"Словесно-логическое мышление на уроках русского языка"
консультация по русскому языку на тему
В помощь учителю начальных классов. По материалам методического журнала "Начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesno-logicheskoe_myshlenie_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Словесно-логическое мышление на уроках русского языка
в начальной школе
В помощь учителю начальных классов
По материалам методического журнала «Начальная школа»
Логика изучает законы и формы правильного мышления. Логика каждого учебного предмета задаёт те системы логических операций, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе его усвоения, те обобщения, которые должны быть ими достигнуты.
Содержание каждого предмета на каждом этапе обучения даёт возможность ставить перед учащимися вопросы, требующие не только восприятия и воспроизведения, но и размышления. Такая работа играет решающую роль в формировании у учащихся способности думать, т.е. обобщённого умения осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения. Умение думать – центральное звено умения учиться.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем более высоким окажется его уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно-логическому.
Для развития словесно-логического мышления учащихся на уроках русского языка учитель должен использовать различные упражнения и игры, при этом целесообразно:
- включать упражнения на развитие всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции;
- из заданий, предназначенных для развития мышления, выбрать те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребёнка;
- расположить задания в составе упражнений в порядке нарастания сложности;
- упражнения повышенной трудности должны чередоваться с более лёгкими, не требующими от ученика значительных усилий, что позволяет ему повысить уверенность в своих возможностях и настроиться на дальнейшую работу;
- сложность упражнения должна соответствовать возможностям ученика.
В современной методической литературе можно найти огромное количество упражнений и игр, способствующих развитию словесно-логического мышления. Проведение их актуально для всех учеников.
На своих уроках учитель подбирает весь речевой материал так, чтобы, развивая речь, совершенствовать мышление, так как сам по себе речевой материал способствует развитию таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации и т.д. При расширении словарного запаса школьников формируется умение классифицировать группы родственных слов, тем самым развиваются такие операции мышления, как обобщение и классификация. При работе над развитием грамматических навыков учитель учит понимать и правильно употреблять предложно-падежные формы, составлять предложения по картинкам, сериям картинок, тем самым работать над смыслом слов, т.е. над понятийным аппаратом, а следовательно, школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи, развивать логику суждений.
Для поддержания интереса к занятиям и развития мышления целесообразно использовать дидактические игры, которые вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают работоспособность, дают возможность многократно повторять материал без монотонности и скуки.
Приложение
Игры для развития словесно-логического мышления
«Угадай по описанию», игра, где вниманию учеников предлагается пять изображений, которые имеют одинаковые и разные признаки. Даётся описание предмета на одной из картинок. Школьники отгадывают, о каком предмете идёт речь, и называют сходные и отличительные признаки этого предмета.
«Отвечай быстро»
Цель: упражнять в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Оборудование: таблица, разделённая на девять клеток. В первом ряду изображения воробья, голубя, дятла; во втором — осы, лисы, стрекозы, в третьем — волка, бабочки, снегиря.
Ход игры. Учитель предлагает рассмотреть таблицу и назвать всех тех, кто изображён на ней. После этого задаются вопросы. За правильный ответ ученик получает фишку.
Вопросы:
1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду? (Птицы)
2. Сколько всего птиц на таблице? (Четыре) Назовите их. (Воробей, голубь, дятел, снегирь)
3. Кого больше — зверей или насекомых? (Больше насекомых)
4. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован на таблице? (На три)
5. Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают)
6. Сравните первый и второй столбики. Что вы заметили? (В каждом столбике изображены птицы, зверь, насекомое)
«Составь цепочку»
Игра учит сравнивать, находить общие и различные свойства предметов.
Даются два слова.
Задание. Назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого слова ко второму.
Например: лес — пирог; доска — синица.
Ответы: лес — земляника — начинка — пирог;
доска — кормушка — семечки — синица.
«Вырази мысль другими словами»
Игра развивает речь, учит выражать свои мысли, чётко и точно передавать чужие мысли.
Предлагается несложная фраза.
Задание. Необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях и при этом не должен искажаться смысл высказывания.
Например: Птицы полетели на юг.
Ответы: Пернатые друзья отправились в дальние страны.
Журавли спешат в тёплые края.
Например: Дятел громко стучит по дереву
Ответ: Далеко слышится стук «лесного доктора».
Приложение
Упражнения для развития словесно-логического мышления
Упражнение. Подбери слова
1. Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе (рыбы, времена года, инструменты).
2. Соедини стрелками слова, подходящие по смыслу:
мяч мебель
тополь цветок
шкаф дерево
пальто одежда
муравей посуда
щука игрушка
роза рыба
Подобные задания развивают у учащихся способность выделять родовые понятия и формируют индуктивное речевое мышление.
Упражнение
1. Расшифруй слова и скажи, какое слово лишнее:
слут, шафк, жоакл, къварто, слто.
2. Расшифруй слова и скажи, каким образом их можно объединить:
пикат, тфиул, биитнок, гаопис.
Упражнение. Слова-близнецы
Какое слово обозначает то же самое:
- родник и то, чем открывают дверь;
- причёску у девочки и инструмент для срезания травы и т.д.
Упражнение. Формирование умения отделять форму от содержания
Я назову слова, а ты ответь, какой предмет больше и почему.
Карандаш или карандашик, червяк или червячок, хвост или хвостик.
Упражнение. Составление предложений
Развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.
Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу.
Задание. Составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти слова.
Например: река, ручка, собака.
Ученики составили такие предложения. Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака её нашла.
Упражнение «Поиск общих свойств»
Упражнение учит вскрывать связи между предметами, а также усваивать существенные и несущественные признаки предметов.
Даются два слова, мало связанных между собой.
Задание. Назвать как можно больше общих признаков для этих предметов.
Например: шкаф и лодка — сделаны человеком, сделаны из дерева, имеют вместимость...
Упражнение «Дай определение»
Упражнение учит чёткости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки предмета, позволяет детям освоить такую сложную мыслительную операцию, как выявление отношений «род — вид» между понятиями. Это упражнение лучше проводить коллективно.
Задание. Заполнить пропуски в предложении.
Например: Корень — это часть слова, которая_______________________.
Орех – это______________, у которого ____________________.
________________ это посуда для хлеба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.
Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »
Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...
Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"
Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...
Развитие логического мышления на уроках русского языка
информационный материал к уроку русского языка...
Развитие творческого мышления на уроках русского языка
Из опыта работы...
Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах
Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае...
Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка как средство формирования связной речи.
Материал для методического объединения в рамках внедрения ФГОС второго поколения....