Крылатые выражения
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Ольга Анатольевна Лимонова

Разработка занятия внеурочной деятельности в 4 классе "Крылатые выражения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylatye_slova.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»


Цели и задачи:

  1. Познавательная: повторить понятия  фразеологизм, крылатые слова. 
    2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё. 
    Ожидаемые результаты: 
    Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова. 
    Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова. 
    Метапредметные УУД:

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся. 
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану. 
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. 
Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы
Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.

1. Организационный момент.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнём же , не будем зря время терять.


2. Мотивация. 

Начнем свою работу «с разминки».

Развивающие задания «Чудесные превращения слов»

 «Отгадай слово»

 Корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба» (Завязка)

 «Грамматическая арифметика»

Череп – п + муха =? (Черемуха)

Куртка – тка +ица=? (Курица)

Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)

Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел)

Сосна – на + ка = ? (Соска)

3. Введение в новую тему.

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. Этому и посвящено сегодняшнее занятие.

Предлагаю послушать стихотворение. (Фрагмент видеоурока)

Осень на носу

Сказала мама Славке:
Холодно в лесу!
Надень под куртку шарфик.
Ведь осень на носу!
А Славка – дошколенок
Задумался всерьез:
“Оранжевая осень
На чей уселась нос?”
Забрёл мальчишка в ельник
Увидел там козу,
Но признаков осенних
Не встретил на носу...
Вверху заметил дятла –
Краснел среди берёз.
Нет, осень сядет вряд ли
На этот чудо – нос...
Вдруг телка: “My – у!” за елкой...
И Славку ждал сюрприз –
Увидел: к носу тёлки
Прилип осенний лист!
Мальчишка крикнул: “Осень
На телкином носу!!!
Сниму я листик с носа
И маме отнесу! 

Что имела в виду мама? В каком значении употребила она фразу «осень на носу»? Как понял выражение Славка? Как называются устойчивые выражения, употребляемые в переносном значении?

3. Информационный блок. 

ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ— устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. 

Сегодня будем работать с фразеологизмами.

4. Загадки-складки.

Для разминки договорите до конца загадки-складки:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой… (не разольешь)

                              Фальшивят, путают слова,

                                Поют, кто в лес,…(кто по дрова)

                               Ребята слушать их не станут:

                                От этой песни уши…(вянут)

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь медвежью…(услугу)

Почему мы так говорим? (сообщение от группы БИТЬ БАКЛУШИ)

5. Найди верный ответ:

  •  Как говорят о человеке, лишенном слуха?
  • Если совсем не понимаешь
  • Появиться неожиданно
  • Приходит тогда, когда о нем только что вспоминали, говорили
  • Доказать свое превосходство

(ни к селу, ни к городу; медведь на ухо наступил; утереть нос; ни в зуб ногой; легок на помине; как снег на голову; в час по чайной ложке)

Почему мы так говорим? (сообщение от группы ПИСАТЬ С КРАСНОЙ СТРОКИ))

6. Как об этом говорят, ответь крылатым выражением. Используй подсказки-рисунки

  • Об очень большой тесноте в помещении (яблоко)
  • О полной тишине (муха)
  • О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужие поступки (козел)
  • Об удачливом, счастливом человеке (рубашка)
  • О том, кто очень быстро бежит (стрела)

Почему мы так говорим? (сообщение от группы ОСТАТЬСЯ С НОСОМ)

7.Угадай, что это.

Команды получают задания изобразить с помощью пантомимы фразеологизм, который должны угадать соперники:

  1. Водить за нос
  2. Точить зуб
  3. Клевать носом
  4. Прикусить язык
  5. Набрать в рот воды.

Почему мы так говорим? (сообщение от группы КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ)

8. Какие фразеологизмы изобразил художник?

(рисунки: На воде вилами писано

Дело в шляпе

Зарыть талант в землю

Делать из мухи слона

За двумя зайцами)

Почему мы так говорим? (сообщение от группы ЗАРУБИТЬ НА НОСУ)

9.Составить рассказ «Попались на удочку», употребив крылатые слова: пальчики оближешь, развесить уши, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, ни в сказке сказать, ни пером описать.

Начало: Пригласил нас как-то сын лесника к себе…

10. Итог занятия

(видеоурок 8.07 мин)

11. Самооценка, рефлексия.

Подбери фразеологизм, который бы характеризовал вашу работу на уроке:

-работал спустя рукава

-из рук вон

- через пень-колоду

- бить баклуши

- засучив рукава

- не покладая рук

- грызть гранит науки.

Завершить наше занятие хочу стихотворением В. Суслова

«Как работает слово»  
Бывает частенько, что слово одно, 
Но очень по-разному служит оно. 
Примеры тут можно найти без труда, 
Возьмем хоть короткое слово «вода». 
Вот был я мальчишкой, да детство ушло, 
С тех пор уже много воды утекло.

Случилось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:

- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед: 
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»! 
А гуси и утки – сухие всегда, 
Заметили люди: «Как с гуся вода».

Лентяй отдыхает, а время идет:  
«Под камень лежачий вода не течет». 

Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,

На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом? 
Не дело, мол, «воду носить решетом»! 
Стихи я пишу, не жалея труда, 

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!…» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и крылатые выражения с числами

Данный материал представляет собой подборку пословиц с числами. Может использоваться как на уроках математики, так и на уроках русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)"...

крылатые выражения

внеклассное занятие...

презентация крылатые выражения

презентация к внеклассному занятию по русскому языку 4 класс...

Электронный учебник "Крылатые выражения"

Разъяснение различных крылатых выражений....

Урок - игра "Крылатые выражения"

Урок русского языка для учеников 3 класса. Показать многогранность русского языка через употребление фразеологических оборотов....

Викторина "Поймай крылатые выражения"

По картинке в прямом и переносном значении изображён фразеологизм. Управление по клику мыши. Появляется фразеологизм и его объяснение....