Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Пиши без ошибок"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Романова Наталья Николаевна

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Пиши без ошибок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igz_russkiy_yazyk_3_klass.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         

          Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к уроку  должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения  содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 Содержание занятий:

1 кл.  «Путешествия по Стране Слов»

2кл.  «Секреты орфографии»

3кл.  «Занимательное словообразование»

4кл.  «Занимательный русский язык»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

          Данные занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на них учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

        Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

Планируемые результаты.

3-класс

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.
  • Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
  • Главные члены предложения. Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
  • Разбирать предложения по членам предложения.
  • Обозначать на письме интонацию перечисления.
  • Разбирать слова по составу.
  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
  • Писать правильно слова с удвоенными согласными.
  • Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
  • Определять число, время глаголов.
  • Писать НЕ с глаголами.
  • Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
  • Составлять рассказы по картинке.

Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое оборудование

  1. алфавит;
  2. таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);
  3. наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
  4. классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  5. интерактивная доска;
  6. наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
  7. настольные развивающие игры;
  8. аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
  9. слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Электронно-программное обеспечение (при возможности)

  1. компьютер;
  2. презентационное оборудование;
  3. выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет  для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);
  4. целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;
  5. цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/).


Календарно – тематическое планирование занятий ИГЗ по русскому языку

№ п/п

Тема  урока

Тип урока

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Дата по плану

Факт. дата

Примечания

1.

Сказочное царство слов.

Комбинированный

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок

Рассказывает наизусть несколько пословиц на разные темы. Объясняет значение пословицы. Выразительно читает пословицы.

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

06.09

2-3

Путешествие в страну Слов.

Комбинированный

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра

« Найди лишнее слово»

Называет тему, форму, виды загадок. Выразительно читает загадки. Рассказывает самостоятельно прочитанные сказки, загадки.

13.09

20.09

4-5

Чудесные превращения слов.

Комбинированный

Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».

Шарады. Рассказ –загадка.

Подбирает слова по заданию учителя. Применяет алгоритм списывания. Безошибочно обозначает гласные после шипящих. Соблюдает последовательность действий при подготовке к письму по памяти. Работает фронтально и в паре. Записывает диктуемые учителем слова в нужную группу.

27.09

04.10

6-7

В гостях у слов- родственников.        

Комбинированный

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников

Понимает и объясняет значение понятия «родственные слова». Приводит примеры родственных слов (существительные и глаголы). Подбирает слова с заданными корнями,

Обсуждать начало текста. Озаглавливать текст. Анализировать и корректировать текст. Записывать исправленный текст в тетрадь.

11.10

18.10

8-9

Добрые слова.

Комбинированный

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему

25.10

01.11

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.        

Комбинированный

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Умение определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря.

15.11

11-12

Новые слова в русском языке.

Комбинированный

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Умение определять значение слова с помощью словаря.

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

22.11

29.11

13

Встреча с зарубежными друзьями.        

Комбинированный

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Умение определять значение слова с помощью словаря. Умение правильно использовать способы проверки.

06.12

14-15

Синонимы в русском языке.

Комбинированный

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте

Умение определять значение слова с помощью словаря.

Умение наблюдать за применением в речи слов-синонимов.

13.12

20.12

16

Слова- антонимы.        

Комбинированный

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Понимание, что такое слова с противоположным значением. Умение определять значение слова с помощью словаря.

27.12

17

Слова- омонимы.        

Комбинированный

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка»

Умение определять значение слова с помощью словаря.

17.01

18

Крылатые слова.        

Комбинированный

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Умение определять значение слова с помощью словаря. Умение правильно использовать способы проверки.

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

24.01

19-20

В королевстве ошибок.

Комбинированный

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Знание правила написания слов с изученными орфограммами. Умение правильно использовать способы проверки.

31.01

07.02

21-22

В стране Сочинителей.

Комбинированный

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Знание правила написания слов с изученными орфограммами. Умение правильно использовать способы проверки.

14.02

21.02

23-24

Искусство красноречия.        

Комбинированный

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Умение составлять текст по заданной структуре, модифицировать текст.

28.02

07.03

25

Праздник творчества и игры.

Комбинированный

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Умение составлять текст по заданной структуре, модифицировать текст.

14.03

26-27

Трудные слова.

Комбинированный

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Умение определять значение слова с помощью словаря. Умение правильно использовать способы проверки

21.03

04.04

28-29

Анаграммы и  метаграммы.        

Комбинированный

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Умение определять значение слова с помощью словаря.

11.04

18.04

30-31

Шарады и логогрифы.

Комбинированный

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Умение определять значение слова с помощью словаря.

25.04

02.05

32

Откуда пришли наши имена.        

Комбинированный

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

09.05

33

Занимательное слообразование.        

Комбинированный

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады

Знание способов проверки орфограмм во всех частях слова. Умение применять правило к ситуациям в практике.

16.05

34

КВН по русскому языку.

Комбинированный

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

23.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по русскому языку для 4 класса

Данная программа индивидуально - групповых занятий по русскому языку предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федеральн...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету "Русский язык" 2 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету "Русский язык" 2 класс...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 2 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 2 класс...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 4 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 4 класс...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 1 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 1 класс...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 4 классе.

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 4 классе....