МЕТОДИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ УРОКОВ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Гринько Ирина Александровна
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: « РУССКИЙ ЯЗЫК»
 
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
 
В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
 
« ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
 
 
Сведения об авторе:
 
Гринько Ирина Александровна
 
учитель начальных классов 
 
МБОУ "Мусохрановская начальная общеобразовательная школа"
 
Технологическая карта
 
Учебный предмет
 
русский язык
 
Класс
 
3
 
Тип урока
 
урок фиксации и систематизации нового знания
 
Технология построения урока
 
проблемно-диалогическая
 
Тема урока
 
Имя существительное
 
Цель урока
 
создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме;
 
для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету
 
Основные термины, понятия
 
часть речи ,значение слова, на какие вопросы отвечает
 
Планируемые результаты
 
Предметные
 
- познакомить с именем существительным, как частью речи,
 
-наблюдать за значением имён существительных,
 
-уметь классифицировать имена существительные,
 
-учить находить признаки имён существительных,
 
- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
 
Личностные результаты:
 
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
 
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
 
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
 
- определять общие для всех правила поведения;
 
- определять правила работы в парах, в группах;
 
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
 
Регулятивные результаты:
 
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
 
- формулировать учебные задачи;
 
- учить планировать свою деятельность на уроке;
 
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
 
- отличать верно выполненное задание от неверного;
 
- осуществлять самоконтроль;
 
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
 
Познавательные результаты :
 
- ориентироваться в учебнике, тетради;
 
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
 
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
 
- строить речевое высказывание в устной форме;
 
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
 
- устанавливать причинно-следственные связи;
 
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
 
- моделировать информацию;
 
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
 
Коммуникативные результаты:
 
- слушать и понимать речь других;
 
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
 
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
 
 
 
Организация пространства
 
Формы работы
 
Средства обучения
 
Методы обучения
 
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
 
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
 
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
 
Технологии
 
исследовательская, технология ТРИЗ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные
 
Технология изучения
 
Этапы урока
 
Формируемые умения
 
Слайды,
 
видеофрагмент
 
Деятельность учителя
 
Деятельность обучающихся
 
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)
 
Метапредметные (УУД)
 
регулятивные:
 
-осуществлять самоконтроль;
 
- овладевать умением прогнозировать;
 
коммуникативные:
 
- слушать и понимать речь других;
 
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
 
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
 
Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?
 
- А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?
 
-Чего вы ждете от этого урока?
 
- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?
 
- хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»
 
- Для того, чтобы получать новые знания.
 
- Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…
 
- Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.
 
- С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.
 
Дети повторяют.
 
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин)
 
Предметные:
 
- называть предметы и их действия;
 
- знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам;
 
Метапредметные (УУД)
 
познавательные:
 
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
 
- находить ответы на вопросы, используя информацию
 
регулятивные:
 
- осуществлять самоконтроль;
 
- овладевать умением прогнозировать;
 
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
 
коммуникативные:
 
- слушать и понимать речь учителя;
 
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
 
Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
 
- определять общие для всех правила поведения.
 
1. -Что вы любите делать больше всего?
 
- Тогда давайте начнем наш урок с игры ,я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка».
 
- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
 
- В слове обязательно должен быть суффикс?
 
- В слове вьюга пишется Ъ знак?
 
- Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными?
 
-В слове яблоко первый звук [й]?
 
- Слова глупый и умный – антонимы?
 
- В слове пошел приставка по-?
 
- Приставка стоит перед корнем?
 
- Подлежащее может быть только существительным?
 
- Мы с вами уже все знаем о имени существительном?
 
2. Затруднения в индивидуальной деятельности
 
- Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав?
 
Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные.
 
Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради.
 
(Дерево,смелость бег,красиво,бежать,собака)
 
- А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали.
 
- Почему же вы допустили ошибки?
 
-Как вы думаете в чем трудность?
 
Играть.
 
Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!»
 
Да.
 
Нет.
 
Нет.
 
Да.
 
Да.
 
Да.
 
Нет.
 
Да.
 
Нет.Да.
 
Фронтальная деятельность с проблемно-поисковым акцентом.
 
Конечно, хотим. А как?
 
Дети выписывают слова.
 
-Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы.
 
Постановка учебной задачи (2-3 мин)
 
Предметные:
- определять части слова;
- находить нужные буквы.
 
Метапредметные (УУД)
познавательные:
 
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
 
регулятивные:
 
- высказывать свое предположение;
 
коммуникативные:
 
- точно и полно выражать свои мысли.
 
Личностные УУД:
 
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
 
Метапредметные(УУД)
 
регулятивные:
 
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
 
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
 
- определять последовательность
 
действий на уроке.
 
Слайд 1
 
Из всего что мы сейчас сказали давайте сформулируем тему нашего урока.
 
О чем мы будем говорить на уроке?
 
Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
 
Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?
 
1.Находить имена существительные среди других слов
 
2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.
 
3.Узнавать значение имен существительных.
 
4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.
 
Построение проекта выхода из затруднения (10 мин)
 
Коммуникативные УУД:
 
- слушать и понимать речь других;
 
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 
Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
 
- строить речевое высказывание в устной форме;
 
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
 
- устанавливать причинно-следственные связи;
 
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
 
- моделировать информацию;
 
Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
 
- отличать верно выполненное задание от неверного;
 
- осуществлять самоконтроль;
 
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
 
Слайд 2
 
hello_html_2135467e.png
 
Слайд 3
 
1.Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.130.
 
Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем.
 
2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)
 
Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования:
 
а)подчеркни имена существительные.
 
б)докажи, что они являются именами существительными:
 
-на какой вопрос отвечает слово?
 
-что обозначает слово?
 
в)сделайте вывод
 
Давайте сформулируем общее правило.
 
Молодцы!!!
 
Оцените свою работу в группах.
 
Дети вспоминают правило
 
Затем дети формируют группы, выбирают лидера.
 
Групповая деятельность учащихся.
 
Слова 1группы:машина,ходьба,корова
 
Слова 2группы: собака,прыжок,стул.
 
Слова 3 группы: стрельба, цветок,утка
 
Вывод: все слова отвечают на вопрос кто? или что?
 
Все слова обозначают предмет
 
Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.
 
Физминутка
 
-Мы немного устали. Проведем физминутку для глаз.
 
Дети глазками следят за объектами на слайде.
 
Первичное закрепление во внешней речи.
 
Личностные УУД:
 
- определять общие для всех правила поведения;
 
- определять правила работы в парах;
 
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
 
Метапредметные (УУД)
 
регулятивные:
 
- работать по предложенному плану;
 
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
 
- отличать верно выполненное задание от неверного;
 
- осуществлять самоконтроль;
 
познавательные:
 
- ориентироваться в учебнике;
 
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
 
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
 
- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
 
коммуникативные:
 
- слушать и понимать речь других;
 
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
 
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
 
Слайд 5
 
Работа в парах над рубрикой «Давай подумаем.» с.131
 
Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом?
 
Верны ли наши предположения? Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание», с.131
 
Теперь применим полученные знания и выполним упражнение 2,с.131. Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях. Нужно разделить слова на два столбика: 1-слова, которые отвечают на вопрос КТО?
 
2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? Комментируем свой выбор.
 
Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение.
 
Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.
 
Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия
 
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
 
Метапредметные (УУД)
 
регулятивные:
 
- отличать верно выполненное задание от неверного;
 
- осуществлять самоконтроль;
 
познавательные:
 
- осуществлять анализ учебного материала;
 
коммуникативные:
 
- слушать и понимать речь других;
 
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
 
Слайд 6
 
-Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу.
 
Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная –высокий уровень, зеленая –низкий уровень, жёлтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения.
 
Проверка со слайда.
 
Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?
 
В чем испытывали трудности.
 
Хотим.
 
Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу.
 
Затем проверяют работу по эталону( осуществляется индивидуальная деятельность). Для учителя важный момент: идёт процесс адекватности самооценки при выборе уровня.
 
Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче.
 
Рефлексия
 
Личностные УУД:
 
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
 
Метапредметные (УУД)
 
регулятивные:
 
- осуществлять самоконтроль;
 
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
 
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
 
коммуникативные:
 
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
 
Слайд 7
 
Над какой темой работали?
 
Каким правилом пользовались?
 
Где будем использовать полученные знания?
 
Оцените свою работу и работу товарищей.
 
В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?
 
Выставляются оценки. Комментируется дом. задание.
 
Работали над темой имя существительное.
 
Дети еще раз повторяют правило.
 
( Фронтальная деятельность)
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Итоговый практико-значимый проект "Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"...

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...

Уроко с реализацией системно-деятельностного подхода в начальной школе. Русский язык 3 класс "Имя существительное"

Учебный предметрусский языкУчебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2008Программа «Начальная школа XXI века»Класс3Тип урокаурок фиксации и систе...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Принципы реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе  ………………Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...