Диктанты по русскому языку для 3 класса
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Диктаныт по русскому языку для 3 ласса УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktanty_po_russkomu_yazyku_3kl.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИКТАНТ 1
Ц е л ь: выявить умение оформлять предложение; обозначать мягкие и твердые согласные, звонкие и глухие согласные; разделительный ь; безударные гласные в словах.
Летом
Борис Грибов и его друг Глеб Чайкин часто ходили в лес. Там большой пруд. На берегу рос густой камыш. В камышах плавал белый лебедь. На красивую гордую птицу любили смотреть мальчики. В жаркие дни они садились на плот и переправлялись на другой берег. Там хороший пляж. (45 слов.)
Слова для с п р а в о к: камыш, переправлялись.
З а д а н и е:
1. Разделите для переноса слова: мальчики, большой.
2. В четвертом предложении расставьте знаки ударения в словах. Подчеркните существительные одной линией, глагол – двумя линиями, прилагательное – волнистой линией.
3. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков; укажите их количество.
ДИКТАНТ 2
Ц е л ь: проследить и проанализировать, насколько прочно сформированы навыки правописания и разбора изученного, усвоен материал.
Санитары леса
Мы входим в лес. В воздухе пахнет грибами и спелой малиной. Сорока перелетает с сосны на сосну. Около ели встретился большой муравейник. Муравьи суетились, у каждого на спине была хвоинка. Ты встречал в лесу муравьиные дома? Не разоряй их! Муравьи – санитары лесов. (42 слова.)
С л о в а д л я с п р а в о к: суетились, не разоряй, санитары.
Грамматическое з а д а н и е:
1. Запишите в алфавитном порядке: осенью, вьюга, друзья, Илья, шалунья, пьет, ульи. Подчеркните разделительный мягкий знак.
2. К словам с безударной гласной подберите два проверочных слова.
Грозовая (туча) –
Пчелиный (мед) –
3. Третье предложение в диктанте разберите по членам предложения, укажите, какой частью речи является каждое слово.
ДИКТАНТ 3
Ц е л ь: закрепить материал по изученным ранее темам.
Шалун
Падали и падали осенние листья на землю. Кот Вьюн караулил их. Он стрелой бросался за листиком и грозно хлопал лапой. Вьюн думал, что это воробьи. Вот глупый кот! Бабушка Дарья дала ему теплого молочка. Кот лег на кучку листьев и заснул.
С л о в а д л я с п р а в о к: караулил, бросался.
Грамматические з а д а н и я:
1. Спишите, выделите в каждом слове окончание.
На траве дрожат росинки,
Шелестят листвой дубы.
Собирали мы в корзинки
Сонные грибы.
В. Коркин
Подчеркнутое слово разберите по составу.
2. Запишите слова. Подчеркните слово, которое состоит только из корня.
Осенний, листок, поход, дождик, холод.
Выпишите это слово и подобранный к нему ряд однокоренных слов.
3. Разбор по членам предложения (в диктанте):
I вариант – первое предложение.
II вариант – третье предложение.
ДИКТАНТ 4
Ц е л ь: проверить умения, связанные с написанием звонких и глухих согласных, безударных гласных в корне слова.
Музыка
Жил один парень. Он ловко играл на дудочке. Вот идет он по лесу. Печальный стоит лес. Холодно. Льет дождь. Достал он дудочку. Полилась музыка. Выглянуло из-за леса солнышко. Оно позолотило верхушки деревьев. Вдруг вся поляна залилась ярким светом. Подняли головки цветы. Все слушают музыку. А дождь тихо ушел за речку. (50 слов.)
Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я:
1. Выписать из текста 4 слова с безударными гласными в корне и подобрать к ним проверочные слова.
2. В диктанте 12-е предложение разобрать по членам предложения.
3. Измените слова так, чтобы они оканчивались на согласную:
Холмы – …, гордый – …, свежий – …, веселый – …, красивый – … .
4. Выпишите слова, которые имеют одинаковый состав: душистая, запах, мосты, закружила, корзинка, переход.
ДИКТАНТ 5
Ц е л ь: проверить сформированность умений, связанных с правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Снежная страница
Молчат поля и леса. Одна поземка шуршит. Выглянуло солнышко. Захотелось нам увидеть красоту зимней природы. Выход на природу всегда дает хорошее настроение. Вот мы на опушке леса. На страницах снежной книги легко по следам читать рассказ о жизни пернатых. Это сорока оставила на снегу след длинного хвоста. Вот важно прошагала ворона.
(50 слов.)
Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я:
1. Выпишите слова, которые состоят из одного корня, подберите к ним 2–3 родственных слова.
Цепь, гора, скорость, весна, говор, каток.
Выделите во всех родственных словах корень.
2. Выпишите из диктанта слова, которые состоят из приставки и корня, обозначают предмет и отвечают на вопросы «кто?», «что?».
3. Допишите 3 примера к данному правилу:
Повозка, хрупкий, шкаф, шапка…
4. Из ряда слов выпишите слова с разделительным мягким знаком: ночь, помощь, вьюга, крыльцо, веселье, тень, ненастье, дождь, шалунья.
ДИКТАНТ 6
Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил.
Синички
Стоит чудесный зимний денек. Под мое окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой березы. На голове черная шапочка. Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, желтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!
Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов.)
С л о в а д л я с п р а в о к: будто, словно.
1. Выписать слова с сочетанием сн, приписать проверочные.
2. Разобрать по членам предложения 7-е предложение в тесте диктанта: указать члены предложения (известные).
3. Выбрать из текста по два слова, соответствующих схеме.
,
4. Разобрать по составу слова: часовой, постройки, радостный.
ДИКТАНТ 7
Ц е л ь: проверить сформированность навыков правописания безударных гласных в корне слова, приставках, разделительного твердого знака, мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.
Загадка
Стоял теплый апрельский день. Мы подъехали к опушке леса. Журчали весенние ручьи. Мы медленно шли по тропинке. Прошмыгнула мышь. Наше внимание привлекли лягушки. По одной и группами они прыгали по снегу, преодолевали потоки воды. Мы двинулись за ними и заметили маленький водоем. Там кишели лягушки. Что их манило туда? Для нас это осталось загадкой.
С л о в а д л я с п р а в о к: привлекли, преодолевали, за ними, водоем.
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
1. Шестое предложение разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания с вопросами.
2. Разобрать по составу слова: апрельский, водоем.
3. Слово загадкой разобрать как часть речи.
ДИКТАНТ 8
Ц е л ь: проверить умение писать безударные окончания имен прилагательных мужского, среднего и женского рода, а также имен прилагательных множественного числа.
Ранняя весна
С земли сошел последний снег. Наступает радостное время года. Земля холодная. Ласковое весеннее солнце согревает все вокруг. Синее небо высокое. По небу плывет легкое облачко. Крепкий лед на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серенькие барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время.
(63 слова.)
С л о в а д л я с п р а в о к: облачко, чешуйки, прошлогодняя.
З а д а н и е:
1. Выделите окончания прилагательных в тексте, обозначьте падеж.
2. Четвертое предложение разберите по членам предложения.
3. Разберите прилагательное «счастливое» как часть речи.
ДИКТАНТ 9
Ц е л ь: проверить сформированность умений писать под диктовку текст, включающий в себя орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением, звонкие, глухие, непроизносимые согласные, разделительные твердый и мягкий знак, мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, не с глаголом.
Удивительная птица
Весной остров Дия полон гостей. Однажды мы забрели в глубину острова. По узкой тропке мы добрались до вершины. Я осмотрел местность и заметил сокола. Он то скользил над самой землей, то взмывал в небесную лазурь. Хищник играл с ветром, нырял к морю, проносился над волнами. Чудесный внешний облик птицы сочетался с удивительной красотой в полете и редким умением выполнять трюки. Я любовался соколом.
(65 слов.)
С л о в а д л я с п р а в о к: сочетался.
Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я.
1. Записать данные слова с подходящими по смыслу приставками: об, с, под, в, по.
Явился, ехал, ежился, единение.
2. Разобрать по членам предложения третье предложение.
3. Записать имена существительные в начальной форме. Обозначить род.
От помощи, у плаща, в тиши, около ржи, от ключа, в глуши, около мяча, к товарищу.
4. Определить (надписать) лицо глаголов в тексте диктанта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый диктант по русскому языку 1 класс.
Итоговый диктант по русскому языку за 1 класс....
Цифровые диктанты по русскому языку 4 класс
Цифровые диктанты позволяют отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогают проводить первичный контроль, закреплять учебный материал на практике....
Сборник диктантов по русскому языку. 3 класс.
В сборнике предложены разнообразные диктанты, разные по сложности и содержанию....
Контрольный диктант по русскому языку. 4 класс, I полугодие.
Контрольная работаза I полугодие 2012-2013 учебного годаРусский язык4 класс (1-4) Диктант. Цель работы- проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных...
Итоговый диктант по русскому языку 3 класс
Итоговый диктант по русскому языку с грамматическим заданием для 3 класса...
Итоговый контрольный диктант по русскому языку 3 класс
Этот контрольный диктант поможет выявить уровень обученности и качество знаний у учеников 3 класса. Грамматические задания носят разноуровневый характер....
Проверочные диктанты по русскому языку 2 класс ОС "Школа 2100"
Проверочные диктанты по русскому языку 2 класс ОС "Школа 2100"...