Внеклассное занятие по русскому языку «Загадки со всего света»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Березина Ирина Евгеньевна
Цели и задачи: 
- формирование положительной мотивации к учебной деятельности;
- развитие интереса к предмету;
-воспитание любви к родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку

«Загадки со всего света» (Слайд 1)

Цели и задачи:

- формирование положительной мотивации к учебной деятельности;

- развитие интереса к предмету;

-воспитание любви к родному языку.

Ход занятия:

- Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык – замечательный учитель. Он подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки; научил людей таким словам, как мир, труд, дружба.

- Вы скажете: «Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?»

- Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!

(Слайд 2)

Прочитайте, что говорил русский писатель Иван Сергеевич Тургенев о языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками».

- Наше занятие посвящено знанию русского языка.

- Сколько хороших слов сказано о русском языке!

(Слайд 3)

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»  

- Истинная любовь к Родине немыслима без любви к своему языку. А какие замечательные стихи написаны русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым:

(Слайд 4)

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

- Так и хочется сказать Дед Мороз. Ведь скоро мы будем отмечать замечательный праздник. Какой?

- А кто главный на этом празднике? (Дед Мороз)

- Что он делает? (Дарит детям подарки)

(Слайд 5)

Нам Дед Мороз на Новый год

Принес подарок тоже:

Мешок оставил у ворот.

Что в нем таиться может?

Еще загадки там лежат

Дедов Морозов разных!

Вот так подарок для ребят

На новогодний праздник!

- Здесь и письмо от Деда Мороза.

Здравствуйте, дорогие ребята!

В этом году я решил сам написать вам письмо, так как мне нужна ваша помощь. Недавно я был на слете Дедов Морозов из разных стран. Каждый год мы встречаемся и обмениваемся опытом. В этом году мне выдали целый мешок заданий, которые я один не смогу выполнить. Очень на вас надеюсь!

Ваш Дедушка Мороз.

        - Оказывается, все коллеги Деда Мороза решили изучать русский язык, но так как они не все понимают, то просто завалили нашего дедушку вопросами. Поможем дедушке?

(Слайд 6)

Итак, первая загадка из Америки.

- Кто знает, как зовут американского Деда Мороза?

- Санта живёт на Северном полюсе и ведёт специальную книгу, куда записывает хорошие и плохие поступки детей. Традиционный транспорт Санта-Клауса – это оленья упряжка, в которую запряжено девять северных оленей. Принято считать, что Рудольф Красный Нос – главный олень в упряжке.

(Слайд 7)

Вот с рисунками пакет,

От Санта-Клауса привет!

Их Санта сам нарисовал,

Ты поздравленье прочитал?

(Составить фразу по первым буквам)

(Слайд 8)

Загадка из Италии от феи Бефаны.

В Италии принято в новогоднюю ночь выбрасывать из окон старые вещи… А итальянские малыши поздней новогодней ночью «ведут наблюдение» за… печной трубой: именно через нее проникнет в дом волшебница Бефана и положит в их башмачки желанные подарки.

Всем Баба Бефана привет жаркий шлет.

(Отгадать загадки)

(Слайд 9)

1. МАМА или БАБУШКА?

Кто любил Красную Шапочку больше? В слове-отгадке 3 слога.

(Слайд 10)

2. ЧЕРЁМУХА или КАШТАН?

Так звали докторов, которые лечили графа Вишенку.  Кто из них вместо лекарства прописал Вишенке игры с друзьями? В имени доктора 2 слога.

(Слайд 11)

3. ГУСЛИ или БАЛАЛАЙКА?

Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше? В слове-отгадке ударный слог – третий.

(Слайд 12)

4. БЕЛКА или БАРСУК?

Кто из них зимой впадает в спячку? В слове-отгадке ударный слог – второй.

(Слайд 13)

5. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ или АЛЁША ПОПОВИЧ?

Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.

(Слайд 14)

6. ПУЛЬКА или ПОНЧИК?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет и кашу из мармелада? В имени коротышки звуков меньше, чем букв.

(Слайд 15)

Загадка из Японии

Сегацу-Сан, японский Дед Мороз,

Зашифровал пословицу всерьез.

И перед тем как ею насладиться,

Над расшифровкой надо потрудиться.

(Слайд 16)

(Слайд 17)

Загадка из Франции

Однажды переждав метель,

Сосульки делал Пер Ноэль.

И вот теперь на ветках в ряд

Сосульки разные висят:

Длиннее и короче,

С загадкой, между прочим.

(Слайд 18)

На этих сосульках загадка,

Но только в словах не хватает порядка.

Отдельно от гласных согласные кто-то

На них нацарапал, дружок, отчего-то.

Подумай, как надпись расшифровать,

И эту загадку сумей разгадать.

КТ  ТРМ   ХДТ    Н    ЧТРХ   НГХ   В   ПЛДНЬ   Н   ДВХ   ВЧРМ  Н   ТРХ

 О     УО     ОИ     А     ЕЫЁ    ОА             ОЕ        А     У        ЕЕО    А     Ё

Дословно Пер Ноэль переводится как отец рождества. Приходит он вместе со старым дедом Шаландом. Хорошим детям Пер Ноэль дарит подарки, а для непослушных детей Шаланд использует розги. Чтобы задобрить Шаланда, дети должны спеть песню в честь его прихода.

(Слайд 19)

        Загадка из Чехии

Микулаш – чешский Дед Мороз,

Прислал в подарок свой вопрос.

Дед Микулашвнешне похож на нашего деда Мороза. Только подарки он приносит в коробе. Ходит он вместе с ангелочком и чертиком. Хороших детей он одаривает подарками и сладостями, а плохим детям дарит картофель или кусок угля.

(Слайд 20)

Даны слова: ГЛУПАЯ, БОЛТЛИВАЯ, ХИТРАЯ,МУДРАЯ. Кто лишний?

ЛИСА, СОРОКА, КУРИЦА, БЕЛКА, СОВА

(Слайд 21)

        Загадка из Финляндии

Йоулупукки - это имя переводится как Рождественский козёл, потому что жители, которые раздавали подарки ходили в козлиных шубах. Живет он в сопкахКорватунтури, в пещерах Кайкулуолат. У него очень хороший слух, поэтому он четко знает, кто как себя вел и кому что дарить.

Новогодние покупки

Обожает Йолупукки.

Загляни в его мешок

И найди скорей, дружок,

Сколько же в мешочке этом

Уже спрятано предметов.

(Филворд  «Зима»)

(Слайд 22)

Загадка из Англии

В Англии – Фазер Кристмас (Папаша Рождество).

В Англии в Новый год кушают пудинг, причём очень медленно, так как внутри пудинга находятся всякие мелкие предметы и каждый из них что-либо символизирует. Эти предметы кладут в пудинг в момент приготовления, поэтому англичане едят медленно, чтобы не проглотить эти предметы, символизирующие счастье в новом году. А в день перед Рождеством кто-то один из семьи вставал раньше всех и готовил завтрак, остальные члены семьи обязательно оставались в постели и ждали, когда подадут ритуальное блюдо – пирожки с яйцами. Всё семейство ест их, не вставая, кто больше насорит крошек в постель, у того в году будет больше неприятностей.

(Разгадай ребус и прочти пословицу)

(Слайд 23)

(Слайд 24)

Загадка из Норвегии

В Норвегии – Юлениссен (рождественский гном, разносящий подарки).

Юлениссен прислал нам поздравление, но он не знает, что такое прилагательное и поэтому предлагает нам их дописать самим.

(Дети называют прилагательные, их вписывают в заранее заготовленное поздравление)

Здравствуйте _____________, ______________ и ______________ друзья!

Я от всей души поздравляю вас с наступающим Новым годом! Это самый _______________, _______________ и _________________ праздник. Ведь это здорово, когда кругом _____________ и ______________ ёлки, ______________ гирлянды. Все люди _________________,________________, _________________ в ожидании праздника.

        Я желаю вам __________________ здоровья, _______________ настроения, побольше _________________ подарков, ____________________ и _________________  улыбок в ________________ Новом году!

(Слайд 25)

Итог занятия:

- Ребята, вы прекрасно справились с заданиями, которые предложили вам коллеги Деда Мороза, показали, что хорошо знаете русский язык.До следующих встреч!

Источники:

1.Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей / Л.В.Мищенкова, Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

2. Ежемесячный познавательный журнал для детей «Веселые уроки» №1 2009г.

3. Ежемесячный познавательный журнал для детей «Веселые уроки» №1 2008г.

4. Ежемесячный познавательный журнал для детей «Веселые уроки» №2 2008г.

5. http://facthall.com/interesnye-fakty-o-santa-klause/5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки со всего света!

Слайд 2

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками» И.С.Тургенев

Слайд 3

« Русский народ создал русский язык – яркий , как радуга после весеннего ливня, меткий , как стрелы, певучий и богатый, задушевный , как песня над колыбелью …» А.Н.Толслой

Слайд 4

«Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои .» Н.А.Некрасов

Слайд 6

Санта Клаус

Слайд 7

С Новым годом! Ы !

Слайд 8

Фея Бефана

Слайд 9

1. МАМА или БАБУШКА БАБУШКА

Слайд 10

2 . ЧЕРЁМУХА или КАШТАН? КАШТАН ?

Слайд 11

3 . ГУСЛИ или БАЛАЛАЙКА? БАЛАЛАЙКА

Слайд 12

4. БЕЛКА или БАРСУК? БАРУК

Слайд 13

5 . ИЛЬЯ МУРОМЕЦ или АЛЁША ПОПОВИЧ? АЛЁША ПОПОВИЧ

Слайд 14

6 . ПУЛЬКА или ПОНЧИК? ПУЛЬКА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки со всего света!

Слайд 2

Сегацу -Сан

Слайд 3

Где снег, там и след!

Слайд 4

Пер Ноэль

Слайд 5

КТ ТРМ ХДТ Н ЧТРХ НГХ О УО ОИ А ЕЫЁ ОА В ПЛДНЬ Н ДВХ ВЧРМ Н ТРХ ОЕ А У ЕЕО А Ё Кто утром ходит на четырёх ногах, в полдень - на двух, вечером - на трёх.

Слайд 6

Микулаш

Слайд 7

ГЛУПАЯ БОЛТЛИВАЯ ХИТРАЯ МУДРАЯ

Слайд 8

Йоулупукки

Слайд 9

Фазер Кристмас

Слайд 10

Старый друг лучше новых двух!

Слайд 11

Юлениссен

Слайд 13

Источники: Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей / Л.В.Мищенкова , Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2013. 2. Ежемесячный познавательный журнал для детей « Веселые уроки» №1 2009г. 3. Ежемесячный познавательный журнал для детей « Веселые уроки» №1 2008г. 4. Ежемесячный познавательный журнал для детей « Веселые уроки» №2 2008г. 5. http://facthall.com/interesnye-fakty-o-santa-klause/5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"

занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"

Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...

Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, "Знатоки русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка" позволяет повторить изученное в 1 и 2 классах.В занятия включенны следующие темы: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синон...