Урок по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс. Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Рубашко Екатерина Викторовна

Урок по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс. Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта и конспект урока русского языка в 4 классе

Выполнила: Рубашко Екатерина Викторовна, учитель начальных классов  

Класс: 4 Б класс

Дата: 14.11.16

Тип урока: урок развития речи

Цели урока:

  • Образовательные: научить выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; познакомить с творчеством А.А. Пластова; обогащать словарный запас; формировать коммуникативно-речевые умения учащихся.

  Развивающие: развитие познавательных умений, самостоятельности, инициативности; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

 Воспитательные: формирование эстетического вкуса, повышение интереса к живописи, музыке, поэзии; воспитание бережного отношения к природе.

Дидактические средства:

 для учителя – презентация;

 для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы.

Планируемый результат:

Предметные умения: сформировать умение строить текст в определённой последовательности; систематизировать речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в составлении сочинения по картине.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: осознание алгоритма учебного действия

Регулятивные:

  • умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;
  • умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

  • умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
  • формировать умение взаимодействовать в группе.

Структура урока

  1. Самоопределение к деятельности………………..2 мин
  2. Постановка учебной задачи………………………1 мин
  3. Сопоставление личных наблюдений. ………….  5 мин
  4. Подготовка к написанию сочинения……………10 мин

4.1Работа со «словарем настроений».

4.2 Выявление изобразительных средств картины

  1. Физминутка………………………………………. .3 мин
  2. Составление плана сочинения…………………… 2 мин
  3. Написание сочинения. ……………………………20 мин
  4. Домашнее задание …………………………………1 мин
  5. Рефлексия………………………………………….. 1 мин

Характеристика этапов урока

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1

Самоопределение к деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

- прочитайте задание упр. 161 с. 92

-кто догадался о теме нашего урока?

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

-читают

- отвечают

Формирование УУД

(Р) волевая саморегуляция

2

Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Слайд 1, 2, 3

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям. Он родился в деревне. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: "Первый снег", "Витя - подпасок", "Летом (1945)", "Ужин тракториста», «Сенокос».

Мы отравляемся в волшебный мир красок и звуков и постараемся с помощью слов описать увиденное. Сегодня мы познакомимся с произведением великого русского художника А.А.Пластова.

Слушают, воспринимают задачи урока.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; определение последовательности действий;

Личностные УУД: смыслообразование

3

Сопоставление личных наблюдений.

Цель: активизация словаря

Слайд 4

Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях

- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

- Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

-отвечают на заданные вопросы, рассуждают

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение структурировать знания

УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации

УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение.

УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя

4

Подготовка к написанию сочинения.

Цель: подготовиться к написанию сочинения.

Беседа по содержанию картины.  

Слайд 5, 6

Найдите во вкладыше картину Пластова «Первый снег», рассмотрите её.

-Картина называется «Первый снег». Почему?

- Какое время года изобразил художник?

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы?

- Какое время суток изображено? Как вы догадались?

- Кого изобразил художник на переднем плане?

- Опишите их внешний вид.

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

-Рассматривают картину

Отвечают на вопросы:

-потому что дети восхищенно смотрят на снег.

-Начало зимы.

-Нет сугробов, местами еще видна голая земля.

-Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.

-Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.

-Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.

-Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение структурировать знания

УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации

УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение.

УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя

4.1

Работа со «словарем настроений».

Цель: обогащение словаря.

Слайд 7

радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес

- Посмотрите на слайд, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

- Почему их удивляет первый снег?

- Что еще показывает художник на переднем плане?

Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает?

Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? 

Учащиеся выбирают слова «восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор.» Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.

- Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.

- В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.

- Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать

- Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение структурировать знания

УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации

УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение.

УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя

4.2

Выявление изобразительных средств картины.

Цель: обогащение словаря

Слайд 8

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый?

А какой цвет здесь главный и почему?

Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? 

Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано?

Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на слайде. 

-В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые

- Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопад

- Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение

- Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.

- Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение структурировать знания

УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации

УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение.

УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя

5

Физминутка

Организует физминутку.

1 учащийся у доски, остальные на местах выполняют физминутку

6

Составление плана сочинения.

Слайд 9

План:

  1. Первый день зимы.
  2. Радость детей.
  3. Цвет и настроение картины.
  4. Мое отношение к картине.

Предлагают варианты, высказывают своё мнение.

УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение.

7

Написание сочинения.

Цель: развитие письменной речи

-Запишите сочинение на черновик

На черновике записывают сочинение. При возникновении трудностей используют индивидуальные карточки.

8

Д/задание

Переписать сочинение на чистовик

Записывают д/з

9

Рефлексия

Слайд 10

- Получилось ли у нас сочинение?

-Что вызвало затруднения?

-Получилось ли увидеть красоту зимнего утра?

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» Выполнила: Рубашко Е.В. Учитель начальных классов ГБОУ ш кола №5

Слайд 2

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты , пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям .

Слайд 3

«Сенокос»

Слайд 4

К.Г.Паустовский «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей»

Слайд 5

Первый снег 1947 год

Слайд 6

Ответим на вопросы: Почему картина называется «Первый снег»? Какое время года изобразил художник? Почему? Какое время суток изображено? Как вы догадались? Кого изобразил художник на переднем плане? Опишите их. Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Им нравится?

Слайд 7

«Словарь настроений» Радость Восторг Волнение Удивление Восхищение Беспокойство Испуг Грусть Интерес

Слайд 8

Изобразительные средства картины : Темный или светлый фон? Какой цвет здесь главный? Почему? Почему художник показал часть дерева? Почему художник использовал вертикальный формат? Какие чувства вызывает у вас картина? Как бы вы закончили сочинение?

Слайд 9

План: Первый день зимы. Радость детей. Цвет и настроение картины. Мое отношение к картине.

Слайд 10

Конец Домашнее задание: переписать сочинение в чистовик



Предварительный просмотр:

Карточка- помощник  № 1.

Что изобразил художник на картине ?

Что изображено на первом плане?

Какими цветами пользовался художник, изображая картину?

Какое настроение вызывает картина?

Понравилась ли тебе картина?

Карточка-помощник № 2.

А.А.Пластов на картине "Первый снег" изобразил…..

На первом плане изображены…….. Настроение у детей …….

Картина вызывает … настроение. В картине использованы такие цвета….

Я люблю зиму. И поэтому мне понравилась картина.

(или: Мне нравится картина А. Пластова потому, что он изобразил нашу русскую природу в начале зимы)

Образец написания сочинения

А.А.Пластов на картине "Первый снег" изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.

Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились, за одну ночь всё вокруг побелело. Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Она не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платьице выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят - счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом.

Рядом в палисаднике, растёт старая берёза. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Тут же, в палисаднике, растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле. За углом избы видна часть деревенской улицы. На улице появился второй мальчик. Он тоже вышел посмотреть на первый снег. Небо серое, покрыто тучами. Ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу, он кое-где тут же тает.

В своей картине художник сочетает белые, серые, коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Сочинение по картине "Зимние забавы».

Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе.Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".

Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Сочинение по картине"

Данная презентация подготовлена мной для урока развития речи в 4 классе по УМК "Школа РОссии" к сочинению по картине К.Ф. Юона "Волшебница зима"...

Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе. УМК Школа России. В презентации: ход урока, портрет Шишкина И.И., иллюстрации его картин....

Презентация к уроку по русскому языку в 4 классе "Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".

Тема: Сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег»Тип урока: Урок развития речи.Цель: Формирование  умений и навыков писать сочинение по картинеЗадачи:формировать умение соз...