"Правописание приставок"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
2 класс
Письмо шло 5 тысячелетий.
Тема урока: "Правописание приставок"
"Как возникла письменность"
Цель: упражнения в правописании приставок, расширение кругозора детей.
Оборудование: книга Г. Кублицкого "Письмо шло 5 тысячелетий", конверт с письмом, рисунки, изображающие глиняную табличку, палочки-клинышки.
На доске:
1) Письменные буквы Рр, рр и их элементы.
Ра...каз, ра...тояние, р...сунок.
2) Когда появился первый почтовый ящик?
Кто придумал конверт?
Как перевозили почту 200 лет назад?
На чём люди писали до изобретения бумаги?
Кто изготовил первую марку?
3) Письма (от)правлялись в глиняных конвертах. Такой не (рас)печатаешь. Человек, получивший письмо, осторожно (раз)бивает конверт.
4) Папирус (...)вёртывали в трубочку, (...)вязывали и вручали послание гонцу.
Карточка 1.
Спишите предложение, раскрывая скобки. В словах со скобками выделите корень. Выделите приставку. Запомните, как они пишутся. Если вы забыли, посмотрите правило.
В Индии (з)вуком (по)гремушек бегущий (го)нец (от)пугивал диких зверей и предупреждал (о) своём (при)ближении сменщика.
Карточка 2.
Составьте предложение. Запишите его. К словам останавливать, задерживать подберите родственные слова, запишите их, выделите приставку.
Останавливать, гонцов, задерживать, не смел, никто.
Ход урока.
I. Чистописание. Запись Рр, рр и элементов этих букв.
Ра...каз, ра...тояние, р...сунок.
Запишите эти слова, вставьте пропущенные буквы.
II. Словарь.
а) В переводе с тюркского языка это слово обозначает чёрный камень, тонкая палочка графита в деревянной оболочке, употребляемая для письма. (карандаш)
б) Синоним словам друг приятель. (товарищ)
в) Оно само никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти,
Оно побежит, полетит, поплывёт
Тысячи вёрст пути. (письмо)
Проверка: орфографическое чтение, объяснение орфограмм. Составьте небольшой устный рассказ. О чём он?
III. Новая тема.
1. Прочитайте вопросы, написанные на доске.
Вот на них мы попытаемся ответить на протяжении нескольких уроков русского языка.
2. Выпишите из вопросов глаголы. Выделите корень.
Появился, придумал, перевозили, писали, изготовил.
Как называется часть слова, стоящая впереди корня?
Выделите приставку. Докажите. (появился, объявление, явился)
3. Прочитайте слова: пробежит, пролетит, проплывёт.
Запомните эту приставку про-.
Приставка пра- употребляется в словах прабабушка, прадедушка и т.д. и обозначает "перед", "старый".
Сегодня мы будем учиться правильно писать приставки и узнаем, как же передавали новости друг другу наши прапрабабушки и прапрадедушки.
Как появились первые письма.
(Запись под диктовку после сообщения учителя)
- На рисунке вы видите что-то похожее на кусок мыла, исчерченный какими-то клинышками. Но это не мыло... Это письмо...
Запись в тетрадь:
Письмо слеплено из глины. Клинышки продавлены на сырой глине.
(выделить приставки в глаголах)
- Письмо написано трёхгранной тонкой палочкой из тростника. Люди, понимающие клинопись (так называлась эта письменность), прочтут, что нанесено палочкой на кусок глины. Чтобы письмо не потеряло форму, чтобы клинышки не смазались, его обожгут в печи, оно станет твёрдым и прочным. Такие письма называют таблетками. А конверт? Таблетки уложат в глиняную оболочку и тоже, написав адрес, обожгут. Для чего? (запись №3)
- Выпишите слова с приставками, раскрывая скобки. Выделите приставки в словах: отправлялись, распечатаешь, разбивал.
4. Пока класс выполняет эту работу, две группы детей выполняют карточки 1 и 2.
-Письма отдавали гонцу. Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям, т.к. боялся, что не вернётся домой. На одиноко бегущего человека часто нападали львы. А по обычаям повелителей азиатских стран гонцу, принесшему плохие вести, могли запросто отрубить голову.
Чтение карточек 1 и 2.
- Вот такой опасной была работа гонца. Зато очень ценилось умение писать. Писцы в Египте освобождались от повинностей, от всяких работ, от мотыги, кирки. В Египте научились писать папирусе. Как и что это такое, мы узнаем на следующем уроке, написав письмо... (запись №4 с доски)
Спишите, вставьте нужную приставку.
свёртывали, перевязывали Проверка.
5. Итог урока.
- На какой из вопросов мы ответили на уроке?
- О какой части слова мы говорили? Что такое приставка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка. Правописание приставок. Зима в природе. 3 кл.
Данный урок рекомендован для учителей, работающих по программе "Школа Росии". Урок способствует углублению знаний детей о приставках, их роли в словах; развивает речь; воспитывает любовь к предмету и ...
Урок русского языка в 3 классе по программе РО Л.В. Занкова "Правописание приставок ЗА-, НА-, НАД."
Урок русского языка в рамках программы Л.В. Занкова в 3 классе по учебнику А.В. Поляковой. Соответствует т дидактическим принципам развивающего обучения и ФГОС. В уроке можно выделить следующие этапы:...
"Правописание приставок и предлогов"
Урок в 3 классе (система Занкова) "Правописание приставок и предлогов"....
Правописание приставок и предлогов
Презентация по русскому языку для учащихся 2 классов. Подходит к любому УМК. Цель презентации: формировать умение правильно писать и отличать приставки от предлогов....
Проверочная работа по теме "Правописание приставок и предлогов"
Презентация поможет сформировать умение правильно писать и отличать приставки от предлогов....
Конспект интегрированного урока по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок. Зима в природе»
Данный конспект подходит для интегрированного урока русского языка в 3 классе...
Конспект урока по русскому языку в 3 классепрограмма "Школа России" "Правописание приставок" (презентация)
На данном уроке формируется умение выделять части слова,обозначать приставки, закрепление знаний о частях речи...