Тема "Буквы Я, я"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок по русскому языку для 1 класса по программе "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Буквы Я, я
Класс: 1 В; учитель: Гарькуша Ю.Э.
Цели: познакомить с особенностями буквы я, стоящей в начале слов и после гласных, со способом обозначения мягкости согласных с помощью буквы я; учить писать буквы Я, я, читать слова с буквой я; отрабатывать читательские умения и навыки; обогащать словарный запас; прививать внимание к слову, его произношению и написанию, интерес к чтению, чувство ответственности за выполняемую работу.
Формируемые УДД: определять, какие звуки обозначает буква я в словах; правильно писать буквы Я, я; читать слоги, слова, предложения и тексты с буквой я; объяснять значение слов; работать в группах.
Ход урока:
- Орг. момент
- Пока мы учимся, люди вокруг трудятся. Кто трудится для нас в течении дня? (пекарь печёт хлеб, врач лечит тех, кто заболел, водитель перевозит пассажиров, продавец обслуживает покупателей, доярка кормит и доит коров, и т.д.)
- А мы для чего учимся? (чтобы потом также трудиться, приносить пользу своей стране, людям, живущим вокруг нас)
2. Актуализация знаний
- Назовите гласные звуки и их признаки. (произносятся с голосом, при произнесении воздух во рту не встречает преград, образуют слоги)
- Назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласных. (буквы а, о, у, ы, э)
- Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных. (буквы е, ё, и)
- Какие звуки обозначают буквы е и ё, если стоят в начале слова или после гласных? (слайд 2)
- Отгадайте загадки: … (слайд 3,4)
- Давайте сделаем схему слова и запишем транскрипцию.
- Поменяйтесь тетрадями и оцените соседа. (слайд 5)
3. Мотивационно-целевой этап
(стихотворение Б.Заходера)
Всем известно.
Буква я
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
- Неизвестно?
- Неизвестно.
- Интересно?
- Интересно!
- Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы,
Жили, не тужили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз всё дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква я
В строку не встала, Взбунтовалась
Буква я.
- Я, -
Сказала буква я, -
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю
На виду!
Говорят ей:
- Встань на место!
Отвечает: - Не пойду!
- Что вы можете сказать о поведении буквы я? (она вела себя очень нескромно)
- Предположите, что могло произойти дальше.
!!!Это стихотворение имеет продолжение. Кому стало интересно, чем всё закончилось, прочитайте его дома до конца вместе со взрослыми, а завтра поделитесь тем, что вы узнаете, с одноклассниками.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слайд 7)
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (узнать, какие звуки обозначает буква я, и научиться её писать)
4. Работа по теме урока
1) (Азбука с.24-25)
- Отгадайте загадку. (слайд 8)
Круглые зелёные на дереве растут,
Как бочок краснеет, тут их и сорвут.
Сладкие и спелые соберут в корзинку.
Все на вид красивые, прямо как с картинки. (яблоки)
- Какие слова помогли вам отгадать, что это яблоки?
- Посмотрите на «волшебный» рисунок. Что растёт на ветке? (яблоко)(слайд 9)
- Произнесите слово медленно.
- Назовите первую букву в этом слове.
- Какие звуки она обозначает? ([й а]) (слайд 10)
- Назовите слова, которые начинаются на букву я. (Яша, ябеда, Яна, яблоня, ярмарка, ясный, ястреб,…)
- Разгадайте ребус. (яма) (слайд 11)
- Какая буква стоит в начале этого слова?
- Как она произносится?
- Какие ещё буквы есть в этом слове?
- Какие звуки они обозначают?
- Сколько букв в этом слове? Сколько звуков?
- Почему количество звуков больше количества букв? (буква я обозначает два звука)
- Какие ещё буквы обозначают два звука? (е, ё)
- Прочитайте пары слов.
- Что обозначают слова первой пары? (один предмет (яблоко) и много предметов)
- Что такое яблоня? (фруктовое дерево, на котором растут яблоки)
- Какую яблоню называют дикой? (ту, которая сама растёт, без ухода человека)
- Когда буква я обозначает два звука? (в начале слова и после гласных)
- Кого вы видите на рисунке ниже? (слайд 13)
- Что они делают?
- Что можно понять по выражению их мордочек? (они ссорятся, злятся)
- Как вы думаете, почему они ссорятся? (не могут договориться, чьё это яблоко)
- Какие черты характера, эмоции они проявляют при этом? (жадность и злость)
- Как вы думаете, смогут ли они найти разумное решение, если будут продолжать ссориться?
(чтение текста «Яблоня» по цепочке)
- Где росла яблоня?
- Кто увидел яблоко?
- Почему заяц не смог сорвать яблоко?
- Как яблоко оказалось у ежа?
- Что произошло дальше?
- Кто подсказал разумное решение?
- Как он посоветовал поступить?
- Что сделал заяц?
- О чём он это говорит?
- Что поняли зайчик, ворона и ёж? Прочитайте пословицу. (слайд 14)
- Кто оказался самым понятливым?
!!! Подготовьтесь к чтению по ролям.
5. Физкультминутка
2) (Прописи – с.20)
- Разгадайте ребусы (Яша, ясли, як, яма) (слайд 15)
- Кто знает, кто такой як? (крупное жвачное животное с длинной шерстью и рогами)
- Какая буква стоит в начале всех этих слов?
- Какие два звука она обозначает?
(звуковой анализ и составление схем слов як, яма)
- Сколько букв в этих словах? Сколько звуков? Почему?
- Из каких элементов состоит печатная буква я? (печатание заглавной и строчной печатной буквы) (слайд 16)
(запись письменных букв)
- Прочитайте начало первого предложения.
- Что созрело в саду? (яблоки)
- Обведите предложение и допишите его.
- Сколько слов в этом предложении?
- Прочитайте слова, в которых одинаковое количество букв.
- Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв?
- Обведите второе предложение.
- В каких словах звуков больше, чем букв? Почему?
- Прочитайте третье предложение.
- Напишите его на свободных строках.
- Подчеркните в словах букву я. Какой звук она обозначает в этих словах?
- Напишите самостоятельно ответ на вопрос «Что растёт в саду»?
- Проверьте, правильно ли вы написали слова, оформили предложение на письме.
6. Рефлексивно-оценочный этап.
- Какой звук обозначает буква я в начале слова и после гласных?
- Какой звук обозначает буква я после согласных?
- На что указывает буква я, если стоит после согласного звука?
- Оцените свою работу на уроке.
7. Итог.
- Подведём итоги по эмоциям. (слайд 17)
Сегодня на уроке у меня всё получилось, я всё понял.
Я работал хорошо, но немного не понял.
Мне тяжело было понять тему урока.