Мастер-класс "Развитие техники чтения"
материал по русскому языку на тему

Хомушку Светлана Сергеевна

Данная работа  содержит упражнения по развитию техники чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_razvitie_tehniki_chteniya.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кара-Хаакская средняя общеобразовательная школа

муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва

Мастер -класс

 «Развитие техники чтения»

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ Кара-Хаакской СОШ

Хомушку Светлана Сергеевна

Кара-Хаак-2015

Мастер-класс «Развитие техники чтения»

План:

1. Актуальность развития техники чтения в наши дни.

2. Упражнения, используемые для развития техники чтения:

Дыхательные упражнения.

Упражнения для развития чёткости произношения.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову, к его частям.

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

Упражнения по антиципации частей устойчивых словосочетаний.

3. Навыки чтения - средство самовоспитания и саморазвития.

Чтение-это великое искусство, и не каждому легко даётся…А. Блок

Великий поэт А. Блок говорил, что книги читают все, но далеко не все умеют их правильно читать, что быть талантливым читателем- это бесценный дар. Великий немецкий поэт В. Гёте признавался, что он всю жизнь учился читать.

Изучая методическую литературу для учителей начальной школы, я пришла к выводу, что в этих материалах заложены основы формирования у учащихся полноценных навыков чтения. Однако, для достижения данной цели необходимо решить ряд задач. Одной из них является определение условий, обеспечивающих успешность скорочтения. Учащиеся не умеют регулировать своё дыхание. Для исправления этого недостатка существует дыхательная гимнастика, а также упражнения, связанные с развитием подвижности речевого аппарата.

Упражнения для развития дыхания.

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

«Пузырь»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за учителем «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся! », дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.

«Чья птичка дальше улетит? »

Цель: развитие длительного, плавного выдоха.

Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставлю на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели! » дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят, чья птичка улетит дальше.

Развитие чёткости произношения.

Эту работу я начинаю с упражнений, развивающих речевой аппарат, что способствует введение скороговорок, чистоговорок.

На дворе трава, на траве дрова.

Проворонила ворона воронёнка.

Саша шапкой сшиб шишку.

Сава съел кусочек сала.

Kромечистоговорок и скороговорок, с целью выработки правильного произношения, я использую пословицы, сочетания и предложения.

Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами использую отработку сочетаний гласных и согласных.

Начинаю упражнения с артикуляции гласных: а, о, у, ы, И, э. Учащиеся хором их проговаривают.затем в сочетаниях: а - у, а - о, ы - И, Э - а, и - о и т. Д. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

После отработки произношения гласных включаю сочетания гласных и согласных: ба, бо, бы, бэ, би, ва, во, ву, вэ, ви и т. д.

Разминки на уроке провожу таким образом: на доске выписываю гласные, а дети по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение проводится хором и индивидуально, включая соревнования по рядам.

Упражнения, вырабатывающиевнимание к слову и его частям как предпосылкаправильного чтения.

C этой целью даю для чтения слова и сочетания слов. Заостряю внимание на окончания слова.

1. чтение слов с общим корнем: вода, водный; белый, бельё; родина, родной.

2. сочетаний существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса) ;

3. с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями: чистота - частота, девушка - дедушка, булка - белка.

Для того чтобы прочитать слово безошибочно, делю на более лёгкие структуры: сначала предлагаю слова с тем же корнем:

зелёный - зеленел - зазеленела;

бодрый - ободрился - приободрился;

Поясняю значение непонятного слова, прочитанного с ошибками.

Упражнения.развивающие оперативноеполе чтения и память.

Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения и улучшают память, внимание.

Слова даю несложные: сначала одно слово, состоящее из двух слогов, затем из трёх логов;

ученье

ученый

ученик

вьюга, метель, позёмка, буря.

Чтение - вот лучшее учение.

«Пирамидку» строят из слов произведения, которое читалось (упражнение вводится при проверке домашнего задания, или используется текст нового рассказа (при подготовке его к чтению) .

Помимо развития поля чтения, зрительного восприятия слов, провожу упражнения, включающие такие целевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся сразу его понять.

Рекомендую читать в разных темпах слова и сочетания слов: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе.

Упражнения.развивающие гибкостьи скорость чтения вслух и молча. Умениеугадывать последующий текст.

С целью чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча ввожу упражнение «губы».

Для развития языковой догадки ввожу упражнение «УГАДАЙ». Раздаю карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, побуждаю детей читать «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания.

- Мы с папой сегод. (-ня) пош. (-ли) в ки. (-но) .

Для развития скорости и гибкости чтения (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) использую упражнение «БУКСИР». Громко читаю текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Таким образом они приучаются изменять скорость и ритм чтения в целесообразной связи с содержанием и структурной самого текста.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости на основе возросшего фиксационного поля, в процессе чтения молча предлагаю упражнение «МОЛНИЯ». Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением в слух.

Тренировки проводятся по несколько раз на каждом уроке чтения.

Для развития внимания и его тренировки применяю и другие упражнения: «СРАВНИ»

Чтение домашнего и незнакомого текстов в сравнении (проверка скорости чтения). Учащиеся заводят тетрадь учёта скорости чтения, где они 1-2 раза в неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравнивают эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят «свой рост и убеждаются в том, что труд приносит успехи»;

Чтение «СПРИНТ»

На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы.

 Цель упражнения: тренировка в скорости чтения.

Упражнения по антиципации частейустойчивых словосочетаний.

Предлагаю прикрыть листом бумаги правую половину страницы, читать начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к ним возможные варианты слов. Если дети сомневаются, открываем правую сторону.

Он сам во всём. - виновен

Дверь была. - открыта, закрыта

Солнце уже. - взошло, зашло

Весь день шёл. - снег, дождь

Сдал дело. Лучше поздно.

Заключение

Опыт использования системы упражнений свидетельствует о том, что она обеспечивает овладение устойчивым навыком чтения.

Чтение - уникальный инструмент приобщения учащихся к художественной литературе. Оно формирует важнейший вид речевой и умственной деятельности, сложный комплекс умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и цели обучения чтению и пути совершенствования техники чтения младших школьников

Рассматриваются вопросы развития интереса к чтению, расширению круга чтения младшего школьника, его начитанности, а также как воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активн...

Тексты для проверки техники чтения 1-4 класс. Нормы техники чтения 1-4 класс

Даны хорошие текстыдля чтения  с вопросами и колличеством слов, а также нормы техники чтения 1-4 класс....

Техника чтения в 1 классе. Тексты для проверки техники чтения в первом классе

Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в э...

Техника чтения, тексты для проверки техники чтения в 1 классе, во втором полугодии

Умение читать один из самых важных навыков, способствующий успешному усвоению знаний...

Развитие техники чтения. Контроль динамики техники чтения

Как совершенствовать навыки чтения в младшем школьном возрасте? Работа описывает педагогический опыт  по работе над динамикой техники чтения и повышения мотивации учащихся....