Лето. Фонетический разбор.
статья по русскому языку на тему

Крушинская Светлана Михайловна

Фонетический разбор - легко или сложно?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetich._razbor.docx209.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

Фонетический разбор? Это просто!

 

 

          Каждый учитель сталкивался с проблемой: почему детям так труден фонетический разбор слова? Буквы и звуки изучены, лента букв висит над классной доской, а учащиеся делают множество ошибок.

Лента букв, даже составленная вместе с детьми, не дает полного эффекта, а если мы организуем деятельность со звуками, ребенок усвоит знания почти без усилий. Давайте поиграем в звуки и буквы, забыв про трудный фонетический разбор!

Начнем со сказки. Я ее подсмотрела и подслушала у замечательного педагога, автора учебников по русскому языку Ольги Леонидовны Соболевой (изд. Ювента, Москва, 2004)

Давным-давно жили-были звуки. У каждого было свое имя. Был у них дедушка, строгий Алфавит, который во всем любил порядок. Иногда он строил звуки по порядку и давал им полные имена.  (рис. 4, все иллюстрации Л. Вольницкой)  Да, у звуков, как и у людей, были короткие имена и длинные, полные. Например,  звук М звали  ЭМ, когда он стоял по порядку у Алфавита. Но чаще всего звуки просто играли и веселились, кому же захочется стоять и не шевелиться!

Однажды  звуки заметили, что у некоторых из  них красивый голос. Это были А, О, У, Ы, Э, И.   За это их стали называть гласными. Решили звуки  организовать хор. Стали репетировать, чтобы выступить на концерте.

Остальным тоже хотелось участвовать, но голоса у них не было. Загрустили звуки. Но выход нашли: гласные предложили звукам без красивого голоса стать шумовым оркестром при хоре. Подумали звуки и согласились. За это их стали называть согласными. (рис.2) Хорошо получилось: гласные поют, а согласные свистят, бренчат, рычат, бубнят…

После удачного выступления на концерте звуки решили поехать на гастроли.  Купили билеты на поезд,  причем гласным достался второй вагон, а согласным первый. (рис. 1)

У дедушки Алфавита были два помощника-знака: Ь и Ъ. Он послал их присматривать за звуками, а место им нашлось в кабине машиниста.

Итак, поезд тронулся, а мы посмотрим, как устроились звуки. В 1 вагоне на верхних полках устроились те,  которые умели шуметь громко, звонко, а на нижних те, которые играли в оркестре тихо, глухо. Стали их называть звонкие да глухие согласные. Посмотрите, некоторые так подружились,  что их полки друг под другом: Д-Т, В-Ф, Г-К, Ж-Ш, З-С, Ж-Ш. Их прозвали парными согласными. Едут, разговаривают. А у некоторых друзей не было, их прозвали непарными согласными.

Зайдем во 2 вагон. Там тоже порядок. На верхних полках едет наш хор, но И места не хватило, она внизу.

Тут же  Я, Е, Ё, Ю. У них есть какой-то секрет, они  его расскажут позже.

На остановках звуки прогуливались по перрону, беседовали. Иногда беседа была мягкая, ласковая, если гуляли с И: ми, си, ли, ги.  Иногда твердая: ма, лу, пэ, ро. Это зависело от СОСЕДА! (рис.3)

А теперь, пока поезд мчится, мы поиграем в игру «Да-Нет» (автор А. Гин, педагог-психолог)  

Я задумаю звук, а вы должны его отгадать. Для этого задавайте мне такие вопросы, чтобы я могла ответить «да» или «нет», на другие вопросы я не отвечу. Попробуем!

Например:

 - Это гласных звук? (нет)

- Это звонкий? (да)

- Это парный? (да)

- Есть ли он в слове зонт? (нет)

- Есть ли он в слове флаг? (да)

- Это Г?  (да)

Эта  игра научит  ребенка  быть внимательным. Характеристика звука запоминается в деятельности, без усилий.  Кроме того, игру можно использовать при изучении других тем.  Например,  я задумала часть речи, член предложения, морфологический признак,  число из ряда чисел, растение, природную зону, величину…

Продолжение игры.

- Теперь я расскажу вам про звук, а вы догадайтесь, про какой?

- Он согласный, непарный, глухой, живет и работает в слове ТАПОЧКИ.

- Загадайте одноклассникам звук!

(Паровозик напечатать каждому ребенку, он будет  помогать в игре,  при фонетическом разборе.)

 В игре ученики получили основные понятия и легко ими оперируют.

Рис. 1

Рис. 2

.

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Литература:  О.Л.Соболева, учебник русского языка, 2 класс,  изд. Ювента, Москва, 2004, рисунки Л. Вольницкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Фонетический разбор в УМК"Гармония"

Представляю выполнение фонетического разбора в УМК "Гармония"....

Алгоритм фонетического разбора слова

В материале дан алгоритм фонетического разбора слова:план, образец устного и письменного разбора....

Таблица "Фонетический разбор слова"

Предлагаю коллегам восопользоватья данными таблицами "ФОнетический разбор слова", которые помогают учащимся без особого труда проводить фонетический разбор слова. А также родителям при оказании помощи...

Памятка по русскому языку: фонетический разбор слова.

Памятка по русскому языку: фонетический разбор слова. Содержит порядок и образец звуко-буквенного разбора слова....

фонетический разбор

фонетический разбор...

Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.

Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....

Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор"

Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор"...