Урок русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Данный разработанный урок апробирован в моей практической деятельности. Урок дает возможность доступно донести учащимся 2 класса информацию о составе слова. В результате данной разработки уащиеся учпешно учваивают новую тему.
Предлагаю воспользоваться моим опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_po_umk.doc | 52 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний»
по теме «Слово и его значимые части»
Составитель: Дернова Марина Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 40, г. Иркутск
Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Место в структуре учебной программы: данный урок проводится во 2-ой учебной четверти (согласно тематическому планированию), между разделами «Слово и его значение» и «Правописание слов».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: познакомить со сведениями о родственных словах, о наличии в них общей смысловой части, терминами «корень», «однокоренные слова»; учить выделять однокоренные слова по двум признакам: общая часть (внешняя) и общность лексического значения слова.
Планируемые результаты: личностные: желание осваивать новые действия метапредметные: регулятивные – научиться самостоятельно организовывать своё рабочее место; получать возможность научиться в коллективном диалоге; познавательные – научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; коммуникативные – научиться слышать; получить возможность соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; предметные: научиться выделять однокоренные слова по двум признакам: общая часть (внешняя) и общность лексического значения слова.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание | |
I. Орг. момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | ||
II. Создание мотивационной ситуации | Вопрос: Есть ли среди слов «родственники»? Дедушка, отец, сын, внук. Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шар). | Регулятивные УУД Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. | |
III. Постановка проблемного вопроса урока. | Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации http://www.myshared.ru/slide/828924/ ибо проводить по учебнику Русского языка Л.Я. Желтовской, О.Б.Калининой, стр. 80 (вывод). | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности | |
IV. Открытие нового знания. | Введение понятия «корень слова»: А)Знакомство с лингвистической сказкой о корне(дереве); Б) Выявление о общей части (внешней) и общности лексического значения слова; В) Введение понятия-«однокоренные слова».
| Регулятивные УУД Искать пути решения проблемы. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую . | |
V. Первичное закрепление . Цель: Упражнения по овладению способами группировки однокоренных слов. |
Для слабых учащихся- выполнение заданий на выбор.
Для слабых учащихся- выполнение заданий с наличием образца
Выделение корня, подчеркивание гласных. Взаимопроверка с целью помощи слабым учащимся. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. | |
VI. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения | Упражнения в нахождения корня в одиночных словах. 1.Выявление корня в одиночных словах с устным подбором однокоренных слов – учебник, стр. 81, упр. 5 2. Сопоставление слов с омонимичными корнями- стр. 81, упр.6. Дети делают вывод - какие же все-таки слова можно считать родственными. С целью помощи слабым учащимся- выполнение заданий с помощью вспомогательных вопросов. | Регулятивные УУД 1.Составление плана и последовательности действий. 2.Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. Личностные УУД Осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других
| |
VI. Итог урока. Рефлексия. | – Чему учились на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? - Нужно ли продолжить работу над этой темой? - Этому будут посвящены наши следующие уроки. | Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Личностные УУД Самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности | |
VII. Инструктаж по домашнему заданию. | Составить разные группы из трех-пяти однокоренных слов на тему «Школа». |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
по теме: «Корень. Однокоренные слова» в рамках ФГОС
Класс: 2 класс
УМК «Планета знаний»
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык» 2 класс, Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, из-во «Астрель», часть 1.
Тема урока: Корень. Однокоренные слова
Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию темы: «Корень. Однокоренные слова»
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД);
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о словообразовании русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- Информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки («Яблоки к Чудо-дереву»
Учебник: «Русский язык» 2 класс, Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, из-во «Астрель», часть 1
- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
- Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);
Список используемой литературы:
«Русский язык», учебник для 2 класса, Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, из-во «Астрель», часть 1, 2011.
«Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, из-во «Астрель», часть 1
«Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, из-во «Астрель», 2012.
Стандарты второго поколения
«Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
«Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
«Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? | – | Ф | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Создание мотивационной ситуации | 6 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Вопрос: Есть ли среди слов «родственники»? Дедушка, отец, сын, внук. -Да, это члены одной семьи Вопрос: В чем отличие данной группы слов от предыдущей? Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шар). -У слов есть общая часть | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Ф | Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует понятие "морфема", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Записывают на доске и в тетради, производят взаимооценку. Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Постановка проблемного вопроса урока. . | 7 | Проверка понимания способа действия |
Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации http://www.myshared.ru/slide/828924/ ибо проводить по учебнику Русского языка Л.Я. Желтовской, О.Б.Калининой, стр. 80 (вывод). Вопрос- Как называется эта общая часть? -Корень | Наблюдение, работа с текстом (сравнение) | Ф, П | Организует подводящий диалог, уточняет правило | Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Открытие нового знания | 8 | Сформировать понятие о главной-значимой части слова- корне. | Введение понятия «корень слова»: А)Знакомство с лингвистической сказкой о корне(дереве); Вопрос: Какую роль у дерева играет корень? -Без корня дерево не образуется Б) Выявление о общей части (внешней) и общности лексического значения слова; Вопрос: Как же называется общая часть слова? -Корень. Вопрос: Каково же значение корня для слов? -Без корня не образуется и слово. Вопрос: Найдите в выводе на стр. 80 роль корня -Это очень важная часть слова, значимая. В) Введение понятия-«однокоренные слова» Вопрос: Так все ли слова можно считать родственными? -Оказывается, только те, которые имеют только общую часть-корень. | Доказатель-ство | Ф | Дает образец короткого доказательства | Объясняют образование новых слов, делают выводы. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. |
Первичное закрепление нового материала | 8 | Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова, | Группировка слов по их родственному признаку, выявление общей смысловой части слов – учебник, стр. 81, упр. 4. Для слабых учащихся- выполнение заданий на выбор. Вопрос: Собери в «семейке» однокоренные слова, запиши их, обозначь корни. Проверь, чтобы в корнях однокоренных слов были одинаковые гласные. -Дети выполняют и приходят к выводу- Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Образование однокоренных слов с данными приставками… Для слабых учащихся- выполнение заданий с наличием образца Вопрос: - Что такое подоконник? (показать картинку) Часть окна; то, что прикреплено к окну; то, на что можно поставить цветок… - Где можно его использовать? Под окном, перед окном, за окном, около окна… - Почему его так назвали? Потому что он все-таки под окном… - Давайте посмотрим, как образовалось слово. Окно+под - Куда удобнее поставить часть под? Лучше в начало слова - Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Обозначается значком. Выделите приставку. - Сделайте вывод- Чем же является для слова подоконник его часть-под? Оказывается, это –приставка!!! - Как же приставка помогла преобразить слово ОКНО? Из ОКНА получился ПОДОКОННИК -Какую же роль сыграла приставка? Она помогла образовать новое слово. Дети! Сформулируйте вывод о роли приставки Приставка служит для образования новых слов. - Приставок в русском языке много, но для начала выучим стихотворение: У-, в-, до-, от-, под- Знаем все наперечёт. Перед корнем подставляем И приставкой называем. - Образуйте с помощью этих приставок однокоренные слова к слову ходит- упр. 6, стр.88. (Сильные дети работают по учебнику самостоятельно.
Выделение корня, подчеркивание гласных. Вопрос: Детям предлагают рассмотреть слова: Дом, ДомИК, доМИЩЕ. Это родственные слова? -Родственные Где стоит часть слова, помогающая образовать новые слова? -После корня Познакомьтесь с выводом на стр. 86 Вопрос: Как называется эта часть слова? -Суффикс Для чего он служит? -Для образования новых слов. Образуйте однокоренные слова при помощи суффиксов (упр.№3, стр.87) Взаимопроверка с целью помощи слабым учащимся | Самостоятельная работа, рефлексия, контроль, работа на интерактивной доске | Г, П, И | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Физкультминутка | 1 | Релаксация | Покажите в действии: ВЫходите, ПОДходите, Уходите, Обходите, НАходите, ПЕРЕходите . Что помогало менять ваши действия? -Приставка!!! | Работа в парах и группах | П,Г | Организация психофизической тренировки | Выполняют упражнение для релаксации | Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения | 5 | Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова. | Упражнения в нахождения корня в одиночных словах. 1.Выявление корня в одиночных словах с устным подбором однокоренных слов – учебник, стр. 81, упр. 5 Самостоятельная работа: Запишите однокоренные слова разных частей речи, выделите корни, подчеркните в них гласные -Проверка выполнения задания через документ-камеру. 2.Сопоставление слов с омонимичными корнями- стр. 81, упр.6. Прочитайте песенку водяного из мультфильма. Дети читают Можно ли считать однокоренными выделенные слова? Однокоренными считать можно, потому что у них один корень ВОД. Можно ли эти слова считать родственными? -Нет Почему? -У них разные значения. Дети делают вывод - какие же все-таки слова можно считать родственными. С целью помощи слабым учащимся- выполнение заданий с помощью вспомогательных вопросов. | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Ф,Г,И. | Организует работу учащихся по интерактивной доске. | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) | 3 | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | – Чему учились на уроке? -Различать, образовывать и создавать однокоренные слова. С помощью каких частей слова? -Приставки и суффикса. – Были ли трудности? -Трудно было найти корень. – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? -Нужно подбирать много родственных слов, тогда легче увидеть общую часть слова. – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? -Много ли я знаю однокоренных слов? Что нужно предпринять? -Использовать словарь. - Нужно ли продолжить работу над этой темой? - Этому будут посвящены наши следующие уроки. | Рефлексия, КОД | Ф | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
Инструктаж по домашнему заданию. | 1 | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Составить разные группы из трех-пяти однокоренных слов на тему «Школа». | Работа со словарями. | Ф,И | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КИМы по русскому языку 3 класс по УМК Планета знаний
Диктанты, словарные диктанты, тесты для текущего контроля...
КИМы по русскому языку 3 класс по УМК Планета знаний
Диктанты, словарные диктанты, тесты для текущего контроля...
КИМы по русскому языку 3 класс по УМК Планета знаний
Диктанты, словарные диктанты, тесты для текущего контроля...
КИМы по русскому языку 3 класс по УМК Планета знаний
Диктанты, словарные диктанты, тесты для текущего контроля...
Контрольный лист по русскому языку 2 класс "Школа России" проверка знаний по теме: "Слово"
Контрольный лист по русскому языку 2 класс "Школа России" проверка знаний по теме: "Слово"...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по программе "Планета знаний" по теме "Слова с непроверяемыми гласными в корне"
Формирование навыков правильного письма слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне....