Конспект урока по русскому языку в 1 классе. «Гласные звуки и буквы»
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему
Тема: гласные звуки и буквы
Цель: Закрепить умение определять гласные звуки и буквы. Вспомнить основные признаки гласных звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_russkiy_yazyk.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 1 классе. «Гласные звуки и буквы»
Учитель МБОУ НОШ г. Покров Снежкова О.В.
Тема: гласные звуки и буквы
Цель: Закрепить умение определять гласные звуки и буквы.Вспомнить основные признаки гласных звуков
Универсальные учебные действия:
Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; оказывать взаимопомощь.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить понятия о гласных звуках и буквах;
- Учить выделять гласный звук в слове;
- Учить находить различия между звуками и буквами;
Развивающие:
- развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
- развивать фонематический слух на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];
Воспитательные:
- Закреплять умение слушать друг друга
- Поддерживать интерес к птицам и заботливое к ним отношение
Тип урока: актуализация знаний и умений (урок повторение)
Методы обучения:
- Словесные методы (обобщающая беседа, вводная беседа, инструкции к заданиям).
- Наглядные методы (работа с ПК, буквы на магнитах, карточки, ).
- Практические методы (работа с учебником, самостоятельная работа, выполнение различных упражнений, демонстрация опыта).
Использовались приемы активизации познавательной деятельности: (задавание вопросов; сравнение букв и звуков; поиск подходящих гласных звуков, списывание с печатного текста и т.д.).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная,статичные пары.
Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, системно –деятельностного подхода.
Оборудование: : компьютер, мультимедийный проектор, отсканированные страницы учебника на доске, нетбуки на каждой парте, индивидуальные доски, маркер.учебник Русский язык В.П.Канакина, тетрадь,
I. Организационный этап.
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Ребята, у нас урок русского языка
посмотри на свою парту. (Учебник,/ раб. тетрадь/ тетрадь по русскому языку./ ручка синяя и зеленая/ линейка)
- Давайте поприветствуем наших гостей,
- Садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Актуализация знаний
II. Актуализация знаний
Дидактическая игра, актуализация знаний о звуках и буквах, изученных ранее.
Фронтальная. Словесный.
– Давайте вспомним, что мы уже знаем о буквах и звуках. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру «ДА-НЕТ». Я буду задавать вопросы. А вы если хотите ответить «да», то поднимаете обе руки вверх, если «нет» - то не меняете положения рук.
- Верно ли, что буквы а, о, у, ы – обозначают гласные звуки?
- Верно ли, что буквы б, в, г, д – обозначают глухие согласные звуки?
- Верно ли, что буквы и, я, е – обозначают твердые согласные звуки?
- Верно ли, что звук [ч] - всегда мягкий?
- Верно ли, что ь – гласная буква, обозначающая мягкий согласный звук?
- Верно ли, что произносим и слышим буквы, а видим и пишем звуки?
- Верно ли, что мы знаем, что две гласные буквы, которые стоят в начале слова и после гласной буквы, обозначают 2 звука?
Вспоминает правила посадки при письме, правила положения тетради.
Даёт задание обучающимся, организует проверку.
-Откройте тетради , приготовьтесь писать.
Сели ровно, тетради положили правильно
-Запишите сегодняшнее число. Классная работа.
У нас Минутка чистописания.
А а Д д И и Р р - подчеркните гласные буквы
Разбор слова кувшинка на интерактивной доске, запись этого слова в тетради, подчеркнуть все гласные, обвести правило –ши-
- подчеркните гласные буквы. Разобрать несколько слов на компьютерах.
III. Постановка учебной задачи.
Цель.
Формулирование темы урока.
Создаёт проблемную ситуацию.
Подводит обучающихся к формированию цели урока.
у я м а ы о ю ё ь е и (БУКВЫ на доске)
- Что вы видите на доске? (буквы)
- найди лишнюю букву (ь), (м)
- что можно сказать об оставшихся буквах?
- Как вы считаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- (Ответы)
- Да, ребята, тема нашего урока сегодня «ГЛАСНЫЕ БУКВЫ И ЗВУКИ». И сегодня на уроке мы вспомним и повторим всё, что уже знаем о Гласных Буквах и Звуках. Вспомним какую роль играют гласные в словах и как определить гл. буквы и звуки.
- Сколько гласных букв? (-10)
- Гласных звуков? (6)
Беседа о том , почему так.
Какие гласные буквы нельзя назвать звуками. Вспомнить, когда эти буквы обозначают 2 звука.
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации
2.Работа по интерактивной доске. Придумать новое слово, поменяв одну гласную букву. Запись слов в тетради.
Обвести в кружок буквы, которые поменяли
А почему эти звуки называются ГЛАСНЫМИ? читают стихотворение про гласные и согл. звуки)
- Из чего же состоит гласный звук? (из голоса)
- Давайте откроем учебник на стр. 58
- Читает ученик
- (Читает учитель) показать букву на доске, произнести
- продолжи предложение:
- буквы мы… (видим, пишем, называем.)
- звуки мы … (слышим и произносим)
- разделите слово на слоги ЛСТЧК
(Слово не делится, т.к нет гласных букв. Которые обозначают гласные звуки.)
- Делаем вывод:
- Какую роль играет гл. звук? Если нет ответов, то наводящий вопрос: Что образует гл. звук? (Гласный звук образует слог)
- Сколько в слове может быть слогов? (ответ)
- Давайте запишем слово правильно.
Подчеркните гл. буквы и разделите на слоги. (Ученик у доски)
- сколько гласных в слове ЛАСТОЧКА (3)
- а сколько слогов ? (Сколько гласных, столько и слогов)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
ФИЗМИНУТКА
V. Обобщение и систематизация знаний
Цель.
Закрепить умение объяснять смысл прочитанного и определять безударные гласные звуки
работа над предложением
Организует работу с заменой гласных в словах.
- Ребята, прочитайте предложение про себя (проектор)
«Красна птица пером, а человек умом».
(второй раз читает ученик вслух)
- Как вы понимаете смысл пословицы? (ответы)
- (чел. Начитанный, умный.)
Что значит начитанный? (ответы)
- А кто из вас много читает? Поднимите руку…. Молодцы.
-Спишите предложение……
- Поставьте ударение в словах. ( на доске работает ученик).
- Какие бывают гласные? (ударные и безударные)
- Подчеркните безударные гласные.
задание для умников и умниц.
На компьютерах в парах распределить слоги: мягкие согласные – твердые согласные. Сделать вывод, какие гласные смягчают согласные.(БУКВА Ф)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Списывание предложения с заданием.
Карточка
Скоро из теплых стран прилетят скворцы и грачи.
Поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные в слове: ПРИЛЕТЕЛИ
(Познавательные УУД).
Уметь выполнять самопроверку.
(Регулятивные УУД).
VIII. Рефлексия (подведение итогов)
Цель.
Фиксация знаний и умений
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
- Ребята, в начале урока нам стояло два вопроса, а именно: как определить гласные буквы и звуки; какова роль и основные признаки гласных звуков)
-Как вы считаете, мы получили на них ответ? (Да)
Гл б. – видим, пишем, называем,
Гл.зв. - слышим и произносим.
Гласные образуют слог, бывают ударными и безударными
-Оцените свою работу (используя смайлики) –
Наш урок закончен. Спасибо вам за работу.
Повернитесь, ребята, к гостям, улыбнитесь и покажите смайлик.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на (Регулятивные УУД).
Анализ
Организационно-мотивационный компонент: чтение стихотворения
Актуализация имеющегося опыта через игру ДА-НЕТ. Использовала индивидуальные доски, которые показывают знания каждого ребёнка.
Целеполагание через использование электронного приложения к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого. Школьники сами вышли на постановку задачи урока - Наша задача- исследовать гласные звуки и как можно больше о нем узнать.
На этапе осмысления тоже использовалось электронное приложение. Школьники работали в парах постоянного состава, проверку осуществлял компьютер.
Следующий этап – творческая деятельность
Рефлексивно-оценочный этап с помощью рисования смайликов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку по теме: "Гласные звуки и буквы"
Данный урок формирует умение отличать буквы от звуков....
Конспект урока по русскому языку 2 класс" Согласный звук [й], буква и краткая."
Конспект урока по русскому языку....
Конспект урока по русскому языку. 2 класс.Тема "Звуки и буквы. Повторение"
Целью данного урока является повторение изученного материала по теме «Звуки и буквы».Планируемые результаты: обучающиеся научатся различать гласные и согласные ; твёрдые и мягкие, глухие и звонкие зву...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект урока по русскому языку " Позиционное чередование гласных звуков", 2 класс УМК "Э.-Д."
Цели деятельности учителя: знакомство с позиционным чередованием звуком; формирование умения выполнять звуковую запись слов, определять чередующиеся гласные звуки. Планируемые результат...
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе Гласный звук [у], буква У, у.
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе...
Конспект урока по русскому языку 1 класс. Тема: Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б». Программа: перспектива.
Цели:Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими буквами....