Урок русского языка "Сочинение по картине "Кружевница" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ключник Елена Юрьевна

Цель:- продолжать работу  по формированию  умений  обучающихся по написанию  сочинения –описания   картины

Задачи:- расширять словарный  запас  обучающихся

- упражнять в умении работать по  накоплению  материала, необходимого для написания  сочинения

-воспитывать  любовь  к  живописи, русскому  языку

-учить  проводить  самооценку своей творческой  деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine_kruzhevnitsa.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: написание  сочинения по картине «Кружевница»

Класс 4.       Русский  язык.                           15.12.2016 год.                     Ключник Е.Ю.

Учебник «Русский язык. 4 класс» автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, стр.130, упр.247

Цель:- продолжать работу  по формированию  умений  обучающихся по написанию  сочинения –описания   картины

Задачи:- расширять словарный  запас  обучающихся

- упражнять в умении работать по  накоплению  материала, необходимого для написания  сочинения

-воспитывать  любовь  к  живописи, русскому  языку

-учить  проводить  самооценку своей творческой  деятельности

Планируемые предметные результаты: - обучающиеся познакомятся с репродукцией картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания картины); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации по плану
Метапредметные УУД  
Познавательные:  обучающиеся научатся  самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в  развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочномматериале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; читать вслух и про себя текст учебника,  понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); понимать точку зрения другого

Личностные результаты: Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять  уважительное отношение к иному мнению; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям

Образовательные ресурсы: Биография В. А. Тропинина, презентация

ХОД  урока:

Этапы урока

Вид  деятельности

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Организационный

Постановка темы и цели

урока

1.Тема  урока

2.Формулирование целей и задач  урока

Объявляет тему урока и записывает   название  темы на доске:

-Сегодня мы будем  рассматривать  репродукцию картины  «Кружевница», составлять план и  продолжим работу  по  написанию сочинения. Запишем тему  урока  в тетрадях:

Сочинение по картине  Тропинина  «Кружевница».

Рассказ  учителя:

- Василий Андреевич Тропинин-великий русский художник, портретист. За свою жизнь создал более 3 000 портретов. В своих картинах Василий Андреевич пытался не просто передать внешность, что довольно несложно при определённых навыках в технике живописи, а выразить в картине личность героя, его эмоции, настроение, внутреннее состояние, душевную привлекательность. Чтобы выразить такие стороны человеческого естества необходимо обладать необыкновенной наблюдательностью и особым чувством, которые есть только у самых гениальных творцов.

Великий русский  живописец Василий Андреевич Тропинин одним из  первых художников обратил  внимание  на людей труда.

Записывают  в тетрадях  тему урока.

Формулируют цель урока и задачи:

1.Продолжаем учиться писать сочинения-описания  по картине.

2.Познакомимся с новым произведением  искусства

3.Узнаем   новое о художнике

Освоение   нового   материала

3.Рассматривание  картины, составление  плана написания сочинения, подбор материала с использованием   упражнения  учебника

-Почему автор так называет картину? ( На картине изображена девушка, которая занимается плетением  кружева).

-Какова главная мысль художника?( Главное на полотне не эти предметы, а девушка, занимающаяся плетением кружев).

-Действительно, художник изобразил главную героиню  так, чтобы показать зрителям красоту человека, занятого трудом, ведь труд для русского человека всегда был одной из главных ценностей.

-Чем привлекла ваше внимание кружевница? (Она очень красивая, в неё можно влюбиться)

-Как называются инструменты, которыми она  плетет кружево? (Булавка, коклюшка)

-«Кружевница» пришлась по душе  современникам художника. А как вам понравилась картина-портрет? Поделитесь своими впечатлениями.

-Что означает слово «портрет»?

-Какой текст  должен получиться? (Описание)

- Кто в центре картины? Чем занята девушка?

(молодая девушка, которая занята кружевоплетением)

- Какими словами можно заменить слово «девушка»?

(кружевница, мастерица, работница, труженица, девушка)

- На какие детали надо обратить своё внимание при описании девушки?

1. детали лица (улыбающееся лицо, тёмные волосы, густые брови, румяные щёки, выразительные глаза, загадочный взгляд)

2. руки (изящные, обнажённые) 

3. пальцы (ловкие, привыкли к труду)

4. инструменты для работы (иголки, коклюшки, подушечка)

5. изделие (белая ткань, почти выполненная работа, мастерство рукодельницы)

6. одежда (светлое платье, розовый платок)

- О чём говорит одежда девушки? (девушка простая, возможно крестьянка)

- Что хотел сказать нам художник этой картиной?

(простая девушка может быть прекрасна и внешне и душой, в работе можно найти радость) 

- Чем завершаем описание картины? (своим отношением к увиденному)

IV. Составление плана.

  1. О художнике.
  2. Образ девушки.
  3. Колорит картины.
  4. Моё отношение к картине.
  1. О художнике

Василий Андреевич Тропинин; художник – портретист; портреты простых людей;

женщина за рукоделием;

  1. Образ девушки
  • лицо: освещено, излучает тепло и умиротворение;
  • волосы: тёмно-каштановые;
  • брови: густые;
  • глаза: карие, выразительные; взгляд загадочный, весёлый, обращён на нас;
  • руки: обнажены; пальцы проворные, привыкли к труду; булавка, коклюшка;
  • стол: белая ткань;
  • труд: мастерство;
  • одежда: простое платье, косынка; крестьянская девушка
  1. Колорит картины

мягкий; сероватые, охристые, зелёные

  1. Моё отношение к картине

Докажите. (Мы должны описать картину, поэтому развития сюжета  в тексте не будет, значит это не текст –повествование)  

 -Слова, какой части речи   должны  быть употреблены? (Имена прилагательные)

- Встретится ли вам в тексте рассуждение? ( Да, встретится.)

-В какой части? ( В заключительной)

-Почему? (Мы должны будем объяснить свое отношение  к  картине)

-Сколько частей  будет в вашем  тексте? (Три: начало, основная часть, концовка или заключение)

-Какая связь  будет  между предложениями?(Параллельная)

-Почему? ( Мы будем  описывать  главную героиню картины)

- Как  можно  озаглавить  первую часть?( Художник Тропинин. Художник и его  картина. Картина «Кружевница».)

-О  чем пойдет речь в основной части?  ( Мы должны описать главную героиню)

-Как  можно ее озаглавить?(Главная героиня)

-Подберите  название к концовке.

- Какие способы можно использовать, чтобы  избежать повторов? (Синонимы, употребление местоимений,  не использовать в предложениях  подлежащее,  не повторять один и тот же глагол)

Рассматривают  слайды презентации, отвечают  на вопросы  учителя, работают  по учебнику, записывают  план  сочинения

4.Словарная  работа

- Какие  слова  вы подберете   к первой части?  

-Подберите подходящие  слова и словосочетания ко второй части.  

-При описании глаз , какие прилагательные вы подберете: коричневые или карие; при описании волос: коричневые, карие или  каштановые?

-Какая разница  в лексическом  значении   слов « зелёное» и «зеленоватое»?( Слово «зеленоватое» имеет значение не совсем  зелёное, а чуть-чуть зелёное)

-  Правописание каких слов можно проверить? Подберите проверочные слова.

-Какие слова помогут вам  закончить  сочинение?

Обучающиеся  подбирают  и объясняют правописание  слов.

Самопроверка

5.Самостоятельная работа по составлению   сочинения- описания

Индивидуальное консультирование  по написанию слов, предложений с однородными членами.

Самостоятельная работа  в  черновиках  по написанию  сочинения

Подведение итогов

6.Рефлексия

-Что нового вы узнали  на уроке? (Узнали о художнике В.А. Тропинине)

-Пригодятся ли   вам  в  жизни полученные сведения?( Можно будет поделиться полученными сведениями с родителями)

-Какое  впечатление  от урока  вы  получили? (Очень понравилась главная героиня)

-Какие  трудности встретились?(Трудности в составлении предложений  в заключительной части)

7.Домашнее задание

Закончить написание  сочинения

Записывают  домашнее задание  в  дневниках

1. «Передо мной репродукция картины В.А.Тропинина «Кружевница».

По картине видно, что девушка позирует, не отрываясь от основной работы. Её руки плетут кружево. В правой руке у неё булавка, а в левой коклюшка. Внизу картины виден край того самого кружева . Сама кружевница одета в скромное оливковое платье. На её плечи  накинута коричневая косынка.

Мне эта картина понравилась тем, что при такой тяжелой работе девушка успевает позировать и заниматься работой.  »

2.«На картине художник В.А.Тропинин  изобразил кружевницу, которая склонилась над  своим рукоделием.

У неё большие карие глаза, которые смотрят завораживающим  взглядом. На щеках виднеется румянец. Каштановые волосы собраны в пучок на затылке. За  завитком волос в ухе даже видна сережка.

Кружевница одета в зеленоватое платье и светлый платок, который накинут на  плечи.

На картине видно, как  пальчики  её  проворных рук плетут кружево.  В  правой руке  булавка,а  в  левой  коклюшка  для того, чтобы  плести кружево. Внизу полотна уже готовое  изделие.

Этот портрет  выполнен в тёмных, золотисто-оливковых тонах.

Мне понравилась эта картина тем, что главная героиня очень красивая, милая, скромная, застенчивая. »

3.«Картина  В.А.Тропинина «Кружевница» пришлась по душе современникам художника.

На холсте автор изобразил кружевницу. У неё каштановые волосы, карие глаза, бледный румянец на щеках  и  пухлые губы. Она одета   в зеленоватое платье. Её плечи укрыты  светлым  платком. Пальчики проворных  рук  аккуратно  плетут кружева. В правой руке кружевница держит булавку, а в левой коклюшку. Автор использовал  теплые  оттенки.

 Эта картина мне понравилась золотистыми тонами, которые греют  душу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...