внеурочная деятельность
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Русский язык с увлечением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.29 КБ |
![]() | 26.56 КБ |
![]() | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Элементы содержания | Предметные результаты | Универсальные учебные действия (УУД) |
Части слова. Корень. Орфограммы в корне слова (10 часов) | ||||||
1 | Части слова. Корень. | 1 | Определение понятия «корень», обозначение корня. Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов к словам: гора, горелка. «Лишнее» слово в ряду однокоренных слов. | Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в словах; объяснять написание слов. | Личностные: проявляют интерес к познанию русского языка. Познавательные: формулируют ответы на вопросы; выделяют грамматическую основу предложения, подбирают однокоренные слова. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: учатся строить монологическое высказывание. | |
2 | Правописание проверяемых (парных) согласных букв в корне слова. | 2 | Парные согласные звуки. Сильная и слабая позиция парных согласных. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы проверки правописания парных согласных звуков. Кроссворд. Филворд. | Уметь находить орфограммы в словах; применять правила правописания парных согласных букв в корне. Уметь подбирать проверочные слова. | Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе. Познавательные: работают с информацией: анализируют, обобщают и различают, сравнивают с образцом, воспроизводят. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: учатся взаимопроверке, работают в паре. | |
3 | ||||||
4 | Чередование согласных букв в корне. | 1 | Чередование согласных букв в корне. «Установи соответствие»: пары слов с чередующимися согласными буквами. Задание «Разбей на группы»: с чередованием и без чередования согласных. | Иметь представление о чередовании согласных в корне слов; уметь выделять корень слова, подбирать однокоренные слова. | Личностные: проявляют интерес к предметной деятельности. Познавательные: строят логическое рассуждение. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. | |
5 | Безударные гласные в корне. | 2 | Занимательная рифмовка о способах проверки безударного гласного в корне слова. Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением (задание «Разбей на группы»). Подбор проверочных слов. Кроссворд. | Уметь подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова; уметь различать лексическое и грамматическое значение слова. | Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу. Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на занятии. Коммуникативные: принимают участие в работе группами, используют в общении правила вежливости. | |
6 | ||||||
7 | Сложные слова и их правописание. | 1 | Что такое сложные слова. Соединительные гласные о, е. Образование сложных слов. Филворд. | Иметь представление о сложных словах и способах их образования. | Личностные: углубляют познавательный интерес. Познавательные: осуществляют анализ выполненной работы. Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера ошибок. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. | |
8 | Непроизно-симые согласные буквы в корне слова. | 2 | Правило-рифмовка. Сочетания -стн-, -здн-. Способы проверки непроизносимых согласных в корне слова. Подбор синонимов к словосочетаниям. Филворд. | Уметь узнавать слова с произносимыми и непроизносимыми согласными; определять качественную характеристику звука. | Личностные: осознают необходимость самосовершенствования. Познавательные: работают с информацией: анализируют, обобщают и различают, сравнивают с образцом, воспроизводят. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: определяют и формулируют цель деятельности на занятии. | |
9 | ||||||
10 | Удвоенные согласные буквы в корне слова. | 1 | Стихотворение об удвоенных согласных. Способы переноса слов с удвоенными согласными. Составление словосочетаний. Найди «лишнее». Кроссворд. | Уметь обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами; знать способы переноса слов с удвоенными согласными; уметь составлять словосочетания. | Личностные: вырабатывают позитивную самооценку личности. Познавательные: работают с информацией: анализируют, обобщают и воспроизводят. Регулятивные: определяют последовательность действий; выделяют и осознают, что усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные: контролируют действия партнёра. | |
Части слова. Приставка. Правописание приставок (6 часов) | ||||||
11 | Части слова. Приставка. | 1 | Рифмовка о приставках. Определение понятия «приставка». Правописание приставок. Задание «Разбей на группы»: слова с приставками и без приставок. | Уметь подбирать родственные слова; выделять в словах приставки. Знать правила правописания приставок. Уметь делить слова на группы по заданным признакам. | Личностные: вырабатывают позитивную самооценку личности. Познавательные: проводят классификацию изученных фактов языка. Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |
12 | Безударные гласные буквы в приставках. | 2 | Рифмовки о правописании приставок с буквами О и А. Задания «Заполни пропуски», «Установи соответствие». Кроссворд. | Знать правила правописания безударных гласных в приставках. Уметь различать части слова и части речи; выделять в словах приставку; уметь выполнять морфемный разбор слов. | Личностные: понимают причины успехов в учёбе. Познавательные: анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные: определяют цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. | |
13 | ||||||
14 | Удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корня. | 1 | Слова с удвоенными согласными буквами на стыке приставки и корня и с удвоенными согласными буквами в корне. Кроссворд. | Уметь обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами; уметь записывать слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня. | Личностные: стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: осуществляют анализ выполненной работы, устанавливают аналогии. Регулятивные: высказывают свою версию; работают по предложенному плану. Коммуникативные: используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |
15 | Разделительные Ъ и Ь знаки. | 2 | Стихотворение о словах с Ъ и Ь знаками. Правила правописания твёрдого и мягкого знаков. Задания: «Установи соответствие», «Заполни пропуски», «Найди «лишнее». Филворд. | Уметь правильно писать слова с разделительным мягким и разделительным твёрдым знаком; различать самостоятельные и служебные части речи. | Личностные: проявляют интерес к предметной деятельности, предложенной в рабочей тетради. Познавательные: исследуют слова в «Справочнике правописания». Регулятивные: оценивают личные достижения и достижения одноклассников. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
16 | ||||||
Части слова. Суффикс. Окончание и основа (3 часа) | ||||||
17 | Части слова. Окончание и основа. | 1 | Занимательная рифмовка. Определение понятий «суффикс», «окончание», «основа». Установи соответствие: подбор слов к схемам. Филворд. | Знать различия родственных слов и форм слов; уметь подбирать однокоренные слова. Уметь выделять основу слова и окончание. | Личностные: углубляют познавательный интерес. Познавательные: проводят сравнение изученных фактов языка по заданным основаниям. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные: используют простые речевые средства для передачи своего мнения. | |
18 | Суффикс. Разбор слов по составу. | 2 | Рифмовка о суффиксе. Задание: вставь пропущенные суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Кроссворд. | Уметь выделять в словах: корень, приставку и суффикс; уметь подбирать слова к схемам. | Личностные: проявляют интерес к предметной деятельности, предложенной в рабочей тетради. Познавательные: работают с информацией: сравнивают различные схемы слов. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству. | |
19 | ||||||
Части речи. Имя существительное (3 часа) | ||||||
20 | Имя существите-льное как часть речи: одушевлён-ные и неодушевлён-ные существите-льные. | 1 | Занимательная рифмовка. Определение, что такое имя существительное. Задание: «Установи соответствие»: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Кроссворд. | Уметь выбирать из ряда имён существительных слово с заданными характеристиками; различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу. Познавательные: анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков. Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: принимают участие в работе группами, умеют договариваться, приходить к общему решению. | |
21 | Имя существите-льное как часть речи: род имён существите-льных. | 1 | Рифмовка о способах определения рода имён существительных. Имя существительное и другие части речи. Задание «Установи соответствие»: определение рода имён существительных, подбор существительных к схеме. | Уметь определять значение имён существительных; опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; определять род имён существительных. | Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные: анализируют изучаемые объекты языка с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные: выполняют учебные действия под руководством учителя. Коммуникативные: используют простые речевые средства для передачи своего мнения. | |
22 | Имя существите-льное как часть речи: число имён существите-льных, словообразо-вание имён существите-льных. | 1 | Рифмовка о частях слова. Число имён существительных. Имена существительные, которые употребляются только в форме множественного или единственного числа. Склонение имён существительных. | Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова; находить грамматические группы слов (части речи). Уметь определять число, род и склонение имён существительных. | Личностные: вырабатывают позитивную самооценку личности. Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме. Регулятивные: выполняют учебные действия под руководством учителя. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |
Части речи. Местоимение (3 часа) | ||||||
23 | Местоимение как часть речи. | 3 | Занимательная рифмовка. Определение понятия «местоимение». Личные местоимения. Задание «Заполни пропуски»: заменить существительные местоимениями. Начальная форма местоимений. Кроссворд. | Уметь различать части речи; знать их грамматические признаки. Знать, что такое личные местоимения и начальная форма местоимений. | Личностные: углубляют познавательный интерес. Познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: используют простые речевые средства для передачи своего мнения. | |
24 | ||||||
25 | ||||||
Часть речи. Имя прилагательное (3 часа) | ||||||
26 | Имя прилагатель-ное как часть речи. | 1 | Занимательная рифмовка о прилагательном. Что такое имя прилагательное. Имя прилагательное и другие части речи. Филворд. | Уметь определять значение имён прилагательных; отличать имена прилагательные от других частей речи. | Личностные: углубляют познавательный интерес. Познавательные: работают с информацией: анализируют, обобщают и воспроизводят. Регулятивные: определяют цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. | |
27 | Имя прилагатель-ное как часть речи. Род и число имён прилагатель-ных. | 1 | Рифмовка. Словосочетания; согласование. Прилагательные-антонимы. Род и число имён прилагательных. | Знать, как имя прилагательное согласуется с именем существительным; уметь определять значение имён прилагательных. | Личностные: интересуются предметной деятельностью, предложенной в рабочей тетради. Познавательные: проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: используют простые речевые средства для передачи своего мнения. | |
28 | Правописание безударных окончаний имён прилагатель-ных. Разбор прилагатель-ных по составу. | 1 | Безударные окончания имён прилагательных. Прилагательные-синонимы. Прилагательные антонимы. Разбор имён прилагательных по составу. | Уметь различать части речи; знать правило правописания безударных окончаний имён прилагательных. Уметь подбирать антонимы и разбирать слова по составу. | Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе. Познавательные: работают с информацией: анализируют, обобщают и различают, сравнивают с образцом, воспроизводят. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: договариваются при работе в группах, приходят к общему решению. | |
Часть речи. Глагол (3 часа) | ||||||
29 | Глагол как часть речи. | 1 | Занимательная рифмовка о глаголе. Определение понятия «глагол». Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Неопределённая форма. Кроссворд. | Иметь представление о глаголе, уметь задавать вопросы к глаголам, определять время глаголов. Знать, что такое неопределённая форма глагола. | Личностные: испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные: работают с информацией: анализируют, обобщают и воспроизводят. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия. | |
30 | Глагол как часть речи: время глагола, неопределён-ная форма глагола. | 1 | Глагол как часть речи: время глагола. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Неопределённая форма глагола. | Уметь изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам. Уметь ставить глагол в неопределённую форму. | Личностные: вырабатывают позитивную самооценку личности. Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме. Регулятивные: оценивают личные достижения и достижения окружающих. Коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач. | |
31 | Правописание частицы НЕ с глаголами. Неопределён-ная форма глагола. | 1 | Глаголы совершенного и несовершенного вида. Время глагола. Неопределённая форма глагола. Филфорд. | Иметь представление о глаголах совершенного и несовершенного вида; уметь определять вид глагола. Знать правило написания частицы НЕ с глаголами. | Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе. Познавательные: анализируют, обобщают и различают, сравнивают с образцом, воспроизводят. Регулятивные: определяют последовательность действий, контролируют и оценивают результаты своей работы. Коммуникативные: учатся взаимопроверке. | |
Предложение. Виды предложений (3 часа) | ||||||
32 | Предложения: виды предложений. Главные и второстепен-ные члены предложений. | 1 | Предложения распространённые и нераспространённые. Предложения с однородными членами. Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения. | Уметь определять вид предложений; находить главные и второстепенные члены предложения. Уметь давать полную характеристику предложениям. | Личностные: проявляют интерес к предметной деятельности, предложенной в рабочей тетради. Познавательные: работают с информацией: анализируют, обобщают и воспроизводят. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Коммуникативные: принимают участие в работе группами, используют в общении правила вежливости. | |
33 | Виды предложений: простые и сложные предложения. Главные и второстепен-ные члены предложения. | 2 | Занимательная рифмовка о членах предложения. Простые и сложные предложения. Схемы предложений. Филворд. Кроссворд. | Уметь выполнять синтаксический разбор предложений; определять вид предложения по цели и интонации. Уметь соотносить предложения и схемы. | Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе. Познавательные: устанавливают связь слов в предложении. Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству. | |
34 |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУЙБЫШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС
«РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»
3 – А класс
Учитель: Домашова Светлана Ивановна
п. Куйбышево
2015 г.
Пояснительная записка к курсу
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, специфическими особенностями учебной мотивации. Курс «Русский язык с увлечением» позволяет формировать позитивное отношение учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, предоставляет возможность каждому ребёнку выбрать индивидуальный темп обучения.
Курс «Русский язык с увлечением» составлен для обучающихся 3 класса. На проведение занятий отводится 34 часа – 1 час в неделю.
Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, формирование универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.
Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:
⚫ способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
⚫ расширять лингвистический кругозор школьников;
⚫ развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
⚫ формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются и ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться полученные обучающимися на уроках русского языка знания, которые углубляются на дополнительных занятиях;
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках;
3. Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
4. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формы преподнесения языкового материала.
Методы и формы организации занятий
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».
Основные формы занятий
Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.
Преобладающей формой организации занятий являются тестовые задания (многовариантные и двухвариантные тесты), задание на установление соответствия, задания на выявление общих признаков (найди «лишнее»), логические и проблемные задания на восстановление текста («Заполни пропуски»). На занятиях используется большое количество занимательного материала: загадки, пословицы, кроссворды и филворды. Каждое занятие включает теоретический материал, который ненавязчиво преподносится в форме занимательных рифмовок.
Каждый вид заданий направлен на формирование определённых универсальных учебных действий, информационно-коммуникативных компетентностей.
Ожидаемые результаты от обучающихся:
⚫ применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
⚫ умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
⚫ умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
Использование на занятиях и дома (при подготовке домашних заданий) электронных образовательных ресурсов позволит:
⚫ повысить качество обучения;
⚫ активизировать у школьников интерес к изучению русского языка;
⚫ повысить мотивацию, стремление к сотрудничеству.
Содержание программы (34 часа)
Фонетика и орфоэпия
Актуализация фонематического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, звонкие – глухие.
Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными.
Совершенствование навыка клавиатурного письма.
Лексика
Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, фразеологизмах, расширение словаря обучающихся.
Работа со словарями, учебной и справочной литературой.
Состав слова (морфемика)
Родственные (однокоренные слова). Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Разбор слов по составу. Образование слов при помощи приставки, суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных.
Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Глагол: значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределённой формой глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных, служебных слов.
Синтаксис
Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения распространённые, нераспространённые. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Установление на практическом уровне роли служебных слов и форм самостоятельных слов для связи слов в предложении.
Предложения с однородными членами и союзами и, а, но и без союзов. Простые и сложные предложения.
Составление предложений из слов. Восстановление деформированных предложений.
Орфография
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:
⚫ проверяемые безударные гласные в корне слова;
⚫ парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
⚫ непроизносимые согласные в корне слова (ознакомление);
⚫ непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных;
⚫ разделительные ъ и ь;
⚫ ь после шипящих на конце имён существительных;
⚫ не с глаголами;
⚫ раздельное написание предлогов с другими словами.
Планируемые результаты освоения курса
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия | |
У третьеклассника будут формироваться: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - представление о своей этнической принадлежности. | Третьеклассник получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о совей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Третьеклассник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. | Третьеклассник получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия. |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Третьеклассник научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. | Третьеклассник получит возможность научиться: - проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Третьеклассник научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению; - открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. | Третьеклассник получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - осуществлять действие взаимоконтроля. |
Предметные результаты
К концу третьего класса обучающийся должен знать / понимать:
⚫ повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
⚫ части речи: имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении; имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с именем существительным; глагол, число глагола, род; предлоги;
⚫ корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;
⚫ имена собственные;
⚫ парные согласные на конце слова, правила их правописания;
уметь:
⚫ находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;
⚫ распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имён существительных; род, число имён прилагательных; род, время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина «падеж»);
⚫ писать раздельно предлоги со словами;
⚫ подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
⚫ находить в словах орфограммы на изученные правила;
⚫ различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
⚫ обозначать парные согласные на конце слов;
⚫ различать слова с разделительными ь и ъ;
⚫ обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
⚫ приводить примеры слов с нужными орфограммами.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУЙБЫШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС
«РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»
3 – А класс
Учитель: Домашова Светлана Ивановна
п. Куйбышево
2015 г.
Пояснительная записка к курсу
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, специфическими особенностями учебной мотивации. Курс «Русский язык с увлечением» позволяет формировать позитивное отношение учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, предоставляет возможность каждому ребёнку выбрать индивидуальный темп обучения.
Курс «Русский язык с увлечением» составлен для обучающихся 3 класса. На проведение занятий отводится 34 часа – 1 час в неделю.
Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, формирование универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.
Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:
⚫ способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
⚫ расширять лингвистический кругозор школьников;
⚫ развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
⚫ формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются и ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться полученные обучающимися на уроках русского языка знания, которые углубляются на дополнительных занятиях;
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках;
3. Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
4. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формы преподнесения языкового материала.
Методы и формы организации занятий
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».
Основные формы занятий
Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.
Преобладающей формой организации занятий являются тестовые задания (многовариантные и двухвариантные тесты), задание на установление соответствия, задания на выявление общих признаков (найди «лишнее»), логические и проблемные задания на восстановление текста («Заполни пропуски»). На занятиях используется большое количество занимательного материала: загадки, пословицы, кроссворды и филворды. Каждое занятие включает теоретический материал, который ненавязчиво преподносится в форме занимательных рифмовок.
Каждый вид заданий направлен на формирование определённых универсальных учебных действий, информационно-коммуникативных компетентностей.
Ожидаемые результаты от обучающихся:
⚫ применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
⚫ умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
⚫ умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
Использование на занятиях и дома (при подготовке домашних заданий) электронных образовательных ресурсов позволит:
⚫ повысить качество обучения;
⚫ активизировать у школьников интерес к изучению русского языка;
⚫ повысить мотивацию, стремление к сотрудничеству.
Содержание программы (34 часа)
Фонетика и орфоэпия
Актуализация фонематического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, звонкие – глухие.
Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными.
Совершенствование навыка клавиатурного письма.
Лексика
Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, фразеологизмах, расширение словаря обучающихся.
Работа со словарями, учебной и справочной литературой.
Состав слова (морфемика)
Родственные (однокоренные слова). Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Разбор слов по составу. Образование слов при помощи приставки, суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных.
Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Глагол: значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределённой формой глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных, служебных слов.
Синтаксис
Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения распространённые, нераспространённые. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Установление на практическом уровне роли служебных слов и форм самостоятельных слов для связи слов в предложении.
Предложения с однородными членами и союзами и, а, но и без союзов. Простые и сложные предложения.
Составление предложений из слов. Восстановление деформированных предложений.
Орфография
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:
⚫ проверяемые безударные гласные в корне слова;
⚫ парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
⚫ непроизносимые согласные в корне слова (ознакомление);
⚫ непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных;
⚫ разделительные ъ и ь;
⚫ ь после шипящих на конце имён существительных;
⚫ не с глаголами;
⚫ раздельное написание предлогов с другими словами.
Планируемые результаты освоения курса
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия | |
У третьеклассника будут формироваться: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - представление о своей этнической принадлежности. | Третьеклассник получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о совей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Третьеклассник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. | Третьеклассник получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия. |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Третьеклассник научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. | Третьеклассник получит возможность научиться: - проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Третьеклассник научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению; - открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. | Третьеклассник получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - осуществлять действие взаимоконтроля. |
Предметные результаты
К концу третьего класса обучающийся должен знать / понимать:
⚫ повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
⚫ части речи: имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении; имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с именем существительным; глагол, число глагола, род; предлоги;
⚫ корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;
⚫ имена собственные;
⚫ парные согласные на конце слова, правила их правописания;
уметь:
⚫ находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;
⚫ распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имён существительных; род, число имён прилагательных; род, время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина «падеж»);
⚫ писать раздельно предлоги со словами;
⚫ подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
⚫ находить в словах орфограммы на изученные правила;
⚫ различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
⚫ обозначать парные согласные на конце слов;
⚫ различать слова с разделительными ь и ъ;
⚫ обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
⚫ приводить примеры слов с нужными орфограммами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....