Внеклассное занятие по русскому языку
план-конспект по русскому языку на тему

Липовская Ирина Васильевна

Для работы во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Липовская Ирина Васильевна

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2

                        с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                                                                   

ВНЕКЛАССНОЕ  ЗАНЯТИЕ

ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

« РИФМОПЛЕТ »  ОТ  НЕЗНАЙКИ

И  « СЛОВОЛЛЕТ »  ОТ  ЗНАЙКИ »

                                              Из опыта работы

                                                                     Липовской Ирины Васильевны,

                                                                учителя начальных классов          

г. Губкин

                Конкурсная программа знатоков русского языка

Незнайка. Ребята, я Незнайка, герой сказки Н. Носова. Я однажды захотел стать поэтом. Но, как ни старался, не смог подобрать рифму к слову «пакля». Потом выяснилось, что к этому слову вообще нет рифмы. А для вас от меня будет тоже непростое задание.

Конкурс «Трудная рифма»

Попробуйте сделать то, что не удалось Незнайке, и подберите рифмы к словам: чайник, ковер, люстра, кресло, портфель. Попробуйте сочинить с полученными рифмами двустишия. У кого получится правильно, остроумно и интересно?

Знайка. И ты здесь, Незнайка! Ты так и не выполнил мое задание, неправильно составил предложение. Ведь в каждом предложении слова располагаются в определенном порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл.

Конкурс «Перепутавшееся предложение»

Представьте, что в некоторых предложениях слова поиграли в чехарду и перепутались. Помогите предложениям вернуть свой первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Вот эти предложения:

  • чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький,
    двор, и, гулял;
  • дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка;

-дочь, день, сварила, из, целый, мама, чернослив, рожденье, кастрюля, на, компот;

  • кошки, сидела, фильм, на, мягкий, и, бабушка, про, смотрела, диван, сиамский;
  • сон, слон, девочка, с, хобот, присниться, про, зеленый,
    розовый, большой.

Внимание: нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять «лишние» слова. Для того чтобы предложение получилось грамотным, в некоторых словах можно изменить окончания. У кого получится правильно?

Незнайка. Однажды один поэт сочинил такое стихотворение:

Как-то утром под горой

Предвечернею порой

Шел мальчишка с бородой,

Помидор ел голубой.

                                                                                           

                                                                                             

С ним старик шел молодой

С водосточною трубой.

Шли они на водопой,

Били мух сковородой.

Хочешь - плачь, а хочешь - пой

Над такою ерундой.

Ребята, как вы заметили, в этом стихотворении все строчки оканчиваются на одну рифму   - ой.

Конкурс «Повторяющаяся рифма»

Попробуйте сочинить такое же стихотворение из десяти строчек, и чтобы при этом все строчки оканчивались рифмой: -ла, -ре, -ый, -ка, -ил.

Знайка. Слова состоят из букв. Очень часто из букв, составляющих одно слово, можно собрать много других слов. Например, из слова «история» можно составить слова «три», «рот», «рис», «рост», «сито» и др. Вам предстоит выполнить такое же задание.

Конкурс «Спрятавшиеся слова»

Попробуйте составить не менее семи слов из букв, входящих в слова: математика, литература, география, риторика, астрономия. Попробуйте также сочинить какую-нибудь небылицу, в которую обязательно вошли бы все 7 найденных слов.

Незнайка. Один начинающий поэт как-то решил сочинить короткие стихотворения про героев мультфильмов. Но, видимо, в этот день у поэта не было вдохновения, и он не смог закончить ни одного четверостишия. Он смог сочинить лишь первые две строчки.

Конкурс «Недописанное четверостишие»

Попробуйте завершить ту работу, с которой не справился начинающий поэт, и придумайте последние две строчки в четверостишиях. А первые строчки звучат так:

Винни Пух сказал однажды: «Больше мед не буду есть...

Леопольд глядел в окошко

И мечтал иметь друзей...

Как-то Гена с Чебурашкой

Отдыхать на речку шли...

Волк на Зайца очень злится;

Говорит: «Ну, погоди!»...

Карлсон в гости к Малышу                                                                                                

Прилетел под вечер...

                                                                                                   

                                                                                         

                                                                                               

Знайка. Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами. А справитесь ли вы с этим заданием?

Конкурс «Перевод с русского на русский»

Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл, следующие фразы:

  1. Муха села на варенье.
  2. На столе стоит стакан.
  3. Бьют часы 12 раз.
  4. Воробей влетел в окно.
  5. Шел отряд по берегу.

Незнайка. Знаете ли вы, что такое буриме? Это игра, которой уже много-много лет. Играющий в нее должен сочинить стихотворение на заданные рифмы. Хотите поиграть в буриме?

                                        Конкурс «буриме»

Попробуйте поиграть в эту игру и сочините четверостишие, строчки которого заканчиваются такими словами:

  • кошка, ложка, окошко, немножко;
  • стакан, банан, карман, обман;
  • бег, снег, век, человек;
  • кружка, подружка, лягушка, частушка;
  • конь, гармонь, огонь, ладонь.

Знайка. Сейчас я прочитаю предложение, а вы что-то должны заметить. Итак, слушайте внимательно: «Я и мой ДОг ДОбирались ДО ДОма под проливным ДОждем». Правильно, в этом предложении пять раз встречаются название ноты «ДО». Эта нота спряталась в словах «дом», «дождь», «дог», «добираться», «до».

Конкурс «Спрятавшиеся ноты»

Попробуйте составить предложение, в котором спрятались бы следующие ноты: ля, ми, ре, фа, си.

Незнайка. А сейчас затронем метаграммы. Мета-грамма - это такая загадка-стихотворение, в которой загадывают слова, сходные по звучанию, но отличающиеся одной буквой. Например:

С буквой С живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой Ф за красоту

Меня жар-птицей называют.

(Ответом в этой загадке являются слова «сазан» и «фазан».)  Конкурс «Метаграмма»

                                                                                                 

Попробуйте сочинить такое же стихотворение-мета-грамму, в котором были бы загаданы слова:

  • палач и калач;
  • халат и салат;
  • баран и банан;
  • лапта и лапша;
  • печать и печаль.

Знайка. Сейчас маленькая история из современной жизни: «Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов». В этом рассказе немного смысла, но зато все слова начинаются на одну букву - А.

Конкурс «Но одну букву»

Попробуйте сочинить такой же короткий рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, а именно на букву: К, М, О, П, С.

Незнайка. Знаете ли вы анаграммы? Анаграмма -это такая загадка (обычно в стихах), в которой загадываются два слова, состоящие из одних и тех же букв, но отличающиеся порядком этих букв. Например: Я застываю на сосне, Бываю и на ели. Смените буквы вы во мне, Чтоб вы меня с картошкой ели. (Ответом являются слова «смола» и «масло».)

                                         Конкурс «Анаграмма»

Попробуйте сочинить стихотворение-анаграмму и загадайте в нем слова:

  • каприз и приказ;
  • терка и актер;
  • карп и парк;
  • кулак и кукла;
  • плюшка и шлюпка.

Знайка. В моей школе проходят уроки развития речи, на которых я учу моих друзей правильно говорить. Но очень многие люди, сколько бы их ни учили, все равно не могут грамотно выстроить предложение от начала до конца: они вставляют в свою речь так называемые слова-паразиты, которые будто бы помогают соединить разбегающиеся слова и мысли.

Конкурс «Слова-паразиты»

Попробуйте изобразить человека, постоянно употребляющего слова-паразиты. Представьте, как этот человек мог бы прочесть стихотворение Н. А. Некрасова «Мужичок с ноготок». А любимое слово-паразит у этого человека: это, в общем, значит, так сказать, понимаешь.                                                            Незнайка. Ребята, я люблю на досуге сочинять акростихи. Что, вы не знаете, что это такое? Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Вот, например, так выглядит мой акростих, в котором я зашифровал слово «зима»:

                                                                                                   

Земли не видно - снег кругом,

И спит медведь в берлоге,

Мороз сковал все речки льдом.

Ах, как замерзли ноги!

                                   Конкурс «Акростих»

Попробуйте сочинить акростих, в котором были бы зашифрованы слова: баня, клад, пляж, врач, зной.

Знайка. Более ста лет назад И. С. Тургенев высказал мысль о том, что «богат и могуч» русский язык. Если задуматься, а чем же богат русский язык, то можно обнаружить целый ряд достоинств. Например, в нашем языке очень много синонимов: почти к каждому глаголу можно найти десяток близких по значению слов. Так, вместо «глядеть» можно сказать «смотреть», «распахнуть глаза», «вперить очи», «выпучить зенки», «сверлить взглядом» и т. д.

Конкурс «Синоним к глаголу»

Попробуйте найти не менее десяти синонимов к глаголам: есть (кушать), упасть, говорить, отдыхать, идти.

Незнайка. Логогриф - это такая загадка, в которой к одному слову добавляется (отнимается) буква, и в результате получается новое слово. Например:

С буквой О - арктический и антарктический,

Без нее я знак математический.

В этом четверостишии-логогрифе загаданы слова «полюс» и «плюс».

                            Конкурс «Логогриф»

Попробуйте сочинить логогрифы на такие слова:

  • ель и мель;
  • тир и тире;
  • дар и удар;
  • рот и рота;
  • тес и утес.

Знайка. Речь человека состоит из предложений. В свою очередь, предложения состоят из глаголов, существительных, прилагательных, наречий, союзов, предлогов и т. д. Как трудно было бы человеку рассказать о чем-либо, если бы не существовали разнообразные части речи!             Конкурс «Рассказ из глаголов»

 Попробуйте составить рассказ, используя только одну часть речи - глаголы. С помощью одних глаголов рас-. скажите о том, что будто бы с вами случилось. Рассказ может называться: «О том, как я встретился с инопланетянином»; «О том, как я нашел клад»; «О том, как я летал на

                                                                                                 

                                                                                                   

воздушном шаре»; «О том, как я выращивал ананас»; «О том, как я охотился на льва».

Незнайка. А как называется загадка, в которой зага-дывается какое-нибудь слово, но не все сразу, а по частям? При этом каждая часть может быть самостоятельным словом. Правильно, это шарада. Например: Три буквы - термин при игре, Другие три - победный крик, А в целом - встретишь во дворе, Услышав вдруг собачий рык. (Ответ: кон + ура = конура.) Незнайка. Шарады, как правило, сочиняют в стихах.

                           Конкурс «Шарада»                                                                     Попробуйте сочинить стихотворение-шараду и загадайте в нем слова:

  • пар + ус = парус;
  • гимн + азия = гимназия;
  • ком + пас = компас;
  • пуд + ель = пудель;
  • фа + сад = фасад.

Знайка. Этимология - это наука о происхождении слов. Если открыть этимологический словарь (показывает), можно узнать о том, как в нашем языке появилось то или иное слово. Например, как возникло слово «медведь»? Оказывается, оно появилось путем слияния двух слов: «мед» и «есть» (принимать пищу). Первоначально «медведь» произносилось как «медоед» и обозначало «животное, которое любит лакомиться медом». Но можно объяснять происхождение слов, не прибегая к помощи словаря. Когда люди объясняют значение или происхождение слов, не опираясь на научный анализ, это называется «народная этимология». Давайте займемся ею.                           

                  Конкурс «Народная этимология»

Попробуйте без словарей, лишь прислушиваясь к звучанию слова, объяснить, как возникли слова: выдра, смородина, стрекоза, ромашка, тюлень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"

занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"

Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...

Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, "Знатоки русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка" позволяет повторить изученное в 1 и 2 классах.В занятия включенны следующие темы: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синон...