Олимпиада по русскому языку.
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему

Шайхразиева Зальбира Галихановна

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку для 4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по русскому языку в 4 классе– 2016г.

Ф.И.____________________________________________ класс________

(полностью)

Задания

Виды заданий

Кол-во баллов

Задание 1

Запиши пословицы, в которых есть число 7.

По 1баллу  за каждое послови-

цу

Задание 2

Сгруппируйте слова по частям речи, вставь буквы.

Плач_, брош_, наотмаш_, роскош_, реж_, суш_, намаж_, сеч__,настеж_.

По 1 за каждое слово

Задание 3

Из данного перечня слов найдите четвёртое лишнее.

А). Белый, зелёный, серебристый, юный.

Б). Угроза, гроза, гроздья, грозный.

В). Летчик, полет, летает, летное, летная.

3

Задание 4

Подчеркни имена существительные, у которых нет формы единственного числа:

очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

По 1 за каждое слово

Задание 5

Одним словом объясни значение заимствованных слов

антракт_____________________________

финал_______________________________

дегустация                                                      

3

Задание 6

Подбери два имени существительных так, чтобы имена прилагательные употреблялись в прямом и переносном смысле.

А) золотая ______________; золотая _______________________
Б)  веселая ______________;  веселый ______________________
В) мягкий _______________;  мягкий _______________________
Г) горячее _______________;  горячая ______________________
Д) тяжелое ______________;   тяжелая ______________________
Е) сонные _______________;   сонная _______________________
Ж) шелковые_____________;   шелковые ____________________
И) серебряные                         ;  серебряная

По 1баллу за каждое слово

Задание 7

Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:
лес —__________________ 
горе —_________________
мороз —_________________
сообщение —___________________ 
невиданный —

По 1баллу за каждое слово

Задание 8

Вспомни  поговорку по ее началу.
Соловья баснями...__________________________________.

Всяк кулик... _______________________________________.
Пуганая ворона... ___________________________________.
Слово не воробей... __________________________________.

Цыплят по осени....

По 1 баллу за каждую поговорку

Задание 9

Как правильно сказать про себя?
Надеть оба туфля, надеть обе туфли, одеть оба туфля, одеть обе туфли.Ответ:

2

Задание10

Запиши несколько имен существительных, которые не изменяются по падежам.

_________________________________________________________

По 1 за каждое слово

Задание11

Найди словосочетания, в которых находятся одушевленные существительные мужского рода.
Дружить с одноклассником, спрятаться за дубом, сидеть на берегу, стоять перед отцом, наблюдать за домом, рисовать карандашом, отдыхать под деревом, искать под столом, играть с другом.

По 1 за каждое словосочетание

Задание12

 Поставьте знаки препинания (.!?) в конце предложений. Составь схему предложения.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный

Что ж ты тих, как день ненастный

Опечалился чему »-

Говорит она ему (А.С. Пушкин) Схема:

5

Задание13

Вставь пропущенные буквы.

В…н…грет, в…рм…шель, г…рд…роб, шл…гбаум, инт…лл…гент,

пл…стилин, фл…мастер, г…рлянда, п…ссаж…р, оди…надцать.

По 0, 5 за каждое слово

Задание14

Подчеркни в тексте устойчивые словосочетания с переносным смыслом (фразеологизмы).
Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его отца несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился, не покладая рук. Дела в их государстве шли из рук вон плохо. Но он не сидел, сложа руки, и хотя знал, что все то, что он задумал, ему не сойдет с рук, он со своими друзьями рука об руку пошел против тиранов. 

По 1 за каждое выраже-ние.

Задание15

Запиши номера частей так, чтобы получился текст.
1). Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
2). Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
3). Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
4). Шёл я однажды зимой по лесу.
5). Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

Ответ:

2

Ответы к школьной олимпиаде по русскому языку в 4 классе– 2016г.

Ф.И.____________________________________________ класс________

(полностью)

Задания

Виды заданий

Кол-во баллов

Задание 1

Запиши пословицы, в которых есть число 7.

 Семь бед — один ответ. Семь раз отмерь, а один — отрежь. Семеро одного не ждут. Один с сошкой — семеро с ложкой.

По 1баллу  за каждое предложе-ние

Задание 2

Сгруппируйте слова по частям речи, вставь буквы.

Плач_, брош_, наотмаш_, роскош_, реж_, суш_, намаж_, сеч__,настеж_, печь,.

Им.сущ. –плачь, брошь, роскошь, сушь,

Глагол- плачь, режь, сечь, печь, намажь

Наречие-наотмашь, настежь

По 1 за каждое слово

Задание 3

Из данного перечня слов найдите четвёртое лишнее.

А). Белый, зелёный, серебристый, юный.

Б). Угроза, гроза, гроздья, грозный.

В). Летчик, полет, летает, летное, летная.

3

Задание 4

Подчеркни имена существительные, у которых нет формы единственного числа:

очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

По 1 за каждое слово

Задание 5

Одним словом объясни значение заимствованных слов

антракт_____________________________перерыв

финал_______________________________конец

дегустация                                                      проба

3

Задание 6

Подбери два имени существительных так, чтобы имена прилагательные употреблялись в прямом и переносном смысле.

А) золотая зорька;золотая монета
Б)  веселая зима;       веселый ребенок
В) мягкий ветер;                   мягкий пух
Г) горячее желание;             горячая вода
Д) тяжелое чувство;             тяжелая ноша
Е) сонные березки;              сонная девочка
Ж) шелковые косы;             шелковые косы
И) серебряные косы;           серебряная посуда

По 1баллу за каждое слово

Задание 7

Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:
лес —...бор 
горе —... беда
мороз —... холод
сообщение —...извещение 
невиданный —...диковенный

По 1баллу за каждое слово

Задание 8

Вспомни  поговорку по ее началу.
Соловья баснями...не кормят.

Всяк кулик... свое болото хвалит.
Пуганая ворона... куста боится.
Слово не воробей... вылетит -  не поймаешь.

Цыплят по осени...считают.

По 1 баллу за каждую поговорку

Задание 9

Как правильно сказать про себя?
Надеть оба туфля, надеть обе туфли, одеть оба туфля, одеть обе туфли.

Ответ: Туфля (ж. р.), поэтому «обе туфли»; надеть на кого-либо, одеть кого-либо, следовательно верный вариант — «надеть обе туфли».

2

Задание10

Запиши несколько имен существительных, которые не изменяются по падежам.

Пальто, кино, метро, кенгуру, шасси, шоссе и т.д.

По 1 за каждое слово

Задание11

Найди словосочетания, в которых находятся одушевленные существительные мужского рода.
Дружить с одноклассником, спрятаться за дубом, сидеть на берегу, стоять перед отцом, наблюдать за домом, рисовать карандашом, отдыхать под деревом, искать под столом, играть с другом.

По 1 за каждое словосочетание

Задание12

 Поставьте знаки препинания (.!?) в конце предложений. Составь схему предложения.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему? »-

Говорит она ему.  (А.С. Пушкин) Схема: П! П?П? –а.

5

Задание13

Вставь пропущенные буквы.

Винегрет,вермишель,гардероб,шлагбаум,интеллигент, пластилин, фломастер,гирлянда,пассажир, одиннадцать, горизонт.

По 0, 5 за каждое слово

Задание14

Подчеркни в тексте устойчивые словосочетания с переносным смыслом (фразеологизмы).
Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его отца несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился, не покладая рук. Дела в их государстве шли из рук вон плохо. Но он не сидел, сложа руки, и хотя знал, что все то, что он задумал, ему не сойдет с рук, он со своими друзьями рука об руку пошел против тиранов. 

По 1 за каждое выражение.

Всего 8

Задание15

Запиши номера частей так, чтобы получился текст.
1). Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
2). Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
3). Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
4). Шёл я однажды зимой по лесу.
5). Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

Ответ:4, 3, 5, 2, 1

2



Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 КЛАСС

  1. Вставь пропущенные буквы.

                                            Он буд…т хорошо учиться.

                                           Он буд…т меня каждое утро.

2. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141.Напиши имя мальчика.

____________________________________________________________________________

  1. Сколько раз встречается звук [т] в предложении?

                                      Документ подписан директором.

 Напиши ответ.______________________________________________________________

                                           

  1. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. Что это? Напиши ответ.

____________________________________________________________________________

    5. Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям? Обведи его.

                                                                                 я   ты  вы  они  мы

     6. Составь из данных слов известную пословицу и напиши её.

                                      Дело, безделье, маленькое, большое, лучше.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

7. Напиши названия пяти дней, расположенных подряд, но так, чтобы в их названиях не встретилась буква и.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 8. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

                        Прежде, чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

9. Определи слова, о которых идёт речь, и напиши их.

Период, продолжающийся четверть года-  _____________________.

Место, где скрещиваются улицы- ____________________________ .

Машина для уборки хлеба- __________________________________.

10. Впиши в четыре клеточки слово ласточка.

11. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.

                                                   День сменил ночь.    День сменила ночь.

12. Отгадай загадку, напиши отгадка.

Семя чёрно, поле гладко.

Кто умеет, тот и сеет.

Семя не всходит.

А плод приносит. ________________________________

13. Гласные буквы потерялись… В каких словах вместо пробелов можно вставить две буквы Ы, чтобы восстановить слова?

А) м__ш__       Б) ш__н__       В) кр__с__     Г) с__ч__

14. Определите, какой частью речи является выделенное слово в «заколдованном» тексте:

                   «Зо Кряпча ла катрамная а гувиальная!» - веско произнес гном.

А) прилагательное        Б) существительное        В) наречие         Г) глагол

15. Какая строка не является словосочетанием?

А) по синему небу                                            Б) бежать по траве

В) солнце светит                                               Г) звонкими капелями

16. Каких окончаний не бывает у сочетания слов «лист дерева» в разных падежах?

А)  -а,-а                          Б)  -,-а                            В)  -у,-у                          Г)  -е,-а

17. Какого суффикса не существует?

A) -оньк-         Б) -за-                 В) -ист-                 Г) -енн-

18. Разгадайте  зашифрованное слово-ассоциацию:

строка,буква,

33, порядок

А) синоним             Б) портфель              В) алфавит             Г) дневник

19.  В каком слове произносятся только мягкие согласные звуки?

А) сентябрь           Б) сеять                  В) русский              Г) яркий

20.  В каком слове отсутствует суффикс?

А) волосок            Б) чайник             В) карманы              Г) березка

21. Укажи глагол, образованный с помощью приставки.

А) безоблачный              Б) поёт               В) съехать          Г) подберёзовик

   

 22. Подберите фразеологизм по смыслу: «Мы догадывались, что он нас обманывал»

A) ломал голову                                                        Б) пропускал мимо ушей

В) бил баклуши                                                         Г) водил за нос

ОТВЕТЫ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС

Максимально возможное количество баллов – 41.

Задание 1.

Максимальное количество – 2 балла. (по 1 баллу - за каждую верно вставленную букву)

Ответ: Он будЕт хорошо учиться. Он будИт меня каждое утро.

Задание 2.

Максимальное количество – 2 балла. Ответ: Дима

Задание 3.

Максимальное количество – 1 балла. Ответ: 3 раза

Задание 4.

Максимальное количество – 1 балла. Ответ: язык

Задание 5.

Максимальное количество – 1 балла. Ответ: вы

Задание 6.

Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу - за каждое правильно определённое место слова в пословице)

Ответ: Маленькое дело - лучше большого безделья.

Задание 7.

Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу - за каждое правильно записанное слово)

Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Задание 8.

Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу - за каждое правильно записанное зашифрованное слово)

Ответ: Прежде, чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри со стола.

Задание 9.

Максимальное количество – 3 балла. (по 1 баллу - за каждое правильно записанное слово)

Ответ: Квартал. Перекрёсток. Комбайн.

Задание 10.

л

а

с

.

Максимальное количество – 2 балла.      Ответ:

Задание 11.

Максимальное количество – 2 балла. (по 1 баллу - за каждое правильно подчёркнутое подлежащее)

Ответ: День сменил ночь. День сменила ночь.

Задание 12.

Максимальное количество – 2 балла. Ответ: книга

Задания 13 - 22.

Максимальное количество – 10 баллов. (по 1 баллу - за каждое правильно выполненное задание)

Ответы:

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

В

А

В

В

Б

В

Б

В

В

Г



Предварительный просмотр:

           Олимпиадные задания по русскому языку

  1. Прочитайте транскрипцию. Запишите буквами прочитанные предложения.

[ ир’инка и й’эй’о брат й’ура купал’ис’ в р’ик’э]

______________________________________________________________________

[ в рас’ий’и выпал аб’ил’ный’ c’н’эк]

______________________________________________________________________

  1. От данных слов образуйте при помощи суффиксов и/или приставок новые слова, содержащие  удвоенные согласные буквы.

путешествие –                             сторона длина –                                         звук -

окно –                                           сказать -         след -                                   защита –

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Шарик рану зал…зал, с костью в будку зал…зал.

Я ружьишко зар…дил и морковку прор…дил, в огороде ув…дал, как кустарник ув…дал.

  1. Вставьте названия частей тела или органов человека в известные фразеологизмы:

Пускать пыль в  _________.

Смотреть сквозь  ________.

Чужими _______     жар загребать.

Душа ушла в _________.

Еле – еле душа в ______.

Класть _________      на полку.

  1. Запишите как можно больше значений следующих слов.

       Корень –     _________________________________________________________

       Поле –______________________________________________________________

       Ядро –_______________________________________________________________

  1. Расставьте знаки ударения в каждом слове.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

  1. Поставьте запятые в предложении так, чтобы в первом случае речь шла о пяти людях, а во втором – о четырёх.

  1. На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.
  2. На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.

           

      Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку

  1. В транскрипции записаны следующие предложения.

Иринка и её брат Юра купались в реке.

В России выпал обильный снег. ( По 1 б. за каждое правильное предложение =2б.)

  1. Путешественник, длинный, оконный, расследовать, посторонний, беззвучный, рассказ, беззащитный. ( по 1 баллу за каждый правильный ответ = 8 б.)

  1.  Шарик рану зализал, с костью в будку залезал.

Я ружьишко зарядил и морковку проредил, в огороде увидал, как кустарник увядал. ( по 0,5  бал.  за каждое правильное слово = 3б.)

  1. Пускать пыль в глаза.

Смотреть сквозь пальцы.

Чужими руками жар загребать.

Душа ушла в пятки.

Еле – еле душа в теле.

Класть зубы на полку. ( по 1 баллу за каждое правильно подобранное слово=6 б.)

  1. Толкование слов.

Корень – часть растения, часть зуба или волоса, начало или источник чего- либо, часть слова, суть дела.

Поле – безлесная равнина, участок земли для сельскохозяйственной обработки, ровная площадка, основной цвет под узор, область деятельности человека.

Ядро – часть плода или семени, внутренняя часть древесины или Земли, основа или суть чего-либо, основная часть класса, коллектива, старинный орудийный снаряд в виде шара.

( по 1 балу за каждое толкование слова=18 б.)

  1. Косит ( 1) косец ( 2), а зайчишка ( 2) косит (2).

Трусит (1) трусишка ( 2), а ослик ( 1) трусит (2). ( по 0, 5 б. за каждое правильное слово=4б.).

  1. Первый вариант ответа: На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата, своего товарища.

Второй вариант ответа:  На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата своего товарища.

( по 1 баллу за каждый правильный ответ=2б.)

Максимальный балл – 44 .

                       

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку

эти задания могут быть использованы для проведения школьного тура олимпиады...

олимпиада по русскому языку

Материал можно использовать для подготовки к олимпиаде или проведению олипиады по русскому языку....

Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017

Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017...

Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016

Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017...