Урок викторина по русскому языку во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Раднаева Будаханда Цыденбазаровна

Открытый урок закрепления по русскому языку в форме викторины с физкультминуткой "Танец маленьких утят". К уроку прилагается краткий самоанализ проведенного открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-viktorina_2klass.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК- ВИКТОРИНА по русскому языку во 2 классе

                                                    Учитель: Раднаева Б.Ц

Тема: Имя существительное. Закрепление.

Цель: закрепить знания о существительном  как части речи.

Задачи: закрепить умения различать существительные мужского и женского рода, одушевлённые и неодушевлённые существительные, слова-антонимы, слова-синонимы, умение составлять словосочетания, формировать познавательный интерес к предмету, кругозор, начитанность, развивать  логическое мышление, учиться работать в команде, слушать мнение других.

Оборудование: компьютер, проектор, цветные квадратики, карточки с заданиями

Ход урока:

Организационный момент.

Внимание! Внимание!

Начинаем конкурс смекалистых. Но чтобы победить в этом конкурсе необходима взаимовыручка, взаимопомощь. Прочитайте хором девиз нашего турнира

«С другом всегда

с другом везде

друг никогда не оставит в беде»

Для участия надо разделиться на 2 команды и придумать им название. За каждый правильный ответ будет даваться квадратик, выигрывает та команда, которая наберет большее количество квадратиков. Выигрывает та команда, которая ответит на вопросы быстро, дружно и правильно.

(Ребята делятся на команды и придумывают названия)

Задание №1

-Ребята, наш турнир недаром называется турниром смекалистых. На первом этапе турнира – загадки. Ответы запишем в этот кроссворд:

С

Ж

С

Ж

П

Ж

Н

Ж

  1. Как называется избушка, где сторож живет? (сторожка)
  2. Украшение в ушах? (сережки)
  3. Твердая застежка на поясе? (пряжка)
  4. Часть стола или стула? (ножка)

В

Ь

У

Ь

С

Ь

О

Ь

В

Ь

  1. Снежная буря? (вьюга)
  2. Домики для пчел? (ульи)
  3. Мать, отец, дети? (семья)
  4. Животное? (обезьяна)
  5. Ягоды, сваренные в сахаре? (варенье)

- Молодцы ребята! Каждая команда отгадала загадки-кроссворды правильно и получает по три квадрата.

 

Задача №1

Это что за ералаш!

Заточите карандаш!

Я приказываю вам

Все расставить по местам!

1 команда

огурцы

малыши

мушкетеры

поросята

раки

дети

волки

щуки

играют в прятки

растут на грядке

спят в овраге

точат шпаги

в цирк бегут ватагой

дремлют под корягой

плавают по дну

воют на луну

2 команда

Злой кабан

Соловей

Чайник

Мальчик

Кошка

Мама

Ёж

Стол

Сидел на ветке

Точил клыки

Прыгал во дворе

Булькал на костре

Физику учила

Хвостик свой ловила

Накрыт к обеду был

Гонялся за мышами

- Молодцы ребята! Каждая команда выполнила задание правильно и получает по три квадрата.

Задача №2

Из каждой команды нужно по одному человеку, подойдите к доске. Надо вставить пропущенные буквы снизу, поднимаясь вверх по лестнице.

Приготовились, начали.

За…ц

В…лна

В…р…на

Тра…ка

Гря…ка

Хл…пушка

Вет…р

Яг…да

В… р…бей

Доро…ка

Ска…ка

Закла…ка

За правильно выполненное задание пять квадратов.

 А теперь мы с вами поиграем в игру.

Задание№3

К доске выходят по одному представителю каждой команды.1 команда: Ты пишешь 5 слов начинающиеся с буквы «О» и заканчивающиеся буквой «К», 2 команда: ты наоборот с «К» - «О»

О-К

Окорок

Остаток

Осленок

Обломок

Орлёнок

К-О

Колесо

Кольцо

Колено

Копыто

Корыто

Музыкальная  физминутка на мотив «Танец маленьких утят»

Задание №4

Я буду называть существительные мужского рода, а вы соответствующие им слова женского рода:

Повар-повариха

Купец-купчиха

Рыбак-рыбачка

Портной-портниха

А теперь наоборот, я буду называть существительные женского рода, а вам надо назвать формы слова мужского рода

Коза-козел

Слониха-слон

Медведиха-медведь

Волчица-волк

За правильно выполненное задание команда получает 2 квадрата.

Задание №5

-Образуйте одушевлённые имена существительные.

Слова  для 1 команды: река, пожар, лыжи   (речник, пожарник, лыжник)

Слова для 2 команды: грибы, футбол, баян   (грибник, футболист, баянист)

За правильно выполненное задание команда получает три квадрата.

Задание № 6

- Ребята, кто мне скажет, что такое слова-синонимы?

- Это – слова, близкие по значению, например, душистый, ароматный.

        К каждому существительному из левого столбика подберите синонимы из правого столбика.

1 команда.

вьюга                приятель

друг                        зной

жара                        метель

2 команда.

страх                        отечество

отчизна                боязнь

источник                родник        

За правильно выполненное задание команда получает три квадрата.        

Задание№7

-Ребята, кто мне скажет, что такое слова-антонимы?

-Это слова противоположные по значению, например, да - нет, трус - храбрец

А сейчас мы с вами поиграем. Я буду зачитывать стихотворения, а вы говорите слова антонимы.

Слово для 1 команды

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада,

А зовут меня ПРОХЛАДА

Слово для 2 команды

        Я антоним к слову лето

        В шубу снежную одета

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я ЗИМА

Слово для 1 команды

Я антоним к слову смех

Не от радости успех

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли

От обиды, неудач

Догадались? Это - ПЛАЧ

Слово для 2 команды

Не бываю без начала

Близкий родственник причала

Делу всякому венец,

А зовут меня – КОНЕЦ

Слово для 1 команды

Я антоним шума, стуку

Без меня вам ночью мука

Я для отдыха, для сна

Да и в школе я нужна

Называюсь ТИШИНА

Слово для 2 команды

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь НИЗКО

Слово для 1 команды

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь - БЛИЗКО

Слово для 2 команды

Скажу тебе я слово трус

Ответишь ты ХРАБРЕЦ

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай КОНЕЦ.

За правильно выполненное задание команда получает по  четыре квадрата.

Задание №8

- Запишите четвёртое слово в строках, чтобы оно относилось к третьему так же, как второе  - к первому, обязательно было  именем существительным

1 команда.

рука - пальцы, книга -……. (страницы)

конфеты – конфетница, хлеб - …… (хлебница)

2 команда.

книги - буквы, музыка -….. (звуки, ноты)

учитель – школа, врач - ….. (больница)

За правильно выполненное задание команда получает четыре квадрата.

Задание №9

-Ребята поднимите руку те, кто любит сказки.

-Я их тоже очень люблю

-Вы смотрите  по ТВ сказки? Читаете сказки? И вот я решила проверить как внимательно вы смотрите и читаете их. Нужно узнать сказку и сказать кто автор.

1. Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке

«Колобок» русская народная сказка

2. По тропе, шагая бодро

Сами воду тащат ведра!

«По-щучьему велению» русская народная сказка

1.Красна девица грустна;

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко

Слезы льет бедняжка

«Снегурочка» русская народная сказка

2. Отворяем дверь козлята

И … пропали все куда-то

«Волк и семеро козлят» русская народная сказка

1.А дорога – далека

А корзина нелегка

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок

«Маша и медведь» русская народная сказка

2.Ах ты Петя-простота

Сплоховал немножко:

Не послушался кота: выглянул в окошко.

«Кот, лиса и петух» русская народная сказка

1.Колотил да колотил

По тарелке носом

Ничего не проглотил.

И остался с носом

«Лиса и журавль» русская народная сказка

За правильно выполненное задание команда получает четыре квадрата.

- Молодцы ребята. Вы очень внимательны, вас никак не проведешь. Что ж давайте выполнять последнее задание нашего урока-викторины

Задание №10

- Ребята, мы с вами играли, отгадывали загадки, ребусы, решали кроссворды. Нужно отметить тех, кто вел себя активно, организованно.

У меня есть карточка, на которой написано одно слово, оно волшебное. Если это слово повторить 5 раз подряд, прочитав наоборот, вы узнаете кто хорошо вел себя во время нашего урока. (показываю небольшой плакат, на котором написано «есВ».

- Ребята, здесь написано «есВ». Давайте хором прочитаем это слово 5 раз и мы узнаем кто вел себя отлично. ….)

Рефлексия

   - Ребята, вы хорошо потрудились, вспомнили и закрепили  что мы узнали об имени существительном. Спасибо вам за помощь и активное  участие на этом уроке.

Итог урока

- А теперь давайте определять победителя нашего урока-викторины, пусть каждая команда подсчитает свои квадратики.

- Победила команда «…» она получает приз «….» (смайлики с изображением

 Данный урок для учащихся 2 класса. Работа по теме урока и задания для закрепления изученного материала включают в себя ряд разнообразных заданий, тексты для которых взяты из произведений устного народного творчества.

Важнейшей задачей является проверка и оценка результатов  обучения учащихся в процессе усвоения курса. Уроки в игровой форме призваны систематизировать и углублять знания, развивать умения, совершенствовать навыки, прививать любовь к предмету. На данном уроке использовался разнообразный материал для определения качества усвоения базовых умений и навыков, установленных  обязательным стандартом образования, но и организовать текущий контроль в интересной форме, диагностируя формирование интеллекта, личностных качеств учащихся в процессе обучения.

                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - викторина по русскому языку 3класс

урок викторина по теме "Сложные слова" УМК "Школа России",используется на этапе закрепления, фотографии можно вставить своих детей....

Урок – викторина по русскому языку (2 класс).

Данные задания могут быть использованы как на уроке, так и во внеурочной деятельности....

Урок - викторина по русскому языку "Могучий, великий русский язык"

Данный урок проводился в рамках предметной недели в начальной школе. Предметная неделя была посвящена русскому языку и литературному чтению....

Урок - викторина по русскому языку "Волшебное письмо"

Урок - викторина по теме "Повторение" для 3 класса....

Урок-викторина по русскому языку

Урок-викторина по русскому языку для 4 класса...