Организация работы над словарными словами
статья по русскому языку по теме
Материал по организации работы над словарным словом с у чащимися 3-4 классов, из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_slovarnymi_slovami.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы над словарными словами
Берёза и собака, капуста и директор, иней и корабль… Что в этих словах? Ответ прост, это словарные слова из школьного словаря начальных классов.
Словарные слова, как и таблицу умножения надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарные слова составляют огромный словарь: их надо учить, и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
Работа по правописанию словарных слов трудная и кропотливая. Хочу поделиться опытом своей работы со словарными словами
Работу над словарными слова с детьми в 3-4 классах начинаю с того, что заводим для каждого ребёнка словарик (это блокнот для записи иностранных слов с разделительной полосой на каждой странице). С ребятами оговариваем единственное правило работы в словарике:
Каждое новое словарное слово мы записывает в левой колонке страницы, выделяя цветом те буквы, которые надо запомнить.
В правой колонке страницы мы выполняем одну из работ над словарным словом:
- Подбираем и записываем однокоренные слова, выделяя корень слов;
- Подбираем и записываем синонимы (антонимы слова);
- Записываем (кратко) толкование слова или его этимологию слова , используя для этого всё поле страницы словарика;
- Записываем слова - помощники, которые могут помочь запомнить написание слова;
Обязательно даю одно из следующих домашних заданий по работе над словарным словом:
- Выполнить фонетический разбор слова (такое задание применяю часто, особенно со словами, различающимися по написанию и произношению;
- Выполнить рисунок, который поможет своим внешним видом запомнить написание словарного слова;
- Подобрать пословицу или поговорку со
словарным словом
- Подобрать загадку, где отгадка словарное слово;
- Составить синквейн на слово;
- Подобрать интересный факт по данному слову;
- Составить ребус к слову.
Любой самостоятельно организованный труд ребёнка необходимо подвергать проверке с обязательным оцениванием: отметочным или словестным – здесь кому как больше нравится. В своей работе проверку словарей осуществляю следующим образом:
- Беглый просмотр (перед выполнением какого-либо упражнения прошу ребят раскрыть словарики и положить на край своего стола). Просматривая, выбираю что-то наиболее удачное и обязательно с данной работой знакомлю класс, ученик при этом ощущает ситуацию успеха;
- При выполнении какой –либо работы у доски (на отметку) ученик выходит со словарём, который мною просматривается и проверяется;
- Один раз в четверть в классный журнал выставляю отметку за ведение словарика; Как правило, проверку начинаю осуществлять за 10 дней до конца четверти по 5-6 словарей в день;
Обязательно и очень важно хвалить тех ребят, кто систематически ведёт работу в своём словарике, поддерживая интерес к этой работе. Кроме этого можно организовать выставку словариков с наиболее удачно подготовленными страницами, большинства ребят класса, вручать дипломчики, «мини похвальные листы» за ведение и работу в словарике.
Проверка усвоения словарных слов
- Карточки с пропуском букв (использую в своей деятельности часто)
- Запись в тетради только той буквы, которая пропущена.
- Узнать слово по его лексическому значению и записать его.
- Вспомнить и записать 10-12 слов, в которых непроверяемыми безударными гласными были а или о (е или и, согласные буквы).
- Картинный словарный диктант.
- Подобрать к словосочетанию подходящее по смыслу словарное слово;
При работе в группах:
- Хоровое проговаривание словарных слов.
- Квази письмо.
- Составить рассказ, в котором будут употреблены словарные слова.
- Составление кроссворда.
Один раз в полугодие даю работу, которую называю «Снежный ком», при выполнении этого задания ребята самостоятельно определяют, что они будут делась со словарным словом. В такой творческой работе можно увидеть всё: и рисунки, и ребусы, и загадки, и стихи и ещё много чего интересного.
Желаю творческих успехов Вам, коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный тренажер. Система работы со словарными словами "Восстанови слово"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27664-20...
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...
работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения
Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2 класс ...
Доклад на тему «Содержание и организация работы над словарными словами на уроках письма»
Доклад на тему «Содержание и организация работы над словарными словами на уроках письма» был написан, так как в начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, п...
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....
Презентации "Словарная работа " к методической разработке "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс
Презентации для работы со словарными словами...