Урок русского языка. Части речи. Закрепление. 3 класс.
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.
Задачи:
1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.
2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.
3.Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.pptx | 2.29 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_chasti_rechi.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский наш язык любимый, Мощный, красочный, игривый. Будем русский изучать, Все нюансы узнавать . ч с т р ч а и е и Ч а с т и р е ч и
-Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным частям речи?
Части речи Самостоятельные Служебные Глагол Местоимение Союз Существительное Предлог Прилагательное Частица
Гимнастика для глаз
Сад, трудолюбивый, улыбается, посадка, ленивый, печь, садовник, весёлый, смеётся, грустный, хохочет. Существительные Сад, посадка , с адовник, п ечь . Прилагатель ные Трудолюбивый, л енивый, в есёлый, г рустный. Глаголы Улыбается, с меётся, хохочет, печь .
Омонимы К каким частям речи они относятся? Русский-русский , бедный-бедный , пила-пила , спел-спел , три-три с ущ.- прил., с ущ.- прил., с ущ.- гл., к р.прил .- гл., ч исл .- гл.
Физминутка
Тест «Части речи » Б А Г А, В
Самостоятельные части речи Имя существительное обозначает предмет Кто? Что? Девочка, стол Имя прилагательное обозначает признак предмета Какой? Какая? Какое? Какие? Большой, красивая, светлое, милые Глагол обозначает действие предмета Что делать? Что сделать? Учиться, выучить Местоимение указывает на предмет, не называя его Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они Служебные части речи Предлог В, на, к, около, через, по, без, вместо, за, для, из, у, при, до, из-под, между, с, под, перед, про, сквозь, среди, про, о, от, кроме Союз И, или, но, да, когда, если, тоже, также, а, либо, как, чтобы, что, будто, пока, хотя бы, ибо, потому что, однако, же, так как Частица Не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не, неужели, разве, ли, вон, вот, это, именно, как раз, прямо, точно, даже, бы, ведь
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Части речи. Закрепление». 3 класс.
Составитель: Карпец И.В.
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.
Задачи:
1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.
2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.
3.Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.
Оборудование:
1.Презентация Power Point “Части речи”
2.Компьютер, проектор.
3.Раздаточные листы для обучающихся.
4.Цветные карандаши.
5.Учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс, II часть. Москва «Просвещение»
Технологическая карта урока | |||
Предмет | Русский язык, 3 класс | ||
Тема | Части речи | ||
Цели | 1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой. 2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе. 3. Ввести алгоритм определения части речи, формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников | ||
Основное содержание темы | Изучение частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. Разделение частей речи на самостоятельные и служебные. | ||
Планируемый результат | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Проявлять: Эмоционально-ценностное отношение к проблеме; осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | Познавательные умения: — определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение; — строить предложения со словами — различными частями речи, отвечающими на заданные вопросы. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — соотносить учебные действия с известным алгоритмом; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять учебное задание с взаимопроверкой. Коммуникативные умения: — формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; — согласовывать позиции и находить общее решение; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Рассказывать о морфологических признаках частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола |
.
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация учащихся к учебной деятельности (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность). | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Подравняйтесь. Настройтесь на работу. Тихонечко сядьте. Русский наш язык любимый, Мощный, красочный, игривый. Будем русский изучать, Все нюансы узнавать. | – | Ф | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая работа. | 7 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | На доске написаны буквы для чистописания (слайд 2) ч с т р ч а и е и - На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные) -Какой буквой можно обозначить согласный, всегда мягкий, непарный, глухой звук? (буквой ч) -Назовите гласные буквы? (а, е, и) -Какие гласные звуки можно обозначить этими буквами? (а, э, и) - Дайте характеристику букве с, т. (Буквой с можно обозначить звуки[ с] , [ с’] - Запишите под диктовку слова. Солома, победа, ребята, аккуратный, топор, чувство, победить, чёрный, чувствовать, жёлтый. - Что объединяет эти слова? (Это словарные слова) - На какие 3 группы можно разделить эти слова? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы) - Назовите имена существитель- ные среднего рода; - имена существительные мужско го рода; - имена существительные женско- го рода; - Что общего у имён прилагатель- ных? (прилагательные в единственном числе, в мужском роде) - Что общего у глаголов? (глаголы в неопределённой форме) Эти слова содержат тему урока. Определите тему урока. («Части речи»). (слайд 3) (буквы из минутки чистописания выстраиваются в нужном порядке) -Чему будем учиться на уроке? (Тренироваться в определении частей речи; систематизировать знания о частях речи) -Как называется наука, изучающая части речи? (Морфология) | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Ф | Организует диалог с обу- чающимися, озвучивает тему урока, цель и некоторые задачи урока; составляет совместно с обучающими- ся план урока | Разделяют буквы на гласные и согласные. Дают характеристику звукам. Выполняют минутку чистописания. Записывают под диктовку словарные слова. Разделяют на группы по частям речи. Определяют тему урока. Формулирует задачи урока. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
| 5 | Выход на тему урока | - На какие две группы можно разделить все части речи? (самостоятельные и служебные) Работа в паре. Правила работы в паре. Работать должны оба Один говорит, другой слушает Своё согласие высказывай вежливо Если не понял, переспроси. - Обсудите: какие части речи относятся к самостоятельным частям речи, а какие к служебным? И почему? ( слайд 4) - (Части речи) Самостоятельные служебные Сущ., Предлог, Прил., Союз, Гл., Частица Местоим-е, Наречие. | Наблюдение. | Ф | Указывает объект наблюдения | Работают в паре. Называют какие части речи относятся к самостоятель ным, какие - к служебным. Обосновывают свой выбор. Приводят примеры. Вклеивают названия с частями речи в карточку. | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Гимнастика для глаз | 2 | Снятие усталости с глаз | ( слайд 5 ) Мульдимедийная презентация | Просмотр презентации | И | Организует выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации | |
Работа над темой. | 11 | Подведение детей к самостоятель- ному выводу | Работа в группе. (слайд 6) 1 группа: 1. Ответьте на вопросы: - Что называется именем существительным? Примеры. - Как изменяется? Примеры. - Каким членом предложения чаще всего бывает. 2 группа: 1. Ответьте на вопросы: - Что называется именем прилагательным? Примеры. - Как изменяется? Примеры. - Каким членом предложения чаще всего бывает. 3 группа: 1. Ответьте на вопросы: - Что называется глаголом? Примеры. - Как изменяется? Примеры. - Каким членом предложения чаще всего бывает. (Защита групповых работ) (Слайд 7) - Посмотрите на доску. Распределите слова на 3 группы Каким алгоритмом вы будете пользоваться? (1.Задать вопрос. 2 Определить, что обозначает это слово. 3.Соотнести с частью речи) Сад, трудолюбивый, улыбается, посадка, ленивый, печь, садовник, весёлый, смеётся, грустный, хохочет. - Какое слово попало в две группы: имя существительное и глагол? (печь) - Как называются такие слова? (омонимы) - Назовите ещё омонимы. К каким частям речи они относятся? (слайд 8) – омонимы (Русский-русский, бедный-бедный, пила-пила, спел-спел, три-три) - Как называются имена существительные, которые вы подчеркнули? (однокоренные) - Какие слова называются однокоренными? - Как называются прилагательные, которые вы подчеркнули? (антонимы) - Какие слова называются антонимами? - Как называются глаголы, которые вы подчеркнули? (синонимы; по нарастанию действия) | Наблюдение, работа с текстом | Ф, П | Организует работу в группах. | Работают в группах. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Один учащий- ся выступает от лица груп- пы, высказы- вает мнение, сформулиро- ванное груп- пой Опираясь на полученные знания, распределяют слова по группам Определяют к какой части речи относятся данные омонимы. Называют определение однокоренных слов, антонимов, синонимов. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Проверка понимания способа действия. | Работа с учебником - Откройте учебник. Стр. 94 Упр. 170 - Спишите текст. Укажите части речи. (Слайд 9) ФИЗМИНУТКА - Выполните задание. - Разберите 1 предложение по членам предложения. В огород пришла весна. - Выполните морфологический разбор имени существительного Огород - Разберите прилагательные из текста по составу: красивая, русская, родной. - Назовите глаголы. Определите время, число, род. Пришла-пр.вр., ед.ч., ж.р.; Засияло – пр.вр., ед.ч., ср.р; Не спешат – н.вр., мн.ч.; Играли – пр.вр., мн.ч.; Звучала – пр.вр., ед.ч. ж.р., Любить – неопр.ф. Беречь – неопр.ф. Не торопись – б.вр., ед.ч., Сказать – неопр.ф. Знаешь – н.вр., ед.ч. | Доказатель-ство | Ф И | Дает образец короткого доказательства | Списывают текст. Указывают части речи. Выполняют морфологический разбор имени существительного. Разбирают имена прилагательные по составу. Выписывают глаголы. Указывают время, лицо, число, род. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. | ||
Первичное закрепление нового материала | 7 | Развитие умения распознавать | -Возьмите конверт. Карточка № 2. - Измените глаголы так, чтобы они стояли в неопределённой форме. Работал, тружусь, старались, учу. - Имена существительные и имена прилагательные поставьте в начальную форму. В красивом классе, хорошие ребята, старательные ученики.
| Организовыва ет межпред- метную связь. | Ф П, И | Проводит инструктаж обучающихся. | Выполняют задание индивидуаль-но. Производят взаимопровер-ку, рефлексию. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самопроверка | 6 | Самоконтроль с самопровер -кой по эталону | (Слайд 9) Тест «Части речи». 1.Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?, являются А) прилагательными Б) существительными В) подлежащими Г) глаголами Д) сказуемыми 2. Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, являются А) прилагательными Б) существительными В) подлежащими Г) глаголами Д) сказуемыми 3. Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются А) прилагательными Б) существительными В) подлежащими Г) глаголами Д) сказуемыми 4. Какие предложения состоят только из самостоятельных частей речи? А) Сильный ветер мешает им летать. Б) Над сырым полем весь день летают чибисы. В) Они яростно машут широкими крыльями. Г) Сидящий чибис строг и красив. Слайд 10 Проверка по образцу. 1 Б, 2 А, 3 Г, 4 А,В. | Тест «Части речи» самопровер- ка, самооценка | И, Г Ф И |
| Выполняют тест. Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями
| Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Подведение итогов | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | - Назовите самостоятельные части речи. - Назовите служебные части речи - Что такое имя существительное? - Что такое имя прилагательное? - Что такое глагол? Слайд 11 Сводная таблица «Части речи» | Рефлексия, контроль. | Ф,П, И | Задает вопросы | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Этап разъяснения домашнего задания | 2 | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Откройте учебник на стр. 94. Прочитайте задание к упр. 169. Проговорите план выполнения домашней работы. | Работа с учебником Стр.94 упр.169 | Ф,И | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) | 2 | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | (слайд 12) Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! - Кто считает, что поработал на уроке отлично, всё запомнил, научился определять части речи, находить постоянные и непостоянные признаки разных частей речи, нарисуйте на полях красное яблочко. - Кто считает, что поработал хорошо, научился определять части речи, но сомневается, что научился находить постоянные и непостоянные признаки разных частей речи, нарисуйте жёлтое яблочко. - Кто не научился определять части речи и находить постоянные и непостоянные признаки разных частей речи, нарисуйте зелёное яблоко. | Рефлексия, КОД | Ф | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "ЧАСТИ РЕЧИ", 3 класс
Цель: учить различать слова, относящиеся к различным частям речи.Задачи 1. Обучающая: наблюдать за грамматическими признаками слов ( на основе смыслового вопроса), повторение изученного во 2 классе, з...
Урок русского языка "Части речи" 2 класс (Программа "Школа России")
Урок «открытия» новых знаний. Задачи: Образовательные: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;Развивающие: создать условия для разви...
Урок русского языка"Части речи" ( 2 класс, учебник Н.В.Нечаевой)
Данная презентация поможет педагогу в подготовке новой темы "Части речи" во 2 классе (программа Занкова)...
Презентация к уроку русского языка."Части речи" 2 класс
Использование средств ИКТ служит активизации познавательной деятельности учащихся, развитию интереса к предмету...
Урок русского языка "Части речи" 3 класс "Гармония"
Урок - закрепление с презентацией....
Урок русского языка "Части речи" 3 класс
Урок рефлексии по ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка «Части речи. Закрепление.» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: совершенствование знаний учащихся о частях речи; формирование умений распознавать части речи.Задачи урокаДидактические:Совершенство...