Рабочая программа курса "Русский язык" Бунеев Р.Н. и др. 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russskiy_yazyk_2_klass.doc | 409 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
«ПРИНЯТО» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от «27» августа 2014 г Председатель ШМО ________ _______________ ФИО | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Н. М. Снопко ____________ ___ «29» августа 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «РУССКИЙ ЯЗЫК»
для 2 класса
на 2014-2015 учебный год
Всего часов по программе__136__, часов в неделю _4_
Рабочая программа составлена на основе:
- Программы по русскому языку авторского коллектива под руководством, Р.Н. Бунеева включённой в Федеральный перечень учебных пособий
- Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник . 2 класс. – М.: Баласс, 2012.
- Доп. литература: Методическое пособие Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 2 класс. – М.: Баласс, 2012.
Всего часов: 68 | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |||||||
136 | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
КР | |||||||||||
КД | |||||||||||
Составитель: | Соловьёва Елена Александровна учитель начальных классов Категория – вторая квалификационная категория |
МОСКВА, 2014 г
Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
- Авторская программа по русскому языку для учащихся 2-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. – М.: Баласс, 2012 г.
Учебно-методическое обеспечение:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник . 2 класс. – М.: Баласс, 2012.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку, 2 класс. – М.: Баласс. 2012.
- Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 2 класс. В 2-х вариантах. – М.: Баласс, 2012.
- Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса. – М.: Баласс, 2012.
- Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 2 класса. - М.: Баласс, 2012.
- Исаева Н.И. Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса.– М.: Баласс, 2012.
- Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., .Яковлева М.А. Русский язык. 1-2 классы: метод. Рекомендации для учителя – М.: Баласс, 2010.
Обоснование выбора системы обучения для реализации рабочей программы
- Образовательная программа по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждения.
- Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения. Данная рабочая программа сохраняет и конкретизирует основное содержание всех разделов /тем /курса с указанием бюджета времени на их изучение авторской программы по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания.
Цель курса русского языка в начальной школе - развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык».
Задачи курса:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Содержание программы (136 часов)
Слово (введение) (5 часов)
Звуки речи, их обозначение на письме. Звуки гласные и согласные. Буквы гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.
Ударение. Роль ударения в речи. Деление слов на слоги.
Предложение (12 часов)
Основные признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос). Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение. Интонация. Связь слов в предложении. Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чем говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст (12 часов)
Понятие о тексте. Заглавие, основная мысль, основная мысль текста. План текста. Части текста. Абзац. Отличие текста от набора предложений.
Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту и ответов на них, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить ее с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Слово (продолжение) (104 часа)
Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какое?, какие?, что делает? Слова, к которым нельзя задавать вопросы (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел), обозначение орфограммы.
Лексическое значение слова, многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. Слова со сходным и противоположным значением. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Лексическое значение однокоренных слов. Единообразие однокоренных слов.
Суффикс (определение). Суффиксы имен существительных: -ок, -ик, -тель, -ушк, - юшк, -ёнок, -онок, -ят, -ищ, их значение, словообразование.
Приставка (определение). Группа приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.
Алфавит. Практическая значимость знания алфавита.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Безударные гласные в словах. Парные согласные на конце слова. Звук (й) после согласных перед гласными.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
- буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ
- разделительные ь и ъ;
- проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов);
- проверяемые согласные на конце слова;
- пробел между предлогом и соседним словом.
Повторение (3часов)
Формы организации учебного процесса.
Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, таблицы, кластеры.
Виды и формы контроля.
- Текущий
- Устный опрос
- Мини тест
- Самостоятельная работа
- Словарный диктант
- Проверочная работа
- Обучающее изложение
- Обучающее сочинение
- Итоговый
- Диктант.
- Контрольное списывание.
- Комплексная контрольная работа
Учебно-тематический план II класс.
В учебном плане на изучение предмета русский язык во 2 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Требования к результатам освоения учебного курса «Русский язык».
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
– совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему;
– учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться планировать свою деятельность на уроке;
– учиться определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) и в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Таблица предметных требований
к умениям учащихся по курсу «Русский язык»
(необходимый уровень)
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» | ||
– овладение функцио- нальной грамотностью; – развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи; – развитие умений и навыков понимания и анализа текстов | – приобретение и систе- матизация знаний о языке; – дальнейшее овладение родным языком; – развитие чувства языка | – овладение орфографией и пунктуацией |
Речевые умения | Учебно-языковые умения | Правописные умения |
• правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное; • составлять предло- жения из слов; по дан- ным схемам; • отличать предложение от набора слов; • определять границы предложений в тексте без знаков препинания; • выделять из предложения словосочетание сущ. + прил. • составлять небольшой текст (4–5 предлож.) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев; • правильно употреблять предлоги в речи; • определять последовательность частей в тексте; • составлять текст из рассыпанных предложений; • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; • делить текст на части, озаглавливать части; • подробно и выборочно пересказывать текст; • обращать внимание на особенности употребления слов; • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных. | • выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове; • находить корень в группе однокоренных слов; • подбирать однокорен- ные слова; • находить суффиксы и приставки в доступных словах; • образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; • отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.); • ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?) • находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы; • находить предлоги в предложении (тексте) • отличать предлоги от других слов; • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги. | • делить слова на части для переноса; • видеть в словах опасные места, изученные орфограммы; • подбирать слова с изученными орфограммами; • писать предлоги раздельно со словами; • писать большую букву в словах (изученные слу- чаи); • писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; • писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне; • писать буквы проверяемых согласных на конце слова; • употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова; • не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.; • писать ъ и ь разделительные; • графически объяснить выбор написания; • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30—40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; • различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; • графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами. |
- Три уровня освоения учебного курса (по признакам успешности)
Необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень - решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы), либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации - это более сложное, отличающееся от необходимого всем уровня. Качественные оценки - «отлично» или < почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (необязательный) — решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».
Календарно - тематическое планирование по русскому языку (2 класс «Школа – 2100»)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее | Дата проведения |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» | 1 | Вводный урок | Индивидуальный опрос. Карточки-путеводители | Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.п.) | ||||
Раздел 1. Слово (5 часов) | |||||||||
2 | Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова) | 1 | Урок озн. с новым матер. (Урок обучения умениям и навыкам) | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Уметь слушать звучащее слово; производить звуковой и звуко-бувенный анализ слова | Сам-ная работа с толковым словарем | Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы). Узнавать слово по его лексическому значению. Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь. Производить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение, состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (повышенный уровень – П) Находить опасные места в словах. | Упр. 2, с. 4 | |
3 | Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова) | 1 | Комбинир. урок. (Урок обучения умениям и навыкам) | Словари русского языка и их использование | Уметь наблюдать за лексическим значением слова; анализировать состав слов | Фронтальный опрос, упр. 5, | Упр. 4, с. 6 | ||
4 | Как устроен наш язык? | 1 | Урок применен. знаний и умений. (Урок-исследование) | Наблюдение над прямым | Знать, что слово может иметь несколько значений, может употребляться в прямом и переносном значениях | Исследовательская работа, упр. 7, с. 7 | Капуста (разбор по образцу) | ||
5 | «Опасные места» в словах русского языка | 1 | Комбинир. урок. (Урок обучения умениям и навыкам) | Упражнение в написании слов и предложений | Уметь находить «опасные места» в слове | Сам-ная работа, упр. 8, с. 8 | Упр. 9, с. 8 | ||
6 | «Опасные места» в словах русского языка. Обобщение по разделу «Слово» | 1 | Урок обобщения и систем. знаний. (Смотр знаний) | Упражнение в написании слов, предложений | Знать пары согласных по глухости-звон-кости и твердости-мягкости | Тетрадь «Проверочные и контрольные работы», с. 1 Списывание №1 | Упр. 11, с. 9 |
Раздел 2. Предложение (12 часов) | |||||||||
7 | Чем отличается предложение от группы слов. Признаки предложения | 1 | Комбинир. урок. обучения умениям и навыкам) | Различение слова, словосочетания и предложения | Уметь правильно оформлять предложение на письме | Фронтальный опрос, упр. 15, с. 11 | Называть признаки предложения. Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение. Составлять схемы предложений и предложения по схемам. Списывать предложения, правильно оформлять их на письме. Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения. Читать предложения с разной интонацией.
| Упр. 14, с. 11 |
|
8 | Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам | 1 | Комбинир. Урок (формирования новых знаний) | Отличие уст-ной речи от письменной. Составление предложений по схемам | Знать признаки предложения. Уметь составлять предложения из слов, предложения на заданную тему | Индивид. опрос. Карточки | Упр. 6, с. 5 |
| |
9 | Признаки предложения. Оформление предложений на письме | 1 | Урок применения знаний и умений | Конструирование предложений из слов. Признаки предложения | Уметь оформлять предложения на письме: начало, конец, писать имена собственные | Индивидуальный опрос. Карточки | Упр. 8, с. 6 |
| |
10 | Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме | 1 | Комбинир. урок (обучения умениям и навыкам) | Наблюдение за порядком слов в предложениях | Уметь составлять предложения на заданную тему и оформлять их на письме | Самоконтроль карточка) | Загадка о морозе |
| |
11 | Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемами | 1 | Урок закреплен. изученного(Урок-практикум) | Определение границ предложения на основе смысла и интонации | Уметь оформлять предложения на письме, вписывать предложения, соотносить их со схемами | Фронтальный опрос по теме «Что знаем о предложении?» | Упр. 21, с. 15 |
| |
12 | Восстановление деформированного текста. (Л. Н. Толстой «Кошка и птичка») | 1 | Урок развития речи | Изложение №1 |
13 | Работа над ошибками. Конструирование предложений | 1 | Урок применения знаний и умений. | Конструирование предложений из слов | Уметь правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное | Звуковой контроль (хлопки при правильном ответе) |
| Упр. 9, с. 6 | |
14 | Знаки препинания в конце предложений | 1 | Комбинир. урок (закрепление умений) | Оформление предложений на письме | Уметь оформлять предложения на письме; составлять предложения из слов | Программный контроль «Немое письмо» | Упр. 10, | ||
15 | Входной контрольный диктант (40 минут) | 1 | Урок проверки и учета знаний и умений | Упражнение | Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления | Самоконтроль; контрольный диктант №1 | |||
16 | Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией | 1 | Комбинированный урок. (коррекции знаний и умений) | Способы проверки слов. Конструирование предложений из слов | Уметь владеть способами проверки; графически обозначать выбор тех или иных написаний | Фронтальный опрос, упр. 26–27 | Упр. 11, с. 7 (дидакт. материал) |
| |
17 | Что мы знаем о предложении? (Обобщение) | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. (Урок-игра) | Упражнение в написании предложений | Знать различие предложений и слов. Уметь оформлять предложения на письме | Уплотненный опрос «Это ты знаешь и умеешь», с. 19 | Упр. 15, с. 8 (дидакт. материал) |
| |
18 | Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 1 по теме «Предложение» (40 минут) | 1 | Урок проверки и учета знаний и умений | Написание предложений, текста | Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу | Тетрадь «Проверочные и контрольные работы», с. 2–3 Проверочная работа №1 |
|
| |
19 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Способы проверки слов. Выполнение работы над ошибками | Уметь находить и исправлять ошибки, владеть способами проверки | Индивидуальный опрос. Карточки | Упр. 16, с. 9 (дидакт. материал) |
Раздел 3. Текст (12 часов) | |||||||||
20 | Признаки текста | 1 | Урок ознаком. с новым материалом (формиров. новых знаний) | Различение предложения и текста. Признаки текста | Знать признаки предложения. Уметь отличать текст от группы предложений | Фронтальный опрос, упр. 29, с. 21 | Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. (П) Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы. | Упр. 10, | |
21 | Роль заглавия в тексте | 1 | Урок ознаком. с новым материалом (обучения умениям и навыкам) | Признаки предложен. Упражнения в написании предложен. | Уметь предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста | Смотр знаний «Кто лучше придумает текст» по выбранной теме | Упр. 21, с. 11 (дидакт. материал) | ||
22 | Связь заглавия с главной мыслью текста | 1 | Комбинир. урок (обучения умениям и навыкам) | Главная мысль текста, соотнесение ее с заглавием. Выбор заглавия | Уметь отвечать на вопросы по ходу чтения и на вопросы после чтения, выбирать подходящее заглавие к тексту | Самодиктант. Взаимопроверка Словарный диктант № 1 | Упр. 22, с. 12 (дидакт. материал) | ||
23 | Краеведение Составление устного рассказа на тему «Москва – город мой любимый» | 1 | Урок развития речи (Интегрированный урок) | Понятие о тексте. Главная мысль | Уметь составлять текст, выполнять редактирование текста | Исследовательская работа, упр. 38–39 | Упр. 36, с. 25 |
| |
24 | Восстановление деформированного текста. Л. Н. Толстой «Чиж» (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи (обучения умениям и навыкам) | Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов | Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, письменно оформлять текст | «Уроки развития связной речи», с. 12 Изложение №2 | Упр. 39, с. 27 |
| |
25 | Работа над ошибками. Озаглавливание текстов | 1 | Урок применен. знаний и умений (защита творческих работ) | Способы проверки слов, исправление ошибок | Уметь классифицировать ошибки, вносить коррективы, редактировать текст | Взаимоконтроль упр. 24 (дидактический материал, с. 13) | Упр. 25, с. 13 (дидакт. материал) |
26 | Конструирование текстов | 1 | Комбинир. урок. (Урок-конкурс) | Конструирование предложений из слов | Знать структуру текста (вводная, основная, концовка) | Фронтальный опрос, упр. 42, с. 29 |
| Упр. 26, с. 14 (дидакт. материал) | |
27 | Конструирование текстов | 1 | Комбинир. урок (Урок-практикум) | Конструир. предложений. Текст | Уметь добавлять отсутствующие части текста | Словарный диктант № 2. Упр. 47 | Упр. 44, с. 30 |
| |
28 | Краеведение Речь. Предложение. Текст. Работа с деформированным текстом «Осень в городе» | 1 | Комбинир. урок (защита творческих работ) | Порядок слов в предложен. Признаки предложения | Уметь составлять «рассыпанный текст», подбирать заглавие | Уплотненный опрос «Это ты знаешь и умеешь», с. 33 Сочинение№1 | Упр. 30, с. 16 (дидакт. материал) |
| |
29 | Признаки текста, его отличие от набора предложений | 1 | Урок обобщен. и систем. знаний. (повтор. и обобщения, закрепления умений) | Понятие о тексте. Главная мысль. Упражнение в составлении текста | Уметь подбирать заглавие в соответствии с главной мыслью текста; отвечать на вопросы к тексту после прочтения | Узорова О. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Тест, с. 130 | Упр. 32, с. 16 (дидакт. материал) |
| |
30 | Проверка знаний и умений по теме «Предложение. Текст». Проверочная работа № 2 | 1 | Урок проверки и учета знаний и умений | Конструирование предложен. из слов, порядок слов в предложении. | Уметь озаглавливать текст, составлять текст из частей и из предложений | Тетрадь «Проверочн. и контр. работы», с. 4–5 Проверочная работа №2 |
|
| |
31 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Урок закрепления, изученного (развития речи) | Способы проверки слов, граф. Обозначение орфограмм | Уметь редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки | Индивидуальный опрос. Карточки | Упр. 5, с. 34 |
Раздел 4. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? (7 часов) | |||||||||
32 | Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. (формирования новых знаний) | Имя существительное (значение и употребление). Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что? Связь слов в предложении. Лексическое значение слов. Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Тематические группы слов Восстановление деформированного текста. Установление связи между словами в предложен. | Уметь ставить вопросы к словам-предметам. Знать, что слова, которые отвечают на вопрос кто?, обозначают одушевленные предметы, а на вопрос что? – неодушевленные | Фронтальный опрос, упр. 48, с. 35–36 | Вести диалог с автором при чтении текста. (П) Ставить к словам вопросы кто? И что? Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. Классифицировать слова по вопросу. Объединять слова в тематические группы. (П) Конструировать словосочетания и предложения. Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.
| Упр. 34, с. 18 (дидакт. материал) |
|
33 | Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы | 1 | Урок ознаком. с новым матер. (формирования новых знаний) | Знать, как различают названия одушевленных и неодушевленных предметов | Самостоятельная работа, упр. 51 | Упр. 35, с. 19 (дидакт. материал) |
| ||
34 | Объединение слов в тематические группы | 1 | Урок ознаком. с новым материалом (формирования новых знаний) | Уметь создавать тематические группы слов, определять их название; правильно списывать слова | Творческое задание: записать тематическую группу слов | Упр. 37, с. 20 (дидакт. материал) |
| ||
35 | Восстановление текста с пропущенными словами по Г. Скребицкому и В. Чаплиной «Елка в лесу» | 1 | Урок развития связной речи (применения знаний и умений) | Уметь точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста; проверять написанное, сравнивая с образцом | «Уроки развития связной речи», с. 14 Изложение №3 |
|
|
36 | Работа над ошибками. Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что? | 1 | Комбиниров. урок. (применение знаний и умений) | Способы проверки слов, графическое обозначение орфограмм. Связь слов в предложении | Уметь составлять сочетания слов по схемам; ставить вопросы к словам; видеть опасные места и изученные орфограммы в словах | Индивидуальный опрос. Карточки |
| Упр. 39, с. 21 (дидакт. материал) | |
37 | Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам | 1 | Урок закрепления изученного (Урок-игра) | Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? | Знать, что такое диалог. Уметь оформлять диалог на письме; проверять написанное | Тест № 8, с. 134 (Узорова О. В. Контрольные и проверочные работы) | Упр. 41, с. 22 (дидакт. материал) |
| |
38 | Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам | 1 | Урок обобщен. и систематиз. знаний. (повторение и обобщен., закрепление умений) | Упражнение в постанове вопроса к словам. Лексическое значение слов | Знать, почему одинаковые слова пишутся с большой и маленькой буквы. Уметь объяснять выбор написаний в словах | Словарный диктант № 3 | Упр. 60, с. 42 |
| |
39 | Контрольный диктант | 1 | Урок проверки и учета знаний и умений | Диктант №2 | |||||
Раздел 5. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (11 часов) | |||||||||
40 | Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы | 1 | Урок ознакомл. с новым материалом (формиров. новых знаний) | Имя прилагательное, значение и употребление | Уметь ставить вопросы к словам-признакам. Знать определение части речи | Фронтальный опрос, упр. 62, с. 42 | Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов. Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.п. и что делает? что делал? и т. д. Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой? Кто?.. что делает?) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.
| Упр. 47, с. 25 (дидакт. материал) |
|
41 | Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки | 1 | Урок ознакомл. с новым материалом (формиров. новых знаний) | Согласован. прил. с именем сущ. | Знать обозначение главного и зависимого слов в словосочетаниях | Самостоятельная работа по вариантам, упр. 66 | Упр. 50, с. 26 (дидактический материал) |
| |
42 | Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки | 1 | Урок ознакомл. с новым материалом (обучения умениям, навыкам) | Словосочетание. Связь слов в словосочетаниях | Уметь графически показывать связь слов; подбирать слова-признаки к словам-предметам | Взаимоконтроль, упр. 55, с. 27 (дидактический материал) | Упр. 51, с. 26 (дидактический материал) |
| |
43 | Связь слов-названий и слов-признаков | 1 | Комбинир. урок. (обучения умениям, навыкам) | Особенности словоупотребления, сочетаемости слов | Уметь устанавливать связь слов-признаков и слов-предметов | Фронтальный опрос, упр. 70, с. 45 | Упр. 72, с. 46 | ||
44 | Развитие умения находить в предложении слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? | 1 | Урок применения знаний и умений. (практикум) | Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? | Уметь находить в предложении сочетания слов-предметов и слов-признаков; ставить вопросы к словам в предложении | Тест № 10, с. 139 (Узорова О. В. Контрольные и проверочные работы) | Упр. 74, с. 48 |
45 | Упражнения в подборе слов-признаков | 1 | Комбин. урок. (повтор. и обобщен., закрепление умений) | Упражнение в написании слов, словосочетаний, предложений. | Уметь подбирать слова-предметы к словам признакам; правильно произносить слова, выделять в них ударение | Самостоятельная письменная работа, упр. 75, с. 48 |
| Упр. 61, с. 30 (дидакт. материал) | |
46 | Упражнения в подборе слов-признаков | 1 | Комбин. урок. (повторение, обобщение, закрепление умений) | Слово и его значение. Словосочетание. Упр. в написании слов | Уметь «раскрашивать» текст словами-признаками; видеть опасные места в словах | Письмо по памяти, упр. 59, с. 29 (дидактич. материал) | С. 49 упр. 78 |
| |
47 | Закрепление и повторение изученного. Составление текста с элементами описания (40 минут) | 1 | Урок применения знаний и умений. | Составление текста описания | Уметь составлять небольшой текст, учитывая связь предложений в тексте; проверять написанное | Сочинение №2 |
|
| |
48 | Работа над ошибками. Закрепление и повторение изученного по теме «Слова-названия и слова-признаки» | 1 | Урок закрепления изучен. (работа над ошибками) | Способы проверки слов, графическое обозначение орфограмм | Уметь редактировать текст, ставить вопросы к словам в предложении; классифицировать и исправлять ошибки | Уплотненный опрос «Это ты знаешь и умеешь», с. 51 | Упр. 63, с. 31 (дидакт. материал) |
| |
49 | Проверочная работа №3 по теме: « Слова-названия и слова-признаки» (40 минут) | 1 | Урок применения знаний и умений. (проверка, учёт знаний и умений) | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие? | Уметь подбирать слова, отвечающ. на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие?; задавать вопросы к словам в словосочетаниях; графически обозначать изученные орфограммы; осуществлять проверку слов | Тетрадь «Проверочные и контрольные работы», с. 6–7 Проверочная работа №3 | |||
50 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Урок обобщения систематиз. знаний. (Работа над ошибками) | Графическое обозначение орфограмм; проверка слов | Индивидуальный опрос. Карточки | Упр. 64, с. 31 (дидактический материал) |
Раздел 6. Слова, которые отвечают на вопросы Что делает? Что делал? Что сделал? (5 часов) | |||||||||
51 | Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам | 1 | Урок ознакомление с новым материалом (формиров. новых знаний) | Глагол, значение и употреблен. Упражнение в письме слов, предложений | Знать определение части речи. Уметь ставить вопросы к словам-действиям | Фронтальный опрос, упр. 82, с. 52 |
| Упр. 66 (дидакт. материал) | |
52 | Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действия предмета | 1 | Урок ознакомление с новым материалом (формиров. новых знаний) | Установление связи между словами в предложениях с помощью вопроса | Уметь ставить вопросы к словам-действиям; видеть опасные места в словах. Знать определение части речи | Фронтальный опрос, упр. 84 с. 54 | Упр. 69 (дидакт. материал) |
|
53 | Развитие умения задавать вопросы к словам, находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает? | 1 | Комбин. урок. (обучения умениям, навыкам) | Выделение из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса. Упражнение в письме | Уметь подбирать к словам-предметам слова-действия; установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов | Выборочное письмо, упр. 71 (дидактич. материал). Взаимопроверка | Упр. 87, с. 55 | ||
54 | Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения | 1 | Комбин. урок. (Урок-практикум) | Грамматическая основа предложения Запись предложения | Уметь находить слова, отвечающие на вопрос что сделал?; подбирать слова-действия | Самостоятельная работа, упр. 88, с. 56 | Упр. 72, с. 35 (дидакт. материал) | ||
55 | Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения | 1 | Урок обобщения, системат. знаний. (повторение и обобщение, закрепление умений) | Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении | Уметь находить грамматическую основу; анализировать и кратко характеризовать слова-предметы, слова-действия | Тест № 3, с. 131 (Узорова О. В. Контрольные и проверочные работы) | Упр. 73 (дидакт. материал) | ||
56 | Изложение текста по вопросам. «Снеговик» | 1 | Урок развития речи | Изложение №4 | |||||
Раздел 7. Связь слов в предложении (8 часов) | |||||||||
57 - 58 | Работа над ошибками Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении | 2 | Урок ознакомления с новым материалом (формиров. новых знаний) | Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу | Уметь устанавливать связи между словами в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении | Исследовательская работа, упр. 77 (дидактический материал) |
| Упр. 78, с. 40 (дидакт. материал) | |
59 | В предложении от слова к слову можно задать вопрос | 1 | Установление связи слов в предложении | Уметь выделять из предложений пары слов с помощью вопрос. | Письмо по памяти (скороговорки) | Упр. 95, с. 60 | |||
60 | Обучающее изложение текста по вопросам на тему «Синичка» (40 минут) | 1 | Урок развития речи. (обучения умениям, навыкам) | Изложение содержания прослушанного текста | Уметь устанавливать связь предложений в тексте, употреблять синонимы | «Уроки развития связной речи», с. 16 Изложение №5 |
|
| |
61 | Работа над ошибками. Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении | 1 | Комбин. урок (обучения умениям, навыкам) | Способы проверки слов, графическое обозначение орфограмм | Уметь редактировать текст; классиф. и исправлять ошибки, графич. обозначать орфограммы | Индивидуальный опрос. Карточки |
| Упр. 81, с. 41 (дидактический материал) |
|
62 | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы | 1 | Урок применение знаний и умений. | Наблюдение за порядком слов в предложении. Запись предложения | Уметь составлять предложения с опорой на вопросы, показ. графически связь слов в предложении | Фронтальный опрос, упр. 99 | Упр. 83, с. 42 (дидакт. материал) | ||||
63 | Конструирование предложений с опорой на вопросы | 1 | Урок обобщения и систем. знаний. (повторение, обобщение и закрепление умений) | Конструирование предложений из слов. Графическое обозначение порядка слов | Уметь составлять предложения по схемам; правильно составлять граф. схему порядка слов в предложении | Словарный диктант №4, упр. 101 (с взаимопроверкой) | |||||
64 | Проверочная работа № 4 по теме «Связь слов в предложении» (40 минут) | 1 | Урок проверки коррекция знаний и умений. (проверка и учет знаний и умений) | Установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов | Уметь составлять предложения по схемам и записывать их; подбирать глаг. к существ.; ставить вопросы от слова к слову | Тетрадь «Проверочные и контрольные работы», с. 8–9 Проверочная работа №4 | |||||
65 | «Пишу правильно» | 1 | Комбин. урок. (работа над ошибками) | Графическое обозначение орфограмм | Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки | Индивидуальный опрос. Карточки | |||||
Раздел 8. Слова, к которым нельзя задать вопрос (9 часов) | |||||||||||
66 | Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи | 1 | Урок ознаком. с новым материалом | Предлоги, союзы, их роль в речи | Знать, что есть слова, которые выражают чувства, но не называют их | Фронтальный опрос, упр. 104 | Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи. Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их. Находить в предложении предлоги. Характеризовать роль предлогов в речи. Писать предлоги раздельно. | Упр. 88, с. 44 (дидакт. материал) | |||
67 | Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые выражают чувства | 1 | Урок ознаком. с новым материалом (формир. новых знаний) | Слова, к которым нельзя задать вопрос - предлоги; союзы, их роль в речи | Уметь выделять группы слов, к которым нельзя поставить вопрос, употреблять в речи понятие предлог | Программированный контроль, упр. 105, с. 67 | Упр. 89, с. 44 (дидакт. материал) | ||||
68 | Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | Комбин. урок (обучение умениям навыкам) | Упражнение в написании предлогов с другими словами | Знать правило написания предлогов с другими словами Уметь подбирать подходящие по смыслу предлоги | Взаимоконтр., упр. 108, с. 68 | Упр. 92, | ||||
69 | Составление рассказа по серии картинок и по вопросам на тему «Друзья птиц» | 1 | Урок развития речи (обучен. умениям навыкам | Создание простейшего текста по серии картинок и вопросам на тему | Знать признаки текста. Уметь передавать содержание картины, выделять части красной строкой; проверять написанное | «Уроки развития связной речи», с. 17, 19 Сочинение №3 | |||||
70 | Работа над ошибками. Упражнения в раздельном написании предлогов с другими словами | 1 | Комбин. урок. (обучен. умениям навыкам | Исправление ошибок на изученные правила | Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки на изученные правила | Фронтальный опрос, упр. 112, с. 70 | Упр. 95, |
71 | Роль предлогов в предложении | 1 | Урок применения знаний и умений. (Урок-игра) | Слово и его значение. Упражнение в написании предложений | Знать роль предлогов в предложении. Уметь подбирать нужные предлоги к словам | Письмо по памяти, упр. 95, с. 45 (дидактический материал) | Упр. 96, с. 46 (дидакт. материал) | ||
72 | Упражнения в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов | 1 | Урок обобщен. системат. знаний. (повторение, обобщен., закрепление умений) | Раздельное написание предлогов. Графическое обозначение орфограммы – пробел | Знать правило написания предлогов с другими словами. Уметь подбирать подходящие по смыслу предлоги | Самостоятельная работа с коллективной проверкой, упр. 114, с. 71 | |||
73 | Проверочная работа № 5 по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос» | 1 | Урок проверки, коррекции знаний и умений. | Слова, к которым нельзя задать вопрос: предлоги, междометия | Знать правило о предлогах и их правописании. Уметь употреблять слова с нужными предлогами | Тетрадь «Проверочн. и контрольные работы», с. 10–11 Проверочная работа №5 | Выписать предложения с предлог. | ||
74 | «Пишу правильно» | 1 | Комбинированный урок. (работа над ошибками) | Раздельное написание предлогов со словами | Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки | Индивидуальный опрос. Карточки | |||
75 | Контрольный диктант | 1 | Урок проверки знаний и умений. | Диктант №3 | |||||
Раздел 9. Части слова. Корень (3 часа) | |||||||||
76 | Наблюдение над однокоренными словами Определение корня слов | 1 | Урок ознаком. с новым материал. | Наблюдение над лексическим. значением однокоренных слов | Уметь подбирать однокоренные слова; определять корень в словах; видеть опасные места в словах | Самостоятельная работа по вариантам (-лес-, -дом-) | Наблюдать за однокоренными словами. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть). | Упр. 100, с. 48 (дидакт. материал) |
|
77 | Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов | 1 | Комбин. урок. (Урок-практикум) | Единообразное написание корня в однокоренных словах | Самостоятельная работа по вариантам (-лёд-, -винт-) | Упр. 101, с. 48 (дидакт. материал) |
| ||
78 | Упражнения в распознавании однокоренных слов | 1 | Комбин. урок. (Урок-игра) | Части слова. Распознавание однокоренных слов | Знать два признака однокоренных слов. Уметь распознавать однокоренные слова | Индивидуальный опрос. Карточки | Упр. 102, с. 49 (дидакт. материал) |
|
Раздел 10. Части слова. Суффикс (4 часа) | |||||||||
79 | Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса | 1 | Урок ознаком. с новым материалом (формир. новых знаний) | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса) | Знать определение суффикса, его графическое обозначение; образовывать слова с помощью суффиксов | Фронтальный опрос, упр. 123, с. 78 | Выделять суффикс и приставку в доступных словах. Характеризовать роль суффикса и приставки в слове. Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок. Группировать слова по заданному признаку.
| Упр. 105, с. 50 (дидакт. материал) | |
80 | Развитие умения находить в словах суффиксы | 1 | Комбин. урок. (Урок-практикум, сказка) | Значение суффиксов. Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов | Уметь находить суффикс в группе однокоренных слов Знать значение суффиксов -чик-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят- | Тест 16, с. 144 (Узорова О. В. Контр. и проверочные работы). Письмо под диктовку, упр. 126 | Упр. 107, с. 50 (дидакт. материал) | ||
81 | Обучающее изложение по обобщенным вопросам по теме «Лиса» (40 минут) | 1 | Урок развития речи. (обучен. умениям, навыкам) | Описание характерных признаков лисы, употребление в устной и письменной речи слов-признаков, слов-действий. Признаки предложения Установлен. связи между словами | Уметь составлять текст по вопросам, точно употреблять слова в речи | «Уроки развития связной речи», с. 19 Изложение №6 |
|
| |
82 | Работа над ошибками. Разбор слов по составу. Проверочное списывание | 1 | Комбин. урок. (Урок работы над ошибками, проверки, коррекции знаний и умений) | Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки; правильно, каллиграфически списывать текст, выделять «опасные места»; выполнять разбор слов по составу | Индивидуальный опрос. Карточки. «Проверочн. и контрольные работы», с. 12–13 Списывание №2 | Упр. 127, с. 80; упр. 111, с. 51 (дидакт. материал) |
|
Раздел 11. Части слова. Приставка (5 часов) | |||||||||
83 | Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки | 1 | Урок объяснен. нового материал. | Части слова. Значение приставки (простейшие примеры). Образование слов с приставками | Знать значимые части слова. Уметь образовывать слова с помощью прист.; обращать внимание на особенности употребления слов | Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово. Различать одинаково пишущееся приставки и предлоги (под, за, по, на, и т.п.) (П)
| Упр. 112, с. 52 (дидакт. материал) | ||
84 | Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах | 1 | Урок объяснения нового материала | Значение приставки (простейшие примеры). Наблюдение над ролью приставки в слове | Знать названия частей слова. Уметь анализировать состав слова; правильно писать слова, предложения, текст | Упр. 114, с. 53 (дидакт. материал) | |||
85 | Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги | 1 | Урок развития умений и навыков | Значение приставки (простейшие примеры). Различение предлогов и приставок | Знать значение приставок в словообразовании, правило написания приставок. Уметь различать одинаковые по написанию приставки и предлоги | Текущий контроль. Словарный диктант№5, упр. 142 Текущий контроль «Это ты знаешь», с. 89 | 5 слов с одной пристав. Упр. 116, 119 (дидакт. материал) |
| |
86 | Проверочная работа № 6 по теме «Части слова» (40 минут) | 1 | Урок контроля (проверочная работа) | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса) | Уметь видеть опасные места в словах, правильно списывать слова, предложения, проверять написанное. Знать алгоритм разбора слов по составу. | Тематический контроль. «Проверочн. и контрольные работы», с. 14–15 Проверочная работа №6 |
|
| |
87 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Урок работы над ошибками | Упражнение в написании предложен. | Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила |
| Упр. 140 |
|
Раздел 12. Алфавит. Написание большой буквы в словах (13 часов) | |||||||||
88 | Закрепление знаний порядка букв русского алфавита | 1 | Урок объяснения нового материал. | Алфавит. Русский алфавит. Практическая значимость знания алфавита | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии. Знать названия, порядок букв русского алфавита | Называть правильно буквы в алфавитном порядке. Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита. Расставлять заданные слова в алфавитном порядке. Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Различать и объяснять написание типа пушок и Пушок. Писать сочинение по картинке, проверочный диктант. Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена) | Знать алфавит; упр. 145 | ||
89 | Развитие умения писать большую букву в фамилиях и именах людей | 1 | Урок развития умений и навыков | Употребление прописной буквы в имени собственном | Уметь писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях | Упр. 126, (дидакт. материал) | |||
90 | Развитие умения писать большую букву в отчествах людей | 1 | Урок развития умений и навыков | Упражнение в написании отчеств людей | 3 предложен. с именем собствен. | ||||
91 | Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев | 1 | Урок развития умений и навыков | Употребление прописной буквы в именах сказочных героев | Уметь графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами |
| Упр. 128 (дидактический материал) |
| |
92 | Изложение текста по опорным словам. (По Б. Житкову «Храбрый утёнок) | 1 | Урок развития речи | Изложение №7 | |||||
93 | Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень | 1 | Урок развития умений и навыков | Употребление прописной буквы в названиях городов, сел | Уметь без ошибок писать большую букву в названиях городов, сел | Текущий контроль. «Творческий диктант», упр. 160 | Упр. 131 (дидактический материал) |
|
94 | Большая буква в названиях рек и морей | 1 | Урок повтор., обобщен. системат. материал. | Употребление прописной буквы в имени собственном | Уметь писать без ошибок прописную букву в названии рек и морей | Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.
| Упр. 155, с. 96 | ||
95 | Большая буква в географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке | 1 | Урок повторения, обобщения. | Употреблен. прописной буквы в географ. названиях. Запись слов в алфавит. порядке | Уметь писать большую букву в географических названиях; проверять написанное, сравнивая с образцом | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||
96 | Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы | 1 | Урок повторения, обобщения, систематизация материала | Употребление прописной буквы в имени собственном | Уметь читать тексты учебника, осмысливая их после чтения | Текущий. Фронтальная работа | Упр. 129 (дидакт. материал) | ||
97 | Развитие речи. Сочинение по рисунку. | 1 | Урок развития связной речи (подготовка, написание сочинения) | Создание небольшого текста | Уметь составлять небольшой текст (сочинение) по рисунку | Самостоятельная работа Сочинение №4 | Упр. 130 (дидакт. материал) | ||
98 | Работа над ошибками. Краеведение Люби и знай родной свой край. Большая буква в именах собственных. Географические названия | 1 | Урок работы над ошибками | Употребление прописной буквы в имени собственном | Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила | Текущий контроль. Словарный диктант№6 | Упр. 137, с. 63 (дидакт. материал) | ||
99 | Проверочный диктант по теме «Написание большой буквы» (40 минут) | 1 | Урок контроля (проверочный диктант) | Употребление прописной буквы в имени собственном | Уметь видеть в словах изученные орфограммы; писать большую букву в именах собственных | Тематический контроль. «Проверочн. и контрольные работы», с. 16 Диктант №4 | |||
100 | «Пишу правильно» | 1 | Урок работы над ошибками | Употребление прописной буквы в имени собственном. Упражнение в написании слов, предложений | Уметь видеть опасные места в словах; графически объяснять выбор написаний в словах | Текущий | Слова с прописной буквы из словаря |
| |
101 | Упражнения в правописании имен собственных | 1 | Интегрир. урок | Уметь правильно списывать текст, проверять написанное, сравнивая его с образцом |
| 10 слов – географических названий |
|
Раздел 13. Правописание буквосочетаний жи-ши, ща-ща, чу, щу (8 часов) | |||||||||
102 | Написание букв и, у, а после шипящих | 1 | Урок объяснение нового материала | Правописание сочетаний. жи-ши. Знакомство с орфограммой: буква и после шип. ж, ш | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии; видеть и объяснять «опасные места» в словах, изученные орфограммы Знать изученные орфограммы: жи-ши. Уметь писать слова с изученными орфограммами | Текущий | Наблюдать за наблюдением слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П) Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: (Й), (Ж), (Ш), (Ч), (Щ). | Упр. 164, с. 101 | |
103 | Что такое орфограмма. Орфографическое правило | 1 | Урок объяснение нового материала | Текущий. Формулировка правила | Упр. 148 (дидакт. материал) | ||||
104 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм | 1 | Урок развития умений и навыков | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши | Текущий. Письмо слов с изученными орфограммами | Упр. 154 (дидакт. материал) | |||
105 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений | 1 | Урок развития умений и навыков | Упр. 153 (дидакт. материал) |
106 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу | 1 | Урок развития умений и навыков | Правописание сочетаний чу-щу. Упражнение в написании слов | Уметь видеть и писать слова с сочетаниями чу-щу; обозначать данную орфограмму графически |
| Упр. 150, (дидакт. материал) |
| |
107 | Упражнение в написании буквосочетаний чу-щу. Развитие орфографических умений | 1 | Урок развития умений и навыков | Правописание сочетаний чу-щу | Уметь графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами |
| Упр. 155, (дидакт. материал) |
| |
108 | Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих | 1 | Урок повторения, обобщения, систематизации материала | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | Уметь писать слова с орфогр. жи-ши, ча-ща, чу-щу ; видеть опасные места в словах | Текущий контроль. Словарный диктант№7, упр. 183 | Упр. 156 (дидакт. материал) упр. 182 |
| |
109 | Диктант по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу». (40 минут) | 1 | Урок контроля | Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу | Знать изученные орфограммы: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Уметь применить знания при написании диктанта | Тематический контроль. «Проверочные и контрольные работы», с. 18 Диктант |
|
|
Раздел 14. Правописание букв ь и ъ (8 часов) | |||||||||
110 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме | 1 | Урок объяснен. нового материал | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Упражнение в письме предложений | Уметь различать произношение и написание слов с буквой Ь. Знать обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь | Текущий. Фронтальная работа | Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.
| Упр. 167 (дидакт. материал) | |
111 | Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине | 1 | Урок объяснен. нового материал | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Графическое обозначение орфограммы. Упражнение в написании слов с Ь на конце и в середине слов. Нахождение в текстах слов, в которых пишется и не пишется буква Ь. Правописание буквосочетаний чк-чн | Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь |
| Упр. 189, с. 114, правило |
| |
112 | Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква Ь | 1 | Урок объяснен. нового материал | Уметь объяснить написание Ь в словах; писать слова с данной орфограммой | Текущий контроль. Проверка знания правила | Упр. 174 (дидакт. материал) |
| ||
113 | Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн | 1 | Урок объяснен. нового материал | Знать правило написания сочет. чк-чн, чщ. Уметь писать буквосоч. чк-чн, чщ |
| Упр. 179 (дидакт. материал) |
|
114 | Звук [й] и его обозначение на письме | 1 | Урок объяснен. нового материала | Обозначение мягкости согласных звуков на письме | Знать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме | Упр. 185 (дидакт. материал) | |||
115 | Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь | 1 | Урок объяснен. нового материала | Правописание слов с разделительным Ь. | Знать правило написания разделительного Ь. | Текущий контроль. Проверка знания правил | Упр. 191 (дидакт. материал) |
116 | Развитие умения писать слова с разделительным Ъ | 1 | Урок повторения, обобщения, систематизация материала | Употребление разделительных Ъ и Ь | Уметь писать слова с разделительным Ъ; делить слова на части для переноса | Текущий | Упр. 201, с. 87 (дидакт. материал) | ||
117 | Диктант по теме «Правописание букв Ь и Ъ» (40 минут) | 1 | Урок контроля (проверочный диктант) | Употребление разделительных Ъ и Ь | Уметь писать слова с разделит. Ь и Ъ; графически объяснять выбор написаний в словах с изучен. орфограммами | Тематический контроль. «Проверочные и контрольные работы», с. 20 Диктант №5 | |||
Раздел 15. Безударные гласные в корне (10 часов) | |||||||||
118 | Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение | 1 | Урок объяснен. нового материала | Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги | Уметь различать произношение и написание; видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами | Текущий. Фронтальная работа | Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки. Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово проверочное) | Упр. 213 | |
119 | Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне | 1 | Урок объяснен. нового материала | Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги | Уметь находить способ проверки написания слов; различать ударный и безударные слоги | Текущий. Фронтальая работа | Упр. 215, с. 94 (дидакт. материал) |
| |
120 | Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов | 1 | Урок развития умений и навыков | Упражнение в правописании безударных гласных | Уметь находить проверочное слово в группе однокоренных слов | Текущий. Фронтальная работа | Упр. 222 (дидакт. материал) | ||
121 | Упражнение в подборе однокоренных, проверочных слов. Графич. обознач. орфограммы | 1 | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных гласных. Упражнение в написании слов, предложе. | Знать графич. обозначение орфограмм. Уметь подбирать однокорен. слова с целью проверки | Текущий контроль. Проверка знания правила | Упр. 226 (дидакт. материал) правило |
122 | Проверочная работа № 7 по теме «Безударные гласные в корне» (40 минут) | 1 | Урок контроля (проверочная работа) | Правописание безударных гласных | Уметь действовать согласно правилу; графически объяснять выбор написаний в словах с изуч. орфограммами | Тематический контроль. «Проверочн. и контрольные работы», с. 22 Проверочная работа №7 | |||
123 | Свободный диктант (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Правописание безударных гласных | Уметь писать под диктовку текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают | Тематический контроль | Выписать 9 слов из учебника по литерат. чтению с безударн. гласной | ||
124 | Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне» (в форме игры «Счастливый случай») | 1 | Урок повторения, обобщения, систематизац. материала | Упражнение в правописании безударных гласных. Орфография | Уметь применять правило написания безударной гласной в корне слова; видеть опасные места в словах | Текущий контроль | |||
Раздел 16. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова (9 часов) | |||||||||
125 | Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова | 1 | Урок объяснения нового материал | Различение звонких и глухих согласных | Уметь различать произношение и написание звонких и глухих согласных | Текущий | Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант) | Упр. 237, с. 137 | |
126 | Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограмм | 1 | Урок объяснения нового материал | Проверяемые согласные на конце слова | Уметь находить способ проверки написания слов; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами | Текущий | Упр. 241, с. 104 (дидакт. материал) | ||
127 | Изложение по коллективно составленному плану и опорным словам. (По С. Баруздину «Страшный клад») | 1 | Урок развития речи | Изложение №8 |
128 | Упражнение в подборе проверочных слов | 1 | Урок развития умений и навыков | Правописание парных звонких и глухих согласных | Уметь подбирать проверочные слова; видеть опасные места в словах | Текущий контроль. Проверка знания правила | Упр. 243, с. 140; | ||
129 | Упражнение в написании парной согласной на конце слова | 1 | Уроки развития умений и навыков; повторение, обобщение систематиз. материала | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | Знать «опасные места» при написании парных согласных на конце слова. Уметь писать слова с изученной орфограммой; видеть в словах изученные орфограммы | Текущий | Упр. 251, с. 145; упр. 247, с. 142 | ||
130 | Свободный диктант (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Правописание парных звонких и глухих согл. | Текущий контроль | Упр. 252, с. 109 | |||
131 | Изложение на основе зрительного восприятия текста (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи (подготовка, написание изложения) | Правописание парных звонких и глухих согласных | Уметь писать изложение на основе зрительного восприятия текста | Уроки развития связной речи Изложение №9 | |||
132 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Урок работы над ошибками | Проверяемые согласные на конце слова | Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила | Текущий |
133 | Обобщение по разделу «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова» | 1 | Урок повторения, обобщения, системат. материала | Упр. в правописании парных звонких и глухих согласных | Знать признаки согласных звуков, пары согл. по глухости-звонкости, твердости-мягкости | Текущий контроль. Объяснительный диктант | |||||
Раздел 17. Повторение (3 часов) | |||||||||||
134 | Итоговая контрольная работа. (40 минут) | 1 | Урок контроля (проверочная работа) | Написание под диктовку текста на изученные орфограммы | Уметь писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают | Тематический контроль. «Проверочные и контрольные работы», с. 28–28 | |||||
135 | «Пишу правильно» | 1 | Урок работы над ошибками | Правописание изученных орфограмм | Уметь писать слова с изученными орфограммами | Текущий |
|
| |||
136 | Заключительный урок | 1 | Урок-праздник | Различные виды игровой деятельности и формы работы на повторение, обобщение | Уметь писать слова с безуд. гл. в корне слова, с парными зв. и глух. согл., различать приставки и предлоги | Текущий |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....
Рабочая программа по ЗОЖ (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности «Разговор о здоровом питании» для 1 - 4 классов (здоровьесберегающее направление)
Авторская рабочая программа "С чего начинается Родина" краеведческой направленности 1-4 классы...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...