Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Безударные падежные окончания имен прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Калистерова Светлана Евгеньевна

Материал содержит план - конспект  и презентацию к уроку по русскому языку в 4 классе. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Безударные падежные о кончания и мен прилагательных

Слайд 2

Алгоритм работы: Чтобы правильно писать безударные окончания Имен прилагательных , надо: (Помни о возможных несовпадениях.) Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное 2. Нужно задать вопрос от имени существительного. 3. По ударному окончанию в вопросе узнай букву.

Слайд 3

Принять за монету Принять за правду вымысел, преувеличение Разозлить сильно, до предела. Опоздать, явиться, когда уже всё закончилось чист Довести до каления бел Явиться к разбору шапочн ую ого ому Фразеологические обороты

Слайд 4

Виктор Михайлович Васнецов «Иван-Царевич на Сером Волке Картина была написана в 1889 году

Слайд 6

Работа в группах Придумать и записать предложения со словосочетанием тёмный дремучий лес Р.п.(около, до, из, у) В.п. (через) Д.п. ( к,по ) П.п.(в, о)

Слайд 7

1. Я активно работал на уроке. 2. Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. 3. Я знаю, что такое имя прилагательное. 4. Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных. 5. Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных Лист самооценки



Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 4 классе (УМК «Гармония»)

Тема: Безударные падежные окончания имен прилагательных

Цель: Цель – формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Задачи:

1. Способствовать развитию навыка определения падежа имени прилагательного.

2. Развивать умение написания безударных окончаний, пользуясь алгоритмом.

3.  Развивать умение распознавать данную орфограмму.

4.  Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Закрепить:

  • - знания об имени прилагательном как части речи;
  • - умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;
  • - умение правильно писать окончания имён прилагательных.
  • Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы) навыки самоконтроля и взаимопроверки.
  • Прививать любовь к русскому языку, к родной природе

Оборудование: 

  • Мультимедийная доска, карточки с названиями падежей и частей речи: им.сущ. и им. прил.            

1. Организационный момент.

Учитель. Пусть этот урок принесет нам радость познания. 

Я желаю вам успеха.

Учитель. 

2. Определение темы и постановка целей урока.

Учитель.  О чем же мы будем говорить на уроке (Слайд 2)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Учитель. Что же это такое?

Ученик.  Имена прилагательные

Учитель.   Что же такое имя прилагательное? (Слайд 3)

Учитель.  Конкретизируйте тему урока. Над какой проблемой мы работали на последних уроках русского языка?

Ученики.  Безударные падежные окончания имен прилагательных. (Слайд 4)

Учитель: Какие цели мы поставим на уроке-закреплении? (Слайд 5)

3. Закрепление, обобщение знаний

Учитель.  Давайте вспомним алгоритм написания безударных падежных   окончаний имен прилагательных. (Слайд 6):

Ученик.

  1. Найти имя существительное, которое командует именем прилагательным
  2. Задать вопрос от имени существительного.
  3. По ударному окончанию в вопросе  написать букву в окончании имени прилагательного.
  4. Помни о возможных несовпадениях.

Учитель. О каких несовпадениях идет речь?

Ученик. 1. В именах прилагательных мужского рода  И.п. окончания    

                  -ый,  - ий,  -ой под ударением

                2. В именах прилагательных м.р. и ср. р.  в  Р.п. окончания

                   -ого,-его.

                 3. Нет совпадений, когда в слове перед окончанием идет не        

                     твердый согласный, как в вопросе, а мягкий:

                      какую? – зимнюю

Определение окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода (Слайд 7).

у родн…  дома                  дальн…   пути                

от Черн…  моря             у весен…  солнца

Работа с фразеологизмами           

        (На доске . Слайд  8).  Прочитайте словосочетания. Вставьте в них пропущенные слова.

Фразеологизмы

Принять за(чистую) монету

 Принять за правду вымысел,  преувеличение  

Довести до (белого) каления

Разозлить до предела, до бешенства

Явиться к (шапочному) разбору

Опоздать, явиться, когда все уже закончилось

        Как называются эти словосочетания?  (фразеологизмы). 

Объясните значение фразеологизмов. Как вы их понимаете?

        - Фразеологизмы придают нашим высказываниям выразительность.  Они лаконичны и кратки. К какой части речи относятся слова, которые вы вставили во фразеологизмы?  (Прилагательным).  Докажите.   (Отвечают на вопросы какой? какая? и т.д.,  связаны с существительным).

- Объяснить написание окончаний.

Зарядка для глаз (Слайд 9).

Определение падежей

 (Работа со всем классом. Все на карточках показывают падеж имен существительных и прилагательных)).

- проклюнулся тоненький росток – .п.

 освещен ярким светом – Т.п.

- в русской народной сказке – П.п.

- о скользкой тропинке – Д.п.

- об интересной книге – П.п.

- у зимнего пальто – Р.п.

- через заснеженные улицы – В.п.

Работа у доски (4 человека).

Записать в два столбика окончания имен прилагательных и существительных из следующих словосочетаний:

Синей полоской, в праздничном наряде, в новой тетради, голосистый соловей, за дальней рощей, белый иней, у Черного моря,  нет синего шарфа

Работа у доски выглядит так:

Окончание прилаг.

Окончание существ.

-ей

-ой

-ом

-ой

-ый

-ей

-ей

-ый

-ого

-его

Взаимопроверка в парах  и у доски. Оценивание себя по шкале «5 ступенек» (Слайд 10).

Физкультминутка

Работа по печатной тетради (упр.267 стр.64) (Слайд 11).

Вставить имена прилагательные в нужной форме, задав вопрос от имени существительного, указать падеж (2 чел. у доски).

Работа на доске и в тетради выглядит так:

С ветвей (каких?) мохнатых – Р.п.

Деревьев (каких?) могучих  - Р.п.

Хлопьями (какими?) тяжёлыми – Т.п.

В стороны (какие?) разные – В.п.

Пыли (какой?) снежной – Р.п.

Проверка написанного.

Оценивание по шкале «5 ступенек» (Слайд 10).

Групповая работа

- Определи слово. (Слайд 12).

Корень от слова               водитель

Суффикс от слова          весенний

Приставка от слова      подкрасить

Окончание от слова    удивительный

               Получилось слово      подводный

Определение частей речи следующих слов:

(класс показывает карточки : им.сущ.  или им.прил.)

Столовая посуда – им.прил.

Школьная столовая – им.сущ.

Учительский журнал – им.прил.

Учительская закрыта – им.сущ.

Больной палец – им.прил.

Пришел больной – им.сущ.

Дежурный по классу  – им.сущ.

Дежурный полицейский – им.прил. 

4. Итог урока:

Лист самооценки. Поставить + или – (Слайд 13).

1.

Я активно работал на уроке.

2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

5.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Закончить фразу:

- Я вспомнил…

- Я закрепил…

- Я повторил…

- Я узнал новое…

5. Дом.задание: упр. № 268


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.Класс: 4.Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений подвести учеников к выведению правила правописания падежных око...

Карточки-тренажёры по русскому языку 3 класс по теме " Падежные окончания имен существительных"

Данный материал предназначен для проверки знаний по теме : "Падежные окончания имен существительных"...

Презентация по русскому языку, 3 класс ПНШ "Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе."

Данная презентация предусмотрена, как дополнительный материал при закреплении темы "Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе"...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Родовые окончания имен прилагательных".

Данный урок поможет при помощи алгоритма отработать навыки правильного написания родовых окончаний имен прилагательных....

Презентация по русскому языку на тему "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"

Презентация поможет научиться правильно писать безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода....