Тематические диктанты для 4 класса (программа "Перспектива")
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Вводный контрольный диктант
4 класс
Клюква.
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
2. Выполните звуко - буквенный разбор слова ягода.
3. Обозначьте грамматическую основу в 3 предложении.
2 вариант
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
2. Выполните звуко - буквенный разбор слова поздно.
3. Обозначьте грамматическую основу в 6 предложении.
Контрольный диктант по теме «Текст»
Осень.
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. В лесу тишина. Только грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.
Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились.
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
2. Выполните звуко-буквенный разбор слова грустно.
2 вариант
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
2. Выполните звуко-буквенный разбор слова листья.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Трусиха.
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. а Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу сторож.
Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.
Грамматическое задание:
1 вариант
- Выпишите предложения к схемам.
- =,а - =.
2. Выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова из 2 предложения 3 абзаца.
3. Выполните звуко-буквенный разбор слова вдруг.
1 вариант
- Выпишите предложения к схемам.
- =, - =.
2. Выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова из 1 предложения последнего абзаца,
3. Выполните звуко-буквенный разбор слова очень.
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Беда.
Был ясный день. Ярко светило весеннее солнце. В ельнике было жарко. Подул лёгкий ветерочек. В воздухе чувствовался резкий запах дыма. Туристы не затушили костёр. Загорелась сухая трава. Это большая опасность для леса. Огонь подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки. Вот узкие языки пламени стали лизать муравейник.
Мы отломили тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок. Выносливые муравьи прожили морозную и годную зиму. Но от лесного пожара не спаслись.
Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет зализывать раны. Берегите лес!
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Выпишите любую группу однокоренных слов, разберите их по составу.
2. Образуйте от слова слон 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов -ик,-ёнок, --их-, -ок-, -ат-, -ят-.
3. Выпишите 3 глагола с приставками, выделите приставки.
1 вариант
1. Выпишите любую группу однокоренных слов, разберите их по составу.
2. Образуйте от слова волк 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов -ик,-ёнок, --их-, -ок-, -ат-, -ят-.
3. Выпишите 3 глагола с приставками, выделите приставки.
Контрольный диктант по теме «Слово и его значение».
В тундре.
Ползёт по тундре трактор. Летом местные болота иначе не пройти. Шипы стальных гусениц срывают зелёный покров тундры. А под ним сплошная жидкая грязь. Другая машина по старому следу не пойдёт. Можно завязнуть. Водители ищут новую дорогу.
Ужасная картина предстаёт взору с самолёта. Вся тундра будто ножом изрезана. След гусениц заживёт через десятки лет. Ведь северные мхи растут медленнее деревьев! А без мха тяжело прожить северным оленям и другим животным тундры.
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Подчеркните главные члены предложения и определите части речи в 1 предложении.
2. Разберите слова как части речи: ползёт, зелёный, северные.
Вариант 2 –стальных, заживёт, покров.
1 вариант
1. Подчеркните главные члены предложения и определите части речи в 8 предложении.
2. Разберите слова как части речи: стальных, заживёт, покров.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Лес.
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Выпишите 3 словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение,
2. Спишите предложения. Имена существительные, данные в скобках, запишите в родительном падеже множественного числа.
Сок (апельсины) и ( мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3.Выполните разбор существительных как части речи: вредителей.
Вариант 2 –гусениц.
2 вариант
1. Выпишите 3 словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение.
2. Спишите предложения. Имена существительные, данные в скобках, запишите в родительном падеже множественного числа.
Сок (апельсины) и ( мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3.Выполните разбор существительных как части речи: гусениц.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Зимний день.
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Выпишите из текста 3 словосочетания «прил.+сущ.». выделите в именах прилагательных окончания, определите падеж.
2. Составьте словосочетания по схемам
«прил.+сущ. м.р., Т.п.».
«прил.+сущ. ср.р., Д.п.».
«прил.+сущ. ж.р., П.п.».
3.Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные
В …,…,… уборе стоит осенний лес.
2 вариант
1. Выпишите из текста 3 словосочетания «прил.+сущ.». выделите в именах прилагательных окончания, определите падеж.
2. Составьте словосочетания по схемам
«прил.+сущ. м.р., Т.п.».
«прил.+сущ. ср.р., Д.п.».
«прил.+сущ. ж.р., П.п.».
3.Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные
На …, … небе загорелись яркие звёзды.
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Лесной голосок.
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста местоимения, определите их лицо, число и падеж.
2. Спишите слова, разделяя их на две группы
Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у тебя.
3.Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения
В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. …встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Весеннее утро.
Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Лёгкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.
Грамматическое задание:
1. Выпишите 2 глагола, разберите их как часть речи.
2. Разберите по составу глагол высвистывает
3.Найдите по 2 глагола 1 и 2 спряжения и выделите в них окончания, укажите спряжение.
Образуйте от глагола покачивает глагол женского рода в прошедшем времени.
Аттестационная письменная работа (диктант).
Последние денёчки.
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.
Грамматическое задание:
1. В последнем предложении выделите основу, выпишите из него словосочетания. Над каждым словом надпишите части речи.
2. Разберите слова как части речи.
Укрыли, молочным, за ночь.
3. Выполните звуко-буквенный разбор слова ледяные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математические диктанты, 3 класс
В работе представлены подборка математических материалов для 3 класса. УМК "Школа России"....
Математические диктанты, 3 класс
В работе представлены подборка математических материалов для 3 класса. УМК "Школа России"....
Контрольный диктант-2 класс
Диктант с грамматическими заданиями по итогам изучения темы "Имена собственные" во 2 классе....
Контрольный диктант 3 класс «Повторение изученного во 2 классе»
Контрольный диктант по итогам повторения 2 класса...
Тематические диктанты для 2 класса (программа "Перспектива")
Тематические диктанты для 2 класса...
Тематические диктанты для 3 класса (программа "Перспектива")
Диктанты для 3 класса...
Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России
Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России...