Синонимы, антонимы, омонимы.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бондаренко Светлана Николаевна

Конспект урока по теме "Синонимы, антонимы, омонимы."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_perspektiva.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

 Синонимы, антонимы, омонимы.

Цели: формировать умения использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, пользоваться различными типами лингвистических словарей.

Формируемые УУД: п. — выполнение знаково-символических действий; умение структурировать знания; к. — умения устанавливать учебные отношения и сотрудничать при работе в парах;  умение организовать сотрудничество при решении поставленной учебной задачи; разделение ответственности за конечный  результат  деятельности; л. – обогащение словарного запаса.

Оборудование: задание на карточке для самоопределения к деятельности, карточки с индивидуальными заданиями, словари антонимов и синонимов.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

Карточки для индивидуальной работы  

Программный уровень

  • Спишите слова, вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо. Подберите и запишите проверочные слова.

Ярос..ный, гиган..ский, мес..ный, наез..ник, опас..ный, поз..ний, ужас..ный, запас..ной, радос..ный.

III. Самоопределение к деятельности

 (Учитель вывешивает на доску рисунки с изображением медведя и ключа.)

-Может ли один предмет, одно понятие называться разными словами? (Может. Медведь — косолапый, млекопитающее, зверь.)

- А одно слово может называть совершенно различные предметы? (Может. Ключ — приспособление для запирания замка, родник, слесарный инструмент, знак нотного стана.)

- Какие группы слов выделяются на основе сходства их значения? -(Синонимы.)

-Приведите примеры.

-Какие группы слов выделяются на основе различия их значения? (Антонимы.)

-Приведите примеры.

-Какие группы слов выделяются на основе сходства их звучания? (Омонимы.)

- Приведите примеры.

Вспомните правило, которое вы учили дома. Заполните таблицу.

(Работа в парах.)

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Значения слов

Совпадают

Не совпадают

Не совпадают

Звучание слов

Не совпадает

Не совпадает

Совпадает

Примеры

Бежать — мчаться

Добрый — злой

Овсянка — птица. Овсянка — каша.

— Сформулируйте задачи урока. (Продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами, учиться употреблять такие слова в речи, пользоваться словарями.)

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику

•-Прочитайте вопрос Совенка на с. 88. Ответьте на него.

-Какую роль играет в стихотворении слово мчатся?

-Почему А.С. Пушкин выбрал именно это слово? (Оно усиливает впечатление от картины природы, помогает представить происходящее.)

Упр. 142 (с. 88)

(Комментированное письмо.)

-Какую роль в речи играют такие слова? (Они уточняют, усиливают значение слова.)

5.Закрепление изученного материала

Работа по учебнику.

Упр. 146 (с. 89)

Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Взаимооценка.

Как называются выделенные слова.

Какой омоним к этому слову можно подобрать?

6.Рефлексия

Работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы и подчеркните антонимы.

1.Учен..е – свет, а неучен..е – тьма.

2. Мя..ко стелет, да жес...ко спать.

 3. В глаза не хв..ли, а за глаза не кори.

4 Сытый г..лодного  не разумеет.

5 За маленьким погнался, а б.льшое  пот..рял.

6 Меньше г..вори, а больше делай.

(Коллективная проверка)

7. Подведение итогов урока

Какие слова мы сегодня учились употреблять?

Какую роль они грают в речи?

Какой фразеологический оборот можно употребить в речи, называя человека умело пользующегося фразеологическими оборотами.

8. РТ. Упр 91 ст 58


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы." Русский язык. 2 класс

Тест можео использовать на уроках русского языка для контроля освоения тем, связанных с лексикой....

Синонимы. Антонимы.Омонимы

УМК "Перспектива"Проверочная работа по темам "Синонимы. Антонимы. Омонимы"...

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова  УМК "Перспектива"...

Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы".

Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы"....

Тест по теме «Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.»

Тест разработан по УМК "Перспектива" для учащихся 2 класса...

Карточки по теме "Синонимы, антонимы, омонимы"

Данная работа поможет проверить знания учащихся....