Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Открытие нового знания.
Физминутка.
Первичное закрепление с комментирова-нием во внешней речи.
Самостоятель-ная работа с последующей самопроверкой по эталону.
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание.
| Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ножки вместе, Спинки ровно И к уроку всё готово. Прозвенел звонок на урок. Добрый день, детки! Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. (Тренинг: Прекрасно всё на небе, прекрасно на Земле. Прекрасно всё вокруг, прекрасно всё во мне.) Вам предстоит сегодня сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов.
Слайд 3. Наш урок мне хочется начать словами: «Грамотность – это вежливость автора по отношению к читателю» -Как вы понимаете эти слова? -Как вы думаете, к какому блоку будет относиться сегодняшний урок? (Правописание) -Какая учебная задача стоит перед нами на уроках этого блока? На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной. - Я желаю вам удачи.
-Так как, наш урок посвящён правописанию, давайте вспомним, с какими орфограммами мы познакомились в этом учебном году?
- Правописание безударных гласных в корне слова. - Правописание парных согласных в корне слова. - Правописание непроизносимых согласных в корне слова. -Что заметили? (Все орфограммы стоят в корне слова) На предыдущих уроках мы познакомились с суффиксами. Вы научились писать суффиксы. Я предлагаю следующее задание: Образуйте от данных слов новые уменьшительно-ласкательные слова Слон – Тигр – Медведь – Ключ – Замок – Как поняли задание? Один ученик выполняет у доски, другие самостоятельно. Представим полученные результаты.
Кто согласен, что написано на доске поднимите руку. Кто нет? Что мы будем проверять? В каких суффиксах у вас не было затруднений? В каких встретили затруднения?(ключик, замочек)
Слайд 4. Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку. Как называется эта орфограмма? Запишем слова, выделим корни, поставим ударение. Ударный или безударный гласный звук в суффиксах? (В суффиксе –ик- безударный гласный звук, и в –ек- тоже безударный). Скажите совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме? (В слове ключик-совпадает, а в слове замочек-расходится). Сделаем вывод: Чтобы правильно написать суффиксы нужно знать правило. Слайд 5.Тема нашего урока «Правописание суффиксов –ик, -ек-.
Слайд 6,7. Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какое проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова).
-Можем ли мы ему помочь? Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями. 1 путь. Взять готовое правило. 2 путь. Самим это правило изобрести. Слайд 8. Каким путём пойдём и почему? (лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его). -Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему. Посмотрите внимательно на данный ряд существительных. Слайд 9. (кузнеч…к, сыноч…к, мячики, сыночки, мяч…к, ореш…к, кузнечики, орешки)
На какие две группы можно разделить слова? (На сущ. в ед.ч.и во мн.ч.)
Ед.ч | Мн.ч. | кузнеч…к сыноч…к мяч…к ореш…к | кузнечики сыночки мячики орешки |
Проверка. Слайд 10. Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируем слова второго столбика. Что интересного вы заметили? (Я думаю, что если при изменении слова гласный И остаётся, то его и надо писать в суффиксе –ик-. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-
-Какой вывод мы сделаем? -Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек? -Что для этого надо сделать? Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 133. Совпадают ли они? Слайд 11. -Значит, мы совершили верное открытие. -Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой? (просмотр отрывка из мультфильма )Слайд 12. Как видим, Витя Перестукин смог отличить –ик от –ек-. Это было единственное правило, которое он знал. У Вити было слово помощник «нет». Слайд 13. Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки. Слайд 14,15. Послушайте сказку, которая поможет вам запомнить правило. (Читает ученик). Сказка. В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ИК- был прилежным учеником, а о его друге, суффиксе –ЕК-, этого сказать было нельзя. Был он самым настоящим прогульщиком: вернее. –К- всегда оставался на месте, а –Е- умудрялся улизнуть. Один раз, когда –Е- опять убежал, учитель, Суффикс –ТЕЛЬ-, решил с того дня считать –Е- в суффиксе –ЕК- беглым гласным. И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом –ЕК-, гласный –Е- всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите (это не сказка, а быль): замочек – замочка, замочку; платочек – платочка, платочку.
При произношении слова с суффиксом –ИК- приседайте, а с суффиксом –ЕК- поднимайте руки вверх делайте хлопки. ПальчИк, кусочЕк, личИко, мешочЕк, мячИк, винтИк, платочЕк, овражЕк, самолётИк, садИк, пирожочЕк.
-Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм. Слайд 16. 1) Изменить форму слова. 2) Если гласный «убегает» пиши –ЕК-, Если гласный сохраняется пиши –ИК-.
|
-Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться. Будем работать в парах. Возьмите карточку. Действуя по алгоритм запишите слова парами по образцу.
Горош... к, веноч…к, чулоч…к, карандаш…к, кирпич…к, нос…к, звоноч…к, сыноч…к, клубоч…к, шалаш…к, журавл…к, корабл…к. Образец: горошки-горошек Слайд 17. Слайд 18. -Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. (проверка)
Выборочный диктант. Слайд 19. (Один пишет с –ик-, другой с –ек-) Дворик, дождик, орешек, кусочек, птенчик, козлик, колокольчик, бубенчик, барашек, цветочек, огородик, коврик. Проверка. Слайд 20.
-Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке? -Смогли мы её достичь? -На какие вопросы мы должны были ответить? -Сумели ли мы это сделать? -Покажите с каким настроением уходите с урока? (Карточки с лицами)
Выучить правило стр.133 Задание по выбору: 1.Составить карточку с написанием изученных суффиксов (12 слов). 2.Выполнить задание в р/т стр.32 упр.2
Вы замечательно работали. Спасибо за урок. Слайд 21. Прозвени-ка, дружок, Голосистый звонок, Перемену ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо.
| Организация на урок.
Объясняют собственное понимание высказывания. Определяют тип урока.
Вспоминают изученные орфограммы.
Слушают, читают задания, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задание. Выполняют задание. Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью. Формулируют свое затруднение (недостаточность знаний, способов действий). Выполнение задания.
Называют критерий классификации. Сталкиваются с затруднением (не могут назвать орфограмму в словах). Ставят учебные задачи.
Называют орфограмму.
Записывают слова, испытывая затруднение в правописании суффикса.
Наблюдают за словами ( изменяют форму слова – выделяют суффиксы).
Обсуждают свои наблюдения.
Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.
Составляют алгоритм.
Действуя по составленному алгоритму записывают слова.
Выполняют самостоятельную работу.
Проверяют по эталону. Оценивают умение писать слова.
Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. | Мотивация к учебной деятельности
Мотивация к учебной деятельности
Умение принимать и сохранять учебную задачу.
Планирование деятельности.
Умение сотрудничать со сверстниками.
Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Умение составлять алгоритмы.
Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.
Умение сотрудничать со сверстниками
Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.
Умение плани-ровать, контро-лировать и оценивать учеб-ные действия. |