Минутки чистописания как этап актуализации знаний
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Не секрет, что выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому учитывая повышенный интерес детей к слову, к его графическому образу при работе на минутках чистописания во II – IV классах подбирается материал, имеющий прежде всего орфографические трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minutki_chistopisaniya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
Минутки чистописания
Афандерова Е.Ю., учитель начальных классов
МБОУ «Вурман-Сюктерская СОШ» Чебоксарского района
Образование людей должно было начаться
пословицами и должно кончаться мыслями.
Сенека
Учитель начальных классов несет большую ответственность за формирование полноценного навыка письма. Однако выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Условия же выполнения каллиграфических упражнений должны быть максимально приближены к естественным условиям выполнения письменных работ на уроках русского языка. Это значит, что предлагается письмо с одновременным решением нескольких задач (по каллиграфии и орфографии и выделению частей и построению слова, фразы и т.п.)
Учитывая повышенный интерес детей к слову, к его графическому образу при работе на минутках чистописания во II – IV классах подбирается материал, имеющий орфографические трудности. На связь чистописания с орфографией указывали многие лингвисты и методисты (К.Д.Ушинский, Л.В.Щерба, С.П.Резодубов). При записи любого слова проводится предварительная работа по слого – звуко - буквенному и орфографическому анализу слов, т.е. работа по предупреждению возможных фонетико-графических (пропуск, замена, искажение букв, слов) и орфоэпических затруднений. Одновременно подбирается материал, богатый и в плане развития речи, и имеющий воспитывающе - познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно - этические качества учащихся. В связи с этим возникла идея применения пословиц и поговорок в качестве образца для чистописания, т.е. рабочего материала для развития каллиграфических навыков на уроках русского и даже чувашского языков. Чаще всего пословицы связываются с изучаемой на уроке темой и в очередной раз отправляют учащихся в ситуацию напряженного поиска. С одной стороны, идет непрерывный процесс овладения культурно-историческими особенностями русского языка (как это громко ни сказано!): дети пытаются разобраться в толковании пословиц, понять их смысл и значение. С другой стороны, они служат хорошим грамматическим материалом.
В принципе, несколько меняется традиционный, структурный этап урока (пятиминутка чистописания), включая в себя этап актуализации знаний.
Рассмотрим некоторые варианты заданий.
Делу время – потехе час.
- Как понимаете эту пословицу?
- Как понимаете значение слова «потеха»?
- Подберите однокоренные слова к этому слову.
- Подберите синонимы к этому слову.
- Что объединяет слова этого предложения? Попробуйте назвать несколько признаков объединения. (Все слова отвечают на вопрос что? Следовательно все они – имена существительные, неодушевленные, в единственном числе)
- Разделите их на группы по какому-либо признаку. Признак деления определите самостоятельно. ( Существительные женского, мужского и среднего рода)
- Поставьте существительные во множественном числе.
- Что можете сказать о существительном «время»?
- Вспомните еще подобные слова.
Кончил дело – гуляй смело.
- Назовите слова, которые рифмуются.
- Какие это части речи?
- Что можете сказать о составе этих слов: одинаковый или разный? ( В классе есть ученики, вполне способные ответить на этот вопрос).
Делано наспех – сделано на смех.
- Назовите слова, которые рифмуются.
- Почему «наспех» пишется слитно, а «на смех» – раздельно? Какие это части речи?
- Разберите по составу наречие.
- Подберите однокоренные слова. Какие изменения происходят в корне?
Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.
- Разделите все слова на группы по какому-либо признаку. ( Самостоятельные и служебные части речи)
- Что общего у всех существительных данной поговорки?
- Что можете сказать о лексическом значении существительных «лодырь» и «бездельник»?
Трусливый да ленивый в дружбе живут.
- Сделайте синтаксический разбор.
Какой частью речи выражено подлежащее?
Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает.
- Найдите общее и отличие в прилагательных.
- Какие орфограммы в данных прилагательных?
- Найдите слова, где все согласные звонкие.
Рукам работа – душе праздник.
- Исключите лишнее слово по какому- нибудь признаку. Признак определите самостоятельно.
Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.
- Сделайте синтаксический разбор предложения.
- Найдите однокоренные слова. Какими частями речи они являются?
- Чем интересны эти существительные? (общего рода)
Умелые руки не знают скуки.
-Обозначьте части речи. Найдите лишнее слово.
- Что общего у оставшихся слов? ( Одинаковый морфемный состав: все слова состоят из корня и окончания)
- Сравните окончания имен существительных. Что можете сказать?
Таким образом, от урока к уроку содержание заданий меняется, а степень их сложности постепенно увеличивается. Часто задания рождаются прямо на уроках под влиянием нескончаемых вопросов. А вообще, учащиеся к IV классу сами озвучивают и предопределяют работу на минутках чистописания, составляют задания. Деятельность учащихся в таком случае становится активной, увлекательной. Отсутствие стереотипа заставляет детей каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника.
Наверное, методика обучения чистописанию, как и всякая другая – явление не застывшее. Она развивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минутка чистописания,основанная на основе знаний истории Северной Осетии
Минутка чистописания...
Этап актуализации знаний
В статье рассказывается о комплексном подходе к планированию этапа актуализации знаний....
«Эффективность применения элементов УДЕ на этапе актуализации знаний»
Применение элементов технологии укрупнения дидактических единиц на этапе актуализации знаний....
Комплексный подход к планированию этапа актуализации знаний
В многочисленных методических пособиях для учителей начальной школы ("Разработки уроков математики") не всегда можно понять, чем руководствовались авторы пособия, предлагая содержание этапа ...
Буклет. Методические приёмы на этапе актуализации знаний, УУД в начальной школе.
Методические приёмы на этапе актуализации знаний, УУД в начальной школе в виде буклета....
Актуализация знаний - важнейший этап урока
1. Структура современного урока в рамках ФГОС.2. Цели и задачи этапа актуализации знаний. Сущность данного этапа.3. Сущность понятия "проблемная ситуация". 4. Создание проблемной ситуац...
Развивающие задания на этапе актуализации знаний для начальных классов
В документе представлены задания на этапе актуализации знаний по разным учебно-методическим комплексам в начальной школе...