Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России, 4 класс)
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального образования, авторской программы по русскому языку В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого (образовательная система "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazakova_l.s._rab._pr-ma_po_rus._yaz._4_klass.docx | 117.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2" П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА | |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой ___________ Е.В. Крепешева Приказ № __232____ от «__31_» ___августа______ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 4 класса начального общего образования
(предмет, класс, уровень образования)
Казаковой Любови Сергеевны, высшая квалификационная категория
(Ф.И.О. учителя, категория)
2015/2016 учебный год, срок реализации 1 год
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по образовательному процессу __________ И.В. Колесникова | РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения протокол № _____1______ от «__28__» _августа_________ 2015г. _______ С.А. Семенова, руководитель ШМО |
п.г.т. Уренгой
2015
Ι. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по русскому В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (образовательная система «Школа России»). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
1.Канакина В. П., Горецкий В. Г.Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
2.Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь для 4 класса. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (четвёртый год обучения в общеобразовательной школе).
Рабочая программа по предмету «Русский язык» предназначена для учащихся 4б класса. В классе 10 мальчиков и 11 девочек. По итогам 3-го года обучения учащиеся имели хорошие результаты усвоения учебного материала по предмету:100% общую успеваемость и 82% качественную успеваемость. По итогам 2014/2015 учебного года «5» имели 28 % учащихся (6 школьников), «4» -58 % учащихся (12 школьников), «3» - 14% учащихся (3 школьника).
Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более эффективна для его учеников
Используемые методы обучения:
- по источнику знаний:
- практические методы: опыты, упражнения и др.;
- наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
- словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
- работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
- видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;
- работа с индивидуальными ученическими нетбуками.
- по типу познавательной деятельности
- объяснительно-иллюстративные методы;
- репродуктивные;
- методы проблемного изложения;
- частично поисковые методы;
- исследовательские.
- по дидактическим целям:
- методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
- методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
Используемые технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология деятельностного метода;
- дифференциация обучения;
- информационно-коммуникативные технологии;
- проектная деятельность;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «Портфолио»
II. Общая характеристика учебного предмета
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
III. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом на изучение русского языка в 4 классе при шестидневной учебной неделе выделено пять часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 170 часов в год.
Фактическое количество часов - 168 часов. Сокращено количество часов на изучение темы « «Состав слова»: вместо 4 часов – 2 часа (уроки №159, №160, №161, №162).
IV. Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.
Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средством для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.
«Русский язык» - это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» в 4 классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровнепредложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4 классе является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– делить слова на части для переноса;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 50-60 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении;
– составлять предложения из слов, предложенных на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
VI. Содержание учебного предмета
Повторение (11 ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения(9ч)
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное (41 ч)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. Проект «Говорите правильно»
Имя прилагательное (31 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения (9 ч)
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (32 ч)
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Повторение (18 ч).
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Чередование согласных и беглые гласные в корне слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Слово как часть речи. Слово и его номинативные и коммуникативные функции.
Лексическое значение слова (обозначать предмет, явление природы, признак предмета, изменение признака, действие предмета, признак действия и т.д.). Грамматическое значение слова (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Классификация частей речи по их лексико-грамматическим признакам.
Имя существительное, его лексико-грамматические признаки; имя существительное как часть предложения (как член предложения). Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Имена существительные нарицательные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определёние падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определёние принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения, кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ие, -ия. Имя существительное как член предложения. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ья, -ов, -ин. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Прилагательное как член предложения. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Личное местоимение как член предложения.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определёния I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (с ударным глагольным суффиксом в неопределённой форме: решать, косить и т.д.). Мягкий знак у глаголов во 2-м лице единственном числе и у глаголов в неопределённой форме: стеречь, беречь и т.д. Различение правописания глаголов на -тся, -ться. Морфологический разбор глаголов (в объёме изученного).
Наречие, его лексико-грамматические признаки; наречие как часть предложения (как член предложения). Употребление наречий в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но. Их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Предложение как единица языка и речи. Предложение — словосочетание — слово: их сходство и различия. Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза, логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания-сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Восклицательные и невосклицательные предложения. Интонация и её значение для выражения законченности высказывания (мысли). Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный и вопросительный знаки.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
Прямая речь (общее знакомство).
Обращение (общее знакомство).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
· сочетания жи—ши (предусмотреть случаи типа железных, желток), ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
· сочетания чк—чн, чт, щн;
· перенос слов;
· прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроизносимые согласные;
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
· гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
· разделительные ъ и ь;
· мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
· безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
· безударные окончания имён прилагательных;
· раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
· не с глаголами;
· мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
· мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
· безударные личные окончания глаголов;
· раздельное написание предлогов с другими словами;
· знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
· знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
Развитие речи. Овладение основными видами речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Обогащение активного и пассивного словаря детей и структуры речевой деятельности учащихся — её содержательности (знания предметов речи); формирования правильности речи (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической); точности (соответствия в выборе средств языка и соответствия речевой ситуации); выразительности, благозвучности; развитие логической стороны речи, развитие речевого (фонематического) слуха; способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное; развитие двух планов речи: внутренней и внешней на уровне замысла, выстраивание логики, выбора слова, интонации и т.д.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Знакомство с признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в тестах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определёний): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
VII. Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся. | ||||
Повторение (11ч) | ||||||||
1 | Наша речь и наш язык. | 1 | 01.09 | Анализировать высказывания о русском языке. Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь.
| ||||
2 | Язык и речь. Формулы вежливости. | 1 | 02.09 | Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. | ||||
3 | Текст и его план. | 1 | 03.09 | Определять тему и основную мысль текста. Выделять части текста. Составлять план текста. | ||||
4 | Обучающее изложение. | 1 | 07.09 | Работать с памяткой «Как подготовиться к написанию изложению». Подробно излагать содержание повествовательного текста. | ||||
5 | Анализ изложения. Типы текстов. | 1 | 08.09 | Сопоставлять и сравнивать тексты разного стиля. | ||||
6 | Предложение как единица речи. | 1 | 09.09 | Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и интонации. | ||||
7 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | 10.09 | Классифицировать предложения по цели высказывания и интонации. | ||||
8 | Диалог. Обращение. | 1 | 11.09 | Обосновывать использование знаков препинания в диалогической речи. Находить в предложении обращение, выделять обращение на письме. | ||||
9 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 14.09 | Объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения. | ||||
Устанавливать связь между словами в словосочетании, выделять в предложении словосочетания. | ||||||||
10 | Словосочетание. | 1 | 15.09 | записи текста, находить и исправлять ошибки. | ||||
11 | Входной контрольный диктант. | 1 | 16.09 | Писать под диктовку текст. | ||||
Предложение (9ч) | ||||||||
12 | Анализ диктанта. Однородные члены предложения (общее понятие). | 1 | 17.09 | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. | ||||
13 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | 18.09 | Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. | ||||
14 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант №1. | 1 | 21.09 | Планировать свои действия при постановке запятых в предложении с однородными членами. | ||||
15 | Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». | 1 | 22.09 | Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. | ||||
16 | Входная контрольная работа. | 1 | 23.09 | Работать с предложением. Определять падеж имен существительных и прилагательных, время глагола. Разбирать слова по составу. | ||||
17 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 1 | 24.09 | Сравнивать простые и сложные предложения. Наблюдать за союзами, соединяющими части сложного предложения. | ||||
18 | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 1 | 25.09 | Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Выделять в сложном предложении его основы. | ||||
19 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | 28.09 | Писать под диктовку текст. Контролировать правильность записи текста, находить и исправлять ошибки. | ||||
20 | Обучающее изложение. | 1 | 29.09 | Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | ||||
Слово в языке и речи (19ч) | ||||||||
21 | Лексическое значение слова. | 1 | 30.09 | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). | ||||
22 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 | 01.10 | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. | ||||
23 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | 02.10 | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | ||||
24 | Фразеологизмы. | 1 | 05.10 | Наблюдать за изобразительно-выразительными средствами языка, составлять текст по рисунку и фразеологизму. | ||||
25-27 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 3 | 06.10 07.10 08.10 | Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе. | ||||
28 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 1 | 09.10 | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. | ||||
29 | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. | 1 | 12.10 | Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. | ||||
30 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 | 13.10 | Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. | ||||
31 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 1 | 14.10 | Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. | ||||
32 | Обучающее изложение. | 1 | 15.10 | Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста. | ||||
33 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 1 | 16.10 | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. | ||||
34 | Склонение имен существительных и имен прилагательных. | 1 | 19.10 | Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. | ||||
35 | Имя числительное. Глагол. | 1 | 20.10 | Подбирать примеры изученных частей речи. | ||||
36 | Наречие как часть речи. Контрольное списывание | 1 | 21.10 | Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. | ||||
37 | Правописание наречий. | 1 | 22.10 | Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. | ||||
38 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | 1 | 23.10 | Обсуждать представленный отзыв С.И. Мамонтова о картине В.М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке», высказывать свое суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника. | ||||
39 | Контрольный диктант по теме: «Части речи». | 1 | 26.10 | Писать под диктовку текст. Контролировать правильность записи текста, находить и исправлять ошибки. | ||||
Имя существительное(41ч) | ||||||||
40 | Анализ диктанта. Распознавание падежей имён существительных. | 1 | 27.10 | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. | ||||
41 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. | 1 | 28.10 | Изменять имена существительные по падежам. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать именительный и винительный падежи. | ||||
42 | Упражнение в распознавании одушевлённых имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. | 1 | 29.10 | Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». | ||||
43 | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. | 1 | 30.10 | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. | ||||
44 | Повторение о падежах. Несклоняемые имена существительные. | 1 | 02.11 | Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных. | ||||
45 | Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных. | 1 | 09.11 | Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ||||
46 | Упражнение в распознавание имен существительных 1-ого склонения. | 1 | 10.11 | Подбирать примеры существительных 1-го склонения Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | ||||
47 | Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег». | 1 | 11.11 | Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя). | ||||
48 | Анализ сочинения.2-е склонение имён существительных. | 1 | 12.11 | Определять принадлежность имен существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. | ||||
49 | Упражнение в распознавание имен существительных 2-ого склонения. | 1 | 13.11 | Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. | ||||
50 | Словарный диктант №2. 3-е склонение имён существительных. | 1 | 16.11 | Определять принадлежность имен существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. | ||||
51 | Упражнение в распознавание имен существительных 3-ого склонения. | 1 | 17.11 | Распознавать существительные 3-го склонения. Приводить примеры. | ||||
52 | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. | 1 | 18.11 | Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительных по склонениям. | ||||
53 | Обучающее изложение. | 1 | 19.11 | Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | ||||
54 | Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения. | 1 | 20.11 | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. | ||||
55 | Именительный и винительный падежи. | 1 | 23.11 | Различать существительные именительного и винительного падежа. | ||||
56 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | 1 | 24.11 | Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки. | ||||
57 | Именительный, винительный, родительный падежи одушевленных имен существительных. | 1 | 25.11 | Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании. | ||||
58 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. | 1 | 26.11 | Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании существительных дательного падежа. | ||||
59-60 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | 2 | 27.11 30.11 | Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании. | ||||
61 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | 1 | 01.12 | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Составлять предложение (словосочетание), употребляя имя существительное в заданной падежной форме. | ||||
62 | Контрольное списывание. | 1 | 02.12 | Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании существительных в творительном и предложном падеже. | ||||
63 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | 1 | 03.12 | Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании существительных в творительном и предложном падеже. | ||||
64 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже. | 1 | 04.12 | Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании. | ||||
65 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 | 07.12 | Составлять предложение (словосочетание), употребляя имя существительное в заданной падежной форме Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | ||||
66-67 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | 2 | 08.12 09.12 | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | ||||
68 | Сочинение по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» | 1 | 10.12 | Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница». | ||||
69 | Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | 1 | 11.12 | Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. | ||||
70 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 14.12 | Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Выполнять работу над ошибками. | ||||
71 | Склонение имен существительных во множественном числе. | 1 | 15.12 | Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа. | ||||
72 | Именительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | 16.12 | Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа. | ||||
73 | Родительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | 17.12 | Работать с памяткой «Разбор имени существительного как часть речи». | ||||
74 | Родительный и Винительный падежи имен существительных множественного числа. | 1 | 18.12 | Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа. | ||||
75 | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. | 1 | 21.12 | Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе. | ||||
76 | Обучающее изложение. | 1 | 22.12 | Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста. | ||||
77 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в ед. ч. мн.ч. | 1 | 23.12 | Выполнять работу над ошибками. | ||||
78 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | 24.12 | Писать под диктовку текст. Контролировать правильность записи текста, находить и исправлять ошибки. | ||||
79 | Анализ диктанта. Проверочная работа. | 1 | 25.12 | Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями. | ||||
80 | Проект «Говорите правильно!» | 1 | 28.12 | Исследовать речь взрослых относительно употребления некоторых форм имен существительных мн.ч в Р.п. | ||||
Имя прилагательное (31ч) | ||||||||
81 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | 29.12 | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.
| ||||
82 | Род и число имён прилагательных. | 1 | 11.01 | Определять род и число имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. | ||||
83 | Описание игрушки. | 1 | 12.01 | Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке. | ||||
84 | Склонение имён прилагательных. | 1 | 13.01 | Правильно писать окончания имен прилагательных. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имен прилагательных в ед.ч. | ||||
85 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов». | 1 | 14.01 | Работать с памяткой «Как подготовиться к оставлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своем впечатлении от картине. | ||||
86 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | 15.01 | Сравнивать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода. | ||||
87 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | 1 | 18.01 | Работать с текстом-памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе. | ||||
88 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | 1 | 19.01 | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. | ||||
89 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | 1 | 20.01 | Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. | ||||
90 | Именительный, винительный, родительный падежи. | 1 | 21.01 | Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки. | ||||
91 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | 1 | 22.01 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написания. | ||||
92 | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | 25.01 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написания. | ||||
93 | Выборочное изложение описательного текста. | 1 | 26.01 | Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. | ||||
94 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | 27.01 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написания. | ||||
95 | Склонение имён прилагательных женского рода. | 1 | 28.01 | Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице. | ||||
96 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | 29.01 | Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице. | ||||
97 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | 01.02 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода, проверять правильность написанного. | ||||
98 | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | 02.02 | Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице. | ||||
99 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | 03.02 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода, проверять правильность написанного. | ||||
100 | Изложение описательного текста. | 1 | 04.02 | Записывать текст по памяти. | ||||
101 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | 05.02 | Выполнять работу над ошибками. Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице. | ||||
102 | Склонение имён прилагательных во множественном числе | 1 | 08.02 | Сравнивать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе. | ||||
103 | Сочинение- отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости» | 1 | 09.02 | Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости». | ||||
104 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | 10.02 | Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. | ||||
105 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | 11.02 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного. | ||||
106 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | 12.02 | Контролировать правильность записи в тексте имен прилагательных с безударными окончаниями | ||||
107 | Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» | 1 | 15.02 | Писать под диктовку текст. Контролировать правильность записи текста, находить и исправлять ошибки. | ||||
108 | Сочинение – отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лавка» | 1 | 16.02 | Высказывать свое мнение о картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | ||||
109 | Анализ сочинения. Контрольный словарный диктант №3 | 1 | 17.02 | Выполнять работу над ошибками, допущенными в сочинении. Правильно записывать под диктовку словарные слова. | ||||
110 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 | 18.02 | Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. | ||||
111 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 | 24.02 | Контролировать правильность записи в тексте имен прилагательных с безударными окончаниями. | ||||
Местоимения (9ч) | ||||||||
112 | Местоимение как часть речи. | 1 | 25.02 | Понимать, что такое местоимение. Находить местоимения среди других частей речи. | ||||
113 | Личные местоимения. | 1 | 26.02 | Определять наличие в тексте местоимений. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений. | ||||
114 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-ого лица по падежам. | 1 | 29.02 | Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Определять падеж личных местоимений, употребленных в косвенной форме. | ||||
115 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | 1 | 01.03 | Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. | ||||
116 | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 | 02.03 | Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». | ||||
117 | Изложение повествовательного текста с элементами описания. | 1 | 03.03 | Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. | ||||
118 | Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение». | 1 | 04.03 | Выполнять работу над ошибками. Выполнять разбор личного местоимения как часть речи, пользуясь алгоритмом, данном в учебнике. | ||||
119 | Контрольный диктант по теме: «Местоимение» | 1 | 09.03 | Писать под диктовку текст. Контролировать правильность записи текста, находить и исправлять ошибки. | ||||
120 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 10.03 | Выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте. | ||||
Глагол(32ч) | ||||||||
121 | Роль глаголов в языке. | 1 | 11.03 | Различать глаголы среди других слов в тексте. Объяснять роль глаголов в нашем языке. Называть, что обозначают глаголы. Называть вопросы, на которые отвечают глаголы. | ||||
122 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 14.03 | Называть время, число глагола. Объяснять роль глагола в предложении. Трансформировать текст, изменяя время глагола. | ||||
123-124 | Неопределенная форма глагола. | 2 | 15.03, 16.03 | Объяснять, что такое неопределённая форма глагола. Называть глаголы в неопределённой форме. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь) | ||||
125 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 17.03 | Изменять глаголы по временам. | ||||
126 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | 1 | 18.03 | Письменно излагать текст по самостоятельно составленному плану. | ||||
127 | Анализ изложения. Спряжение глаголов. | 1 | 21.03 | Выполнять работу над ошибками. Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нем языковых средств. | ||||
128 | Спряжение глаголов. | 1 | 22.03 | Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. | ||||
129 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 | 23.03 | Определять роль ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. | ||||
130 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода». | 1 | 24.03 | Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста по репродукции картины. | ||||
131 | Анализ сочинения. I и IIспряжение глаголов настоящего времени. | 1 | 25.03 | Выполнять работу над ошибками. Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нем языковых средств. | ||||
132 | I и IIспряжение глаголов будущего времени. | 1 | 28.03 | Правильно писать личные окончания глаголов I и IIспряжения, определять спряжение по личному окончанию. | ||||
133 | Проект «Пословицы и поговорки» | 1 | 29.03 | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы. | ||||
134-135-136-137 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 4 | 30.03 31.03 01.04 04.04. | Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать за написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. | ||||
138 | Возвратные глаголы. | 1 | 11.04 | Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. | ||||
139-140 | Правописание -тся и ться в возвратных глаголах. | 2 | 12.04 13.04 | Отличать возвратные глаголы, употребленные в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. | ||||
141 | Составление рассказа по серии картинок. | 1 | 14.04 | Составлять текст по серии картинок. Выписывать из каждой части глаголы. | ||||
142 | Правописание глаголов в прошедшем в времени. | 1 | 15.04 | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. | ||||
143 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 | 18.04 | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. | ||||
144 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | 1 | 19.04 | Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей и без частицы. | ||||
145 | Изложение повествовательного текста по вопросам. | 1 | 20.04 | Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное. | ||||
146 | Контрольный диктант по теме: «Глагол» | 1 | 21.04 | Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. | ||||
147 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 22.04 | Выполнять работу над ошибками. | ||||
148-149 | Контрольное списывание. Обобщение по теме «Глагол». | 2 | 25.04 26.04 | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||||
150 | Изложение повествовательного текста. | 1 | 27.04 | Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное. | ||||
151 | Проверка знаний по теме: « Глагол» | 1 | 28.04 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | ||||
152 | Анализ изложения, тестовой работы. | 1 | 29.04 | Выполнять работу над ошибками. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. | ||||
Повторение (18ч) | ||||||||
153 | Язык. Речь. Текст. | 1 | 03.05 | Различать язык и речь. Называть виды речи. Объяснять назначение речи. Называть признаки текста: Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | ||||
154-155-156 | Предложение и словосочетание. | 3 | 04.05 05.05 06.05 | Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и интонации. Устанавливать связь между словами в словосочетании, выделять в предложении словосочетания. | ||||
157 | Лексическое значение слова. Контрольный словарный диктант №4. | 1 | 10.05 | Записывать под диктовку слова с непроверяемыми орфограммами. | ||||
158 | Итоговое сочинение на тему: «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь» | 1 | 11.05 | Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника И.И. Шишкина «Рожь». | ||||
159-160-161-162 | Состав слова. | 4/2 | 12.05 13.05 | Распознавать орфограммы в разных частях слова и обосновывать их написание. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | ||||
163 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 16.05 | Применять свои знания для выполнения заданий. | ||||
164 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 17.05 | Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. | ||||
165 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 18.05 | |||||
166-167 | Анализ контрольной работы. Части речи. | 2 | 19.05 20.05 | Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Называть признаки частей речи, виды орфограмм в разных частях речи, распознавать орфограммы в словах разных частей речи и обосновывать их написание. | ||||
168 | Контрольное изложение повествовательного текста по цитатному плану. | 1 | 23.05 | Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное. | ||||
169 | Анализ изложения. | 1 | 24.05 | Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нем языковых средств. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. | ||||
170 | Игра «По галактике Частей Речи» | 1 | 25.05 | Оценивать результаты освоения тем. |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование класса
- Классная доска.
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Рабочее место учителя.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий и пр.
- Настенные стенды для размещения информации.
Технические средства обучения
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
- Мультимедийный проектор.
- Принтер струйный.
- Индивидуальные ученические нетбуки.
- Документ-камера.
- Индивидуальный ноутбук учителя.
- Телевизор.
- DVD – плеер.
Печатные пособия
- Русский язык. 4 класс. Комплект таблиц для начальной школы.
- Рисунки, схемы, схематические рисунки.
- Раздаточный материал.
- Настольные развивающие игры.
- Научно-популярные книги для учащихся, словари, справочники и пр.
- Подборка методических материалов для учителя.
Натуральные объекты
- Реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители, в т. ч. модели, игрушки и пр.
Цифровые образовательные ресурсы (информационно-коммуникативные средства)
- Тим и Тома в Африке. Особенности программы: отработка наиболее важных тем школьной программы по русскому языку (синтаксический разбор предложения; правописание (чередования и-е, з-с и о-е); морфология).
- Электронное приложение к учебнику.
- Современные технологии обучения в начальной школе. Методики. Материалы к урокам.
- Подборка презентаций к урокам русского языка.
- Подборка физминуток для проведения на уроках.
Интернет-ресурсы
- Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
- Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru
- Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed
- Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
IX. Формы контроля
При реализации рабочей программы по русскому языку оценка усвоения знаний и умений осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, а также при проведении контрольных словарных диктантов, контрольного списывания, контрольных диктантов.
В течение учебного года будет проведено:
- 9 контрольных диктантов;
- 2 контрольных списывания;
- 4 контрольных словарных диктанта.
- Контрольное изложение.
- Контрольное сочинение
- 2 контрольных работы
Информация о графике проведения контрольных работ по русскому языку представлена в таблице.
№ | Название работы | № урока в соответствии с тематическим планированием | Примечание |
1 | Входной контрольный диктант №1 | 11 | Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс, М.:Вако 2014 стр |
2 | Контрольный словарный диктант №1 | 14 |
|
3 | Входная контрольная работа №1 | 16 | Приложение №1 |
4 | Контрольный диктант по теме «Предложение» №2 | 19 | Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 73 |
5 | Контрольное списывание №1 | 36 | Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 1-4 классы. О.В. Узорова. Москва: АСТ, 2014 с.241 |
6 | Контрольный диктант по теме: «Части речи» №3 | 39 | Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 137 |
7 | Контрольный словарный диктант №2 | 50 |
|
8 | Контрольное списывание №2 | 62 | Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 1-4 классы. О.В. Узорова. Москва: АСТ, 2014 с.244 |
9 | Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» №4 | 69 | Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 233 |
10 | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» №5 | 78 | Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 259 |
11 | Контрольный словарный диктант №3 | 109 |
|
12 | Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» №6 | 107 | Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 342 |
13 | Контрольный диктант по теме: «Местоимение» №7 | 119 | Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 20145стр 362 |
14 | Контрольный диктант по теме: «Глагол» №8 | 146 | Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 427 |
15 | Контрольное списывание №3 | 148 | Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 1-4 классы. О.В. Узорова. Москва: АСТ, 2014 с.246 |
16 | Контрольный словарный диктант №4 | 157 |
|
17 | Итоговое сочинение на тему: «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь» | 158 | Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 454 |
18 | Итоговая контрольная работа №2 | 165 | Приложение №1 |
19 | Контрольное изложение повествовательного текста по цитатному плану | 168 | Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 473 |
20 | Итоговый контрольный диктант №9 | 163 | Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 479 |
На проведение контрольного диктанта и контрольного списывания отводится по 1 уроку, на проведение контрольного словарного диктанта – 10 минут урока.
X. Список литературы
Литература для учащихся
Основная
- Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
Пособия для учителя
- Бесова М.А. В школе и на отдыхе. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Бетенькова Н.М. Игры и упражнения на уроках русского языка/ Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. – М.: Астрель, 2006.
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.: Просвещение, 2007.
- Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. - М.: Вентана-Граф, 2004.
- Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Игнатьева Т.В. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя/ Т.В. Игнатьева, Л.И. Тикунова. – М.: Дрофа, 1999.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. – М.: АСТ: Премьера, 2004.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс.- М.: Просвещение, 2013
Входная контрольная работа по русскому языку
Вариант -1
Фамилия _________________________ Имя_______________________
- Выдели в предложении главные члены (подлежащее и сказуемое). Выпиши словосочетания.
В лесу стоял протяжный шум.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Разбери предложение по частям речи. (Над каждым словом укажи часть речи)
С пригорка зажурчал быстрый ручеёк.
- Определи род имён существительных. Распредели слова по столбикам.
Молоко, стул, печь, книга, яблоко, карандаш, облако, дверь, замок.
М.р. | Ж.р. | Ср.р |
- Определи падеж имён существительных.
Гостил у друга ( п.), звонил по телефону ( п.), ночевал в сторожке ( п.)
- Разбери слова по составу.
Рыбка, соседний, морской, котёнок, пробегал, пишет.
- Вставь пропущенную букву (безударную гласную). Подбери проверочное слово.
К..льцо - __________________ гн..здо - ________________
Д..ждинка - _______________ х..лодная- ______________
Б..гут - ___________________ н..чной- _______________
- Прочитай текст. Определи, сколько предложений в тексте. Спиши, разделяя текст на предложения (поставь знаки). Вставь пропущенные буквы.
Утром спят д..рев..я на каждом их листочке л..жат крупные капли росы к росе пот..нулась птица капля р..сы даёт ей силу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Укажи вариант, где в обоих словах на месте пропусков нужно писать Ь
• камыш.., шалаш..
• мелоч.., рож..
• силач.., реч..
• мираж.., мяч..
- Сколько звуков в слове ЗВЁЗДНЫЙ
• 5 • 7
• 6 • 8
- Подбери к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи число имён прилагательных (ед.,ч или мн.,ч)
погода_____________________
ягоды_____________________
снег_______________________
- Запиши без скобок. Подчеркни пробел между предлогом и словом, выдели приставки.
(С)пускался (с)горы - _________________________________
(По)ехал (по)тропе - __________________________________
(За)шёл (за)дерево- ___________________________________
- Вставь в предложения подходящие по смыслу глаголы. Укажи время глаголов (наст., вр. прош.,вр. буд..вр)
Дети ______________ в школе.
Берёза ___________ __в лесу.
Птичка ______________ из клетки.
Слова для справок (учатся, растёт, вылетит)
- Какое из слов имеет несколько значений?
• карандаш
• стена
• ключ
• телевизор
- Найди строчку, где все слова являются однокоренными.
• луг, луговой, лужа, лужок
• повозка, воздух, возить, перевозка
• ночь, ночка, ночной, ночевать
• близкий, близок, рядом, поблизости
- Вставь пропущенные буквы в словарные слова
К..мната, с..рень, кол..ектив, ч..рный, р..машка, завтр..к, б..рёза, уч..ник.
Входная контрольная работа по русскому языку
Вариант -2
Фамилия _________________________ Имя_______________________
- Выдели в предложении главные члены (подлежащее и сказуемое). Выпиши словосочетания.
В лесу росла старая ель.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Разбери предложение по частям речи. (Над каждым словом укажи часть речи)
Пушистому котёнку налили в блюдце молока.
- Определи род имён существительных. Распредели слова по столбикам.
Солнце, стол, речь, сосулька, море, диван, зеркало, яма, кирпич.
М.р. | Ж.р. | Ср.р |
- Определи падеж имён существительных.
Шёл за водой ( п.), плыть до берега ( п.), записал в блокнот ( п.)
- Разбери слова по составу.
Шишка, гигантский, вечерняя, лисёнок, прошагал, говорит.
- Вставь пропущенную букву (безударную гласную). Подбери проверочное слово.
З..мля - __________________ з..лёный - ________________
Сл..зинка- _______________ с ..сна- ______________
Л..тят - ___________________ н..чной- _______________
- Прочитай текст. Определи, сколько предложений в тексте. Спиши, разделяя текст на предложения (поставь знаки). Вставь пропущенные буквы.
Декабрь- первый зимний месяц короткие дни и длинные ночи вороны и сороки переместились ближе к человеку им необходима помощь человека.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Укажи вариант, где в обоих словах на месте пропусков нужно писать Ь
• камыш.., шалаш..
• помощ.., печ..
• силач.., реч..
• калач.., мяч..
- Сколько звуков в слове МЕСТНЫЙ
• 5 • 7
• 6 • 8
- Подбери к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи число имён прилагательных (ед.,ч или мн.,ч)
голос_____________________
рога_____________________
вода_______________________
- Запиши без скобок. Подчеркни пробел между предлогом и словом, выдели приставки.
(С)валился (с)кровати - _________________________________
(По)бежал (по)улице - __________________________________
(Под)лез (под)забор- ___________________________________
- Вставь в предложения подходящие по смыслу глаголы. Укажи время глаголов (наст., вр. прош.,вр. буд..вр)
Грачи ______________ на юг.
Ель ___________ __в лесу.
Скоро ______________ сирень.
Слова для справок (улетели, растёт, расцветёт)
- Какое из слов имеет несколько значений?
• карандаш
• стена
• ручка
• телевизор
- Найди строчку, где все слова являются однокоренными.
• луг, луговой, лужа, лужок
• повозка, воздух, возить, перевозка
• ночь, ночка, ночной, ночевать
• близкий, близок, рядом, поблизости
- Вставь пропущенные буквы в словарные слова
К..рова, кас..а, ш..л, м..рковь, дев..чка, со..нце, вдру.., уж..н, т..варищ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса, программа "Школа России".
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой "Русский язык" (сборник "Концепция и программы для начальных классов", "Ш...
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина
В данном материале составлена рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса. Программа "Школа России"
В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом МБОУ Ефремкинская СОШ №8 в 1 классе на уроки русского языка отводится 5 часов в неделю. Курс рассчитан на 50 ч ( 10 уч...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе ФГОС "Школа России"
Рабочая программа для 3 класса по программе "Школа России" к учебнику В.П. Канакина и В.Г. Горецкий....
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе " Школа России"уч. Канакина
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе " Школа России" составлена в соответствии с учебником Канакиной. В программу входит календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, программа "Школа России" по ФГОС.
Учебно-методическая разработка рабочей программы по русскому языку, для УМК "Школа России", авторы Канакина,Горецкий,для 2 класса. Данная рабочая программа включает поряснительную записку, общую харак...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе Школа России.
В данной папке собраны пояснительная записка и календарно - тематическое планирование по рускому языку, а так же входной и итоговый контроль ввиде тестовых заданий....