Тексты для изложений 3 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Данный материал предназначен для учителей начальных классов

В материале представлены тексты для обучения учащихся 3 классов письменному пересказу текста.

При отборе текстов учитывается их воспитательная направленность и познавательная ценность. К каждой теме грамматики подобраны 2 текста. Они знакомят учащихся с нравственными поступками детей и взрослых, явлениями природы, жизнью растений и животных.

К текстам прилагаются вопросы по содержанию, примерный план изложения текста, задания для словарно - орфографической подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teksty_dlya_izlozheniy_3_klass.rar57.32 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение.

Листопад.

                      Осенью падают жёлтые листья с деревьев.

                      Они – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду и подают дереву. Листья её испаряют. Если воды мало, листья опадают.

                     Но ведь осенью часто идут дожди. Какая может быть засуха? Неужели дереву не хватает воды?

                     Воды – то много, да взять её дерево не может. Осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски.

                     Вот и начинается листопад.

Вопросы и  задания к тексту

О чём свидетельствуют жёлтые листья на деревьях? Почему дождливой осенью деревьям не хватает воды? Объясните значение слова  ЛИСТОПАД. Скажите, как оно образовалось.

Примерный план:

1.Почему осенью падают листья?

2.Засуха осенью.

3.Почему дерево не может взять воду?

Словарно – орфографическая работа

Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: из  з___мли, исп___ряют, в___ды, оп___дают, д___жди, не хватает,  ___се___яя, х___лодная, к___рневые, в___л___ски, лист___я, д___рев___ев, осен___ю.

Запомните, как пишутся слова:  неужели, начинается, листопад.

Обратите внимание на вопросительные предложения, которые используются в тексте. Замените их повествовательными.

Далеко от родины.

        Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но никогда они не слышали их пения. Круглый год в Африке зеленеют деревья. Круглый год светит солнышко. Почему же наши певуньи в Африке не поют? Потому что не под пальмой гнездо соловья. Оно где – нибудь в кустиках возле тихой русской речки. Птица поёт там, где она гнездо вьёт. Птица поёт на родине.

Вопросы и задания к тексту

Куда улетаю многие наши птицы на зиму? Почему это происходит? Что удивительного вы узнали о поведении наших птиц в Африке? Почему же они там не поют?

Примерный план

1.В Африке наши птицы не поют.

2.Почему птицы не поют в Африке?

3.Где поёт птица?

Словарно – орфографическая подготовка

Найдите слова с разделительным мягким знаком. Объясните их написание.

Объясните написание безударных гласных в словах:  зеленеют, деревья, певуньи, поют, гнездо.

Обратите внимание на написание слов: никогда, где – нибудь.

Речь.

Потерянный день.

        К Витиному брату пришёл товарищ. Он бросил на стул шапку и сказал:

- Потерянный у меня день!

        Товарищ ушёл. Витя спросил у брата, как это может потеряться день. Брат сказал, что дни одинаковые по времени, но разные по делам. Тот день, когда человек не сделал полезного дела, ничему не научился, можно считать потерянным днём.

        С тех пор Витя вечером рассказывал брату, чем занимался, и спрашивал, не потерянный ли у него день?

Вопросы к тексту

Какие слова сказал товарищ Витиного брата? Как брат объяснил Вите значение слов «потерянный день»? Что стал с тех пор делать Витя?

Примерный план

1.Потерянный день

2.Какой день потерян?

3.Вечерний разбор.

Словарно – орфографическая подготовка

Вставьте в  слова пропущенные буквы и проверьте их:  ск___зал, спр___сил, п___лезного, по  д___лам.

Обратите внимание на написание слова   товарищ. Подумайте, какие слова можно употребить вместо него.

Запомните написание слов:  потерянный, потеряться, ничему не научился, с  тех  пор.

Текст.

До первого дождя.

        Татьяна и Маша подружки. Они всегда ходили вместе.

        Одныжды девочки шли в школу. Вдруг начался дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Таня попросила Машу снять плащ. Они бы вместе  им накрылись. Но Маша побоялась промокнуть.

        Удивилась учительница. Шли девочки вместе. У Маши платье сухое, а у Танюши мокрое. Покачала она головой:

        - Видно, ваша дружба до первого дождя!

Вопросы и задания к тексту

Какие отношения были между Таней и Машей? Расскажите, что произошло во время дождя? Что сказала учительница о дружбе девочек? Объясните, как вы понимаете её слова. Как должен поступить настоящий друг?

Примерный план

1.Подружки.

2.Во время дождя.

3.Дружба до первого дождя.

Словарно – орфографическая работа

Объясните правописание гласных в словах:   ходили, начался, попросила, побоялась, удивилась, покачала, головой.

Назовите слова, которые нужно писать с большой буквыю

Запомните, как пишутся слова:  вместе, всегда, однажды.

Подумайте, с каким чувством произнесла свои слова учительница. Какой знак нужно поставить после её слов? Какими словами можно назвать дружбу Тани и Маши?

Нитка на лапке

(сжатое изложение).

        Мальчишки хотели поймать скворчонка. Он вырвался, но на лапке затянулась петля. Скворец волочил за собой нитку. Однажды нитка зацепилась за сук. Скворец повис вниз головой.

        Птицу заметила галка. Сначала она рассматривала скворца чёрными быстрыми глазами. Потом подлетела и стала клевать там, где нитка зацепилась за сук.

        Увидел скворца кот и полез на дерево. Галка вспорхнула и клюнула его между глаз. Кот слетел на землю. Галка снова принялась за работу.

        Увидели это рабочие. Один влез на дерево и освободил пленника. С того дня скворец и галка подружились.

Вопросы и задания к тексту

Какая беда случилось со скворцом? Кто пытался ему помочь? Расскажите, как галка спасла скворца от гибели в лапах кота. Кто  окончательно освободил пленника? Какие отношения установились с того дня между скворцом и галкой?

Примерный план и опорные слова

1.Скворец попал в беду.                          Хотели поймать, вырвался,

   (3 предложения)                                   но петля затянулась, зацепился и повис.

2.Галка пытается помочь.                     Заметила, подлетела  и стала  клевать.

   (2 предложения)

3.Галка спасает скворца от кота.          Полез, клюнула.

    (2 предложения)

4.Подружились.                                      Освободил, подружились.

   (2 предложения)

Словарно – орфографическая подготовка

Объясните написание гласных и согласных в корнях слов:  хотели, скворчонка, затянулась, петля, волочил, зацепилась, смотрела, подлетела, вниз, лапка, полез, глаз.

Обратите внимание на написание слов:  клевать, вспорхнула, снова, освободил, с того дня.

Предложение.

Верный товарищ

(сжатое изложение).

        Вася и Гриша скучали во дворе. Решили они пойти погулять. Друзья взяли санки и зашагали по тропе.

        Вот и горка. Уселись мальчики на санки и покатали вниз. Только снежок заскрипел и закружился за санями. Вдруг Вася вылетел из санок и свалился в сугроб. Он сильно ударил ногу и не мог встать.

        Гриша усадил товарища на санки и повёз в больницу. Врачи оказали Васе помощь.

Вопросы и задания к тексту

Какое настроение было у Васи и Гриши? Куда отправились мальчики? Что произошло на горке? Расскажите, как поступил Гриша? Объясните, почему рассказ назван «Верный товарищ».

Примерный  план и  опорные слова

1.Друзья идут на горку.                                Решили, зашагали.

  (2 предложения)

2.Вася свалился в сугроб.                           Покатили, вылетел, не мог встать.

  (3 предложения)

3.Гриша помогает товарищу.                     Усадил, отвёз, оказали помощь.

  (2 предложения)

Слово.

Отважные мухоловки.

        Под окном росла молодая груша. На верхних ветвях груши построила гнездо мухоловка. В гнезде на мягком пуху лежали яйца птички.

        Мухоловка часто отлучалась за пищей. Однажды на дереве появилась кошка. Она ползла по ветке к птичьему гнезду. Отважная мухоловка стремительно проносилась перед самым носом кошки, била её крыльями и жалобно пищала.

        На помощь подружке поспешила другая птичка. Вдвоём они прогнали кошку от гнезда.

Вопросы и задания к тексту

Где построила гнездо мухоловка? Что задумала кошка? Расскажите, как отважные мухоловки защищали гнездо. Почему мухоловки названы отважными? Подберите к этому слову близкие по значению слова.

Примерный план.

1.Гнездо на груше

2.Кошка ползёт к гнезду.

3.Мухоловки защищают своё гнездо.

4.Победа.

Словарно – орфографическая подготовка

Объясните написание пропущенных букв в словах: м___л___дая, в___твях, гн___здо, л___жали, п___лзла, прон___силась, посп___ш___ла, пищ___ла, ветвях  груш___, ч___сто, отлуч___лась.

Объясните, как произошло название птицы  МУХОЛОВКА. Запомните, как пишется это слово. 

                                                                 

Состав слова.

Пример аккуратности.

        Барсук – хищный зверь. Встретит лягушку и мышку – не пропустит. Но он ест и насекомых, отыскивает их в земле и вытаскивает сильными медвежьими лапами с длинными когтями. Иногда добывает маленьких зайчат.

        Барсук – пример аккуратности. Возле его норы всегда чисто, нет костей, остатков еды. Он устраивает уборные – глубокие ямы в пяти – шести метрах от норы.

        Даже на охоту барсук не идёт, пока не наведёт туалет. Обязательно чистит шкурку от земли, расправляет примятые в норе волоски.

Вопросы и задания к тексту

Кто назван примером аккуратности? Подтвердите это фактами, описанными в тексте.Чем питается барсук? Как названы его лапы? Почему его принято считать хищным зверем?

Примерный план

1.Барсук – хищный зверь.

2.У барсучьей норы.

3.Перед охотой.

Словарно – орфографическая подготовка

Запомните, как пишется слово   аккуратность. Какое ещё слово с двойной согласной встречается в тексте?

Проверьте гласные в словах:  в  з___мле,  п___ти,   ш___сти, распр____вляет,  в___л___ски.

Объясните значение выражения   НАВОДИТЬ ТУАЛЕТ. Запомните, как пишется слово  туалет.

Суффикс.

Кораблик.

        Пошли гулять лягушонок, цыплёнок, муравей и жучок.

        Пришли на речку. Лягушонок прыгнул в воду и остальных позвал. Но никто не умел плавать.

        Лягушонок захохотал. Обиделись товарищи. Стали думать и придумали.

        Цыплёнок принёс листочек, мышонок – ореховую скорлупу, муравей – соломинку, жучок – веточку.

        В скорлупу соломинку воткнули, листочек верёвочкой привязали – построили кораблик. Сели на него и поплыли. Лягушонок голову из воды высунул, хотел ещё посмеяться. А кораблик уже далеко уплыл.

Вопросы и задания к тексту

Назовите героев сказки. Куда позвал друзей лягушонок? Над чем он смеялся? Что придумали цыплёнок, мышонок, муравей и жучок? Расскажите, как они строили кораблик. Как вы относитесь к поступку лягушонка? Подумайте, почему он не смог ещё посмеяться.

Примерный план

1.Друзья на речке

2.Обида.

3.Построили кораблик.

4.Лягушонок не смог посмеяться.

Словарно – орфографическая подготовка

Выделите суффиксы в словах: лягушонок, цыплёнок, мышонок, жучок. Запомните их написание.

Выделите суффиксы в словах: кораблик, листочек, скорлупка, соломинка, верёвочка.  Какое значение они придают словам? Почему слова употреблены автором в этой форме?

Подберите однокоренные слова к слову  захохотал. Запомните написание корня.

Обратите внимание на написание слов: ореховую, посмеяться.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Осенью в лесу.

         Среди редких берёз прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся друг к дружке опята на тоненьких ножках.

        Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжёлыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рёв лесного богатыря.

        Страшно робкому зайчишке. Всё кругом жёлтое, а у него шубка уже побелела. Ждёт бедняжка, когда выпадет снег. Зароется в сугроб – никто его не увидит.

Вопросы и задания к тексту

На какие три части можно разделить текст? О чём рассказывается в каждой части? Какие грибы можно встретить в осеннем лесу? Как назван в тексте лось? Как назван в тексте заяц? Почему ему страшно?

Примерный план

1.Грибы.

2.Лесной богатырь.

3.Робкий зайчишка.

Словарно – орфографическая подготовка

Проверьте согласные в словах: ре___ких  берё___,  кре___кие, сколь___кие, ни___ких, дру___, дру___ке, но___ках, рё___, зайчи___ка, шу___ка, бедня___ка, сне___, сугро___, ро___кий.

Подберите признаки к предметам: боровики (какие?) ___________, сыроежки (какие?) _____________, мухоморы (какие?) ______________, грузди (какие?) _____________, рёв (какой?) _____________, рога (какие?) _____________, зайчишка (какой?) _______________.

Укажите слова, которые описывают действия грибов: боровики (что делают?) _______________, сыроежки ______________, мухоморы________________, грузди______________, опята_______________.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Легенда о жаворонке.

        Видит  волшебник – мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. У пахаря рубашка на спине взмокла от солёного пота.

        Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника обед разделить: ломоть хлеба, пару луковиц да кувшин родниковой воды.

        Подкрепился волшебник, расспросил пахаря о житье – бытье. Пожаловался тот: надоело слушать, как камни о плуг грохочут.

        Бросил волшебник в небо маленький камень. Защебетала в поднебесье серая птичка. Веселее зашагал конь. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.

Вопросы к тексту

Как появился жаворонок? Какое настроение стало у пахаря? Почему волшебник решил помочь хлеборобу? Какие чувства вызывает у вас эта легенда?

Примерный план

1.Волшебник.

2.Мужик пашет.

3.Обед.

4.Разговор о житье – бытье.

5.Птичка в небе.

Словарно – орфографическая подготовка

Вспомните правило, которое нужно знать, чтобы правильно написать гласные в словах: з___мля, п___счаная, м___стами, с___лёный, позд___ровался, пригл___сил, разд___лить, р___дниковой, подкр___пился, расспр___сил, гр___хочут, защ___б___тала, в___с___лее, заш___гал.

Кто такой хлебороб? От каких слов образовалось это слово? Какие ещё слова употреблены в тексте вместо слова   хлебороб?

Клесты

        На занесённых снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещёнными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.

        Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей они выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями у самого ствола.

        Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.

Вопросы к тексту

Что вы узнали о клестах? Как в тексте описано поведение взрослых птиц на занесённых снегом ветках? Какие клювы у клестов? Где сидят маленькие клесты во время кормления?

Примерный  план

1.На ветвях ели.

2.Кормление малышей.

3.Не страшен голод и холод.

Словарно – орфографическая подготовка

Проверьте гласные в словах: зан___сённых, сн___гом, в___твях, в___сят, н___гами, неб___льшие, кр___сноватые, з___л___новатые, с___мена,  ___ловых, кл___сты, гн___здо, б___ятся, пт___нцов, ств___ла.

Найдите слова, которыми названы в тексте ветки ели, клесты, мороз, клювы птиц, шишки.

Обратите внимание на написание слов: кувыркаются, не боятся, вверх.

Не будь неряхой в лесу.

        Лес расстелил полянку, точно зелёную скатерть. Но выпачкал её неряха: намусорил, бумажки разбросал, консервную банку оставил.

        Из - за такой банки чуть не погиб медведь. Играли вечером пограничники на спортивной площадке. Услышали странный звук. Оглянулись – медведь! На морде – большая банка. Не видит бедняга дороги, колотится о стволы деревьев металлической головой.

          Лакомка нашёл брошенную банку, начал её вылизывать. Засунул голову по уши, а вытащить не смог.

          Медведь мог погибнуть. Пограничники освободили Мишку от душившей банки.

         Вопросы к тексту

 Как встречает гостей лес? Чем должны отвечать лесу его гости? К чему чуть не привела неряшливость в лесу? Что случилось с медведем?

 Примерный план

           1.Неряха в лесу.

           2.Медведь с металлической головой.

           3.Лакомка.

           4.Освободили.

           Словарно-орфографическая подготовка  

           Проверьте гласные в словах: п___лянка, вып___чкал, расст___лил, намус___рил,  разбр___сал , веч___ром, сп___ртивная, пл___щадка, огл___нулись, б___льшая, б___дняга, ств___лы, г__л___вой, выт___щить.

Объясните написание согласных в словах:  бума___ки, поги___, площа___ке, не  смо___.

Найдите слова, которые употреблены в тексте вместе слова  медведь.

Обратите внимание на писание слов: консервная, пограничники, колотится, металлической, брошенная, душившей.

Правописание непроизносимых согласных.

Чужая пятёрка.

        Счастливый Серёжка вприпрыжку сбегает по лестнице. У мальчугана праздник. В его тетрадке по русскому языку стоит пятёрка за диктант. Теперь его не будут бранить за то, что получает только тройки.

        Дома Серёжка сообщил папе про пятёрку. Папа радостно улыбнулся и спросил, как Серёжка смог написать без ошибок.

        Мальчик рассказал, что он сидит с Ниной, она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Серёжку и сказал, что он принёс домой чужую пятёрку.

        Вопросы к тексту

Почему Серёжка был счастлив? На что он надеялся? Как назвал папа Серёжкину пятёрку? Почему он её так назвал? Прав ли был Серёжка, когда радовался этой пятёрке?

        Примерный план

  1. Праздничное настроение.
  2. Папа рад.
  3. Чужая пятёрка.

Словарно – орфографическая подготовка

Вспомните правило, которым нужно пользоваться, чтобы правильно написать слова: счастливый, лестница, праздник, радостно, грустно. Подберите однокоренные слова для проверки.

Вставьте пропущенные буквы: сб___гает, вприпры___ку, тетра__ке, ру___кому, п___тёрку, дикто___ка, бр___нить, спр___сил, посм___трел.

К словам  вприпрыжку, бранить, сообщил  подберите близкие по значению.

Белка.

        В лесу на высокой сосне устроила белка гнездо. Всё круглое и закрытое. Лишь с одной стороны лазейка оставлена, чтобы внутрь можно было забраться.

        Белка – зверёк ловкий. Она бегает вверх и вниз по деревьям. Помогает держать равновесие длинный хвост белки. Её передние лапы короче, чем задние. Так удобнее перелетать с ветки на ветку. Весь день с сучка на сучок, с дерева на дерево прыгает. Где ягодку сорвёт, где еловую шишку. Зубы у белок острые и крепкие. Им под силу даже лесной орех!

        Наступает осень.  Белка на зиму запасы примется готовить. Грибы повесит сушиться. Она и орехи в дупло запрячет. Холодно и голодно зимой будет в лесу! Вот и пригодятся белке припасы.

        Примерный план

  1. Гнездо белки.
  2. Ловкий зверёк.
  3. Припасы.

Словарно- орфографическая подготовка

Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова: на с___сне, гн___здо, зв___рёк, к___роче, п___р___л___тать, приг___дятся.

Подберите к слову  примется  слова – синонимы.

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставка и предлог.

Мороз, Красный нос.

        Когда – то Мороз был такой, какого ставят под ёлку. Он любил детей и даже не щипался. Но дети смеялись над его красным носом, дразнили: «Дед Мороз, Красный нос!»

        Рассердился Мороз. Надел шапку – невидимку, взял красную краску, кисточку и пошёл по улицам. Дети его не замечали. Помакнул Мороз кисточку в краску и покрасил всем носы.

        Так и ходит невидимкой. Если у вас пощипывает нос – Это Мороз его в красный цвет кисточкой красит. Не верите? Посмотрите в зеркало.

Вопросы и задания к тексту

Каким был раньше Дед Мороз? Почему он стал невидимым? Что делает Мороз – невидимка? Верите ли вы, что Мороз кисточкой красит вам нос? Докажите, что это сказка.

        Примерный план

  1. Дети дразнят Мороза.
  2. Дед Мороз рассердился.
  3. Посмотрите в зеркало.

Словарно – орфографическая подготовка

Объясните, как писать слова с приставками и предлогами: (рас)сердился, (по)шёл, (по) улицам, (по)щипывает, (по)макнул, (в)краску,(по)красил, (по)смотрите, (в)зеркало.

Найдите слова, которыми дразнили дети Дед Мороза. Почему они написаны с большой буквы?

Проверьте гласные в словах: не  щ___пался, см___ялись, др___знили, расс___рдился, посм___трите, нев___димка.

Несчастливый день.

        Славик не смог решить дома задачу, а утром в классе списал решение у Аннушки.

        Учитель Андрей Ильич вызвал Славика к доске и попросил объяснить, как надо делать задачу. Долго стоял Славик у доски. Но ответа от него учитель не дождался.

        Посмотрел Андрей Ильич в тетрадку. Задача была решена правильно. Понял учитель, что Славик списал задачу. Он поставил мальчику по математике двойку.

        «Какой сегодня несчастливый день!» - грустно подумал Славик.

        Вопросы и задания к тексту

Как поступил Славик, не решив задачу дома? Что случилось на уроке? Как Андрей Ильич понял, что Славик списал задачу? Как был наказан Славик? Как должен был поступить Славик, чтобы этот день не оказался для него несчастливым? Как бы вы поступили на его месте?

        Примерный план

  1. Списал задачу.
  2. Не смог объяснить.
  3. Получил двойку.
  4. Несчастливый день.

Словарно – орфографическая подготовка

Объясните написание слов с приставками и предлогами: (с)мог, (с)писал, (вы)звал, (в)классе, (к)доске, (по)просил, (у)доски, (по)смотрел, (в)тетрадку, (с)писал, (по)ставил, (по)математике, (по)думал.

Вставьте пропущенные буквы: А___ушка, Ил___ич, кла___е, об___яснить, попр___сил, посм___трел, сп___сал, несчас___ливый, грус___но.

К словам   несчастливый, грустно  подберите близкие по смыслу.

Почтальон

(сжатое изложение).

        Весной полетела по саду трясогузка – тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком. Поискала место для гнезда. Вспорхнула на почтовый ящик и устроила там гнездо.

        Трясогузку мы прозвали Почтальоном. Мало того, что она поселилась в почтовом ящике. Птичка, как настоящий почтальон, стала приносить и опускать в ящик разные бумажки.

        К ящику подходил настоящий почтальон и опускал письмо. Перепуганная трясогузка вылетала из ящика. Она долго прягала по крыше, махала длинным хвостиком и тревожно пищала. И мы знали: тревожится птичка – есть нам письмо.

        Вопросы к тексту

Кого назвали в рассказе Почтальоном? За что трясогузка получила такую кличку? Как владельцы почтового ящика, узнавали, что для них есть письмо?

        Примерный план изложения и опорные слова

1.Трясогузка в почтовом ящике.                           Полетела, устроила.

(2 предложения)

2.Почтальон. (2 предложения)                             Прозвали, приносить и опускать.

3.Нам письмо. (3 предложения)                          Приходил, пищала, есть письмо.

        Словарно – орфографическая подготовка

Проверьте написание безударных гласных в словах: весной, гнездо, почтовой, тревожно, пищала, письмо.

Разберите по составу слова, объсните написание гласных в приставках и корнях: полетела, поискала, устроила, прозвали, поселилась, приносить, вылетала.

Как называется птичка, о которой говорится в рассказе? Объясните происхождение этого названия. Запомните, как пишется это слово. Опишите трясогузку.

Обратите внимание на написание слов: почтальон, вспорхнула, перепуганная.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

Плохо.

        Собака припадала на передние лапы и яростно лаяла. Перед ней сидел маленький взъерошенный котёнок. Он с ужасом смотрел на собаку и жалобно мяукал.

        Неподалёку стояли два мальчика. Они с интересом ожидали, что будет дальше.

        В окно выглянула женщина. Через несколько секунд она выбежала из подъезда и бросилась на выручку котёнка. Женщина отогнала собаку и погладила котёнка. Она  укоризненно посмотрела на ребят и пристыдила их.

        Удивились мальчики: они ведь ничего не делали.

        - Вот это и плохо! – сердито объяснила женщина.

        Вопросы и задания к тексту

Какую картину спокойно наблюдали мальчики? Кто помог котёнку? Объясните, почему рассказ называется «Плохо»? Что можно сказать об этих мальчиках, какие они? Как бы ты поступил на их месте?

        Примерный план

  1. Котёнок в беде.
  2. Мальчики спокойно наблюдают.
  3. Женщина выручает котёнка.
  4. Плохо!

Словарно – орфографическая подготовка

Запишите слова с разделительным твёрдым знаком, объясните их написание: взъерошенный, подъезд, объяснила.

Разберите по составу слова: припадала, выглянула, выбежала, отогнала, погладила, посмотрела, пристыдила.

Замените слова  яростно,  взъерошенный  близкими по смыслу. Запомните, как они пишутся.

Обратите внимание на написание слов: неподалёку, несколько секунд, ничего.

Жук и ромашка.

        Жила на лугу прелестная ромашка. Дружила она с жуком. Жук много летал и много знал. Ромашка часто слушала интересные рассказы друга.

        Однажды жук пропал. Очень огорчилась ромашка. Заплакала она и попросила ветерок погадать, прилетит ли друг. Гадал ветерок, гадал. Легко отрывал и уносил ромашкины лепестки. Объяснил ей, что жук не прилетит. Ощипанная, жалкая стояла ромашка.

        А жук скоро объявился. Ведь он был верным другом. Но трудно было жуку узнать свою подружку. С грустным жужжанием пролетел он мимо.

        

Вопросы и задания к тексту

Вспомните, как гадают на ромашках. Какой была ромашка? С кем подружилась прекрасная ромашка? Что вы узнали про жука? Что случилось однажды? Расскажите, как страдала ромашка. Опишите, как она выглядела после гадания. Кому больше верила ромашка: другу или гаданию ветерка? Какова основная мысль рассказа?

        Примерный план

  1. Ромашка и жук – друзья.
  2. Жук пропал.
  3. Жук прилетел и не узнал подружку.

Словарно – орфографическая подготовка

Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: об___яснил, об___явился, прелес___ная, грус___ный, жу___ание, рома___ка, подру___ка, интерес___ный.

Обратите внимание на написание слова  ощипанная.

Янтарь

(сжатое изложение).

        Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна из них рассказывает о прекрасной морской богине. Она и простой рыбак полюбили друг друга и объявили о своей любви. Разъярился верховный бог. Решил он наказать богиню за любовь к простому человеку. Разрушил он чудесный подводный дворец морской красавицы. Дворец богини был выстроен  из прозрачного камня. По цвету камень напоминал золото. С тех пор морские волны выносят на берег обломки дворца – кусочки янтаря.

        А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.

        Вопросы к тексту

Как сказка объясняет происхождение янтаря? Как это явление объясняет наука? Что в этом тексте служит подтверждение того, что  янтарь является застывшей смолой деревьев?

        Примерный план изложения и опорные слова

  1. Любовь богини и рыбака.                        Объясняет, полюбили, объявили.

(2 предложения)

  1. Разрушение дворца.                                 Разъярился, разрушил, выносят на берег.

(3 предложения)

  1. Научное объяснение.                             Вытекала, пролежали и превратились.

(2 предложения)

Словарно – орфографическая подготовка

Назовите слова с разделительным твёрдым знаком и объясните их написание.

Объясните, чем похоже написание слов: чудесный, прекрасный.

Объясните написание пропущенных букв в словах:  ска___ки, р___ждение, б___гиня, в___рховный,  б___ре___, ств___лы, выт___кала, тв___рдела см___ла, прол___жали, в___дны, ми___ионы, ра___казывает, пле___ики.

Имя существительное.

Снег идёт.

        Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на деревенские крыши, чёрствую грязь на дороге, замёрзшие лужицы, огородные грядки, деревья.

        Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. Когда летят, они как пух. А поближе – звёздочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой острые, как стрелки.

        После обеда Таня не узнала свою деревню, стала она вся белая. Крыши белые, дорога белая, огороды белые.

        Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла.

        Вопросы и задания к тексту

Подумайте, на сколько частей можно разделить текст. Чему будет посвящена каждая часть? Какие слова в первой части говорят о том, что снег шёл густой? Как выглядит летящая снежинка? Как она выглядит на ладони?

        Примерный план

1.Летят снежинки.

2.Снежинки на ладони.

3.Белая деревня.

4.Зима пришла!

        Словарно – орфографическая подготовка

Найдите в тексте слова – названия действий снежинок. Подберите близкие по смыслу слова.

Подберите прилагательные к словам: грязь (какая?) ____________, лужицы (какие?) ______________, лучики (какие?)_______________.

Объясните значение выражения  чёрствая грязь.Подберите слова, близкие по смыслу.

Вставьте пропущенные буквы в слова: посм___трела, сн___ж___нки, л___тели, гря___ки, выгл___нуло, сне___, забл___стел, круж___лись, крыш___, ш___рокие.

Москва – столица нашей Родины.

        Наша Родина – самое большое государство на земном шаре. Имя нашей Родины – Россия.

        Нашу страну омывают сразу три океана. Россия богата лесами и многочисленными полезными ископаемыми. На территории нашей страны расположено множество красивейших городов.

        Столица нашей Родины – Москва. Этот город возник на высоком берегу реки Москвы. Много лет назад именно Москва объединила вокруг себя другие города Руси и стала главным городом русской земли. На улицах и площадях нашей столицы установлены памятники героям, защищавшим столицу от захватчиков. Москве за мужество и стойкость её жителей в борьбе с  немецкой армией было присвоено звание «Город – герой».

        Не только воинами славится русская земля. Много учёных, поэтов, писателей и композиторов стали гордостью России.

        Вопросы к тексту

Назовите имя нашей Родины. Чем богата наша страна? Где возникла столица нашего государства? Почему Москва стала главным городом русской земли? За какие качества Москве присвоено звание «Город – герой»?

        Примерный план

1.Самое большое государство на земле.

2.Величие России.

3.Столица нашей Родины.

4.Люди, прославившие нашу Родину.

        Словарно – орфографическая подготовка

Какие слова пишутся с большой буквы?

Найдите в тексте слова с безударными проверяемыми гласными. Подберите проверочные слова.

Найдите в тексте слова с двойными согласными.

Поклон

(сжатое изложение)

        Мальчик катался на коньках и провалился под лёд. По берегу шёл солдат. Он снял шинель и шапку, прыгнул в воду и поднял мальчика над головой.

        Прибежала мать мальчика. Плачет, благодарит солдата, приглашает его домой. Солдат вылил воду из сапог, надел шинель и шапку и помчался в военный городок.

        Назавтра женщина пришла в городок и попросила найти солдата. Объявили по радио, пригласили солдата в штаб. Никто не пришёл. Построили всех солдат. Женщина прошла вдоль строя, не узнала солдата.

        Огорчилась женщина и пошла к воротам. Вдруг она вернулась. Женщина стала перед строем и низко поклонилась всем солдатам.

        Вопросы и задания с тексту

Что случилось на реке? Как мать мальчика хотела отблагодарить спасителя сына? Что сделал солдат, вытащив мальчика из воды? Расскажите, как женщина искала солдата. Почему женщина низко поклонилась всем солдатам?

        Примерный план изложения и опорные слова

1.Солдат спасает мальчика                        Провалился, прыгнул, поднял.

 (3 предложения)

2.Мать благодарит спасителя.                  Благодарит, помчался.

 (2 предложения)

3.Женщина ищет солдата.                        Попросила, объявили, построили.

 (3 предложения)

4.Низкий поклон всем.                            Пошла, низко поклонилась.

 (2 предложения)

Словарно – орфографическая подготовка

Выделите в словах корень и приставку: провалился, прибежала, попросила, пригласили, огорчилась, поклонилась.

Обратите внимание на написание слов: благодарит, шинель.

Склонение имён существительных.

 Камень, ручей, сосулька и солнце.

        Наконец выдался настоящий весенний денёк. Рады звери и птицы.

        Стал старый камень хвастать, что это он весну делает. У него бока горячие, от них всем тепло.

        Ручей закричал, что за весну его нужно благодарить. Он снег растапливает, деревья и травы водой поит.

        В спор вмешалась сосулька. Весна начинается, когда она начинает лить слёзы.

        Не успели договорить. Умолкли. Почему? Солнышко за лес закатилось. Сразу камень остыл, ручей заледенел, сосулька обмёрзла. Сразу стало ясно, кто весну делает.

Вопросы и задания к тексту

Чему радовались звери и птицы? Кто у них требовал благодарности за то, что пришла весна? Как камень доказывал, что это он весну делает? А ручей? А сосулька? Кто на самом деле весну делает? Какие чувства вызывают у вас речи камня, ручья, сосульки?

        Примерный план

  1. Наконец – то весна.
  2. Старый камень хвастает.
  3. Ручей.
  4. Сосулька.
  5. Кто весну делает?

Словарно – орфографическая подготовка

Проверьте гласные в словах: в___сна, д___нёк, б___ка, т___пло, закр___чал, в___дой, дог___в___рить, зак___тилось, зал___денел.

От каких слов образовано слово  благодарить? Запомните его написание, подберите близкие по смыслу слова.

Замените близкими по смыслу слово  выдался (денёк).

Государственные символы России.

        Государственные символы нашей Родины имеют богатую историю. Уважение к ним и знание их происхождения объединяет граждан государства.

        Кремль – место работы Президента Российской Федерации. Над Кремлём поднят Государственный флаг России.

        Флаг нашей страны состоит из трёх цветов. В России эти цвета почитались издавна. Они имеют символическое значение. Белый цвет означает  благородство. Русские люди отличаются высокой культурой и открытостью. Синий цвет – честность. Для русского человека быть честным значит  быть искренним и добросовестным. Красный цвет – смелость и великодушие. Эти качества русского человека являются главными и отличительными.

        Вопросы к тексту

Что объединяет граждан государства? Почему над Кремлём поднят Государственный флаг? Что означает белый цвет флага России? Что означает синий цвет флага России? Что означает красный цвет флага России?

        Примерный план

  1. История флага России.
  2. Место работы Президента нашей страны.
  3. Символические значения флага нашей Родины.

Словарно – орфографическая  подготовка

Найдите в тексте слова с непроверяемыми безударными гласными. Какие слова пишутся с заглавной  буквы? Найдите в тексте слова с непроизносимыми согласными и подберите к ним проверочные слова.

Воробей.

        Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки.

        Наконец солнце заглянуло воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки.

        От солнца и сосулькиной воды с воробьём стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.

        Вечером все воробьи слетелись на дерева песен. Дружным чириканьем провожали они  день. Весна!

        Вопросы к тексту

Где жил воробей? Каково ему было зимой? Какие странности  происходили с воробьём? Как вы думаете почему? Как воробьи праздновали приход весны?

        Примерный план

  1. Зимой в печной трубе.
  2. Сосулькина вода.
  3. Странные вещи.
  4. Дерево песен.

Словарно – орфографическая  подготовка

Просклоняйте существительное  воробей.

К словам  (схватил) за загривок, трепать (как собака кошку)   подберите близкие по смыслу.

Проверьте гласные в словах:  п___чной, тр___нулось, загл___нуло, л___вил, схв____тил, тр___пать, сл___тались, пров___жали.

Раскройте скобки, объясните написание слов:  (с)ворбьём, (с)хватил, (про)жил, (к)воробью, (в)трубу, (за)капала.

Обратите внимание на последнее предложение. Какие чувства оно вызывает?

Имя прилагательное.

Одинаковые.

        Жиди две хорошие подружки. Обе маленькие, с розовыми щёчками, светлыми волосами. Обеих мамы одевали в одинаковые платья.

        Девочки учились в первом классе. Обе получали только пятёрки. О себе Соня и Вера говорили, что они во всём одинаковые.

        Однажды Соня похвасталась маме, что они с Верой уже не одинаковые: Вера получила тройку.

        -Ты стала хуже! – грустно сказала мама.

        Соня удивилась: ведь тройку получила Вера. Мама объяснила, что Вера болела и получила тройку. А Соня обрадовалась. Это значительно хуже.

        Вопросы к тексту

Что говорили о себе подружки? В чём они были одинаковые? Почему мама сказала Соне, что она хуже Веры? Что вам не нравится в Соне? Как девочки названы в начале рассказа? Соответствует ли это действительности? Станет ли Соня хорошей подругой?

        Примерный план

  1. Две подружки.
  2. Одинаковые.
  3. Соня хвастает.
  4. –Ты стала хуже!

Словарно – орфографическая  подготовка

Подберите имена прилагательные к словам: подружки (какие?)________________, щёчки (какие?)________________, волосы (какие?) ________________, платья (какие?)_______________.

Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: п___дру___ки, в___л___сами, плат___я, грус___но, уд___вилась, об___яснила, б___лела.

К слову  значительно  подберите близкие по смыслу. Запомните, как оно пишется.

Глиняные копилки.

        Слышали выражение – класть деньги в кубышку? Оно означает копить деньги, прятать. В старые времена деньги хранили в кубышках. Так назывались пузатые глиняные кувшинчики.

        Много ли денег можно было положить в маленькую кубышку? Много. Деньги ведь были другими. Серебряные монетки овальной формы были тонкими, как лепестки, и не больше арбузного зёрнышка.

        На одной стороне монетки выбивалось имя царя. На другой – всадник убивал копьём змею. От этого копья монетки назывались копейными деньгами или копейками.

        Вопросы и задания к тексту

Что означает выражение  класть деньги в кубышку?  Что такое кубышка? Опишите старинные деньги. Откуда происходит название  копейка?

        Примерный план

  1. Деньги в кубышке.
  2. Старинные деньги.
  3. Копейки.

Словарно – орфографическая подготовка

Подберите имена прилагательные к словам: времена (какие?)________________, кувшинчики (какие?)_____________, кубышка (какие?)________________, монетки (какие?) _____________, форма (какая?)______________, зёрнышко (какое?) _______________.

Объясните написание пропущенных букв: кубы___ка, к___пить, хр___нили, моне___ки, зёрны___ко, выб___валось, уб___вал, зм___ю.

Найдите в последнем абзаце однокоренные слова, подберите проверочные для гласной корня.

Глагол.

Три товарища.

        Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.

        Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.

        Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.

        А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.

        Вопросы и задания к тексту

Почему Витя не завтракал? Расскажите, как отнёсся к этому каждый из троих его товарищей. Кто из них оказался настоящим товарищем? Почему вы так считаете? Какие качества должны отличать настоящего товарища? Как можно по – другому назвать этот рассказ?

        Примерный план

  1. Витя не завтракает.
  2. Сочувствие Коли.
  3. Совет Миши.
  4. Володя – настоящий товарищ.

Словарно – орфографическая подготовка

Выделите корень в словах:  потерял, перемене, пожалел, объяснил, посоветовал, разломал, спросил, протянул. Объясните их написание.

Вспомните, как пишутся слова: завтрак, обед, товарищ.

Простудился жираф

(сжатое изложение).

        Простудился жираф. Он жил в Швеции. Зоопарк там хороший. О животных заботятся. Но ведь родился жираф в Африке. А тут север. Принялся жираф чихать и кашлять.

        Ребятишкам было очень жаль жирафа. Надо ему помочь! Мама Глории вяжет носки, варежки, шарфы, шапочки. Тёплые – тёплые. Поэтому Глория никогда не болела. Триста мальчишек и девчонок собрали деньги на шерсть. Купили самую красивую, пушистую и тёплую.

        А как вязали! Все по очереди, даже мальчишки.

        И вот триста празднично одетых ребят явились в зоопарк. Служители не могли понять, что притащили дети. Развернули свёрток. Кому такой шарф? Жирафу? Чтоб больше не простужался. Знаете, какая у жирафа шея? По шее и шарф. Двадцать  пять  метров.

        Вопросы к тексту

Почему простудился жираф? Как шведские мальчики и девочки решили помочь жирафу? Как они это сделали? Кто такие служители? Почему они не могли понять, что притащили мальчишки и девчонки? Как ребята объяснили, кому принесли подарок?

        Примерный план изложения и опорные слова

  1. Простудился жираф.                               Простудился, принялся.

(2 предложения)

  1. Надо помочь!                                          Жаль, собрали, вязали.

(3 предложения)

  1. По шее и шарф!                                     Явился, шарф, не простужался.

(3 предложения)

Словарно – орфографическая подготовка

Укажите знакомые орфограммы в словах : жираф, празднично, не могли, притащили, не простужался.

Обратите внимание на написание слов: Швеция – в Швеции, зоопарк, Африка, двадцать пять.

Неопределённая форма глагола.

НЕ с глаголами.

Брусника.

        В одной сказке злая мачеха посылает маленькую девочку зимой за ягодами. Добрые братья – месяцы помогают малышке. Они совершают чудо: возвращают лето. Девочка собирает свежие красные ягоды.

        Хочешь найти ягоды зимой? Летом заметь место, где растёт брусника. Зимой раскопай там снег. Под снегом будут зеленеть веточки брусники с маленькими листочками и красными ягодами.

        Брусника – вечнозелёное растение. Осенью не сбрасывает листья и остаётся зелёной под снегом. Ягодки под стать листочкам. Их мороз не берёт, снег не страшит.

        Вопросы и задания к тексту

О какой сказке говорится в начале сказке? Возможно ли такое чудо: найти зимой свежие ягоды? Что для этого нужно сделать? Что интересного вы узнали о бруснике?

        Примерный план

  1. Сказка.
  2. Хочешь найти ягоды зимой?
  3. Брусника – вечнозелёное растение.

Словарно – орфографическая подготовка

Раскройте скобки, объясните написание слов: (по)могают, (со)вершают, (рас)копай, (не)сбрасывает, (за) ягодами, (под) снегом, (не) берёт, (не) страшит.

От каких слов образовано слово  вечнозелёное.  Как вы понимаете значение данного слова? Запомните, как оно пишется.

Самый лучший рисунок.

        Мама подметала пол, а Петя рисовал маму с веником в руках. Потом мама выбивала ковры, мыла посуду, чистила картошку. Всё это Петя тоже нарисовал и раскрасил цветными карандашами. Красивая получилась мама.

        Пришёл отец с работы. Петя похвастался  своими рисунками и спросил, какой из них самый лучший.

        В ответ папа сказал, что самый лучший рисунок тот, которого Петя не нарисовал.Там Петя помогает маме убирать квартиру, мыть посуду, чистить картошку.

        Вопросы  к  тексту

Чем занималась мама? Что делал Петя? Какой рисунок, по мнению папы, был самым лучшим? Почему он так сказал Пете?

        Примерный план

  1. Мама работает, Петя рисует.
  2. Петя показывает рисунки папе.
  3. Самый лучший рисунок.

Словарно – орфографическая подготовка

Раскройте скобки и объясните написание слов: (под)метала, (с)веником, (вы)бивала, (на)рисовал, (рас)красил, (с)работы, (с)просил, (не)нарисовал.

Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов: подметала, выбивала, картошку, цветными, помогает.

Найдите в тексте словарные слова, вспомните их написание.