Проверочные работы по русскому языку за 1 полугодие, 1-4 класс
методическая разработка по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverochnye_raboty_po_russkomu_yazyku_za_1_polugodie.docx | 40.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
I к л а с с
Работа с буквами.
Упражнения в запоминании и написании пройденных букв.
а) Картинный диктант.
Картинки (игрушки): кубики, труба, вертолет, лошадь, самолет, зайка...
Запишите первую букву, с которой начинаются слова.
б) Вспомните названия грибов и запишите первую букву, с которой они начинаются (лисички, опёнок, подберёзовик, маслята, сыроежки...).
в) Вспомните сказку «Колобок». Кто Колобку встречается на пути. Запишите первые буквы слов, которые обозначают название этих животных.
г) «Потерялась буква». Учащиеся списывают слова с доски, добавляя пропущенную букву: оси…а, …ука, куст….
Работа со слогами.
а) Прочитайте слова. Выполните схемы к этим словам.
Никита, Ира, Вера, сон, утро.
б) Составьте из слогов слова. кук, ны, ки, тик, сос, ут, ла, ко.
в) Определите, сколько слогов в слове.
Январь
году —
начало,
зиме —
середина.
(Работа выполняется на слух.)
Работа над предложением
а) Слуховые, зрительно-предупредительные диктанты.
— Настала зима. Все рады зиме.
— Коси, коса, пока роса.
— У реки росла ива. Иван косил траву.
— Вот кот. Он сыт.
— Вот лиса. Лиса рыла нору.
б) Графический диктант. (Текст читает учитель.)
Лиса на дороге ела рыбу. Шёл мимо волк. Он попросил рыбки. Лиса отослала его к проруби. Там у волка примёрз хвост.
Диктанты
Дома.
Алёша один дома. Вот книга. Там картинки. Это море. А вот яхта. Алёша взял краски и кисти. Он стал рисовать море. На море были волны.
Слова для справок: один, рисовать.
Кот.
Рыжий кот был на крыльце. Он спал. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.
Слова для справок: выскочили, они.
Первый снег.
Ты уже видел первый снег. Этому снегу все рады. Он тихо падает на землю. Крыши домов стали белые. Кусты в снежном плену. А снег все идёт и идёт.
Слова для справок: видел, уже, плену.
Проверочное списывание
- Ёж забрался в дом из леса!
Утром мы его нашли —
Он сидел в углу за печкой
И чихал в густой пыли...
Через пять минут очнулся,
Лапки высунул и нос.
(С. Черны й.)
2. Медвежонка звали Умка. Он бегал по снегу. Ему было весело. Вот Умка подбежал к морю. Он опустил лапу в воду и лизнул её. Лапа оказалась солёной. (По Ю. Яковлеву.)
3. Прочитайте.
Листопад.
Опавшей листвы
Разговор ещё слышен:
— Мы с клёнов...
— Мы с яблонь...
— Мы с вязов...
— С осинки...
— С черёмухи...
— С дуба...
— С берёзы...
Везде листопад:
На пороге — морозы.
(Ю. Капотов.)
С выделенными словами составьте и запишите предложения.
4. Составьте и запишите со словом лисички 2 предложения: лисички — грибы, лисички — зверьки.
II класс
Диктанты
Вот и обед.
Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще. Всюду белым ковром лежал снег. Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед.
Слова для справок: отправился, заметил, обед.
Во дворе.
Ночью был сильный мороз. На воде — лёд. Утром выпал пушистый снег.
На дворе весело и шумно. Алёша запряг в сани Тома. Ребята гурьбой бежали за собакой.
Слова для справок: выпал, запряг, бежали.
Малыши.
Рави и Шаши — слонята. Они живут дружно. На обед им дают самую разную пищу. Маленькие слоны едят кашу, хлеб, ветки, сено. Любят малыши сахарный тростник.
Слова для справок: слонята, обед, сахарный, тростник.
Холода.
Славный был морозище! На земле лежал толстый снежный покров. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Большие совы были веселы. Они таращили огромные жёлтые глаза и перекликались через весь дремучий лес. Узкая тропинка вела к долине. Пушистый ковёр из снега покрыл её. По снегу тянулась цепочка следов разных птиц.
Слова для справок: морозище, таращили.
Снеговик
Снеговик стоял около крыльца. Вместо глаз у него были два уголька. Во рту он держал обломок старых граблей. Снеговик широко раскрыл рот и всем показывал острые зубки. На свет он появился под огромный смех мальчишек.
Ночью выплыла луна. Она осветила весь двор. Снеговик подумал, что это солнышко. Он зажмурил глазки.
Слова для справок: вместо, обломок.
Примечание: предупредить о постановке запятой перед что.
Ёлочка.
Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась.
Деревья роняли свой осенний наряд. Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками. С клёна упали на деревце красивые звёздочки. Ёлочка раскинула свои лапки. А деревья ей подарки несли. (По Н. Сладкову.)
Слова для справок: раздвинула, раскинула.
Работа над предложением, текстом
1. Нарисуйте эти предметы. Под рисунком подпишите, что стало с ними зимой.
ручей ель берёза
кусты ёж пень
2. Прочитайте. Определите границы предложений.
Прошла хмурая осень весело закружились в воздухе снежинки они засыпали всю землю на рябине висели сочные ягоды стайка дроздов подлетела к дереву хорош корм для птиц
Спишите. Начало каждого предложения пишите с большой буквы, в конце ставьте необходимый знак препинания.
3. Докончите рассказ, используя слова, данные в скобках.
Пернатое царство затихло. Белые ковры накинуты на речку. Под старой елью снежный дом. (я, Лалочкой, коснулся, маленькой, его, это, муравейник, оказался, его, глубоко, жители, под, снегом, спят)
4. Подготовьте ответы на вопросы. Запишите
Звери готовятся к зиме.
1. Какое время года наступает?
2. Что белка тащит в дупло?
3. Кто осенью строит жильё?
4. Что он носит под старый пень?
5. Текст записан на доске, затем закрывается. Дети пишут ответы на вопросы.
Коля пришёл к реке. Он закинул большую сеть. А в сети была дыра. Рыба ушла из сети на дно реки.
Вопросы.
1.Кто пришёл к реке?
2. Что сделал Коля?
3. Где была дыра?
4. Куда ушла рыба?
- Из слов каждой строки составьте и запишите предложения.
Новичок, в, класс, пришёл.
Отстал, и, болел, долго, он.
Ребята, на, товарищу, помощь, пришли.
Алёша, учили, Яша, и, Петю, решать, задачи.
Весь, радовался, класс, друга, успехами.
- Разбейте текст на части так, чтобы он соответствовал плану:
1. Черепаха достаёт со дна пруда золотой ключик.
2. Черепаха знает великую тайну ключика.
3. Золотой ключик у Буратино.
Луна уже клонилась за холмы. Заколебалась зелёная ряска. Появилась черепаха. Во рту она держала маленький золотой ключик. Золотой ключик обронил человек с длинной бородой. Этим ключиком надо открыть дверь, и это принесёт счастье. Но какую дверь? У Буратино забилось сердце, заблестели глаза. Он поблагодарил черепаху и поплыл к берегу.
Запишите текст, озаглавьте его.
8. Прочитайте. При списывании выберите слово, которое в большей степени подходит к сказке.
Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под берёзку, лапти свои (скинул, снял). Сидит Иван (ест, закусывает) хлеб. Достал он кувшин решил (воды, водицы) испить. Вот видит, по зелёной (траве, травушке) ползёт жук.
9. Твой город.
Немало городов встречали мы — больших и малых, шумных и тихих. Есть города молодые, а есть убелённые каменными сединами.
— В каком городе (селе, деревне) живёшь ты?
Запишите несколько предложений о родном городе (селе, деревне).
10. «Моя ёлка».
План.
1. Где и как ты достал ёлку?
2. Опиши свою лесную красавицу.
3. Чем ты её украсил?
4. Какой тебе запомнилась новогодняя ёлка?
Проверочное списывание
Ветры, бури, ураганы
Дуйте, что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!
(С. Маршак.)
Солнышко скрылось за лесом. Облака на небе вспыхнули красным пламенем. Так красиво стало. Потом облака потухли и стали серые. В окно влетела ночная бабочка. (Н. Носов.)
На горе стоит гора...
(Русская народная песня.)
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах.
Во зелёненьких серьгах.
Чёрный ворон на дубу
Играет во трубу,
Труба точёная
Позолоченная.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит:
Сбегаются зверьки
Ворона послушать,
Пряничка покушать.
Последние дни осени.
Несколько дней лил холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. Земля уходила всё дальше и дальше в глухие туманы.
Был конец ноября — самое грустное время. Дороги размыло. Последние птицы спрятались.
В туманном небе стояла одинокая луна. За стеклами окон всё было снежно. Когда же выпал первый снег? Как он украсил землю!
(По К. Паустовскому.)
III класс
Диктанты
Лось.
Я стоял за сосной. Из леса вышел большой лось. Великан потянул воздух широкими ноздрями. Он был худой, еле стоял на ногах.
Лось подошёл к берёзкам. Там в траве пестрели ядовитые мухоморы. Лось нагнул голову и подхватил толстыми губами красный гриб. Я
испугался. Но лось лечился этими ядовитыми грибами.
Слова для справок: вышел, еле, мухоморы.
Последние дни осени.
Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Зябко дубкам и берёзкам. Из ельника доносился свист рябчика. Над высокой елью пискнула синица. Холод загнал мелких зверьков в норки. Голый лес притих, насупился.
Осенний ветер нёс над землёй клочья туч. Из них стал сыпать колючий снег. На белой скатерти снега показались первые следы.
Слова для справок: из них, скатерти.
Снежинки.
Тихо и плавно падают из облаков на землю лёгкие снежинки. Подставь варежку и поймай снежинку. Посмотри, как они чудесны! Снежинки имеют разную форму. Им даже названия дали. Это звезда, это пушинка, это ёж.
А сколько красивых рисунков можно сделать!
Слепившись, снежинки образуют снежные хлопья. Они похожи на кусочки мягкой ваты. (По В. Корабельникову.)
Слова для справок: даже, похожи.
В лесу.
Весь день мы шли сосновыми лесами. Местность была нам незнакома. Ноги тонули в сухом коричневом мху. Жара измучила нас. Мы свернули с тропинки и шли по полянке. Пахло гарью. Мы не разводили костра. От первой спички лес мог вспыхнуть. Белый дым лениво пополз к солнцу.
Под вечер мы вышли на берег озера. Ночь осторожно надвигалась на леса с глухой синевой. На небе блестели первые звёзды. Утки с тяжёлым свистом летели на ночлег. (По К. Паустовскому.)
Слова для справок: незнакома, коричневом.
Никита.
От ели веяло холодом. Её укутали золотой паутиной, повесили цепи, бусы.
Солнце медленно ползло к земле. Длиннее становились лиловые тени от колодца на снегу. Никита нашёл на постели синюю рубашку, новый поясок. Он оделся и побежал к матушке. Она подвела его к большому зеркалу. В зеркале Никита увидел нарядного мальчика. В комнате горела печь, потрескивали дрова. В окне на морозных узорах, затеплился голубой свет. Взошла луна. Скоро наступит Новый год. Его все ждали. Слова для справок: веяло.
Мурка.
Утром мы стали вытягивать невод. На берег вытащили вместе с рыбой и морских раков. Они ловко и быстро бегали. К морю лениво подошла кошка Мурка, залезла в воду. Она лапками нащупывала на дне мелкую рыбёшку. Мурка подцепила когтями рыбину и бросила на берег своим детям. Они бегали от рыбки к рыбке. Мурка выходила из воды. Во рту она держала живую рыбу и клала её на сухой песок. Большие коты бросились к добыче. Они быстро её съели.
Проверочное списывание
Снежная сказка.
Поплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
А в завьюженных лесах —
Снежные палаты.
На сверкающих кустах —
Снежные халаты.
А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный.
Чем не сказка белый свет —
Снежный, снежный, снежный!
Листья.
Низкое солнце висело над лесом. Его свет падал на тёмную воду. Я сидел под деревом и следил за опадающими листьями. Вот лист отделяется от ветки и медленно падает на землю. Как шуршат листья в осеннем воздухе? Я не слышал этого звука. Листья шуршали на земле под моими ногами.
(По К. Паустовскому.)
Меж болот из малого колодца
Ручеёк, не умолкая, льётся.
Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок,
Перейдёшь его через дощечку,
А глядишь — ручей разлился в речку,
Хоть местами речку эту вброд
И цыплёнок летом перейдёт.
И поят её ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз,—
И течёт она рекой широкой,
Разливается в спокойный плёс,
Пенится под спицами колёс.
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут её рекою Волгой —
Матушкой, кормилицей родной.
(С. Маршак.)
Веер.
На рябине, что росла у забора, неведомо откуда появилась белка.
Распушив хвост, сидела она в развилке и глядела на гроздья, которые качались под ветром .а тонких ветках.
Белка побежала по стволу и повисла на ветке, качнулась — перепрыгнула на забор. Она держала во рту гроздь рябины. Быстро пробежала по забору, а потом спряталась за столбиком, выставив наружу свой пушистый, воздушный хвост.
«Веер» — вспомнил я. Так называют охотники беличий хвост.
(Ю. Коваль.)
Работа над предложением, текстом
1. Подготовьте ответы на вопросы. Озаглавьте получившийся текст. Запишите.
Какое время года наступило?
Какая стоит погода?
Кому холодно и голодно зимой?
Кто помог бедным пташкам?
Что клевали синицы, воробьи, снегири?
2. Составьте текст «Ель зимой». Запишите.
Слова для справок: красивая, царица леса, на белоснежной поляне, усыпана шишками, выглянуло солнце, блестят, переливаются, сверкают, хвоя, иголочки.
3. Продолжите и запишите конец сказки.
Жили-были в одном городе трамваи. С раннего утра они ходили по улицам города. А ночью возвращались домой, в трамвайный парк.
Один трамвайчик решил путешествовать по ночному городу. Он тихо выехал из ворот парка и отправился по улицам...
Используйте слова: едет, никого нет, спят, вдруг встретил, запоздалого прохожего, шёл с работы, врач, посадил, подвёз к дому, проехали машины, вернулся в свой парк, довольный, весёлый.
4. Допишите пропущенные части текста. Озаглавьте.
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Концовка, заключение.
Рыба тяжело шлепнулась в траву. Мы подбежали к добыче. В траве лежала большущая рыбина. Спина у неё была зелёная, почти чёрная, а голова большая и широкая.
5. Свободный диктант.
В зимние каникулы.
Жили мы с мамой на даче в зимние каникулы. Тихо там было. Вокруг нас только бездомные собаки бегали да кружили вороны.
Жалко нам их всех стало. Мы начали их подкармливать. За подкормку вороны полюбили маму. Они летали за ней по всей деревне.
Выйдет мама на дорогу. По дороге мчит машина, вороны тут же гвалт поднимают. Они маму об опасности предупреждают.
Кончились каникулы. Мы уехали в Москву. Летом приехали снова. Вороны нас признали. Маму они окружили и корм просят.
(По И. Шерстобитов у.)
Слова для справок:
1-я часть: бездомные, вокруг;
2-я часть: подкармливать;
3-я часть: тут же, гвалт, поднимают, предупреждают;
4-я часть: признали.
6. Прочитайте два текста.
По тропе мимо меня шёл олень. С каждым шагом звенела земля у него под копытами. За ночь от мороза выросли тонкие ледяные стебельки.
Они росли прямо из земли. Олень разбивал их копытами, они звенели, как стеклянные колокольчики.
Взошло солнце. Оно осветило всю окрестность. Все заблестело, заискрилось.
Кит! А какой — никакой не разберу. Всю ночь за кораблём плыл и вздыхал.
А на рассвете разглядел я его: голова тупая, как кувалда, длинная — ни у одного зверя нет такой. Глазки у него — крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду.
Из двух текстов запишите только текст-описание.
- Сочинение.
1. Начало. | Около нашего дома рос пышный куст орешника. Спелые орехи просвечивали сквозь жёлтую листву. |
2.Основная часть. | |
3.Концовка. | Орехов как не бывало! |
Выберите заголовок.
1. Вот это урожай!
2. Незваная гостья.
3. Белка.
8. Будут ли разные по теме сочинения: «Красиво зимой в лесу», «Интересно зимой в лесу»?
Напишите сочинение на одну из тем. Подумайте, о чем надо писать по первой теме, о чем — по второй.
IV класс
Диктанты
Волчиха.
Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели. Землю она покрыла мягким мхом и сухими листьями. На мху лежали три забавных волчонка. Малыши любили выбегать на волю. Они там играли, боролись, кувыркались. Затем зверьки ложились около ёлки и грелись на солнышке. Их удивляло и пугало всё.
С раннего утра до позднего вечера волчиха бродила по лесу. Она внимательно осматривала местность. Домой возвращалась с добычей. Её малыши всегда были сыты. Волчиха была заботливой матерью.
Слова для справок: волчонка, ложились, внимательно.
Родник.
Стояли ясные тёплые дни. Мы шли с лесником по мелколесью. В давние времена здесь было большое болото. Теперь оно высохло и заросло. Под ногами лежал вековой мох. Ноги тонули в мягком мху. От ветки к ветке бегали шустрые муравьи. На верхушку берёзки села ворона. Мы остановились около родничка и напились воды. На дне родничка барахтался жук.
Родник родит реку. Вот так рождалась и Волга. Несёт она свои воды через всю матушку землю, через всю родину, кормит народ.
(По К. Паустовскому.)
Слова для справок: мелколесье, барахтался.
Птицы.
С первым морозом и снегом прилетают гости с севера. С островов Северного Ледовитого океана летит маленькая беленькая птичка. Это пеночка. Только кончики крыльев да полоска вдоль хвоста чёрные. Любит пеночка бегать около дороги. Там она ищет корм. Пеночку называют ещё снежным подорожником.
Прилетает снегирь. Он с яркой грудкой, в чёрной шапочке, с чёрными хвостом и крыльями. Удивительно красивая птица! С удовольствием съест ягодку калины и рябины.
Стая клестов подлетела к ели. Это птица выводит птенцов зимой.
Проверочное списывание
Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились натощак.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!.. «То ли будет? —
Говорит он,— вижу я:
Лебедь тешится моя».
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон.
(А. Пушкин.)
Спишите, подчеркните строки, в которых дается описание города.
Словари.
Мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка, пришла мне в голову.
В одном словаре собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом — хорошие и меткие местные слова.
Словарь этот будет толковым. Каждое слово должно быть объяснено. После него следует поместить несколько отрывков из книг писателей, поэтов и ученых.
Словари «природных» слов можно поделить на разделы. Это слова «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о воде, растениях и животных. (По К. Паустовскому.)
Работа над предложением, текстом
1. Свободный диктант.
Хвойный лес.
Круглый год хвойный лес зелёный. Хвоинки — это тоже листочки, только необычной формы, как иголочки.
Вот ель. Мохнатые ветки ели похожи на большие лапы. Их и называют лапником. Снизу доверху укутывают они ствол лесной красавицы.
Хвоинки плотно сидят на веточках. На концах веток висят большие, длинные шишки. В этих шишках семена.
У хвойных растений семена созревают зимой. Высыпаются семена из шишек на снег. Ветер несёт их по лесу. Красиво и торжественно выглядит ель.
Слова для справок:
1-я часть: тоже, необычные, хвоинки — это;
2-я часть: похожи, снизу, доверху;
3-я часть: семена;
4-я часть: высыпаются, торжественно.
2. Прочитайте стихотворение.
Заяц на рынке
купил ботинки.
В кустах примерял —
все потерял.
Плачет косой:
— Опять я босой.
Зима на носу.
Замёрзну в лесу.
Напишите текст по этому стихотворению. Используйте слова и словосочетания: однажды, на базаре, прибежал в кусты, стал примерять, потерял, горько заплакал, зима близко, замёрзну босой в лесу.
3. Изложение по самостоятельно составленному плану.
Берёза.
Ночью пришёл первый заморозок. Утром я оделся и вышел в сад. Ветра не было. В саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых - вершин. Листья сыпались с них, словно частый и печальный дождь.
Я вернулся в комнату. Вдруг я заметил, что маленькая берёза в эту ночь пожелтела. Несколько листьев лежало на полу.
Комнатное тепло не спасло берёзу. Через день она облетела вся. Она словно не хотела отставать от своих подруг, живущих в холодных лесах и рощах. (По К. Паустовскому.)
Слова для справок:
1-я часть: пришёл, с них;
2-я часть: заметил, несколько;
3-я часть: не спасло, словно, живущих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по русскому языку по теме "Предложение" 2 класс
Проверочная работа по русскому языку по теме "Предложение" УМК "Школа России" 2 класс...
Проверочная работа по русскому языку УМК "Планета знаний" 2 класс
Дается на весь урок с целью проверки знаний учащихся за 1 полугодие 2 класса....
Проверочная работа по русскому языку по теме "Глагол".4 класс.Начальная школа 21 века.
Проверочная работа по русскому языку. 4 класс. Тема "Глагол"....
Итоговая проверочная работа по русскому языку в тестовой форме, 2 класс.
Итоговая проверочная работа по русскому языку в тестовой форме содержит четыре варианта. В работе имеются задания, включающие работу с однокоренными словами, словарными словами. Есть задания по написа...
Проверочная работа по русскому языку (обучение грамоте ) в 1 классе УМК "Школа России"
Материал поможет учителю проверить уровень подготовки учащихся за первое полугодие по русскому языку(Обучению грамоте)...
Примерная проверочная работа по русскому языку по теме "Глагол". 4 класс
Итоговая проверочная работа в 4 классе по теме "Глагол"....
Проверочная работа по русскому языку по теме "Местоимение" 3 класс УМК "Школа России".
Проверочная работа по русскому языку по теме "Местоимение" 3 класс УМК "Школа России"....