Урок русского языка по теме "Написание частицы НЕ с глаголами"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
В данной разработке представлен урок-исследование, который может использован в 4 классе, т.к. ученики выпускного класса обладают умениями самостоятельной, групповой, дифференцированной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_chastitsy_ne_s_glagolami.docx | 62.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Задачи урока.
Предметно-содержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами.
Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Тип урока: исследование, открытие новых знаний учащихся
Тема | «Правописание не с глаголами». | |
Цель | организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”. | |
Основное содержание темы | -формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами; -познакомить с глаголами-исключениями; -способствовать обогащению словарного запаса уч-ся; -формировать орфографическую зоркость; -прививать навык самостоятельного приобретения знаний -воспитывать интерес к изучению русского языка. -учиться писать не с глаголами, -познакомить с глаголами, которые без не не употребляются. | |
Термины и понятия | Частица, предлоги и приставки, существительное, прилагательное, глагол, служебные части речи | |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | -информационно – коммуникационная технология -технология диалогового обучения -технологии уровневой дифференциации - проблемные ситуации -групповые технологии - здоровьесберегающие технологии | |
Время реализации урока | 45 мин | |
Планируемый результат | ||
Личностные умения осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества. | Метапредметные умения Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра. | Предметные умения изучить орфографическое правило о правописании не с глаголом; уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; выработать стойкие навыки написания не с глаголом; повторить правописание приставок в глаголах. |
Организация образовательного пространства | ||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Литературное чтение: использование пословиц и поговорок. Окружающий мир: правила поведения в природе. | Информационный материал Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» 4 кл. ч.1, Демонстрационный материал Электронная презентация Интерактивный материал Карточки с учебными заданиями Оборудование: проектор, экран, компьютер, листы самооценки. | Фронтальная. • индивидуальная • парная • групповая |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Включение в деловой ритм. | Доброе утро, ребята! Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! (слайд 1 ) Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. -Пусть у нас у всех будет хорошее настроение, как у нашего солнышка!! -Сегодня у нас будет проходить необычный урок. Это будет урок-исследование. -Как вы понимаете это слово? -Где это слово вам встречалось? -Правильно, на этом уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? У каждого из вас есть лист - самооценки, где вы должны оценить свою работу на определенном этапе. | Подготовка класса к работе. Высказывания учащихся о проектно-исследовательской деятельности | Личностные: самоопределение; регулятивные: прогнозировать предстоящую работу. Развиваем умение высказывать своё предположение Целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки | Разминка для рук. Прежде чем приступить к записи даты сегодняшнего урока, давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к письму. (слайд 2) У девочек и мальчиков На руке пять пальчиков: Палец большой — парень с душой, Палец указательный — господин влиятельный, Палец средний — тоже не последний. Палец безымянный — с колечком ходит чванный, Пятый — мизинец, принёс вам гостинец. - Запишите сегодняшнее число. -На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке. Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг. (слайд 3 ) Запишите, используя данную закономерность. и иииии… -Какой темой можно объединить слова? -Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? Дружба творит чудеса. -Как вы понимаете смысл этой пословицы? Эта пословица будет девизом нашего урока. А теперь запишите пословицу в свои тетради. Сделайте это грамотно и аккуратно. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости.
-Послушайте и скажите, какая часть речи может так о себе сказать? Что без меня предметы? Лишь названья. Знания о глаголе вы отразите в мине-тесте. (слайд 4)
Самопроверка. Выставление отметки по критериям. Что значат глаголы для нашей речи? Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Разминка для рук. Гласная и. Прописывают закономерность О дружбе Приятель, товарищ, друг. Объяснение пословицы. Записывают пословицу. Глагол. Дружба творит. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. |
3.Постановка учебной задачи. Создаёт проблемную ситуацию. | Работа в парах . (слайд 5) -Составьте предложение из разрезных карточек. 1.Друг в беде бросит. 2.Новых друзей наживай, а старых забывай. 3.Бросай друга в несчастье. 4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь. -Что это за предложения? -Вам они понравились? -Почему пословицы звучат бессмысленно? -Перед какой частью речи надо поставить не? -Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица – это народная мудрость, объясните, в чем заключается мудрость данных пословиц. -А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом? -Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какую цель поставим перед собой на уроке? -А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить. Не забываем, что мы сегодня исследователи. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Составляют пословицы. Пословицы Нет. Не хватает не. Предположение детей. Правописание не с глаголами Научиться правильно писать не с глаголами. | Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Итак, наше предположение: Не с глаголами пишется раздельно. - Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока. - Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является, НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану и в наших небольших группах. (слайд 6 «План исследований») 1)Исследование №1 - Какой частью речи является НЕ? (слайд 7) -Это вы выясните самостоятельно. Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования№1. Ответом на каждый вопрос является слово, которое вы будете вписывать в клеточки по горизонтали. В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ. (дети работают самостоятельно) Словарная работа. ( слайд 8) 1)Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами. (черника) 2)Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений. (маляр) 3)Военный человек, воин. (солдат) 4)Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.(газета) 5)Желание есть. (аппетит) 6)Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.(цитата) 7)Душистый, приятный запах.(аромат) Черника, маляр, солдат, газета, аппетит, цитата, аромат - Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? () -Наш первый вывод: НЕ – это частица. (слайд 9 ) Исследование №2. - Какой следующий пункт нашего плана? - Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной? Проведите исследование в группах и поделитесь своим выводом. План исследования 1.Вспомните, что вы знаете о самостоятельных частях речи? ( они отвечают на вопросы, являются членами предложения) 2. Назовите самостоятельные части речи. (сущ-е, прил-е, глагол, местоимение) -3. Вспомните о служебных частях речи? ( к ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении) - Куда же можно отнести частицу? (к частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении . Значит, частица - служебная часть речи.) - Какой будет второй вывод? Вывод №2: частица НЕ - служебная часть речи. (слайд 10,11 ) (Слайды12-14) Исследование №3 (Слайды 15-16) -Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3. 1.Прочитайте предложения. Первая группа Дети не любят ходить в больницу. Они ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится. Вторая группа: На пятак дружбы не купишь. Потчевать велено, а неволить грех. Федя недомогал всю неделю и недоумевал, где он мог простудиться. 2. Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не купишь, неволить, недомогал, недоумевал) 4. Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д. 5. Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно) Вывод №3: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. - Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня. На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах. Кстати, слова, к которым присоединилось Не, Исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» - позволять, быть довольным, «навидеть» - охотно смотреть. - Давайте ещё раз прочитаем и объясним их значение. Негодовать – возмущаться, быть недовольным Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям. - Откройте материалы исследования №3. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Прочитайте, что у нас получилось? Частица не пишется с глаголами раздельно, если употребляется без не. Если без не не употребляется, то пишется слитно. Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ откроем учебники и сверим наш вывод с правилом данным в учебнике. Стр. 92. - Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не: Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! Всегда? Нет! Без сомнения, - Какой же смысл придаёт глаголу частица не? (отрицание) Алгоритм (слайд 16 )
| Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) Дети работают в группах по плану Частицей Служебной Дети записывают глаголы- исключения в тетради. В словаре Ожегова значения этих слов объясняются так: ненавидеть – испытывать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь; негодовать – значит возмущаться, быть недовольным. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей. познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации |
5.Первичное закрепление. Устанавливает осознанность восприятия. | Физминутка под песню «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг» (музыка Пляцковский М., композитор – Савельев Б.) «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг», – поётся в доброй детской песне о дружбе и искренних человеческих взаимоотношениях. - Есть ли в этом предложении глаголы с частицей НЕ? - Как будем писать частицу НЕ в данном случае, докажите, используя алгоритм. -Запишем предложение под диктовку, обозначим орфограмму графически. Выполним синтаксический разбор предложения. Мы с вами говорили о дружбе, как о взаимоотношениях между людьми. А кого ещё мы называем нашими друзьями? -Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не. -Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц Вы зерна и крошек! -Кто мог бы быть его автором? - А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это призыв людей, которые любят природу). - Предлагаю вам выполнить творческое задание. Работа в парах. -Измените, предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу не). Текст «Друзья природы» (слайд 17) Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу. - Какие предложения получатся? Сейчас проведём Словарный диктант с сигнальными карточками (слитно - синяя карточка, раздельно - белая). Используйте алгоритм. Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю. Вывод: как справились, кому надо подучить правило. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написала этот текст на плакате. Обратилась к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа Мало знать, надо и применять. Р.т. пишем грамотно стр. 32 упр.2 Проверка по эталону. Самооценка. Нельзя кое-как, положась на удачу,
На солнечные лучики выберите и приклейте карточки с глаголами-пожеланиями для гостей, написанные без ошибок. Не болейте Негрустите Не обижайтесь Нескучайте Не волнуйтесь Не грустите Не скучайте Не ленитесь Не унывайте некричите нелгите Не сердитесь
| Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексию | Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок! Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны. - Над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель перед собой ставили? -Удалось ли достичь поставленной цели? - Мы открыли новые знания: НЕ – частица; узнали о правописании НЕ с глаголов, пополнили словарный запас. А где же пригодятся полученные знания на уроке? -В чём были трудности? - Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и оцените свою работу. Давайте вернёмся к девизу нашего урока. Дружба творит чудеса. В самом деле, мы с вами вместе, дружно сотворили чудо - открыли для себя новое знание . Подружились ли с правилом? Так давайте, давайте дружить, Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Если дружбой всегда дорожить, То любое желанье исполнится. А в заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное . Оцените свою работу на уроке. Давайте поделимся мыслями об уроке? Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу объяснить другим.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно. Я понял правило написания частицы не с глаголами, но у меня есть сомнение. Твоя оценка позволит успешно поработать дома. Для выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету выбранной вами фишки. 1степень сложности: Уходя, мама велела детям хорошо себя вести, ничего (не) трогать, со спичками (не) играть, на подоконники (не лазать), на лестницу ( не )выходить, котёнка (не )мучить. 2степень сложности: – Составьте пословицы, объясните их смысл. Запишите пословицы, раскрывая скобки. Кто (не) работает (не) сидеть на печи. Есть калачи - торопись делом. (Не) спеши языком, тот (не) ест. 3степень сложности: Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (10 слов). составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не. Тексты посвящены разным темам: о правилах поведения в лесу. о правилах пользования книгой. Подарите солнышко с пожеланиями гостям. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Открыть правило написания НЕ с глаголами Да. Мы открыли правило написания частицы НЕ с глаголами. Учились писать слова | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения. познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы. |
Лист самооценки
Ф.И. | |||||
|
|
|
|
| 6.Самост. работа |
Лепестки солнышка
Не болейте Негрустите Не обижайтесь Нескучайте
Не волнуйтесь Не грустите Не скучайте Не ленитесь
Не унывайте некричите нелгите Не сердитесь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме"Упражнения в правописании глаголов с частицей НЕ
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Упражнения в правописании глаголов с частицей НЕ". В увлекательной форме закрепляем правило правописания глаголов с частицей НЕ....
Урок русского языка Тема: «Правописание частицы не с глаголом» 2 класс (УМК «Школа России»)
Технологическая карта Урокрусского языка Тема: «Правописание частицы не с глаголом»2 класс (УМК «Школа России»)...
урок русского языка 2 класс - частица не с глаголами
презентация, урок 2 класс- правописание не с глаголами " Карлсон вернулся"...
Конспект урока русского языка Тема: Правописание частицы НЕ с глаголом.
Цель деятельности учителя: ввести понятие “частица НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся....
Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с правописанием частицы НЕ с глаголами; развитие умения различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не.Планируемые ре...
Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о правописании частицы НЕ с глаголами; развитие умения различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не.Планируем...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "правописание частицы НЕ с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление с ролью частицы не; формирование навыка писать частицу не с глаголами раздельно; формирование знаний алгоритма разбора глагола как части речи. Планируемые резул...