Дидактический материал по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Дидактический материал с 1 по 4 класс. Русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_1-4klassy.docx | 48.01 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс
Дидактический материал по русскому языку.
- Исправь ошибки в предложениях ручкой красного цвета.
- Я ель орехи. Ел - хвойное дерево. Угол свалили в уголь сарая.
- Бабочьки бывают ночьные и дневные. Дневные бабочки - яркие, красочьные. На коньчиках их усиков крошечьные шарики. Ночьные Бабочьки выглядят проще. Их крылышки покрыты ворсиночками.
- Пришла сима. На дворе холот, стужа. Снек покрыл землю. Ударил сильный морос. Реки, озёра покрылись льдом.
- Ина Муравьёва и коля суботин ходили в парк. Красиф осений парк! вот липо вая алея. Деревья стоят жёлтые, крас ные, бурые.
- Составь предложение. Подчеркни слова, отвечающие на вопрос что?
Лесу, в, чечётки, большие, самые, в, суетливые, даже, холода, прыгают.
- Вставь слова в стихотворение.
Уж __ снег, ___ ручьи,
В окно ___ весною…
_____ скоро соловьи,
И лес ____ листвою.
- Составь предложение. Подчеркни главные члены предложения.
Ещё, весну, хлопочет, зима, и, на, ворчит.
- Вставь пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.
В т_тради леж_т л_сток рыхлой бума ги. Он быстро впитывает, промокает ч..рнила. Это промокашка. Она помо гает содержать т..традь в ч..стоте.
- Спиши, правильно раскрывая скобки.
(На)ступила (на)стоящая зима. (На) стёк лах мороз (на)рисовал (пре)красные кар тины. Землю (по)крыл глубокий снег.
- Прочитай текст. Выдели корни в однокоренных словах.
После дождя.
Дождь перестал. П..сок стал мокрым. Мальчики из п..ска строят мост. Юра и Петя прин..сли щепки, стали м..стить м..стовую. Маленький Боря тоже по строил мостик, который скоро рассы пался.
- Вставь в предложения подходящие по смыслу слова. В словах второго предложения подчеркни твёрдые согласные.
Дети … свои завтраки. В ветвях … пели птицы. У дома стоит большой … кран.
- Вставь в предложения подходящие по смыслу сло ва с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
У лисы… хвост. В … душистый чай. Нельзя брать … вещи. Жене купили …. Мы рвали … .
- Составь предложение из слов. Раздели слова на слоги.
Ландыши, роще, девочки, рвали, душистые, в.
11. Составь предложения. Спиши. Выдели орфограммы.
1) стоит, день, отличный.
2) разбудил, лучик, уточку, солнечный.
3) в, речку, она, вошла.
4) на, похожа, лодочку, уточка.
5) она, жучков, клювом, хватает.
12.Восстанови деформированный текст.
Она собрала тонкие веточки.
Настя шла из школы домой.
В школьном саду обрезали деревья.
Скоро заблестели зеленые листочки.
Дома девочка поставила их в воду.
13. Составь предложения. Спиши. Выдели орфограммы.
1) решает, Коля, задач(у, ю), Щ(у, ю)кин.
2) птицы, за, щебеч(у, ю)т, окном.
3) нашёл, кольч(у, ю)гу, в, принц, ч(у, ю)лане.
14. Написание синквейна о лисе.
Перед началом работы учащиеся вспоминают правила написания синквейна.
1 строка – одно слово – существительное (тема синквейна);
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему;
3 строка – три глагола, описывающие действия по теме;
4 строка – “крылатое” выражение, цитата, фраза, предложение из нескольких слов, показывающее своё личное отношение к теме;
5 строка – слово-резюме, итог, вывод, своё личное отношение к теме.
2 класс
1.Выпишите из предложений слова, в которых все согласные произносятся твёрдо.
Зина гладит юбку и брюки. У дороги растут высокие тополя. На шляпе голубой бант.
2.Выпиши из текста слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Стоит чудесный зимний денек. Под мое окошко летят прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья и хвостик желтые. Грудка яркая, желтая. Это синички.Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало.
3.Спишите предложения, раскрывая скобки. Выпишите из предложения слова с безударной гласной в корне. Напишите проверочные слова.
Рыбаки (при)шли (на)озеро. (На)дереве было гнездо. Жаркая погода (про)стоит (до)конца месяца. У моей сестры болит нога.
4.Выпишите слова с разделительным мягким знаком.
Дарья решила шить себе платье. Илья забрался на переднее сиденье. С горки на санях мальчики режут полозьями снег
5. Укажи в каком предложении правильно выделены
подлежащие и сказуемое:
1. На вершине сосны стучал дятел.
2. Глухо прокатился отдалённый гром.
3. Бабушка поставила на стол чашки.
4. Лампы ярко освещают цирк.
6.Напиши недостающие главные члены предложения.
_____ едет по дороге. В клетке поют_______ . Опадают жёлтые ______.
7. Подели текст на предложения. Подчеркни глав ные члены предложения.
Уже пришла осень улетели чижи стрижи и другие птицы весь день идёт дождь в парках и на улицах города тишина.
8.Вставь пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.
Вдру…__ пот…мнело небо. Крупные кап ли д…ждя застуч…ли по крышам. Все рады д.. ждю. Ож..ли л..га, п..ля, с..ды, л..са.
9.Вставь предлоги.
Осторожно ветер _____ калитки вы шел, постучал ___ окошко, пробе жал __ крыше.
10.Прочитай текст. Определи начало и конец каждого предложения. Спиши.
- Вчера дядя Артем поймал щуку и леща тетя Люба сварила уху она угостила гостей супом и пирогом дочка Наташа наливала чай в чашки.
- Пришла зима река скована льдом поля и луга покрыты белым ковром в лесу тишина стучит только дятел по стволу он ищет корм под корой вот белка она несет из своей кладовой сухие грибы.
11. Закончи пословицу. Запиши в тетрадь.
Без труда …..
С кем поведёшься, от того и ….
Поспешишь – людей …..
Не спеши языком ….
Лучшая вещь новая, лучший друг ….
Труд кормит, а …..
12.Допиши слова по смыслу.
Топором рубят, а пилой …
Ластиком стирают, а ручкой …
Летом идет…, а зимой …
Рыбы …, а птицы …
Воду можно разлить, а горох …
Сено косят, а волосы…
13.Из данных предложений составь рассказ. Озаглавь, запиши.
Вставь пропущенные буквы, укажи орфограмму.
Подчеркни главные члены предложения.
Он унёс за г…р…зонт ни…кие тучи. Над з…млёй р…спахнулся простор неба. Нал…тел вет …р. Оно прощ…лось с п…следними цв…тами, с з…лёной тр…вой. На минутку выгл…нуло солнце.
14.Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, там где это возможно.
Х...рошо у нас в...сной! ( .....................). Зацв...тут (.................) с...ды (.........)- б...лым - б...ло (.................). Утонут д...ма (.................) в белых с...дах (............), будто и нет их. Одни ласточки над с...дами (.............) шныряют. Песни щ...бучут. (........................).
15. Вставь пропущенные буквы в стихотворение.
B...сна!, B...cнa! Kaк вoздyx чист!
Kaк ясeн нeбoсклoн!
Свoeй лaзуpию ж...вoй
Сл...пит мнe oчи oн!
16. Составь предложения. Спиши. Выдели орфограммы. Озаглавь.
1) дома, около, сад, дедушки, фруктовый.
2) деревья, в, растут, саду.
3) сливы, рядом, яблони, и, растут
4) ароматная, а, малина, и, крупная
17. Составь предложения. Спиши. Выдели орфограммы.
1) ёж(ы, и)к, ж(ы, и)вёт, Маш(ы, и).
2) ёж(ы, и)ку, девочка, в, каш(ы, и),полож(ы, и)ла,ковш(ы, и)к.
3) спеш(ы, и)т, на, зверёк, уж(ы, и)н.
18. Прочитайте предложения. Составьте текст. Напишите текст, предложения разберите по членам предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните изученные орфограммы.
(В) тихой в..де м..л..кают ры..ки.
(У) пруда растут б..рё..ки и ду..ки.
(К) пруду в..дёт у..кая д..ро..ка.
(В) нанем с..ле ест.. х..роший пру.. .
3 класс
- Составь предложения. Спиши. Выдели орфограммы.
1) участку, маленькая, дачному, Танечка, гуляет, по.
2) видит, душистые, девочка, ландыши.
3) цветочки, эти, как, крошечные, красивы.
4) бабочка, а, вот.
5) она, на, лавочку, села, дощатую.
6) на, хорошо, даче.
2. Составь предложения. Спиши. Выдели орфограммы.
1) крыше, по,дождь, стуч(а, я)ть, дощ(а, я)той, нач(а, я)л
2) кач(а, я)ет, ветки, ветер.
3) галч(а, я)та,в, пищ(а, я)т, гнезде.
3. Составь предложения. Спиши. Выдели орфограммы.
1) дачном, кошечка, крылечке, сидит, на.
2) шерсть, лижет, язычком, она.
3) по, бежит, участку.
4) мыть, кошечка, заканчивает, язычком, бежит, в, и, шерсть, дом.
4. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.
Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.
5. Прочитай. Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.
6.Спиши пoслoвицы и пoгoвopки.
Вставь пpoпyщeнныe бyквы. Pядoм в скoбкax пиши проверочные слова. Обозначь орфограммы.
1 Ук...тaли cивку кpyrыe гopки.
2. Стapый кoнь б...p...зды нe иcпopтит.
3. Пoд л,..жaчий камень в...дa нe т...чёт.
4. П...шком х...дить - долго ж...ть.
5. Б...да на с...ле - коль лебеда на ст....ле.
7.Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».
8. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.
2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?
3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.
4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?
5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.
6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.
9.Закончи предложения, добавив в каждое по одному, подходящему по смыслу слову.
У зверя лапа, у ч..л..века – … .
У с..баки морда, у ч..л..века – … .
У л..ва паст.. , у ч..л..века – … .
У берёзы сок, у ч..л..века – … .
У м..ш..ны м..тор, у ч..л..века – … .
У к..нфеты фантик, у ч..л..века – … .
10.Спиши, расставляя знаки препинания. Составленные предложения напишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в именах существительных.
Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильей в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берез трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму.
11.Прочитайте. Напишите предложения в порядке возрастания в них количества существительных. Вставьте нужные буквы.
Т(я,и)жёлые грозд(ь, -)я р(я,и)бины покрывают дер(е,и)вце.
По небу т(я,и)нулис(ь, -) птицы.
Жур(о,а)вли л(и,е)тели высоко в небе через п(а,о)ля, л(и,е)са, г(о,а)рода.
На вишнях, грушах, сливах по(е,я)виллис(ь,-) белые цв(и,е)ты.
12.Прочитайте. Придумайте название и концовку к тексту. Напишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень и окончания в однокоренных словах.
Ночью ствол дер..ва ст..нал и скр..пел от сил..ного ветра. Утром ветер утих. Дер..во тихо ст..яло. и вдруг оно запело! Звуки н..слиь изнутри ств..ла. оказывается, в дер..ве было дупло, в дупле – гн..здо, а в гн..зде – д..тлята.
13.Прочитайте. Подберите подходящее к тексту название. Текст напишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Крот – один из самых др..чливых зв..рей. Бол..шую ч..ст.. ж..зни он прводит (под) з..млёй. Толстый и полуслепой, он не знает пощ..ды. Если (в) подземных х..дах встр..ч..ются два кр та, начинается см..ртел..ная битва. (У) кр..та уд..вител..ный а.петит. (В) сутки он съедает столько, сколько весит сам.
4 класс
- Составь предложения. Спиши. Выдели орфограммы.
1) ч(а, я)щ(а, я), зимой, оч(а, я)рованна.
2) похож(ы, и), пуш(ы, и)стые, га, лебяж(ы, и)й, снег, пух.
3) это, в, ж(ы, и)знь,время, в ,ч(у, ю)дная, лесу.
2. Самостоятельно подберите пропущенные слова в предложения – определения. Составленные предложения напишите. Подчеркните орфограммы.
Учител… - это ч…ловек, который … .
Строител… - это … , который … .
Боксёр – это … , который … .
Сп…ртсмен – это … , который … .
3.Прочитайте текст. Подберите к нему подходящее название. Напишите, вставляя нужные буквы.
У пеликанов особые клювы-сач(-,ь)ки. Это даже не клювы, а клювищи. Они длинные, а снизу у них кожаные сумки. Нашёл пеликан рыб(-,ь)ю стайку, разинул клюв и подхв(а,о)тил сач(-,ь)ком добычу. Удобно л(о,а)вит(-,ь) и пеликанятам и в гн(и.е)здо рыбу н(а,о)сит(-,ь). В сумку пом(е,и)щ(а,я)ется много рыбёшек. Сумоч(-,ь)ка х(о,а)рошо растягивается.
4.Составь предложения. Спиши. Выдели орфограммы. Озаглавьте.
1) отличный, день, июльский.
2) и, над, кружат, пёстренькие, беленькие, бабочки, мотыльки, цветочками.
3) на, есть, пыльца, цветочках.
4) бабочка, веточки, села, кончик, пёстренькая, на.
5) и, среди, мелькают, жучки, паучки, стебельков.
6) здесь, сколько, их.
5 Спиши, расставляя знаки препинания и вставь пропущенные буквы.
а) По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи солнце исчезло как-то сразу пот..мнело в оздухе запахло д..ждём осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)
6.Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Напиши проверочное слово.
Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. За б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)
7.Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.
2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?
3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.
4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?
5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.
6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.
8.Прочитайте предложения. Какие надо осуществить с ними действия, чтобы получилась зимняя зарисовка? Зарисовку запишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
Услужливый м..ро.. з..т..нул реки л.. .. ком.
По листьям шуршит дождь.
Ре..кий ветер теребит в..рху..ки д..ревьев.
Во все стороны двинулись мощные потоки в..ды.
До самых бр..вей нахлобучили они белосне..ные ша..ки. надели пуховые варе..ки.
Шустрые сн..г..ри порхают по ши..кам елей.
9.Прочитайте строки из стихотворения:
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженной тишиной… .
О чём они вам рассказали?
Найдите в стихотворении слова с безударной гласной. Составьте и напишите свою зарисовку на эту же тему, используя слова с безударными гласными, употреблённые поэтом.
10. Прочитайте части текста. Расположите их в правильной последовательности. Сформулируйте своё задание к составленному тексту.
Позже люди н..училис.. в..рить (из) свеклы сах..р. пр..д..вали его (в) аптеках как лекарство. Он был очен.. д..р..гой.
(В) давние вр..мена люди не знали, что такое сахар. Они ели мё.. . Пили сла..кий сок клёна, липы, ч..й (с) дол..ками свеклы.
(В) (И,и)ндии, (на) (К,к)убе п..луч..ют эту сладост.. (из) сахорного тр..с..ника. У него сла..кий стебел.. . Тр..стинки ср..зают, бр..сают (в) к..тёл и вываривают (на) ..гне. Получаются кристаллики сахара.
11.Прочитайте. Напишите предложения в порядке возрастания в них количества слов с приставкой. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Со..нце пр..било дыру (в) туче и р..збр..сало (с) высоты лучи.
Прямо (из) п..тёмок мы п..степенно выплывали (в) з..колдованное царство.
В..да (под) к..лёсами з..пенилась и п..б..жала быстрым ручейком.
12.Прочитайте. Охарактеризуйте весь текст и его основные части. Напишите ту часть, в каждом предложении которой есть слово с приставкой. Озаглавьте её. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.
Лесные звери в сказках и в жизни.
Мы знаем, что л..са в ска..ках хитрая, за..ц трусливый. На самом деле это д..леко не так.
Л..су сп..сает не хитрост.. , а зоркие гл..за, острый слух, удивительное ч..тьё и ловкост.. . Св..ю д..бычу она без всяких уловок н..ходит. Ей п..м..гают нос, и уш.. . Мышка чут..-чут.. з..п..щит под снегом, а л..са мигом р..зроет его, п..чует норку и р..ск..пает.
И за..ц не т..кой трусливый. Он ост..рожный. а иногда может за себя п..ст..ять. З..метит вовремя с..ву или филина, п..р..в..рнётся на спину, ударит их задними лапами. В т..кой п..р..делке и с..баке не п..зд..ровится.
Интересен мир л..сных зв..рей!
13.Прочитайте текст. Вставьте в него подходящее по смыслу пропущенное предложение.
Кошки ч..сто (у)мываются. Но они не только большие ч..стюли. Утром (про)снулись, (по) т..нулис.. и уже (вы) лизывают себя (от) мордоч..ки (до) лап. (Со) бралис.. гулят.. – (у) мываются. (По) гуляли, (по) ели – опят.. (вы) лизываются (с) г..л..вы (до) но.. . Кошки (с) лизывают (с) себя гряз.., крошки (от) еды и собственный (за) пах. ∟___ . (На) охоте они ждут свою добычу (в) засаде. Если добыча (по) чует опас..ност.., звер.. (о) станется г..лодным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку. 3 класс
Представлен дидактический материал по русскому языку по развитию грамотного письма в игровой форме "Орфографическое лото"...
Дидактический материал по русскому языку. 2 класс.
Контрольно измерительный материал по русскому языку позволяет в тестовом варианте быстро проверить знания учащихся по различным темам. Материал подобран в соответствии с программой с учётом возр...
Дидактический материал по русскому языку для учащихся в 3 классе. Урок-игра «ДОРОГА В ШКОЛУ»
Аннотация: Дидактический материал по русскому языку для учащихся в 3 классе. Урок-игра «ДОРОГА В ШКОЛУ»...
Дидактический материал по русскому языку "Состав слова. Корневые орфограммы"
Обучающие и контролирующие карточки по русскому языку 3 класс по теме: " Состав слова. Корневые орфограммы"...
Дидактический материал по русскому языку и обучению грамоте.
Задания для актуализации и проверки знаний учащихся 1 класса...
Дидактический материал по русскому языку.
Дидактический материал можно использовать при повторении тем "Звуко-буквенный разбор слова", "Части речи", "Члены предложения", "Склонение существительных"...
Дидактический материал по русскому языку. «Разноуровневые задания по русскому языку».
В предлагаемых материалах представлены разноуровневые задания по русскому языку, выполнение которых оказывает наибольший положительный эффект в учебном процессе, т.к....