Знакомимся с картиной К. Саврасова "Грачи прилетели".
презентация к уроку по русскому языку (2, 3 класс) на тему

Смирнова Елена Николаевна

Представляю конспект урока по развитию речи и презентацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи учитель: Смирнова Е.Н. Тема: Знакомимся с картиной «Грачи прилетели» А.Саврасова.

Слайд 5

К 16 ЧУ 8 ВРА 17 ГО 4 ЧИ 2 ЧА 13 ЧУ 18 ТА 14 ВО 5 РИТ 6 ТАЙ 10 С 11 ГРА 1, 7, 12 ХА 3 УК РЕ 13 ПЛЕ 14 МИ 15 СЛЕ 9 ГРАЧИХА ГОВОРИТ ГРАЧУ: СЛЕТАЙ С ГРАЧАТАМИ К ВРАЧУ. ПРИВИВКИ ДЕЛАТЬ НАМ ПОРА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПЕРА!

Слайд 6

Кого называют вестником? Вестник – тот, кто приносит вести (известие). Вестник – тот, кто вещает, знаменует собой что-то. (Толковый словарь русского языка Кузнецова)

Слайд 8

Алексей Кондратьевич Саврасов

Слайд 12

А. Саврасов «Грачи прилетели»

Слайд 13

Составь диалог 1. Слова приветствия. 2. В каком музее ты побывал? 3. Какую картину увидел? 4. Кто её автор? 5. Какое время года изображено на картине? 6. Каким художник изобразил небо? 7. Какой снег? 8. Что находится на заднем плане картины? 9. Что изображено в центре картины? 10. Что делают грачи? 11. Какие краски выбрал А.Саврасов? 12. Какое настроение вызывает картина? 13. Понравилась ли она тебе? 14. Слова прощания.

Слайд 14

ЗАГАДКА Чёрный, проворный, Кричит «Крак!», Червякам враг.

Слайд 15

Народная примета Встречай, увидал, весну, грача. Увидал грача – весну встречай.

Слайд 16

Какую ещё птицу называют вестником весны? ?

Слайд 17

МОЛОДЦЫ!



Предварительный просмотр:

Тема: Знакомимся с картиной А. Саврасова "Грачи прилетели".                           Загадка.

Цель:

- расширить знания детей о птицах - первых вестниках весны (грачах);

- познакомить с картиной А.Саврасова "Грачи прилетели";

- развивать диалогическую речь учащихся;

- способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира;

- совершенствовать технику чтения, выразительность;

- воспитывать любовь к природе, интерес к живописи.

Ход урока

І. Мотивация учебной деятельности.

1. Беседа:

- Как звучит весна?

- Давайте проверим ваши предположения. (На экране - картины природы и звуки: капель, пение птиц, журчание ручьёв.)

(Слайд №2)

2. Работа над совершенствованием техники чтения. Работа в парах.

- А сейчас я предлагаю вам прочитать начало текста по таблице.

(Слайд №4)

- Что у вас получилось?

- Повторим хором.

- Что мы прочитали? (Скороговорка.)

- Хотите узнать её продолжение?

3. Работа над скороговоркой.

На экране появляется весь текст. Дети читают её сначала хором  (Медленно, быстрее, быстро), затем индивидуально.

4. Словарная работа.

- Кто такой вестник?

- Прочитайте значение этого слова из толкового словаря Кузнецова.

(Слайд №5)

- А какую птицу можно назвать вестником весны?

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Игра "Доскажи словечко".

        Всех перелётных птиц черней,

        Чистит пашню от червей,

        Целый день по пашне вскачь,

        И зовётся птица… (грач.)

        (Слайд №6)

2. Беседа:

- Что вы знаете о грачах?

- Какие это птицы?

- Где живут грачи?

- Чем они питаются?

ІІІ. Сообщение темы урока.

- Вы, наверное, уже догадались, о какой птице пойдёт речь на уроке?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о прилёте птиц, а также познакомимся с замечательной картиной А.Саврасова "Грачи прилетели" и научимся её описывать с помощью вопросов.

ІV. Восприятие и осознание нового материала.

1. Чтение подготовленными учащимися рассказа С.Аксакова "Грачи прилетели" (по карточкам).

Грачи прилетели

        Весна. Грачи прилетели первые и заняли свои летние квартиры - берёзовые и осиновые рощи, поблизости от селений. Грачи - заботливые хозяева; они начали оправлять свои старые гнёзда новым материалом. Для этого они ломали крепкими беловатыми носами верхние побеги древесных ветвей. Далеко слышен их громкий крик, когда к вечеру, после дневных трудов, рассядутся они все попарно и как будто начнут овещаться о будущем житье-бытье.

- О чём узнали из текста?

2. Физкультминутка.

3. Работа с картиной.

- А сейчас узнаем, как изобразил прилёт грачей художник Алексей Кондратьевич Саврасов.

(Слайд №7)

1) Рассказ о художнике.

        А.К.Саврасов - русский живописец-пейзажист - родился в семье купца в Москве. Он окончил Московское училищзе живописи и уже в 24 года стал членом Академии художеств, а в 26 лет - преподавателем училища. Он писал картины о природе. На многих из них изображена весна.

(Слайд №8)

2) Рассматривание репродукции картины "Грачи прилетели".

- Картина "Грачи прилетели" находится в одном из лучших мировых художественных музеев - Третьяковской галерее в Москве.

(Сдайд№9)

- Давайте заглянем в один из таких залов и увидим эту картину. Репродукция картины есть также в ваших учебниках на стр. 28.

(Слайд№10)

- Что вы видите на картине?

3) Создание проблемной ситуации.

- Какое чувство вы испытываете, глядя на неё? (Дети затрудняются ответить на второй вопрос, так как не всем эта картина понятна, не всем нравится.)

- Я хочу вам помочь "увидеть" и понять картину. Для этого обртимся к учебнику. Самостоятельно прочитайте статью  на стр. 27-29.

4. Самостоятельное чтение текста на стр. 27-29 учащимися вслух.

5. Обощающая беседа по тексту.

- Перед какой картиной в задумчивости останавливаются люди?

- Прочитайте, что особенное есть в картине?

- Что сказано о снеге, капели, талой воде, грачах?

- Что говорится о небе, луче солнца?

6. Рассказ учителя о картине.

        Картина была написана более 130 лет назад, и сразу стала известной. Она очень проста. Художник показал начало весны в маленьком уголке Костромской губернии. На переднем плане высокие берёзы и талый снег. В центре - маленькая церквушка с колокольней. По небу ходят тяжёлые тучи вперемешку с облаками. Сквозь них выглядывают островки чистого голубого неба. Снег  написан оттенками сиреневого, голубого, коричневого и розоватого цвета. Главными героями картины являются грачи. На верхушках берёз они строят свои огромные гнёзда. Картина вызывает разные чувства: радости от приближения весны и грусти, как печально прощание суходящей морозной зимой.

7. Физкультминутка для глаз.

V. Обобщение и систематизация знаний.

1. Составление диалога по картине. Работа в парах.

- А сейчас вы попробуете описать картину, вспоминая всё, о чем мы беседовали. Чтобы вам было легче это сделать, следует выполнить таое задание: составить диалог с помощью предложенных вопросов (по карточке).

(Слайд №11)

        Составь диалог

1) Слова приветствия.

2) В каком музее ты побывал?

3) Какую картину увидел?

4) Кто её автор?

5) Какое время года изображено на картине?

6)  Каким художник изобразил небо?

7)  Какой снег?

8)  Что находится на заднем плане картины?

9) Что изображено в центре картины?

10) Что делают грачи?

11) Какие краски выбрал А.Саврасов?

12) Какое настроение вызывает картина?

13) Понравилась ли она тебе?

14) Слова прощания.

2. Проверка составленных диалогов (1-2 пары).

3. Работа над загадкой.

- Прочитайте загадку в учебнике на стр. 29. Кто это?  (Грач.)

(Слайд №12)

- Существует много народных примет о приходе весны, связанные с прилётом птиц. Попробуйте прочитать одну из них.

4. Работа с деформированным предложением.

(Слайд № 13)

5. Обобщающая беседа.

- Какую ещё птицу называют вестником весны? Аиста, соловья, скворца или журавля?

(Слайд №14)

- Об этом мы узнаем на следующем уроке.

VІ. Итог урока. Оценивание.

- Что нового вы узнали на уроке?

- В каком музее мы "побывали"?

- С какой картиной познакомились? Кто автор?

- Что запомнилось?

- Что больше всего понравилось?

- Что бы вы хотели обсудить с родителями и друзьями?

  • Грачи - весенние гонцы,

        А вы, ребята …(мо-лод-цы)!

(Слайд №15)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели"

Урок развития речи, можно использовать по всем УМК....

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Познакомить учащихся с творчеством А.К. Саврасова, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средст...

Карточка-помощник. Сочинение по картине Саврасова "Грачи прилетели"

Карточка содержит план, слова-помощники, вопросы по каждому пункту плана....

Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине Саврасова "Грачи прилетели".

Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине Саврасова "Грачи прилетели"....

Презентация к уроку: "Написание изложения по картине "Грачи прилетели""

Электронное сопровождение к уроку написания изложения по картине "Грачи прилетели"...