)
-Вернёмся к цели нашего урока.
- Как определить в тексте синонимы, антонимы, омонимы?
- Покажите своё настроение! (светофоры) (Слайд)
7. Домашняя работа.-Рабочая тетрадь упр.67-69 стр.33
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест "Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы." Русский язык. 2 класс
Тест можео использовать на уроках русского языка для контроля освоения тем, связанных с лексикой....
Синонимы. Антонимы.Омонимы
УМК "Перспектива"Проверочная работа по темам "Синонимы. Антонимы. Омонимы"...
Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"
Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"...
Открытый урок русского языка по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы"
Открытый урок русского языка в 4 классе...
Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы".
Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы"....
Тест по теме «Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.»
Тест разработан по УМК "Перспектива" для учащихся 2 класса...
Карточки по теме "Синонимы, антонимы, омонимы"
Данная работа поможет проверить знания учащихся....