Рабочая программа курса "Русский язык" Бунеев Р.Н. и др. 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Соловьева Е.А

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russskiy_yazyk_2_klass.doc409 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

«ПРИНЯТО»

на заседании ШМО учителей

начальных классов

Протокол № 1

от  «27» августа 2014 г

Председатель ШМО

________ _______________

ФИО

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГАПОУ МОК

им. В. Талалихина

Н. М. Снопко

____________ ___

«29» августа 2014 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса «РУССКИЙ ЯЗЫК»

для 2 класса

на 2014-2015 учебный год

Всего часов по программе__136__, часов в неделю    _4_

Рабочая программа составлена на основе:  

  • Программы по русскому языку авторского коллектива под руководством, Р.Н. Бунеева включённой в Федеральный перечень учебных пособий
  • Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник . 2 класс. – М.: Баласс, 2012.
  • Доп. литература: Методическое пособие  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 2 класс. – М.: Баласс, 2012.

Всего часов: 68

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

136

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

КР

КД

Составитель:

Соловьёва Елена Александровна

учитель начальных классов

Категория – вторая квалификационная категория 

МОСКВА, 2014 г

Пояснительная записка

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт  начального  общего образования (приказ Министерства образования России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
  • Авторская программа по русскому языку для учащихся 2-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. – М.: Баласс, 2012 г.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник . 2 класс. – М.: Баласс, 2012.
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку, 2 класс. – М.: Баласс. 2012.
  • Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 2 класс. В 2-х вариантах. – М.: Баласс, 2012.
  • Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса. – М.: Баласс, 2012.
  • Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для  2 класса. - М.: Баласс, 2012.
  • Исаева Н.И.  Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса.– М.: Баласс,  2012.
  • Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., .Яковлева М.А. Русский язык. 1-2 классы: метод. Рекомендации для учителя – М.: Баласс, 2010.

Обоснование выбора системы обучения для реализации рабочей программы

  1. Образовательная программа по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы  определяется  федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством  образования и науки Российской Федерации  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждения.
  2. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения. Данная  рабочая программа сохраняет и   конкретизирует основное содержание всех разделов /тем /курса с указанием бюджета времени на их изучение авторской программы по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания.

Цель курса русского языка в начальной школе - развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык».

Задачи курса:

  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  • формирование у детей чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
  • сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Содержание программы (136 часов)

Слово (введение) (5 часов)

Звуки речи, их обозначение на письме. Звуки гласные и согласные. Буквы гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.

Ударение. Роль ударения в речи. Деление слов на слоги.

Предложение (12 часов)

Основные признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос). Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение. Интонация. Связь слов в предложении. Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

         Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чем говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

Текст (12 часов)

Понятие о тексте. Заглавие, основная мысль, основная мысль текста. План текста. Части текста. Абзац. Отличие текста от набора предложений.

Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту и ответов на них, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить ее с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

Слово (продолжение) (104 часа)

Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какое?, какие?, что делает? Слова, к которым нельзя задавать вопросы (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел), обозначение орфограммы.

Лексическое значение слова, многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. Слова со сходным и противоположным значением. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Лексическое значение однокоренных слов. Единообразие однокоренных слов.

Суффикс (определение). Суффиксы имен существительных: -ок, -ик, -тель, -ушк, - юшк, -ёнок, -онок, -ят, -ищ, их значение, словообразование.

Приставка (определение). Группа приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.

Алфавит. Практическая значимость знания алфавита.

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Безударные гласные в словах. Парные согласные на конце слова. Звук (й) после согласных перед гласными.

Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

  1.  обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
  2.  большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,  географических названиях;
  3.  буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ
  4.  разделительные ь и ъ;
  5.  проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова (на  материале двусложных слов);
  6.  проверяемые согласные на конце слова;
  7.  пробел между предлогом и соседним словом.

Повторение (3часов)

Формы организации учебного процесса.

Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, таблицы, кластеры.  

Виды и формы контроля.

  1. Текущий
  • Устный опрос
  • Мини тест
  • Самостоятельная работа
  • Словарный  диктант  
  •  Проверочная работа
  • Обучающее изложение
  • Обучающее сочинение

  1. Итоговый
  • Диктант.
  • Контрольное списывание.
  • Комплексная контрольная  работа

Учебно-тематический план  II класс.

        В учебном плане на изучение предмета русский язык во 2 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.

Требования к результатам освоения учебного курса «Русский язык».

        Программа  обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты.

        Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

        Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).

        Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

–  совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему;

–  учиться проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться планировать свою деятельность на уроке;

– учиться определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

        Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

        Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) и в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 –  подробно пересказывать небольшие тексты.

        Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

        Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

        Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

        Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

Таблица предметных требований

к умениям учащихся по курсу «Русский язык»

(необходимый уровень)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

– овладение функцио- нальной  грамотностью;

–  развитие умений и навыков         различных видов  устной и письменной речи;

–  развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

– приобретение и систе- матизация         знаний         о языке;

– дальнейшее овладение родным языком;

– развитие чувства языка

–  овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

• правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное;

•  составлять предло- жения из слов;  по дан- ным  схемам;

• отличать предложение от набора слов;

• определять границы предложений в тексте без знаков препинания;

• выделять из предложения словосочетание сущ. + прил.

•  составлять небольшой   текст (4–5   предлож.) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью   учителя; составлять текст из  данных абзацев;

•  правильно употреблять предлоги в речи;

 •  определять последовательность частей в тексте;

•  составлять текст из рассыпанных предложений;

•  воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

•  осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

•  понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

•  делить текст на части, озаглавливать части;

•  подробно и выборочно пересказывать текст;

•  обращать внимание на особенности употребления слов;

•  предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных.

•  выполнять   звуко-буквенный анализ доступных слов;   видеть   несоответствия    произношения и написания в слове;

• находить корень в группе однокоренных слов;

•  подбирать однокорен- ные слова;

•  находить суффиксы и приставки в доступных словах;

•  образовывать слова    с помощью суффиксов и приставок;

• отличать приставки от предлогов (по, на,  под  и т.д.);

• ставить вопросы к словам в предложении (кто? что?         какой? какая? какое? какие?  что  делает?)

• находить в предложении (тексте) слова, отвечающие  на эти вопросы;

• находить предлоги в предложении (тексте)

• отличать предлоги от других слов;

• правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги.

•  делить слова   на   части для  переноса;

• видеть в словах опасные места,  изученные   орфограммы;

• подбирать слова с изученными орфограммами;

• писать предлоги раздельно со словами;

• писать большую букву в словах (изученные слу- чаи);

•  писать буквы безударных  гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов;

• писать изученные слова с непроверяемым безударным  гласным в корне;

•  писать буквы проверяемых  согласных на конце слова;

•  употреблять ь  для   обозначения мягкости согласных   звуков на  конце и  в середине слова;

• не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;

• писать ъ и ь разделительные;

•  графически объяснить выбор  написания;

•  находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

• правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

• писать под диктовку слова, предложения, текст из 30—40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

• различать одинаковые по написанию приставки и предлоги;

• графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами.

  1. Три уровня освоения учебного курса (по признакам успешности)

 Необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень - решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы), либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации - это более сложное, отличающееся от необходимого всем уровня. Качественные оценки - «отлично» или < почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (необязательный) — решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».


Календарно - тематическое планирование по русскому языку (2 класс «Школа – 2100»)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Характеристика деятельности учащихся

Домашнее
задание

Дата

проведения

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

1

Вводный урок
(урок-путешествия)

Индивидуальный опрос. Карточки-путеводители

Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.п.)

Раздел 1. Слово (5 часов)

2

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова)

1

Урок озн. с новым матер. (Урок обучения умениям и навыкам)

Слово и его значение. Использование словарей русского языка

Уметь слушать звучащее слово; производить звуковой и звуко-бувенный анализ слова

Сам-ная работа с толковым словарем

Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы). Узнавать слово по его лексическому значению. Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.

Производить звуко-буквенный разбор слова.

Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение, состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (повышенный уровень – П)

Находить опасные места в словах.

Упр. 2,

с. 4

3

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова)

1

Комбинир. урок. (Урок обучения умениям и навыкам)

Словари русского языка и их использование

Уметь наблюдать за лексическим значением слова;  анализировать состав слов

Фронтальный опрос, упр. 5,
с. 6

Упр. 4,

с. 6

4

Как устроен наш язык?

1

Урок применен. знаний и умений.

(Урок-исследование)

Наблюдение над прямым
и переносным значением слова  

Знать, что слово может иметь несколько значений, может употребляться в прямом и переносном значениях

Исследовательская работа,

упр. 7, с. 7

Капуста 

(разбор по образцу)

5

«Опасные места»

в словах русского языка

1

Комбинир. урок. (Урок обучения умениям и навыкам)

Упражнение в написании слов и предложений

Уметь находить «опасные места»

в слове

Сам-ная работа,

упр. 8, с. 8

Упр. 9,

 с. 8

6

«Опасные места»

в словах русского языка. Обобщение по разделу «Слово»

1

Урок обобщения

и систем. знаний. (Смотр знаний)

Упражнение

в написании слов, предложений

Знать пары согласных по глухости-звон-кости и твердости-мягкости

Тетрадь «Проверочные и контрольные работы», с. 1

Списывание №1

Упр. 11,

с. 9

Раздел 2. Предложение (12 часов)

7

Чем отличается предложение от группы слов. Признаки предложения

1

Комбинир. урок.

обучения умениям и навыкам)

Различение слова, словосочетания и предложения

Уметь правильно оформлять предложение на письме

Фронтальный опрос, упр. 15,

с. 11

 Называть признаки предложения.

Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.

Составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.

Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.

Читать предложения с разной  интонацией.

 

 

 

 

Упр. 14,

с. 11

 

 

8

Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам

1

Комбинир. Урок (формирования новых знаний)

Отличие уст-ной речи от письменной. Составление предложений по схемам

Знать признаки предложения.

Уметь

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему

Индивид. опрос. Карточки

Упр. 6,

с. 5
(дидакт. материал)

 

 

9

Признаки предложения. Оформление предложений на письме

1

Урок применения знаний и умений
(обучение умениям и навыкам)

Конструирование предложений из слов. Признаки предложения

Уметь оформлять предложения на письме: начало, конец, писать имена собственные

Индивидуальный опрос. Карточки

Упр. 8, с. 6
(дидакт. материал)

 

 

10

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме

1

Комбинир. урок

(обучения умениям и навыкам)

Наблюдение за порядком слов в предложениях

Уметь составлять предложения на заданную тему и оформлять их на письме

Самоконтроль
(эталон-

карточка)

Загадка о морозе

 

 

11

Развитие умения правильно списывать предложения

и соотносить их со схемами

1

Урок закреплен. изученного(Урок-практикум)

Определение границ предложения на основе смысла и интонации

Уметь оформлять предложения на письме, вписывать предложения, соотносить их со схемами

Фронтальный опрос по теме «Что знаем о предложении?»

Упр. 21,

с. 15

 

 

12

Восстановление деформированного текста. (Л. Н. Толстой «Кошка и птичка»)

1

Урок развития речи

Изложение №1

13

Работа над ошибками. Конструирование предложений

1

Урок применения знаний и умений.
(Урок повторения)

Конструирование предложений из слов

Уметь правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное

Звуковой контроль (хлопки при правильном ответе)

 

 

 

Упр. 9, с. 6
(дидакт. материал)

14

Знаки препинания в конце предложений

1

Комбинир. урок (закрепление  умений)

Оформление предложений на письме

Уметь оформлять предложения на письме; составлять предложения из слов

Программный контроль «Немое письмо»

Упр. 10,
с. 7 (дидакт. материал)

15

Входной контрольный диктант

 (40 минут)

1

Урок проверки и учета знаний и умений

Упражнение
в написании  предложений

Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления

Самоконтроль; контрольный диктант №1

16

Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией

1

Комбинированный урок. (коррекции знаний и умений)

Способы проверки слов. Конструирование предложений из слов

Уметь владеть способами проверки; графически обозначать выбор тех или иных написаний

Фронтальный опрос,

упр. 26–27

Упр. 11,

 с. 7

 (дидакт. материал)

 

 

17

Что мы знаем о предложении? (Обобщение)

1

Урок обобщения

и систематизации знаний. (Урок-игра)

Упражнение в написании предложений

Знать различие предложений и слов.

Уметь оформлять предложения на письме

Уплотненный опрос «Это ты знаешь и умеешь», с. 19

Упр. 15,

с. 8 (дидакт. материал)

 

 

18

Проверка знаний

и умений. Проверочная работа № 1 по теме «Предложение»

(40 минут)

1

Урок проверки

и учета знаний

и умений

Написание предложений, текста

Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу

Тетрадь «Проверочные и контрольные работы», с. 2–3

Проверочная работа №1

 

 

 

19

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)

1

Урок проверки

и коррекции знаний и умений

Способы проверки слов. Выполнение работы над ошибками

Уметь находить и исправлять ошибки, владеть способами проверки

Индивидуальный опрос.

Карточки

Упр. 16,

с. 9 (дидакт. материал)

Раздел 3. Текст (12 часов)

20

Признаки текста

1

Урок ознаком. с новым материалом (формиров. новых знаний)

Различение предложения

и текста. Признаки текста

Знать признаки предложения.  

Уметь отличать текст от группы предложений

Фронтальный опрос, упр. 29,

с. 21

 Называть признаки текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. 

Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.  (П)

Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.

Упр. 10,
с. 19 (дидакт. материал)

21

Роль заглавия

в тексте

1

Урок ознаком. с новым материалом (обучения умениям и навыкам)

Признаки предложен. Упражнения в написании предложен.

Уметь предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста

Смотр знаний «Кто лучше придумает текст» по выбранной теме

Упр. 21,

с. 11 (дидакт. материал)

22

Связь заглавия

с главной мыслью текста

1

Комбинир. урок (обучения умениям и навыкам)

Главная мысль текста, соотнесение ее с заглавием. Выбор заглавия

Уметь отвечать на вопросы по ходу чтения и на вопросы после чтения, выбирать подходящее заглавие к тексту

Самодиктант. Взаимопроверка Словарный диктант № 1

Упр. 22,

с. 12 (дидакт. материал)

23

Краеведение

Составление устного рассказа на тему

«Москва – город мой любимый»

1

Урок развития речи (Интегрированный урок)

Понятие о тексте. Главная мысль

Уметь составлять текст, выполнять редактирование текста

Исследовательская работа,

упр. 38–39

Упр. 36,

с. 25

 

 

24

Восстановление деформированного текста. Л. Н. Толстой «Чиж»

(40 минут)

1

Урок развития связной речи (обучения умениям и навыкам)

Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов 

Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, письменно оформлять текст

«Уроки развития связной речи», с. 12

Изложение №2

Упр. 39,

с. 27

 

 

25

Работа над ошибками. Озаглавливание текстов

1

Урок применен. знаний и умений     (защита творческих работ)

Способы проверки слов, исправление ошибок

Уметь классифицировать ошибки, вносить коррективы, редактировать текст

Взаимоконтроль упр. 24

(дидактический материал, с. 13)

Упр. 25,

 с. 13 (дидакт. материал)

26

Конструирование текстов

1

Комбинир.  урок. (Урок-конкурс)

Конструирование предложений из слов

Знать структуру текста (вводная, основная, концовка)

Фронтальный опрос, упр. 42,

с. 29

 

 

 

 

Упр. 26,

с. 14 (дидакт. материал)

27

Конструирование текстов

1

Комбинир. урок (Урок-практикум)

Конструир. предложений. Текст

Уметь добавлять отсутствующие части текста

Словарный диктант № 2. Упр. 47

Упр. 44,

с. 30

 

 

28

Краеведение

Речь. Предложение. Текст. Работа с деформированным текстом «Осень в городе»

1

Комбинир.  урок (защита творческих работ)

Порядок слов в предложен. Признаки предложения

Уметь составлять «рассыпанный текст», подбирать заглавие

Уплотненный опрос «Это ты знаешь и умеешь», с. 33

Сочинение№1

Упр. 30,

 с. 16 (дидакт. материал)

 

 

29

Признаки текста, его отличие от набора предложений

1

Урок обобщен.

и систем. знаний. (повтор. и обобщения, закрепления умений)

Понятие о тексте. Главная мысль. Упражнение в составлении текста  

Уметь подбирать заглавие в соответствии с главной мыслью текста; отвечать на вопросы к тексту после прочтения

Узорова О. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Тест, с. 130

Упр. 32,

с. 16 (дидакт. материал)

 

 

30

Проверка знаний

и умений по теме «Предложение. Текст». Проверочная работа № 2

1

Урок проверки и учета знаний и умений

Конструирование предложен. из слов, порядок слов в предложении.

Уметь озаглавливать текст, составлять текст из частей и из предложений

Тетрадь «Проверочн. и контр. работы»,

с. 4–5

Проверочная работа №2

 

 

 

31

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)

1

Урок закрепления, изученного (развития речи)

Способы проверки слов, граф. Обозначение орфограмм

Уметь редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки

Индивидуальный опрос. Карточки

Упр. 5,

 с. 34

Раздел 4. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? (7 часов)

32

Какие слова отвечают на вопрос кто?, 

а какие на вопрос что? 

1

Урок ознакомления с новым материалом. (формирования новых знаний)

Имя существительное (значение и употребление). Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?

Связь слов в предложении. Лексическое значение слов.

Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Тематические группы слов

Восстановление деформированного текста. Установление связи между словами в предложен.

Уметь ставить вопросы к словам-предметам.

Знать, что слова, которые отвечают на вопрос кто?, обозначают одушевленные предметы, а на вопрос что? – неодушевленные

Фронтальный опрос, упр. 48,

с. 35–36

 Вести диалог с автором при чтении текста.  (П)

Ставить к словам вопросы кто? И что?

Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы.  (П)

Конструировать словосочетания и предложения.

Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

 

 

 

Упр. 34,

с. 18 (дидакт.

материал)

 

 

33

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы

1

Урок ознаком. с новым матер. (формирования новых знаний)

Знать, как различают названия одушевленных и неодушевленных предметов

Самостоятельная работа,

упр. 51

Упр. 35,

с. 19 (дидакт. материал)

 

 

34

Объединение слов

в тематические группы

1

Урок ознаком. с новым материалом (формирования новых знаний)

Уметь создавать тематические группы слов, определять их название; правильно списывать слова

Творческое задание: записать тематическую группу слов

Упр. 37,

 с. 20 (дидакт. материал)

 

 

35

Восстановление текста с пропущенными словами по Г. Скребицкому и В. Чаплиной «Елка в лесу»
(40 минут)

1

Урок развития связной речи (применения знаний и умений)

Уметь точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста;

проверять написанное, сравнивая с образцом

«Уроки развития связной речи», с. 14

Изложение №3

 

 

 

36

Работа над ошибками. Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?

1

Комбиниров. урок. (применение знаний и умений)

Способы проверки слов, графическое обозначение орфограмм. Связь слов в предложении

Уметь составлять сочетания слов по схемам; ставить вопросы к словам; видеть опасные места и изученные орфограммы в словах

Индивидуальный опрос. Карточки

 

 

Упр. 39, с. 21 (дидакт. материал)

37

Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам

1

Урок закрепления изученного (Урок-игра)

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? 

Знать, что такое диалог.

Уметь оформлять диалог на письме; проверять написанное

Тест № 8, с. 134 (Узорова О. В. Контрольные

и проверочные работы)

Упр. 41,

с. 22 (дидакт. материал)

 

 

38

Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам

1

Урок обобщен. и систематиз. знаний. (повторение и обобщен., закрепление умений)

Упражнение в постанове вопроса к словам. Лексическое значение слов 

Знать, почему одинаковые слова пишутся с большой и маленькой буквы.

Уметь объяснять выбор написаний в словах

Словарный диктант № 3

Упр. 60,

с. 42

 

 

39

Контрольный диктант

1

Урок проверки и учета знаний и умений

Диктант №2

Раздел 5. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (11 часов)

40

Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы

1

Урок ознакомл. с новым материалом (формиров.

новых знаний)

Имя прилагательное, значение и употребление

Уметь ставить вопросы к словам-признакам.

Знать определение части речи

Фронтальный опрос, упр. 62,

с. 42

 Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов.

Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.п. и что делает? что делал? и т. д.

Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой?  Кто?.. что делает?)

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

 

Упр. 47,

 с. 25 (дидакт. материал)

 

 

41

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки

1

Урок ознакомл. с новым материалом (формиров.

новых знаний)

Согласован.  прил. с именем сущ.

Знать обозначение главного и зависимого слов в словосочетаниях

Самостоятельная работа по вариантам,

упр. 66

Упр. 50, с. 26 (дидактический материал)

 

 

42

Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки

1

Урок ознакомл. с новым материалом (обучения умениям,  навыкам)

Словосочетание. Связь слов в словосочетаниях 

Уметь графически показывать связь слов; подбирать слова-признаки к словам-предметам

Взаимоконтроль, упр. 55,

с. 27 (дидактический материал)

Упр. 51, с. 26 (дидактический материал)

 

 

43

Связь слов-названий  и слов-признаков

1

Комбинир. урок. (обучения умениям, навыкам)

Особенности словоупотребления, сочетаемости слов

Уметь устанавливать связь слов-признаков и слов-предметов

Фронтальный опрос, упр. 70,

с. 45

Упр. 72,

с. 46

44

Развитие умения находить в предложении слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?

1

Урок применения знаний и умений. (практикум)

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?

Уметь находить в предложении сочетания слов-предметов

и слов-признаков; ставить вопросы к словам в предложении

Тест № 10,

с. 139 (Узорова О. В. Контрольные и проверочные работы)

Упр. 74,

с. 48

45

Упражнения в подборе слов-признаков

1

Комбин. урок. (повтор. и обобщен., закрепление умений)

Упражнение в написании слов, словосочетаний, предложений.

Уметь подбирать слова-предметы к словам признакам; правильно произносить слова, выделять в них ударение

Самостоятельная письменная работа, упр. 75, с. 48

 

 

 

Упр. 61,

с. 30 (дидакт. материал)

46

Упражнения в подборе слов-признаков

1

Комбин. урок. (повторение, обобщение, закрепление умений)

Слово и его значение. Словосочетание. Упр. в написании  слов 

Уметь «раскрашивать» текст словами-признаками; видеть опасные места в словах

Письмо по памяти, упр. 59,

с. 29 (дидактич. материал)

С. 49         упр. 78

 

 

47

Закрепление и повторение изученного. Составление текста с элементами описания

 (40 минут)

1

Урок применения знаний и умений.
(развития связной речи)

Составление текста описания

Уметь составлять небольшой текст, учитывая связь предложений в тексте; проверять написанное

Сочинение №2

 

 

 

48

Работа над ошибками. Закрепление и повторение изученного по теме «Слова-названия и слова-признаки»

1

Урок закрепления изучен. (работа над ошибками)

Способы проверки слов, графическое обозначение орфограмм

Уметь редактировать текст, ставить вопросы к словам в предложении; классифицировать и исправлять ошибки

Уплотненный опрос «Это ты знаешь и умеешь», с. 51

Упр. 63, с. 31 (дидакт. материал)

 

 

49

Проверочная  работа №3 по теме:       « Слова-названия  и слова-признаки» (40 минут)

1

Урок применения знаний и умений.

(проверка,   учёт знаний и умений)

Слова, отвечающие на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие?

Уметь подбирать слова, отвечающ. на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие?; задавать вопросы к словам в словосочетаниях; графически обозначать изученные орфограммы; осуществлять проверку слов

Тетрадь «Проверочные и контрольные работы», с. 6–7

Проверочная работа №3

50

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)

1

Урок обобщения систематиз. знаний. (Работа над ошибками)

Графическое обозначение орфограмм; проверка слов

Индивидуальный опрос. Карточки

Упр. 64, с. 31 (дидактический материал)

Раздел 6. Слова, которые отвечают на вопросы Что делает? Что делал? Что сделал? (5 часов)

51

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам

1

Урок ознакомление с новым материалом (формиров. новых знаний)

Глагол, значение и употреблен. Упражнение в письме слов, предложений

Знать определение части речи.

Уметь ставить вопросы к словам-действиям

Фронтальный опрос, упр. 82,

с. 52

 

 

Упр. 66

(дидакт. материал)

52

Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действия предмета

1

Урок ознакомление с новым материалом (формиров. новых знаний)

Установление связи между словами в предложениях с помощью вопроса

Уметь ставить вопросы к словам-действиям; видеть опасные места в словах.

Знать определение части речи

Фронтальный опрос, упр. 84

с. 54

Упр. 69

(дидакт. материал)

 

 

53

Развитие умения задавать вопросы к словам, находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?

1

Комбин. урок. (обучения умениям, навыкам)

Выделение из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса. Упражнение в письме  

Уметь подбирать к словам-предметам слова-действия; установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов

Выборочное письмо, упр. 71  

(дидактич. материал).

Взаимопроверка

Упр. 87,

с. 55

54

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения

1

Комбин. урок. (Урок-практикум)

Грамматическая основа предложения Запись предложения

Уметь находить слова, отвечающие на вопрос что сделал?; подбирать слова-действия

Самостоятельная работа,

упр. 88, с. 56

Упр. 72, с. 35 (дидакт. материал)

55

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения

1

Урок обобщения, системат. знаний. (повторение и обобщение, закрепление умений)

Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении

Уметь находить грамматическую основу; анализировать и кратко характеризовать слова-предметы, слова-действия

Тест № 3, с. 131 (Узорова О. В. Контрольные

и проверочные работы)

Упр. 73

(дидакт. материал)

56

Изложение текста по вопросам. «Снеговик»

1

Урок развития речи

Изложение №4

Раздел 7. Связь слов в предложении (8 часов)

57

-

58

Работа над ошибками

Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова  к слову в  предложении

2

Урок ознакомления с новым материалом (формиров. новых знаний)

Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу

Уметь устанавливать связи между словами в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении

Исследовательская работа,

упр. 77 (дидактический материал)

 

Упр. 78, с. 40 (дидакт. материал)

59

В предложении от слова к слову можно задать вопрос

1

Установление связи слов в предложении

Уметь выделять из предложений пары слов с помощью вопрос.

Письмо по памяти (скороговорки)

Упр. 95,

с. 60

60

Обучающее изложение текста по вопросам на тему «Синичка» (40 минут)

1

Урок развития речи. (обучения умениям, навыкам)

Изложение содержания прослушанного текста

Уметь устанавливать связь предложений в тексте, употреблять синонимы

«Уроки развития связной речи», с. 16

Изложение №5

 

 

 

61

Работа над ошибками. Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении

1

Комбин. урок (обучения умениям, навыкам)

Способы проверки слов, графическое обозначение орфограмм 

Уметь редактировать текст;  классиф. и исправлять ошибки, графич. обозначать орфограммы

Индивидуальный опрос.

Карточки

 

Упр. 81, с. 41 (дидактический материал)

 

 

62

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

1

Урок применение знаний и умений.
(Урок-практикум)

Наблюдение за порядком слов в предложении. Запись предложения

Уметь составлять предложения с опорой на вопросы, показ. графически связь слов в предложении

Фронтальный опрос, упр. 99

Упр. 83, с. 42 (дидакт. материал)

63

Конструирование предложений с опорой на вопросы

1

Урок обобщения и систем. знаний. (повторение, обобщение и закрепление умений)

Конструирование предложений из слов. Графическое обозначение порядка слов

Уметь составлять предложения по схемам; правильно составлять граф. схему порядка слов в предложении

Словарный диктант №4, упр. 101

(с взаимопроверкой)

64

Проверочная работа № 4 по теме «Связь слов в предложении» (40 минут)

1

Урок проверки  коррекция знаний и умений. (проверка и учет знаний и умений)

Установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов

Уметь составлять предложения по схемам и записывать их; подбирать глаг.  к существ.; ставить вопросы от слова к слову

Тетрадь «Проверочные и контрольные работы», с. 8–9

Проверочная работа №4

65

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)

1

Комбин. урок. (работа над ошибками)

Графическое обозначение орфограмм

Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки

Индивидуальный опрос.

Карточки

Раздел 8. Слова, к которым нельзя задать вопрос (9 часов)

66

Слова, которые выражают различные  чувства, и их роль

в речи

1

Урок ознаком. с новым материалом

Предлоги, союзы, их роль в речи

Знать, что есть слова, которые выражают чувства, но не называют их

Фронтальный опрос, упр. 104

Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи.

Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их.

Находить в предложении предлоги.

Характеризовать роль предлогов в речи.

Писать предлоги раздельно.

Упр. 88, с. 44 (дидакт. материал)

67

Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые выражают чувства

1

Урок ознаком. с новым материалом (формир. новых знаний)

Слова, к которым нельзя задать вопрос - предлоги; союзы, их роль в речи

Уметь выделять группы слов, к которым нельзя поставить вопрос, употреблять в речи понятие предлог

Программированный контроль,

упр. 105, с. 67

Упр. 89, с. 44 (дидакт. материал)

68

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

1

Комбин.  урок (обучение умениям навыкам)

Упражнение в  написании предлогов с другими словами

Знать правило написания предлогов с другими словами

Уметь подбирать подходящие по смыслу предлоги

Взаимоконтр., упр. 108, с. 68

Упр. 92,
с. 45 (дидакт. материал)

69

Составление рассказа по серии картинок и по вопросам на тему «Друзья птиц»
(обучающее сочинение) (40 минут)

1

Урок развития речи (обучен. умениям навыкам

Создание простейшего текста по серии картинок и вопросам на тему

Знать признаки текста.

Уметь передавать содержание картины, выделять части красной строкой; проверять написанное

«Уроки развития связной речи», с. 17, 19

Сочинение №3

70

Работа над ошибками. Упражнения в раздельном написании предлогов с другими словами

1

Комбин. урок. (обучен. умениям навыкам

Исправление ошибок на изученные правила

Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки на изученные правила

Фронтальный опрос, упр. 112, с. 70

Упр. 95,
с. 46 (дидакт. материал)

71

Роль предлогов

в предложении

1

Урок применения знаний и умений.

(Урок-игра)

Слово и его значение. Упражнение в написании предложений

Знать роль предлогов в предложении. Уметь подбирать нужные предлоги к словам

Письмо по памяти, упр. 95,

с. 45 (дидактический материал)

Упр. 96,

с. 46 (дидакт. материал)

72

Упражнения в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов

1

Урок обобщен. системат. знаний. (повторение, обобщен., закрепление умений)

Раздельное написание предлогов. Графическое обозначение орфограммы – пробел

Знать правило написания предлогов с другими словами.

Уметь подбирать подходящие по смыслу предлоги

Самостоятельная работа с коллективной проверкой, упр. 114, с. 71

73

Проверочная работа № 5 по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос»

1

Урок проверки, коррекции знаний и умений.

Слова, к которым нельзя задать вопрос: предлоги, междометия

Знать правило о предлогах и их правописании.

Уметь употреблять слова с нужными предлогами

Тетрадь «Проверочн. и контрольные работы», с. 10–11

Проверочная работа №5

Выписать предложения с предлог.

74

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)

1

Комбинированный урок. (работа над ошибками)

Раздельное написание предлогов со словами

Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки

Индивидуальный опрос.

Карточки

75

Контрольный диктант

1

Урок проверки знаний и умений.

Диктант №3

Раздел 9. Части слова. Корень (3 часа)

76

Наблюдение над однокоренными словами Определение корня слов

1

Урок ознаком. с новым материал.

Наблюдение над лексическим. значением однокоренных слов

Уметь подбирать однокоренные слова; определять корень в словах; видеть опасные места в словах

Самостоятельная работа по вариантам (-лес-, -дом-)

Наблюдать за однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

 Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

Упр. 100,

с. 48 (дидакт. материал)

 

 

77

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

1

Комбин. урок. (Урок-практикум)

Единообразное написание корня в однокоренных словах

Самостоятельная работа по вариантам (-лёд-,

-винт-)

Упр. 101,

с. 48 (дидакт. материал)

 

 

78

Упражнения в распознавании однокоренных слов

1

Комбин. урок. (Урок-игра)

Части слова. Распознавание однокоренных слов 

Знать два признака однокоренных слов.

Уметь распознавать однокоренные слова

Индивидуальный опрос.

Карточки

Упр. 102,

с. 49 (дидакт. материал)

 

 

Раздел 10. Части слова. Суффикс (4 часа)

79

Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса

1

Урок ознаком. с новым материалом (формир. новых знаний)

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса)

Знать определение суффикса, его графическое обозначение; образовывать слова с помощью суффиксов

Фронтальный опрос, упр. 123, с. 78

Выделять суффикс и приставку в доступных словах.

Характеризовать роль суффикса и приставки в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

 Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

Группировать слова по заданному признаку.

 

 

Упр. 105,

с. 50 (дидакт. материал)

80

Развитие умения находить в словах суффиксы

1

Комбин. урок. (Урок-практикум, сказка)

Значение суффиксов. Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов

Уметь находить суффикс в группе однокоренных слов

Знать значение суффиксов -чик-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-

Тест 16, с. 144

(Узорова О. В. Контр.  и проверочные работы).

Письмо под диктовку, упр. 126

Упр. 107,

с. 50 (дидакт. материал)

81

Обучающее изложение по обобщенным вопросам по теме «Лиса»

 (40 минут)

1

Урок развития речи. (обучен. умениям, навыкам)

Описание характерных признаков лисы, употребление в устной и письменной речи слов-признаков, слов-действий. Признаки предложения Установлен. связи между словами

Уметь составлять текст по вопросам, точно употреблять слова в речи

«Уроки развития связной речи», с. 19

Изложение №6

 

 

 

82

Работа над ошибками. Разбор слов по составу. Проверочное списывание

1

Комбин. урок. (Урок работы над ошибками, проверки, коррекции знаний и умений)

Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки; правильно, каллиграфически списывать текст, выделять «опасные места»; выполнять разбор слов по составу

Индивидуальный опрос.

Карточки.

«Проверочн.

и контрольные работы»,

с. 12–13

Списывание №2

Упр. 127,

с. 80;

упр. 111,

с. 51 (дидакт. материал)

 

 

 

 

Раздел 11. Части слова. Приставка (5 часов)

83

Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки

1

Урок объяснен. нового материал.

Части слова. Значение приставки (простейшие примеры). Образование слов с приставками

Знать значимые части слова.

Уметь образовывать слова с помощью прист.; обращать внимание на особенности употребления слов

 Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово.

Различать одинаково пишущееся  приставки и предлоги (под, за, по, на, и т.п.)  (П)

 

Упр. 112,

с. 52 (дидакт. материал)

84

Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах

1

Урок объяснения нового материала

Значение приставки (простейшие примеры). Наблюдение над ролью приставки в слове

Знать названия частей слова.

Уметь анализировать состав слова; правильно писать слова, предложения, текст

Упр. 114,

с. 53 (дидакт. материал)

85

Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги

1

Урок развития умений и навыков

Значение приставки (простейшие примеры).

Различение предлогов

и приставок

 Знать значение приставок в словообразовании, правило написания приставок.

Уметь различать одинаковые по написанию приставки и предлоги

Текущий контроль. Словарный диктант№5, упр. 142

Текущий контроль «Это ты знаешь», с. 89

5 слов с одной пристав.

Упр. 116,

119 (дидакт. материал)

 

 

86

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова»

(40 минут)

1

Урок контроля (проверочная работа)

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса)

Уметь видеть опасные места в словах, правильно списывать слова, предложения, проверять написанное.

Знать алгоритм разбора слов по составу.

Тематический контроль. «Проверочн. и контрольные работы», с. 14–15

Проверочная работа №6

 

 

 

87

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)

1

Урок работы над ошибками

Упражнение в написании предложен.

Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила 

 

Упр. 140

 

 

Раздел 12. Алфавит. Написание большой буквы в словах (13 часов)

88

Закрепление знаний порядка букв русского алфавита

1

Урок объяснения нового материал.

Алфавит. Русский алфавит. Практическая значимость знания алфавита

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии.

Знать названия, порядок букв русского алфавита

Называть правильно буквы в алфавитном порядке.

Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.

Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.

Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.

 Различать и объяснять написание типа пушок и Пушок.

Писать сочинение по картинке, проверочный диктант.

Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена)

Знать алфавит;

упр. 145

89

Развитие умения писать большую букву в фамилиях и именах людей

1

Урок развития умений и навыков

Употребление прописной буквы в имени собственном

Уметь писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях

Упр. 126,

(дидакт. материал)

90

Развитие умения писать большую букву в отчествах людей

1

Урок развития умений и навыков

Упражнение в написании отчеств людей

3 предложен. с именем собствен.

91

Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев

1

Урок развития умений и навыков

Употребление прописной буквы в именах сказочных героев

Уметь графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами

 

Упр. 128

(дидактический материал)

 

 

92

Изложение текста по опорным словам. (По Б. Житкову «Храбрый утёнок)

1

Урок развития речи

Изложение №7

93

Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень

1

Урок развития умений и навыков

Употребление прописной буквы в названиях городов, сел

Уметь без ошибок писать большую букву в названиях городов, сел 

Текущий контроль. «Творческий диктант», упр. 160

Упр. 131

(дидактический материал)

 

 

94

Большая буква в названиях рек и морей

1

Урок повтор., обобщен. системат. материал.

Употребление прописной буквы в имени собственном

Уметь писать без ошибок прописную букву в названии рек и морей

 Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

 

Упр. 155,

с. 96

95

Большая буква в географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке

1

Урок повторения, обобщения.

Употреблен. прописной буквы в географ. названиях. Запись слов в алфавит. порядке

Уметь писать большую  букву в географических названиях; проверять написанное, сравнивая с образцом

Текущий контроль. Самостоятельная работа

96

Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы

1

Урок повторения, обобщения, систематизация материала

Употребление прописной буквы в имени собственном

Уметь читать тексты учебника, осмысливая их после чтения

Текущий. Фронтальная работа

Упр. 129

(дидакт. материал)

97

Развитие речи. Сочинение по рисунку.
(40 минут)

1

Урок развития связной речи (подготовка, написание сочинения)

Создание небольшого текста

Уметь составлять небольшой текст (сочинение) по рисунку

Самостоятельная работа

Сочинение №4

Упр. 130

(дидакт. материал)

98

Работа над ошибками.

Краеведение

Люби и знай родной свой край. Большая буква в именах собственных. Географические названия

1

Урок работы над ошибками

Употребление прописной буквы в имени собственном

Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

Текущий контроль. Словарный диктант№6

Упр. 137,

с. 63 (дидакт. материал)

99

Проверочный диктант по теме «Написание большой буквы» (40 минут)

1

Урок контроля (проверочный диктант)

Употребление прописной буквы в имени собственном

Уметь видеть в словах изученные орфограммы; писать большую букву в именах собственных

Тематический контроль. «Проверочн. и контрольные работы», с. 16

Диктант №4

100

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)

1

Урок работы над ошибками

Употребление прописной буквы в имени собственном. Упражнение в написании слов, предложений

Уметь видеть опасные места в словах; графически объяснять выбор написаний в словах 

 Текущий

Слова

с прописной буквы из словаря

 

 

101

Упражнения в правописании имен собственных

1

Интегрир. урок

Уметь правильно списывать текст, проверять написанное, сравнивая его с образцом 

 

10 слов – географических названий

 

 

Раздел 13. Правописание буквосочетаний  жи-ши,  ща-ща,  чу, щу  (8 часов)

102

Написание букв и, у, а после шипящих
(повторение)

1

Урок объяснение нового материала

Правописание сочетаний. жи-ши. Знакомство с орфограммой: буква и после шип. ж, ш

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии; видеть и объяснять «опасные места» в словах, изученные орфограммы

Знать изученные орфограммы: жи-ши.

Уметь писать слова с изученными орфограммами

Текущий

Наблюдать за наблюдением слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Обозначать графически выбор написания.

Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку.   (П)

Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: (Й), (Ж), (Ш), (Ч), (Щ).

Упр. 164,

с. 101

103

Что такое орфограмма. Орфографическое правило

1

Урок объяснение нового материала

Текущий. Формулировка правила

Упр. 148

(дидакт. материал)

104

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм

1

Урок развития умений и навыков

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши

Текущий. Письмо слов с изученными орфограммами

Упр. 154

(дидакт. материал)

105

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений

1

Урок развития умений и навыков

Упр. 153

(дидакт. материал)

106

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу

1

Урок развития умений и навыков

Правописание сочетаний

чу-щу. Упражнение в написании слов

Уметь видеть и писать слова с сочетаниями чу-щу; обозначать данную орфограмму графически

 

Упр. 150,

(дидакт. материал)

 

 

107

Упражнение в написании буквосочетаний чу-щу. Развитие орфографических умений

1

Урок развития умений и навыков

Правописание сочетаний

чу-щу

Уметь графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами 

 

Упр. 155,

(дидакт. материал)

 

 

108

Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих

1

Урок повторения, обобщения, систематизации материала

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Уметь писать слова с орфогр. жи-ши, ча-ща, чу-щу ; видеть опасные места в словах

Текущий контроль. Словарный диктант№7, упр. 183

Упр. 156

(дидакт. материал)

упр. 182

 

 

109

Диктант  по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».

(40 минут)

1

Урок контроля
(проверочный диктант)

Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу

 Знать изученные орфограммы: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Уметь применить знания при написании диктанта

Тематический контроль. «Проверочные и контрольные работы», с. 18

Диктант

 

 

 

Раздел 14. Правописание букв ь и ъ (8 часов)

110

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме

1

Урок объяснен. нового материал

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Упражнение в письме предложений

Уметь различать произношение и написание слов с буквой Ь.

Знать обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь

Текущий. Фронтальная работа

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

 

 

Упр. 167

(дидакт. материал)

111

Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине

1

Урок объяснен. нового материал

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Графическое обозначение орфограммы. Упражнение в написании слов с Ь на конце и в середине слов. Нахождение в текстах слов, в которых пишется и не пишется буква Ь.

Правописание буквосочетаний чк-чн

Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь    

 

Упр. 189,

с. 114, правило

 

 

112

Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква Ь 

1

Урок объяснен. нового материал

Уметь объяснить написание Ь в словах; писать слова с данной орфограммой

Текущий контроль. Проверка знания правила

Упр. 174

(дидакт. материал)

 

 

113

Правописание слов

с буквосочетаниями чк, чн, щн

1

Урок объяснен. нового материал

Знать правило написания сочет. чк-чн, чщ. Уметь писать буквосоч. чк-чн, чщ

 

Упр. 179

(дидакт. материал)

 

 

114

Звук [й] и его обозначение на письме

1

Урок объяснен. нового материала

Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Знать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме

Упр. 185

(дидакт. материал)

115

Разделительный Ь. Правописание слов

с разделительным Ь

1

Урок объяснен. нового материала

Правописание слов с разделительным Ь.

Знать правило написания разделительного Ь.

Текущий контроль. Проверка знания правил

Упр. 191

(дидакт. материал)

116

Развитие умения писать слова с разделительным Ъ

1

Урок повторения, обобщения, систематизация материала

Употребление разделительных Ъ и Ь

Уметь писать слова с разделительным Ъ; делить слова на части для переноса

Текущий

Упр. 201,

с. 87 (дидакт. материал)

117

Диктант по теме «Правописание букв Ь и Ъ» (40 минут)

1

Урок контроля (проверочный диктант)

Употребление разделительных Ъ и Ь

Уметь писать слова с разделит.

Ь и Ъ; графически объяснять выбор написаний в словах с изучен. орфограммами

Тематический контроль. «Проверочные и контрольные работы», с. 20

Диктант №5

Раздел 15. Безударные гласные в корне (10 часов)

118

Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение

1

Урок объяснен. нового материала

Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги

Уметь различать произношение и написание; видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами

Текущий. Фронтальная работа

Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным  звуком на конце слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово проверочное)

Упр. 213

119

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

1

Урок объяснен. нового материала

Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги

Уметь находить способ проверки написания слов; различать ударный и безударные слоги 

Текущий. Фронтальая работа

Упр. 215,

с. 94 (дидакт. материал)

 

 

120

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

1

Урок развития умений и навыков

Упражнение  в  правописании безударных гласных

Уметь находить проверочное слово в группе однокоренных слов

Текущий. Фронтальная работа

Упр. 222 (дидакт. материал)

121

Упражнение в подборе однокоренных, проверочных слов. Графич. обознач. орфограммы

1

Урок развития умений и навыков

Правописание безударных гласных. Упражнение в написании слов, предложе.

Знать графич. обозначение орфограмм.

Уметь подбирать однокорен.  слова с целью проверки

Текущий контроль. Проверка знания правила

Упр. 226 (дидакт. материал) правило

122

Проверочная работа № 7 по теме «Безударные гласные в корне» (40 минут)

1

Урок контроля (проверочная работа)

Правописание безударных гласных

Уметь действовать согласно правилу; графически объяснять выбор написаний в словах с изуч. орфограммами

Тематический контроль. «Проверочн. и контрольные работы», с. 22

Проверочная работа №7

123

Свободный диктант (40 минут)

1

Урок развития связной речи

Правописание безударных гласных

Уметь писать под диктовку текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают

Тематический контроль

Выписать

9 слов из учебника

по литерат. чтению с безударн. гласной

124

Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне» (в форме игры «Счастливый случай»)

1

Урок повторения, обобщения, систематизац. материала

Упражнение в правописании безударных гласных. Орфография

Уметь применять правило написания безударной гласной в корне слова; видеть опасные места в словах

Текущий контроль

Раздел 16. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова (9 часов)

125

Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова

1

Урок объяснения нового материал

Различение звонких и глухих согласных

Уметь различать произношение и написание звонких и глухих согласных

Текущий

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант)

Упр. 237,

с. 137

126

Знакомство с орфограммой «Звонкие

и глухие согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограмм

1

Урок объяснения нового материал

Проверяемые согласные на конце слова

Уметь находить способ проверки написания слов; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами

Текущий

Упр. 241,

с. 104 (дидакт. материал)

127

Изложение по коллективно составленному плану и опорным словам. (По С. Баруздину «Страшный клад»)

1

Урок развития речи

Изложение №8

128

Упражнение в подборе проверочных слов

1

Урок развития умений и навыков

Правописание парных звонких и глухих согласных

Уметь подбирать проверочные слова; видеть опасные места в словах

Текущий контроль. Проверка знания правила

Упр. 243,

с. 140;

129

Упражнение в написании парной согласной на конце слова

1

Уроки развития умений и навыков;

повторение, обобщение систематиз. материала

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Знать «опасные места» при написании парных согласных на конце слова.

Уметь писать слова с изученной орфограммой; видеть в словах изученные орфограммы  

Текущий

Упр. 251,

с. 145;

упр. 247,

с. 142

130

Свободный диктант (40 минут)

1

Урок развития связной речи

Правописание парных звонких и глухих согл.

Текущий контроль

Упр. 252,

с. 109

131

Изложение на основе зрительного восприятия текста

(40 минут)

1

Урок развития связной речи (подготовка, написание изложения)

Правописание парных звонких и глухих согласных

Уметь писать изложение на основе зрительного восприятия текста

Уроки развития связной речи

Изложение №9

132

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)

1

Урок работы над ошибками

Проверяемые согласные на конце слова

Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

Текущий

133

Обобщение по разделу «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»

1

Урок повторения, обобщения, системат. материала

Упр. в правописании парных звонких и глухих согласных

Знать признаки согласных звуков, пары согл. по глухости-звонкости, твердости-мягкости

Текущий контроль. Объяснительный диктант

Раздел 17. Повторение (3 часов)

134

Итоговая контрольная работа. (40 минут)

1

Урок контроля (проверочная работа)

Написание под диктовку текста на изученные орфограммы

Уметь писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают

Тематический контроль. «Проверочные и контрольные работы», с. 28–28

135

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)

1

Урок работы над ошибками

Правописание изученных орфограмм

Уметь писать слова с изученными орфограммами 

Текущий 

 

 

 

136

Заключительный урок

1

Урок-праздник

Различные виды игровой деятельности и формы работы на повторение, обобщение 

Уметь писать слова с безуд. гл. в корне слова, с парными зв. и глух. согл., различать приставки и предлоги

Текущий

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...