Орфографические упражнения в начальных классах
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Орфографические упражнения в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfograficheskie_uprazhneniya_v_nachalnyh_klassah.docx | 39.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфографические упражнения в начальных классах
Списывание – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста.
- Списывание с готового образца
Предлагаются слова, предложения, тексты без пропуска букв и дополнительного задания. Цель: списать правильно, без ошибок и искажений.
- Списывание с дополнительными заданиями – списывание сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического, словообразовательного характера: разделить слова на слоги, выделить корень, обозначить части слова, обозначить части речи, указать род, число, падеж, склонение, спряжение, подчеркнуть главные члены предложения, подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях, вставить пропущенные буквы.
- Творческое списывание – восстановление деформированных предложений, текстов, изменение грамматической формы записываемых слов.
- Выборочное списывание – списать только слова определённой части речи, определённого рода, числа, спряжения, выписать словосочетания.
- Списывание с группировкой – запись слов в два, три столбика с учётом содержащихся в словах орфограмм, запись слов в определённой последовательности ( сначала с безударными гласными в корне, затем в приставках, затем в окончания; слова с парными согласными на конце слов, затем в середине слов.)
- Контрольное списывание служит
Памятка
Правила списывания
- Прочитай
- Закрой образец и повтори по памяти.
- Подчеркни орфограммы.
- Закрой образец (закладкой) и повтори по памяти, как будешь писать. Чётко проговаривай все слова ( про себя, шёпотом, вслух).
- Диктуй себе по слогам и записывай.
- Проверь, все ли слоги ты записал. Прочитай свою запись по слогам.
Диктант – способ проверки орфографических умений и навыков учащихся с использованием связных текстов, насыщенных орфограммами и пунктограммами на изученные правила.
Задачи, которые решаются в процессе проведения разных видов диктантов:
- Организовать деятельность учащихся по предупреждению ошибок;
- Развивать точность зрительного восприятия;
- Тренировать внимание, активизировать мышление и способствовать осознанному запоминанию правильного написания;
- Развивать слуховое восприятие и память;
- Направлять учащихся на увеличение объёма слуховой и зрительной памяти;
- Формировать навык грамотного написания слов с непроверяемыми орфограммами;
- Организовать процесс повторения, закрепления, тренировки для усвоения правописания словарных слов;
- Организовать деятельность учащихся по правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы с учётом позиции звука и состава слова;
- Организовать деятельность учащихся по обучению правописания на основе проверки орфограмм с применением правил;
- Проверить умения писать текст с изученными орфограммами под диктовку4
- Выработать умение сознательно пользоваться орфографическими правилами
Система использования различных видов диктантов по формированию орфографического навыка
Этап работы над орфограммой | Рекомендуемый вид диктанта |
Опознавание орфограммы на уровне знакомства с нею | Выборочный диктант |
Устное объяснение орфограммы до записи текста | Предупредительный диктант |
Объяснение орфограммы в процессе письма | Комментированный диктант Диктант с проговариванием Диктант с постукиванием |
Объяснение орфограммы после записи текста | Объяснительный диктант Словарно-орфографический диктант Самодиктант (по памяти) Подготовленный диктант Повторный диктант Зрительный диктант |
Включение орфограммы в новые связи | Выборочно-объяснительный диктант Графический диктант Распределительный диктант |
Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы | Диктант «Проверяю себя» Комбинированный диктант Разученный диктант Творческий диктант Свободный диктант Диктант с заменой Диктант-перевод Диктант по картине Восстановленный диктант |
Объединение усвоенных частных действий в одну сложную деятельность в условиях полной самостоятельности учащихся | Контрольный диктант, словарный диктант |
Последовательность введения приёма письма под диктовку: отдельные буквы – отдельные слоги – отдельные слова – отдельные предложения – текст.
Для записи отдельных букв вводится игра «Звук-буква». Учитель произносит звук. Учащиеся обозначают звук буквой (на наборном полотне, касса букв), затем записывают букву.
- Учитель чётко произносит звук
- Учащиеся хором повторяют звук
- Учитель просит обозначить звук буквой
- Вводится приём проговаривания
- Учащиеся записывают букве с проговариванием
- Проверка. Учитель медленно повторяет звуки, учащиеся с ручкой в руке проверяют буквы, которые они записали.
Запись под диктовку слогов
- Учитель чётко произносит слог
- Учащиеся хором повторяют
- Учащиеся диктуют себе слог в процессе его записи
- Самопроверка
Запись слова под диктовку
- Учитель произносит слово
- Учащиеся повторяют
- Учитель повторяет слово
- Учащиеся проговаривают слово по слогам
- Выделяют голосом ударный слог
- Учащиеся диктуют себе слово по слогам и записывают
- Самопроверка. Подчёркивание гласных букв
Запись отдельного предложения под диктовку
1.Учитель читает предложение 3 раза.
Первый раз – дети слушают, осмысливают, запоминают.
Второй раз – учитель чётко проговаривает каждое слово, дети обращают внимание на произношение.
( ученики хором повторяют предложение, как будут писать, чётко проговаривая по слогам;
записывают, диктуя себе по слогам)
Третий раз – чтение для операции контроля. Учащиеся держат в руке ручку и следят за чтением учителя.
Запись под диктовку текста. Учитель диктует текст три раза.
- Весь текст для общего восприятия
- Каждое предложение с паузами – для записи
- Весь текст для проверки.
Предупредительный диктант
Объяснение орфограмм проводится до записи в тетрадях. Он может быть зрительный (с показом текста) и слуховой.
Предупредительный «безошибочный» диктант. Перед учащимися ставится задача полностью разобраться в орфографической стороне текста и написать его без ошибок. Прослушав текст, учащиеся задают вопросы по правописанию тех или иных слов. Отвечают на вопросы учащиеся, которые знают и уверены в правописании данных слов. При затруднении в объяснении орфограммы учащимися, подключается учитель.
Комментированный диктант предполагает объяснение правописания сложных орфограмм в процессе записи текста, направлен на овладение алгоритмом действий над орфограммой
Объяснительный диктант отличается от предупредительного тем, что объяснение правописания орфограмм осуществляется после записи текста.
Диктант «Проверяю себя» - слуховой диктант, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля, способствует развитию орфографической зоркости, осмыслению орфограммы, критического отношения к собственному письму, вырабатывает навыки самопроверки. Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, пользоваться орфографическим словарём, справочниками, подчёркивать орфограмму, вызвавшую сомнение. Подчёркнутая учеником орфограмма за ошибку не считается, в то же время допущенные ошибки оцениваются строже.
Диктант с пропуском букв. В процессе записи текста учащиеся делают пропуск орфограммы, если не знают или сомневаются в её написании. На месте этой орфограммы на нижней линии строки ставится прочерк ( черта). После записи осуществляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой приём является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости.
Выборочный диктант предусматривает запись из текста только отдельных слов, словосочетаний или предложений согласно поставленным задачам.
Выборочно-распределительный диктант предполагает выбор из текста и запись слов с определёнными орфограммами и одновременно их распределение по каким-либо признакам.
Морфемный диктант – разновидность выборочного диктанта. Учащиеся записывают только значимые части того или иного слова с нужной орфограммой. Данный вид диктата содействует запоминанию графического облика морфем и совмещает орфографический и грамматический анализы слов.
Подготовленный диктант предполагает использование учебника. Учащиеся заранее записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова записывают под диктовку.
Комбинированный диктант – вид слухового диктанта, обладающий признаками предупредительного, объяснительного и контрольного. Используется преимущественно на уроках обобщения, а также с отстающими учениками на поддерживающих занятиях. ( сначала предварительное объяснение, затем комментированное письмо, затем без объяснения как контрольный диктант).
Письмо по памяти (само диктант) – самостоятельная запись выученного наизусть текста с последующей самопроверкой по образцу.
Диктант- игра «Кто больше запомнит». Учитель произносит один раз цепочку из трёх слов. Учащиеся записывают то, что запомнили. Затем учитель произносит вторую цепочку слов и делает паузу достаточную для записи по памяти этих слов. И т.д. затем самопроверка по образцу.
Графический диктант. Учитель читает предложение один раз. Учащиеся повторяют его шёпотом. Учитель читает предложение второй раз. Учащиеся составляют схему предложения, расставляя знаки препинания.
Цифровой диктант. Перед диктантом оговаривается, при помощи какой цифры будет обозначаться каждое из языковых явлений. Учащиеся слушают текcт, но не записывают его, а ставят в тетради только цифры, оговорённые заранее.
Приложение
Анализ диктанта по русскому языку
Класс________________________________________
Учитель______________________________________
Дата проведения______________________________
Писали работу_________________________________
Уровень и оценка знаний | Качество знаний (7-10) | ||||||||||||
Вид работы | высокий | достаточный | средний | удовлетворительный | низкий | Не приступили | Кол. | % | |||||
Диктант(списывание) | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |||
Всего человек | |||||||||||||
Грамматическое задание | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |||
Всего человек |
Анализ ошибок по характеру
№ п/п | Ошибки | Допустили ( кол. чел.) |
1. | Пропуск, замена, перестановка букв | |
2. | Большая буква в начале предложения, в именах собственных | |
3. | Знаки препинания в конце предложения | |
4. | Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных | |
5. | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, же-ше, чк-чн | |
6. | Перенос слов (ь, й) | |
7. | Перенос слов с приставками | |
8. | Правописание слов с разделительным мягким знаком | |
9. | Правописание безударных гласных в корне слова | |
10. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | |
11. | Правописание парных согласных | |
12. | Раздельное написание предлогов | |
13. | Правописание гласных и согласных звуков в приставках | |
14. | Написание слов с двойными согласными | |
15. | Правописание ь на конце имён существительных после шипящих | |
16. | Правописание ь в глагольных формах | |
17. | Правописание безударных окончаний имён существительных | |
18. | Правописание безударных окончаний имён прилагательных | |
19. | Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени | |
20. | Правописание глаголов прошедшего времени | |
21. | Глаголы на –ся, -сь | |
22. | Правописание личных местоимений | |
23. | Слова с непроверяемым написанием | |
24. | Правописание слов с непроизносимыми согласными | |
25. | Запятые при однородных членах предложения, в сложном предложении |
№ п/п | Грамматическое задание | выполнение | |||||
правильно | с ошибками | не приступили | |||||
Кол. | % | Кол. | % | Кол. | % | ||
Анализ словарного диктанта по русскому языку
Класс _______________________________________
Учитель______________________________________
Дата проведения_______________________________
Писали работу__________________________________
№ п/п | Ф.И. ученика | Словарные слова | отметка | % выполнения | Кол. ошибок | |||||||||||
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
1 Пропуск, замена букв.
Напиши слово правильно, подчеркни букву, поставь ударение, запиши слово ещё раз, разделяя его на слоги. Например: кошка, ко-шка.
2 Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение, поставь нужный знак, подчеркни его. В скобках укажи вид предложения. Запиши ещё одно предложение с таким знаком. Например: Шёл дождь._ (Повест., невоскл.) Я учу уроки._
3 Заглавная буква в начале предложения.
Напиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение, подчеркни заглавную букву. Например: Мальчики играют во дворе. Им весело.
4 Большая буква в словах.
Напиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило, подчеркни большую букву. Например: Марина, Волга, Минск, Анна.
5 Безударная гласная в корне слова.
Напиши слово правильно, запиши проверочное слово и несколько однокоренных слов, подчеркнув гласную в корне слова. Например: моря - море, моряк, морской.
6 Словарные слова.
Напиши слово по слогам, поставь ударение, подчеркни букву. Запиши, ещё два однокоренных слова. Например: я-зык, языковой, языкастый.
7 Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Напиши правильно, запиши проверочное слово. Например: дуб - дубы.
8 Сочетания жи, ши; же,ше; ча,ща; чу,щу.
Напиши слово правильно, разделяя его на слоги, запиши ещё три слова с этим сочетанием. Например: щу-ка, ищу, чищу, тащу.
9 Предлоги.
Напиши предлог со словом, к которому он относится, придумай и запиши ещё три слова с предлогами. Например :у берега, у реки, в школе, на столе.
10 Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Напиши слово правильно, запищи ещё три слова.
Например: мальчик, лось, день, огоньки
11 Разделительный мягкий знак.
Напиши слово правильно, запиши ещё три слова с разделительным мягким знаком. Например: платье, вьюга, счастье, листья.
12 Разделительный твёрдый знак.
Напиши слово правильно, запиши ещё три слова с твёрдым знаком. Выдели приставку. Например: подъём, съезд, объедки, подъезд.
13 Двойная согласная.
Напиши слово правильно, запиши ещё три слова с двойными согласными. Например: Анна, хоккей, Алла.
14 Перенос слов.
Напиши слово правильно, разделяя его для переноса, запиши ещё 3 слова, разделяя их для переноса. Например: ки-но, май-ка, день-ки, озе-ро.
15 Сочетания чк, чн, чт, нщ, рщ, щн.
Напиши слово правильно, запиши ещё три слова с данным сочетанием. Например: ручка, тучка, ночка, точка.
16 Непроизносимые согласные. Напиши слово правильно, подбери проверочное слово. Например: честный - честь, или ясный - ясен.
17 Мягкий знак после шипящих в именах существительных.
Напиши слово правильно, укажи род имени существительного. Запиши ещё три слова на это правило. Например: мышъ - ж.р., ночь, печь, речь.
18 Безударное падежное окончание имени существительного.
Напиши слово с правильным окончанием, обозначь падеж, склонение. Запиши ещё два слова с таким окончанием. Например: на ветке- П.п., 1-е скл., на озере, на столе.
19 Окончание имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число, падеж прилагательного, выдели окончание. Например: по снегу (какому?) глубокому- м.р., ед. ч. ,Д. п.
20 Безударное личное окончание глагола.
Выпиши глагол правильно, поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение глагола. Например: nишет- писать (1 спр.)
21 НЕ с глаголами. Напиши правильно глагол и частицу НЕ, запиши ещё два глагола с частицей не. Например: не смотрел, не бегал, не буду.
22 Мягкий знак на конце глаголов.
Напиши слово правильно, укажи лицо, число и время у глагола. Запищи ещё два слова на это правило. Например: пишешь- 2-ел.,ед.ч.,н.вр., рисуешь, играешь.
23 Написание глаголов на -тся, -ться. Выпиши глагол, поставь вопрос.
Например:(Что делает?) играется или (Что делать?) играться.
24 Правописание приставок.
Напиши слово правильно, выдели приставку. Запиши ещё три слова с этой приставкой. Например: пошёл, побежал, пообедал.
25 Правописание суффиксов.
Напиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с таким суффиксом. Например: домовой, садовый, часовой, береговой.
26 Однородные члены предложения.
Выпиши предложение, обведи знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят.
Например: Ветер сорвал листья с деревьев, кустов.
27 Предложение с обращением. Выпишите предложение с обращением, подчеркни обращение и обведи знаки препинания при обращении. Например: Я могу,Серёжа, взять у тебя книгу?
28 Разбор предложения. Запиши предложение. Укажи над каждым словом в предложении часть речи.
- Сделай звуко-буквенный разбор слова.
- Проведи морфологический разбор слова.
- Разбери слово по составу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической зоркости в начальных классах
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов....
Развитие орфографической зоркости в начальных классах.
Описание передового педагогического опыта учителя....
Развитие орфографической зоркости в начальных классах. Из опыта работы.
В статье рассказывается об используемых мною приёмах по развитию орфографической зоркости учащихся....
Развитие орфографической зоркости в начальных классах
С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова......
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальной школе
В данном материале ракрываютс особенности проведения в начальной школе основных орфографических упражнений таких, как списывание, диктант, орфографический разбор, изложение, сочинение....
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах
В методических рекомендациях представлена методика проведения основных видов орфографических упражнений в начальных классах: правила списывания и методика проведения контрольного списывания, алг...
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе....