Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Статья содержит примеры заданий по работе со словарными словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»
Купцова Ольга Владимировна, учитель начальных классов
МОУ ООШ п. Северный Хвалынского района Саратовской области
Словарная работа является неотъемлемой частью урока русского языка. Сделать ее увлекательной и разнообразной для учеников очень важно, потому что это помогает решить многие задачи изучения языка, а именно: сформировать интерес к нему, развивать орфографическую зоркость, умение думать, пополняется словарный запас учеников. В своей практике я использую различные приемы словарно-орфографической работы.
Традиционными являются упражнения в постановке пропущенных букв такие как:
- Вставьте пропущенные буквы: м…шина, м…газин, кла…, м…лина.
- Вставьте буквы и выпишите только те слова, в которых пропущена буква О (вместо О, может быть любая другая буква): б…гатство, з…бавный, пам…тник, …бида, к…мандир.
Можно использовать различные виды диктантов (выборочный, картинный). Например, запишите только те слова, в которых есть удвоенные согласные: иску…..тво, а…ея, экскур…ия, оди…дцать и др.
Огромную роль для обогащения словарного запаса играют задания на подбор слов.
«Подбери слово».
На доске или карточках даны схемы слов с «ошибкоопасными» местами. Задача учеников подобрать к ним словарные слова: -о---- (комета, дорога); ___сс___(шоссе, бассейн).
Вариантом выполнения этого задания может быть вставка в текст подходящих по смыслу слов: На завтрак Миша съел _______ с сыром. (бутерброд).
«Угадай слово».
Учитель объясняет лексическое значение слова, ученики записывают его себе в тетрадь. Например: изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, материи (аппликация).
Для развития внимания и памяти можно использовать игру «Запомни».
На доске записаны словарные слова (количество определяет учитель). Дети в течение одной минуты запоминают их. Затем слова закрываются. В течение отведенного времени дети должны записать как можно больше. После выполнения задания можно организовать самопроверку или взаимопроверку проделанной работы.
«Исправь ошибки».
Учитель записывает слова на карточках или на доске и в некоторых специально допускает ошибки. Задача учеников – найти их и исправить.
Развивать внимание и наблюдательность помогает работа с сигнальными картами, разгадывание ребусов.
Большой интерес у детей вызывают задания с использованием различных типов кроссвордов: разгадать кроссворд по определениям слов, найти слова.
Помимо простого разгадывания можно предложить выполнить задание наоборот. В кроссворде уже даны слова, к ним необходимо подобрать толкование (лексическое значение слова), например, используя следующие словарные слова:
1 | 2 | ||||||||||||
1 | а | в | т | о | б | у | с | 3 | |||||
д | к | о | |||||||||||
р | 5 | т | е | т | р | а | д | ь | |||||
е | я | е | |||||||||||
с | 6 | о | б | е | д | ж | 4 | ||||||
р | 7 | м | е | д | в | е | д | ь | |||||
ь | а | о | |||||||||||
р | |||||||||||||
8 | к | о | с | м | о | с | |||||||
г | |||||||||||||
а |
Вариант выполнения может быть таким:
По горизонтали: 1. Один из видов общественного транспорта. 5. Школьная принадлежность. Бывает в линию и клетку.
По вертикали: 1. Место проживания человека. 2. Второй месяц осени. И так далее.
Интересны детям сканворды: задания, в которых среди множества букв нужно найти только словарные слова.
В кроссворде спрятано 10 слов. Найдите их, запишите в тетрадь и подчеркните орфограмму.
Р | Г | Ш | З | А | П | А | Д | Л | А |
Ж | О | Г | О | Р | Б | Е | У | С | Т |
А | Р | Ы | Р | Х | Я | Ц | Т | Я | О |
Д | О | Д | Е | В | О | Ч | К | А | П |
П | Х | Л | Д | И | У | А | Н | Е | О |
О | М | О | Л | О | Т | О | К | В | Р |
Б | О | К | А | П | О | Г | Л | Л | А |
Е | О | А | Л | И | М | О | Н | А | У |
Д | В | С | Н | К | В | Р | О | Т | О |
А | Ё | С | Е | Л | А | О | Р | Е | Х |
О | С | А | Р | Д | С | К | С | И | Я |
Это задание помогает развивать навыки самоконтроля.
Еще использую задание «Главное слово»: даю ключевое слово, на каждую букву которого нужно подобрать словарное. Выполнение такого задания можно провести в форме соревнования «Кто быстрее?» в рамках индивидуальной или парной работы. Главное, чтобы в ключевых словах было одинаковое количество букв. Например, при изучении словарных слов в 4-ом классе даю такие слова как ПАМЯТНИК и ПАССАЖИР.
П ЕРРОН
АППЕТИТ
МЕТАЛЛ
ЯКОРЬ
ТАЙГА
НАДЕЖДА
ИСКУССТВО
КРОССВОРД
ПЕЧАЛЬ
АЛЬБОМ
СИТУАЦИЯ
ССОРА
АРОМАТ
ЖЕЛЕЗО
ИСТИНА
РАЙОН
В качестве домашнего задания иногда предлагаю детям самим составлять кроссворды. Объем слов определяю в зависимости от класса, заранее договариваемся, что их может быть и больше. И часто получается именно так. Дети с удовольствием выполняют это задание и стараются использовать на несколько слов большее. Для проверки они обмениваются домашними заданиями и решают их. Далее происходит взаимооценка кроссвордов учениками, обмен мнениями. Такие задания требуют затраты большего времени, но их польза очевидна: дети учатся правильно строить речевые высказывания, слушать мнения друг друга, оценивать свою работу и работу других учеников.
Большой интерес вызывают задания творческого характера: придумать, зашифровать, составить.
- Составить предложения, используя как можно больше словарных слов на букву М (или любую другую букву). Например: В мультфильме медведь мечтал о молоке и мороженом. Заяц ел на завтрак землянику.
- Составить текст, используя в нем словарные слова на заданную букву, например, З: здравствуй, здание, завтра, здесь, завод.
- Составить текст на определенную тему, используя в нем как можно больше словарных слов. Например, «Спорт», «Зима» или «Москва».
Наша страна называется Российская Федерация. Столица России - город Москва. В ней есть памятники культуры, такие как Кремль и Красная площадь, современные здания, метро. В столице находится правительство. Его возглавляет председатель. Я очень люблю свое отечество.
Интересны задания на различные виды шифрования слов. Однако они требуют затраты времени. Поэтому их можно использовать в качестве домашней и внеурочной работы. Для ее выполнения можно объединить учеников в группы.
«Вычисли».
Ученикам нужно выполнить определенные «действия» со словами и получить загаданное слово.
Километр – метр + грамм= (килограмм)
Память – ь + ник= (памятник)
«Расшифруй слово».
Из словарного слова убираются все гласные буквы. Задача учеников узнать слово и назвать находящиеся в нем орфограммы.
ГРЗНТ (горизонт), КПТН (капитан), СКРТ (секрет), ПМТНК (памятник).
Также можно использовать шифрование слов по соответствующему порядковому номеру буквы в алфавите: 33_ 9_ 29_ 12 (язык).
Можно предложить ученикам составлять словари. Они могут быть составлены по типу орфограммы (–О-, -А- ) или по тематике (например, школьные принадлежности, животные).
Это только некоторые виды заданий, которые помогают учителю оживить словарную работу, повысить орфографическую грамотность обучающихся и приобщить их к изучению родного языка. Ученики в свою очередь лучше запоминают слова, развивают внимание, мышление и, безусловно, проявляют творчество. А это очень важно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Доклад "Использование мультимедийных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"
Доклад "Использование мультимедйных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...
Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."
В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....
Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Доклад на районном Мо учителей начальных классов (из опыта работы)...
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
Работа со словарными словами в начальной школе ...