Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Русский язык" составлена в соответствии:
- с требованиями ФГОС НОО;
- в соответствии с требованиями Примерной образовательной программы ОУ;
- с авторской программой В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk_4_kl_lukomskaya_s_v.odt | 63.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Укромновская школа»
Симферопольского района Республики Крым
297536, ул. Путилинская, 24, с. Укромное, Симферопольский район, Республика Крым
тел. (0652) 322-233, e-mail: ukromnoe_2012@mail.ru
РАССМОТРЕНО на заседании МО ______________________цикла Протокол № от ___________ Руководитель МО: Семенцова С.В. | СОГЛАСОВАНО Замдиректора поУВР: Белокриницкая О.Н. ____________________ «___»__________ 2015г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор Приказ от _______ № _____ Лесникова Е.В. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Русский язык» (4 класс)
Класс: 4-б
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы 2015 /2016 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 170 ч/год; 5ч/неделю
Планирование составлено на основе:
примерной основной образовательной программы ОУ;
К а н а к и н а В. П., Г о р е ц к и й В. Г., Б о й к и н а М. В. Русский язык: Рабочие программы: 1—4 кл.: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. —
М.: Просвещение, 2011. — (Школа России).
Учебник « К а н а к и н а В. П., Г о р е ц к и й В. Г. Русский язык: 4 кл.: В 2 ч.: Учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2013. — (Школа России)
Рабочую программу составила Лукомская Светлана Владимировна
РУССКИЙ ЯЗЫК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
-с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ;
-с авторской программой Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей.
познавательная цель предполагает:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
- формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих — звуках речи, слове, предложении.
социокультурная цель - изучение русского языка – включает:
- формирование коммуникативной компетенции учащихся:
- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.
В настоящей программе формирование универсальных учебных действий предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;
- формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;
- развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Общая характеристика курса «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе - 5ч. в неделю, всего 170 ч.
Новизна изучения предмета осуществляется в формировании таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочникам.
Рабочая программа составлена в соответствии с УМК «Школа России», приказ Министерства образования и науки РФ №2080 от 24.12.2010 года «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»
Виды контроля за уровнем достижения учащихся по русскому языку
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже 1 раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты ( объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, словарные, контрольные и т.д.), обучающие и контрольные изложения, обучающие сочинения.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку.
Данный курс ориентирован на формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения курса «Русский язык» формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных действий), относящихся:
— к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространённое слово, виды предложений по цели высказывания и интонации, распространённые и нераспространённые предложения, простые и сложные предложения);
— к слову (прямое и переносное значение, синонимы и антонимы, морфемный состав слова, части речи, лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личного местоимения, глагола, наречия);
— к фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.);
— к графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами);
— к орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и познавательный опыт, которые служат основой для усвоения орфографических и пунктуационных правил.
Содержание программы представлено такими содержательными линиями, как:
· основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
· орфография и пунктуация;
· развитие речи.
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и осознание значения различных видов речевой деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- представление о своей этнической принадлежности;
- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
- представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
.
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Программа
Русский язык
4 класс
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в 4 классе отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА. 4 КЛАСС (170 Ч)
Повторение (11 ч.)
Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. Слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения. Нормы речевого этикета. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам. Предложение. Виды предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложении с обращением. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Обучающиеся научатся:
- Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи.
- Составлять текст по рисунку с включением в него диалога.
- Определять тему и главную мысль текста.
- Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст.
- Составлять план текста.
- Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
- Сопоставлять тексты разного стиля.
- Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой.
- Находить обращение в предложении.
- Составлять предложения с обращением.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение.
- Моделировать предложения.
- Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания.
- Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений.
- Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера.
Предложение (9 ч.)
Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но).Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Простые и сложные предложения. Различие простых и сложных предложений. Различие сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях.
Обучающиеся научатся:
- Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.
- Определять, каким членом предложения являются однородные члены.
- Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
- Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).
- Продолжать ряд однородных членов.
- Выделять в сложном предложении его основы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.
- Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.
- Обосновывать постановку запятых в предложении с однородными членами.
- Составлять сложные предложения.
Слово в языке и речи (21 ч.)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в слове, с парными по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах. Правописание приставок суффиксов. Правописание суффиксов –ик и –ек. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. Наречие (общее представление).
Обучающиеся научатся:
- Выявлять слова, значение которых требует уточнения.
- Подбирать к слову синонимы, антонимы.
- Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.
- Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок
- Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.
- Находить наречия среди данных слов и в тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Анализировать грамматические признаки наречия.
- Определять роль наречий в предложении и тексте.
- Классифицировать наречия по значению и вопросам.
- Образовывать наречия от имён прилагательных.
Имя существительное (43 ч.)
Изменение по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов. Начальная форма имени существительного. Три склонения имён существительных. Падежные окончания имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Морфологический разбор имён существительных.
Обучающиеся научатся:
- Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.
- Изменять имена существительные по падежам.
- Различать смысловые и падежные вопросы.
- Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.
- Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.
- Подбирать примеры существительных 1-го склонения.
- Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения.
- Подбирать примеры существительных 2-го склонения.
- Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходства и различие.
- Классифицировать имена существительные по склонениям.
- Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения.
- Подбирать примеры существительных 3-го склонения.
- Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходства и различие.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.
- Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.
- Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.
Имя прилагательное (30 ч.)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных. Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числа, по родам (в единственном числе). Начальная форма имён прилагательных. Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Обучающиеся научатся:
- Находить имена прилагательные среди других слов в тексте.
- Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.
- Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.
- Определять род и число имён прилагательных.
- Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).
- Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.
- Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.
- Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.
Личные местоимения (7 ч.)
Повторение и углубление представлений о личных местоимениях. Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Морфологический разбор личных местоимений.
Обучающиеся научатся:
- Распознавать местоимения среди других частей речи.
- Определять наличие в тексте местоимений.
- Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.
- Изменять личные местоимения по падежам.
- Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.
- Раздельно писать предлоги с местоимениями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.
- Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.
- Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений.
Глагол (34 ч.)
Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи. Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Лицо и число глаголов. 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Обучающиеся научатся:
- Различать глаголы среди других слов и в тексте.
- Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.
- Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
- Определять лицо и число глаголов.
- Выделять личные окончания глаголов.
- Определять спряжение глаголов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.
- Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.
- Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.
Повторение (15 ч.)
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год | |
диктанты | 3 | 2 | 3 | 3 | 11 |
сочинения | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 |
изложения | 2 | 3 | 3 | 4 | 12 |
списывание | 1 | - | 1 | 1 | 3 |
Проверочная работа | 3 | - | 3 | 1 | 7 |
Словарный диктант | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Развитие речи | 9 | 7 | 7 | 8 | 31 |
Учебно-тематический план
1 | Повторение | 11 ч. | Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Составлять план текста. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой. Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением. |
2 | Предложение | 9 ч. | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Продолжать ряд однородных членов. Выделять в сложном предложении его основы. |
3 | Слово в языке и речи | 21 ч. | Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Находить наречия среди данных слов и в тексте. |
4 | Имя существительное | 43 ч. | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Различать смысловые и падежные вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 2-го склонения. Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходства и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 3-го склонения. Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходства и различие. |
5 | Имя прилагательное | 30 ч. | Находить имена прилагательные среди других слов в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. |
6 | Личные местоимения | 7 ч. | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Изменять личные местоимения по падежам. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Раздельно писать предлоги с местоимениями. |
7 | Глагол | 34 ч. | Различать глаголы среди других слов и в тексте. Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Определять спряжение глаголов. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное. |
8 | Повторение | 15 ч. | |
Итого | 170 ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | |||
план | факт | |||||
1 | Наша речь и наш язык. Развитие речи. 1 Составление текста по рисунку с включением в него диалога | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога | ||||
2 | Текст. План текста | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы | ||||
3 | Развитие речи. 2 Изложение повествовательного текста | Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного | ||||
4 | Типы текстов. Развитие речи. 3 Составление устного рассказа на выбранную тему | Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой | ||||
5 | Предложение как единица речи. Входная диагностическая работа | Составлять из каждой группы слов предложение. | ||||
6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения | ||||
7 | Обращение | Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме | ||||
8 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения | ||||
9 | Распространённые и нераспространённые предложения. Проверочная работа №1 по теме «Повторение» | Различать распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам | ||||
10 | Словосочетание. Развитие речи. 4 Восстановление деформированного текста | Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения | ||||
11 | Контрольный диктант №1 | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | ||||
12 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Однородные члены предложения (общее понятие) | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами | ||||
13 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления | Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение | ||||
14 | Связь однородных членов в предложении с помощью союзов | Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов | ||||
15 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант №1 | Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами | ||||
16 | Обобщение знаний об однородных членах предложения. Развитие речи. 5 Сочинение. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану | ||||
17 | Простые и сложные предложения | Сравнивать простые и сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы | ||||
18 | Знаки препинания в сложном предложении | Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного | ||||
19 | Знаки препинания в сложном предложении | Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Составлять сложные предложения | ||||
20 | Развитие речи. 6 Изложение повествовательного текста. Проверочная работа №2 по теме «Предложение» | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | ||||
21 | Лексическое значение слова | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи | ||||
22 | Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове | ||||
23 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи | ||||
24 | Фразеологизмы. Развитие речи. 7 Составление текста по рисунку и фразеологизму | Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму | ||||
25 | Части речи | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи | ||||
26 | Части речи | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи | ||||
27 | Части речи | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи | ||||
28 | Контрольное списывание №1 | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст | ||||
29 | Наречие | Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте | ||||
30 | Наречие | Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных | ||||
31 | Наречие. Проверочная работа №3 по теме «Части речи» | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | ||||
32 | Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | ||||
33 | Состав слова. Суффиксы и приставки | Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок | ||||
34 | Разбор слова по составу | Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Моделировать слова | ||||
35 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове . Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы | ||||
36 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов | ||||
37 | Упражнение в написании приставок и суффиксов | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы | ||||
38 | Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе. Словарный диктант №2 | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов | ||||
39 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Развитие речи. 8 Составление объявления | Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Сочинять объявление | ||||
40 | Развитие речи. 9 Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника | ||||
41 | Контрольный диктант №2 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | ||||
42 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Изменение по падежам | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам | ||||
43 | Признаки падежных форм имён существительных | Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах | ||||
44 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим. Различать именительный и винительный падежи | ||||
45 | 2 четверть | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой | |||
46 | Несклоняемые имена существительные | Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных | ||||
47 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения | ||||
48 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения | ||||
49 | Развитие речи. 10 Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» | Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя) | ||||
50 | 2-е склонение имён существительных | Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Классифицировать имена существительные по склонениям | ||||
51 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения | ||||
52 | 3-е склонение имён существительных | Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям | ||||
53 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения | ||||
54 | Развитие речи. 11 Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» | Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» | ||||
55 | Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова | ||||
56 | Именительный и винительный падежи | Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного. Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах | ||||
57 | 25.11 | Родительный падеж | Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. | |||
58 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже | Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже | ||||
59 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения | ||||
60 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | Определять падеж имени существительного. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | ||||
61 | Дательный падеж | Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | ||||
62 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже | Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного. Ставить имена существительные в форму дательного падежа. Доказывать, что окончание написано правильно | ||||
63 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | ||||
64 | Творительный падеж | Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц | ||||
65 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | ||||
66 | Предложный падеж | Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и | ||||
67 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | ||||
68 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа | ||||
69 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | Указывать падеж и склонение имён существительных | ||||
70 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах | Составлять из пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падежах с предлогом | ||||
71 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | Составлять и записывать словосочетания, употребляя имена существительные с предлогом | ||||
72 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Словарный диктант №3 | Объяснять написание пропущенных падежных окончаний имён существительных | ||||
73 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (изложение) | ||||
74 | Контрольный диктант №3 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | ||||
75 | 22.12 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе | Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе. Определять склонение имён существительных | |||
76 | 23.12 | Промежуточная диагностическая работа | Продемонстрировать и оценить свои знания | |||
77 | 24.12 | Именительный падеж множественного числа | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Определять границы предложений | |||
78 | 25.12 | Родительный падеж множественного числа | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | |||
79 | 28.12 | Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | |||
80 | 29.12 | Развитие речи. 12 Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (изложение) | |||
81 | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | ||||
82 | Проверочная работа №4 по теме «Имя существительное». Развитие речи. 13 Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу | Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу | ||||
83 | Проект «Говорите правильно!» | Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже | ||||
84 | Контрольный диктант №4 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | ||||
85 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов | ||||
86 | Род и число имён прилагательных | Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное» | ||||
87 | Род и число имён прилагательных. Развитие речи. 14 Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке | ||||
88 | Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» | Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль | ||||
89 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе | Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения | ||||
90 | Склонение имён прилагательных. Развитие речи. 15 Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» | Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины | ||||
91 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице | ||||
92 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного | ||||
93 | Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного | ||||
94 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, проверять правильность написанного | ||||
95 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного | ||||
96 | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного | ||||
97 | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного | ||||
98 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | ||||
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?» | |||||
99 | Развитие речи. 16 Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания | Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца | ||||
100 | Контрольное списывание №2 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | ||||
101 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице | ||||
102 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного | ||||
103 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | ||||
104 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | ||||
105 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | ||||
106 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах Словарный диктант №4 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | ||||
107 | Развитие речи. 17 Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение | Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение | ||||
108 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Развитие речи. 18 Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости» | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам | ||||
109 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями | ||||
110 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями | ||||
111 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. Развитие речи 19 Изложение повествовательного текста | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями. Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста и записывать его. Проверять написанное | ||||
112 | Обобщение знаний об имени прилагательном | Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного | ||||
113 | Проверочная работа №5 по теме «Имя прилагательное». Развитие речи. 20 Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | ||||
114 | Контрольный диктант №5 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | ||||
115 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Роль местоимений в речи | Находить местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений | ||||
116 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица | Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений | ||||
117 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Развитие речи. 21 Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога | Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений | ||||
118 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. | ||||
119 | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Развитие речи 22 Составление поздравительной открытки | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта | ||||
120 | Развитие речи. 23 Изложение повествовательного текста | Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста | ||||
121 | Морфологический разбор местоимений. Проверочная работа №6 по теме «Личные местоимения» | Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | ||||
122 | Глагол как часть речи (повторение) | Различать глаголы среди других слов в тексте | ||||
123 | Время глагола | Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении) | ||||
124 | Изменение глаголов по временам | Трансформировать текст, изменяя время глагола. Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе | ||||
125 | Неопределённая форма глагола | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь) | ||||
126 | Контрольный диктант №6 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | ||||
127 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Неопределённая форма глагола | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос | ||||
128 | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме | Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола | ||||
129 | Упражнение в образовании форм глаголов | Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы: «что делать?» и «что сделать?» | ||||
130 | Развитие речи. 24 Изложение по самостоятельно составленному плану | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств | ||||
131 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) | Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.) | ||||
132 | 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени | Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени | ||||
133 | Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами | Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени | ||||
134 | Развитие речи. 25 Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины | ||||
135 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени | Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» | ||||
136 | Спряжение глаголов в будущем времени | Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» | ||||
137 | Личные окончания глаголов I и II спряжений | Определять спряжение глаголов | ||||
138 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | ||||
139 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | ||||
140 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола | ||||
141 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Словарный диктант № 5 | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | ||||
142 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола | ||||
143 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | ||||
144 | Контрольное списывание № 3 | Оценивать результаты освоения тем, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | ||||
145 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | ||||
146 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени | ||||
147 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени | ||||
148 | Развитие речи. 26 Изложение деформированного повествовательного текста | Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы) | ||||
149 | Правописание глаголов в прошедшем времени | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов | ||||
150 | Правописание глаголов в прошедшем времени | Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы | ||||
151 | Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | ||||
152 | Развитие речи. 27 Составление текста на спортивную тему | Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности) | ||||
153 | Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола | Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола | ||||
154 | Контрольный диктант №7 | Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм | ||||
155 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Развитие речи. 28 Изложение повествовательного текста | Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное | ||||
156 | Повторение по теме «Наша речь и наш язык» | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | ||||
157 | Развитие речи. 29 Повторение по теме «Текст» | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | ||||
158 | Повторение по теме «Предложение» | Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Разбирать предложение по членам. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации | ||||
159 | Контрольный диктант | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | ||||
160 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Повторение по теме «Имя существительное» | Применить свои знания для выполнения заданий | ||||
161 | Итоговая диагностическая работа | Применять свои знания для выполнения итоговой работы | ||||
162 | Орфограммы в значимых частях слова | Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе | ||||
163 | Орфограммы в значимых частях слова | Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания | ||||
164 | Развитие речи. 30 Изложение повествовательного текста | Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова | ||||
165 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах | ||||
166 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах | ||||
167 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | ||||
168 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | ||||
169 | Развитие речи. 31 Изложение повествовательного текста | Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | ||||
170 | Игра «Родное слово» | Применять свои знания для выполнения заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...
Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...
Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...
Русский язык УМК «Школа России» Класс: 2 класс
Тема урока: Части речи...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...