Внеурочная деятельность
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Программа "Русский язык в играх" предназначен для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф.Афанасьева-Алданского
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
МО начальных классов зам.директора по УВР директор ЧСОШ
Горохова С.Д.________ Лугинова Л.Е._________ Ушницкая В.В._______
«___» __________2015г. «____»_________2015г «____»_________2015г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Русский язык в играх» в 4-м классе (1 – 4)
на 2015-2016 учебный год
количество часов в неделю 1 час, в год 34 часа
Составитель: Босикова А.В.
учитель начальных классов
2015-2016 уч.г.
Содержание
- Пояснительная записка.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.
- Содержание.
- Календарно-тематическое планирование
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечение
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Русский язык в играх» в 4-м классе (1 – 4)
количество часов в неделю 1 час, в год 34 часа
- Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на 1 год обучения (34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 10 лет, 4 классы).
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
развить интерес к изучению тайн русского языка;
воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
углубить уже имеющиеся знания о лексике;
изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;
научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
научить обобщать, делать выводы;
стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;
воспитывать ответственность, самостоятельность.
Ожидаемые результаты обучения по программе:
учащиеся должны
знать об основных терминах, связанных с лексикой;
знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
уметь подбирать синонимы и антонимы;
уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
сочинение своих сказок
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь иуважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознаниеответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками;осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать иобосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
- Содержание
Лексическое значение слова.-1ч.
Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.
Прямое и переносное значение слова.-1ч.
Особенности прямого и переносного значения слов.
Ударение меняет значение. -2ч.
Особенности русского ударения.
Пестрое семейство синонимов.-2ч.
Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.
Великое противостояние антонимов.-2ч.
Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.
Слова-двойники. Омонимы. -1ч.
Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.
Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.
Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.
Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.
Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.
Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.
Устойчивые сравнения.-1ч
Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.
Фразеологические сочетания-3ч.
Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.
Шарада -1ч.
Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.
Поиграем в слова-1ч.
Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, логогрифами, перевертышами.
Откуда ты, имя?-1ч.
Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
Отчество и фамилия-1ч.
Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
Времена года -4ч.
Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
Крутится-вертится шар голубой-1ч.
Что означают названия материков, частей света.
В гостях у сказки.-1ч.
Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
Что нужно школьнику.-1ч.
Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
Скатерть-самобранка.-1ч.
Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.
Откуда пришли названия некоторых растений.
Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.
Откуда пришли названия животных.
О том, что мы носим.-1ч.
Что означают названия некоторых предметов одежды.
Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.
Обобщение знаний, полученных во время занятий в блоке «К тайнам слова».
- Календарно-тематический план.
№ | Дата | Факт.дата | Тема занятий | Теория | Примечание |
1 четверть | |||||
1 | 02.09 | Лексическое значение слова. | Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. | ||
2 | 09.09 | Прямое и переносное значение слова. | Особенности прямого и переносного значения слов. | ||
3 | 16.09 | Ударение меняет значение. | Особенности русского ударения. | ||
4 | 23.09 | Ударение меняет значение. | Особенности русского ударения. | ||
5 | 30.09 | Пестрое семейство синонимов | Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи. | ||
6 | 07.10 | Пестрое семейство синонимов | Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи. | ||
7 | 14.10 | Великое противостояние антонимов. | Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи. | ||
8 | 21.10 | Великое противостояние антонимов. | Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи. | ||
9 | 28.10 | Слова-двойники. Омонимы. | Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи. | ||
2 четверть | |||||
10 | 04.11 | Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов. | Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи. | ||
11 | 11.11 | Похожи, но не одинаковы. Паронимы. | Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи. | ||
12 | 18.11 | Из глубины веков. Архаизмы. | Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи. | ||
13 | 25.11 | Устойчивые сравнения. | Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями. | ||
14 | 02.12 | Фразеологические сочетания. | Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями. | ||
15 | 09.12 | Фразеологические сочетания. | Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями. | ||
16 | 16.12 | Фразеологические сочетания. | Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями. | ||
17 | 23.12 | Шарада | Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад. | ||
3 четверть | |||||
18 | 13.01 | Поиграем в слова | Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, логогрифами, перевертышами. | ||
19 | 20.01 | Откуда ты, имя? | Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси? | ||
20 | 27.01 | Отчество и фамилия | Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка). | ||
21 | 03.02 | Времена года | Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси. | ||
22 | 10.02 | Времена года | Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси. | ||
23 | 17.02 | Времена года | Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси. | ||
24 | 24.02 | Времена года | Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси. | ||
25 | 02.03 | Крутится-вертится шар голубой | Что означают названия материков, частей света. | ||
26 | 09.03 | В гостях у сказки | Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках. | ||
27 | 16.03 | Что нужно школьнику | Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов. | ||
4 четверть | |||||
28 | 06.04 | Скатерть-самобранка | Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек. | ||
29 | 13.04 | Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» | Откуда пришли названия некоторых растений. | ||
30 | 20.04 | Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения | |||
31 | 27.04 | Птицы - почему их так называют? | Откуда пришли названия животных. | ||
32 | 05.05 | Звери - почему их так называют? | |||
33 | 11.05 | О том, что мы носим. | Что означают названия некоторых предметов одежды. | ||
34 | 18.05 | Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай». | Обобщение знаний, полученных во время занятий в блоке «К тайнам слова» |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечение
Ресурсное обеспечение.
Информационно- методические ресурсы.
Для того чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.
Научно-методические ресурсы.
Для того чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.
Организационные ресурсы.
Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.
В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.
Литература для учителя.
- Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13, 2000
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
- Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
- Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
- Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
- Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
- Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
- Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
- Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
- Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
- Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
- Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
- Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
- Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
- Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995
Литература для детей.
- Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.: Дет.лит, 1981
- Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
- Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
- Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
- Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
- Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....