Урок русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Дернова Марина Михайловна

Данный разработанный урок апробирован в моей практической деятельности. Урок дает возможность доступно донести  учащимся 2 класса информацию о составе слова. В результате данной разработки уащиеся учпешно учваивают новую тему.

Предлагаю воспользоваться моим опытом.smiley

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний»

по теме «Слово и его значимые части»

Составитель: Дернова Марина Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 40, г. Иркутск

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Место в структуре учебной программы: данный урок проводится во 2-ой  учебной четверти (согласно тематическому планированию), между разделами «Слово и его значение» и «Правописание слов».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: познакомить со сведениями о родственных словах, о наличии в них общей смысловой части, терминами «корень», «однокоренные слова»; учить выделять однокоренные слова по двум признакам: общая часть (внешняя) и общность лексического значения слова.

Планируемые результаты: личностные: желание осваивать новые действия  метапредметные: регулятивные  научиться самостоятельно организовывать своё рабочее место; получать возможность научиться в коллективном диалоге; познавательные  научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; коммуникативные  научиться слышать; получить возможность соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; предметные: научиться выделять однокоренные слова по двум признакам: общая часть (внешняя) и общность лексического значения слова.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Орг. момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Создание мотивационной ситуации

Вопрос: Есть ли среди слов «родственники»?

Дедушка, отец, сын, внук.

Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шар).

Регулятивные УУД

 Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

III. Постановка проблемного вопроса урока.

Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации http://www.myshared.ru/slide/828924/

ибо проводить по учебнику  Русского языка Л.Я. Желтовской, О.Б.Калининой, стр. 80 (вывод).

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2.  Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

IV. Открытие нового знания.

Введение понятия «корень слова»:

А)Знакомство с лингвистической сказкой о корне(дереве);

Б) Выявление о общей части (внешней) и общности лексического значения слова;

В) Введение понятия-«однокоренные слова».

        

Регулятивные УУД

 Искать пути решения проблемы.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую .

V.  Первичное закрепление .

Цель: Упражнения по овладению способами группировки однокоренных слов.

  1. Группировка слов по их родственному признаку, выявление общей смысловой части слов – учебник, стр. 81, упр. 4.

Для слабых учащихся- выполнение заданий на выбор.

  1. Образование однокоренных слов с данными приставками…

Для слабых учащихся- выполнение заданий с наличием образца

  1. Образование однокоренных слов с данными суффиксами…

Выделение корня, подчеркивание гласных.

Взаимопроверка с целью помощи слабым учащимся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Познавательные УУД

 Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

VI. Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения

Упражнения в нахождения корня в одиночных словах.

1.Выявление корня в одиночных словах с устным подбором однокоренных слов – учебник, стр. 81, упр. 5

2. Сопоставление слов с омонимичными корнями- стр. 81, упр.6.

Дети делают вывод - какие же все-таки слова можно считать родственными.

С целью помощи слабым учащимся- выполнение заданий с помощью вспомогательных вопросов.

Регулятивные УУД

1.Составление плана и последовательности действий.

2.Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Личностные УУД

Осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

 

VI. Итог урока.

Рефлексия.

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

- Нужно ли продолжить работу над этой темой?

- Этому будут посвящены наши следующие уроки.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Личностные УУД

Самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

VII. Инструктаж по домашнему заданию.

Составить  разные группы  из трех-пяти однокоренных слов на тему «Школа».



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по теме: «Корень. Однокоренные слова» в рамках ФГОС

Класс: 2 класс

УМК «Планета знаний»

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык» 2 класс, Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, из-во «Астрель», часть 1.

Тема урока: Корень. Однокоренные слова

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию темы: «Корень. Однокоренные слова»

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

      - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД);

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о словообразовании русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование  (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

- Информационные листы, листы  самооценки, заготовки для  эмоциональной оценки («Яблоки к Чудо-дереву»

 Учебник: «Русский язык» 2 класс, Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, из-во «Астрель», часть 1

- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;

- Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);

Список используемой литературы:

«Русский язык», учебник для 2 класса, Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, из-во «Астрель», часть 1, 2011.

«Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, из-во «Астрель», часть 1

«Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, из-во «Астрель», 2012.

 Стандарты второго поколения

«Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004

«Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004

«Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007

                                                                                          

Этап

урока

Время, мин

Цель

 Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

ФОУД*

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 1
 

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

 –
 

 Ф
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

 Создание мотивационной ситуации

 6
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 

 Вопрос: Есть ли среди слов «родственники»?

Дедушка, отец, сын, внук.

-Да, это члены одной семьи

Вопрос: В чем отличие  данной группы слов от предыдущей?

 Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шар).

-У слов есть общая часть

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

 Ф
 

Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует понятие "морфема", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

 Записывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку. Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 Постановка проблемного вопроса урока.

.
 

 7
 

Проверка понимания способа действия
 

 

Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации http://www.myshared.ru/slide/828924/

ибо проводить по учебнику  Русского языка Л.Я. Желтовской, О.Б.Калининой, стр. 80 (вывод).

Вопрос- Как называется эта общая часть?

-Корень

 Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 

 Ф, П
 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило
 

Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Открытие нового знания

8

 Сформировать понятие о главной-значимой части слова- корне.

 Введение понятия «корень слова»:

А)Знакомство с лингвистической сказкой о корне(дереве);

Вопрос: Какую роль у дерева играет корень?

-Без корня дерево не образуется

Б) Выявление о общей части (внешней) и общности лексического значения слова;

Вопрос: Как же называется общая часть слова?

-Корень.

Вопрос: Каково же значение корня для слов?

-Без корня не образуется и слово.

Вопрос: Найдите в выводе на стр. 80 роль корня

-Это очень важная часть слова, значимая.

В) Введение понятия-«однокоренные слова»        

Вопрос: Так все ли слова можно считать родственными?

-Оказывается, только те, которые имеют только общую часть-корень.

 Доказатель-ство
 

 Ф
 

 Дает образец короткого доказательства
 

 Объясняют образование новых слов, делают выводы.
 

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

 Первичное закрепление нового материала
 

 8
 

 Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова, 
 

Группировка слов по их родственному признаку, выявление общей смысловой части слов – учебник, стр. 81, упр. 4.

Для слабых учащихся- выполнение заданий на выбор.

Вопрос: Собери в «семейке» однокоренные слова, запиши их, обозначь корни. Проверь, чтобы в корнях однокоренных слов были одинаковые гласные.

-Дети выполняют и приходят к выводу- Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

Образование однокоренных слов с данными приставками…

Для слабых учащихся- выполнение заданий с наличием образца

Вопрос:

- Что такое подоконник? (показать картинку)

Часть окна; то, что прикреплено к окну; то, на что можно  поставить цветок…

- Где можно его использовать?        

Под окном, перед окном, за окном, около окна…

- Почему его так назвали?

Потому что он все-таки под окном…

- Давайте посмотрим, как образовалось слово.

Окно+под

- Куда удобнее поставить часть под?

Лучше в начало слова

- Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Обозначается значком. Выделите приставку.

- Сделайте вывод- Чем же является для слова подоконник его часть-под?

Оказывается, это –приставка!!!

- Как же приставка помогла преобразить слово ОКНО?

Из ОКНА получился ПОДОКОННИК

-Какую же роль сыграла приставка?

Она помогла образовать новое слово.

Дети! Сформулируйте вывод о роли приставки

Приставка служит для образования новых слов.

- Приставок в русском языке много, но для начала выучим стихотворение:

У-, в-, до-, от-, под-

Знаем все наперечёт.

Перед корнем подставляем

И приставкой называем.

- Образуйте с помощью этих приставок однокоренные слова к слову ходит- упр. 6, стр.88.

(Сильные дети работают по учебнику самостоятельно.

  1. Образование однокоренных слов с данными суффиксами…

Выделение корня, подчеркивание гласных.

Вопрос: Детям предлагают рассмотреть слова: Дом, ДомИК, доМИЩЕ.

Это родственные слова?

-Родственные

Где стоит часть слова, помогающая образовать новые слова?

-После корня

Познакомьтесь с выводом на стр. 86

Вопрос: Как называется эта часть слова?

-Суффикс

Для чего он служит?

-Для образования новых слов.

Образуйте однокоренные

слова при помощи суффиксов (упр.№3, стр.87)

Взаимопроверка с целью помощи слабым учащимся

Самостоятельная работа, рефлексия, контроль, работа на интерактивной доске
 

 Г, П, И
 

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

По очереди соединяют слова, доказывая.

 Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физкультминутка

1

Релаксация

 Покажите в действии: ВЫходите, ПОДходите, Уходите, Обходите, НАходите, ПЕРЕходите . Что помогало менять ваши действия?

-Приставка!!!

Работа в парах и группах

П,Г

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение для релаксации

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения

5

Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова.

Упражнения  в нахождения корня в одиночных словах.

1.Выявление корня в одиночных словах с устным подбором однокоренных слов – учебник, стр. 81, упр. 5

Самостоятельная работа:  Запишите однокоренные слова разных частей речи, выделите корни, подчеркните в них гласные

-Проверка  выполнения задания через документ-камеру.

2.Сопоставление слов с омонимичными корнями- стр. 81, упр.6.

Прочитайте песенку водяного из мультфильма.

Дети читают

Можно ли считать однокоренными выделенные слова?

Однокоренными считать можно,

потому что у них один корень ВОД.

Можно ли  эти слова считать родственными?

-Нет

Почему?

-У них разные значения.

 Дети делают вывод - какие же все-таки слова можно считать родственными.

С целью помощи слабым учащимся- выполнение заданий с помощью вспомогательных вопросов.

 Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Ф,Г,И.

Организует работу учащихся по интерактивной доске.

Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
на доске, ставят констатирующую оценку

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)

3

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

– Чему учились на уроке?

-Различать, образовывать и создавать однокоренные слова.

С помощью каких частей слова?

-Приставки и суффикса.

– Были ли трудности?

-Трудно было найти корень.

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

-Нужно подбирать много родственных слов, тогда легче увидеть общую часть слова.

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

-Много ли я знаю однокоренных слов?

Что нужно предпринять?

-Использовать словарь.

- Нужно ли продолжить работу над этой темой?

- Этому будут посвящены наши следующие уроки.

Рефлексия, КОД

Ф

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Инструктаж по домашнему заданию.

1

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Составить  разные группы  из трех-пяти однокоренных слов на тему «Школа».

Работа со словарями.

Ф,И

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КИМы по русскому языку 3 класс по УМК Планета знаний

Диктанты, словарные диктанты, тесты для текущего контроля...

КИМы по русскому языку 3 класс по УМК Планета знаний

Диктанты, словарные диктанты, тесты для текущего контроля...

КИМы по русскому языку 3 класс по УМК Планета знаний

Диктанты, словарные диктанты, тесты для текущего контроля...

КИМы по русскому языку 3 класс по УМК Планета знаний

Диктанты, словарные диктанты, тесты для текущего контроля...

Контрольный лист по русскому языку 2 класс "Школа России" проверка знаний по теме: "Слово"

Контрольный лист по русскому языку 2 класс "Школа России" проверка знаний по теме: "Слово"...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по программе "Планета знаний" по теме "Слова с непроверяемыми гласными в корне"

Формирование навыков правильного письма слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне....