Урок русского языка во 2 классе на тему "Грамматическая основа предложения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Папка содержит конспект и презентацию к уроку русского языка во 2 классе с применением новых продуктивных технологий XXI века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskaya_osnova_predlozheniya.rar | 941.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения: 18.11.2015
Тема: ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Совершенствовать все полученные умения в результате изучения слов-названий предметов и слов-названий признаков , слов-названий действий;
- Учить ставить вопросы к словам, задавать вопросы от слова к слову,
- Формировать умение группировать слова, находить нужные сочетания слов в тексте, конструировать слова и предложения.
- развитие умений находить грамматическую основу предложения.
Личностные:
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности..
Метапредметные:
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ( регулятивные УУД),
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе и паре, сотрудничать в совместном решении проблемы, учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться ( коммуникативные УУД),
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний (познавательные УУД).
Ход урока:
- Организация урока.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья – нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа», подчеркните ошибкоопасные места.
- Какие качества нам понадобятся, чтобы хорошо работать на уроке, узнать что – то новое? (внимательность, наблюдательность, умение думать, размышлять, поддержка друг друга…)
- Сообщение темы и цели урока.
Чтобы узнать какая сегодня будет тема урока, посмотрите на слайд и догадайтесь ( на слайде схема предложения).
- Что мы уже изучили о предложении? ( ответы детей)
- А вы знаете, что такое грамматическая основа предложения? ( нет)
Я думаю, что именно эту тайну мы и должны открыть сегодня на уроке и научиться находить в предложении грамматическую основу.
– Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня узнаем, научимся находить грамматическую основу предложения, будем на уроке аккуратно и грамотно писать.)
- Я предлагаю вам сегодня подняться по такой лесенке успеха ( у каждого на парте). В конце урока мы вернемся к этим критериям, чтобы проанализировать свою работу на уроке.
- Я аккуратно и грамотно пишу.
- Я знаю, что такое грамматическая основа предложениями.
- Я умею находить в предложении пары слов, которые отвечают на вопросы кто?, что? и что делает?
- Словарная работа.
- Решите мои грамматические загадки и запишите отгадки- названия предметов в строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую.
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз?
Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Узкая полоска земли, предназначенная для движения.
Чистота – залог …(здоровья).
Показ слайдов после отгадывания слова, подбор слов - признаков, самопроверка.
- Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро- )
- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.
Какое словарное слово новое для вас? Здоровье.
здоровье
Следует запомнить, что словарное слово "здоровье" пишется с буквой "о".
Я предлагаю вам слова-образы для запоминания:
спорт - здоровье
польза - здоровье
Как вы думаете почему я выбрала именно эти слова-образы? Как они связаны со словом здоровье?
Давайте составим предложение с этим словом:
У спортсмена хорошее здоровье. У меня крепкое здоровье.
Без здоровья нет хорошей жизни. (Пословица)
Зрительная гимнастика после просмотра слайдов:
Чтоб глаза ваши зорче были,
Чтоб здоровыми вам быть,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги.
Влево, вправо побыстрей.
Удивимся: что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро
Словно стрелочка часов
Проведем глазами дружно,
Ну а дальше – будь здоров!
IV. Повторение и актуализация знаний о предложении:
-Возьмите фиолетовые листочки со словами и выходите к доске/ Cейчас, пока звучит музыка, вы должны найти себе пару, чтобы у вас получилось предложение.
Звучит музыка, находят пары, повторяют в парах, что такое предложение, отвечает тот, у кого слово называет действие предмета.
- Молодцы! Теперь пары образуйте четверки, так чтобы предложения у вас были на одну тему.
Фронтально повторить, что такое текст. Раздать номера столов.
- Садитесь в новые группы. Сегодня на уроке вы будете работать в новых составах, улыбнитесь друг другу и пожмите руку партнеру по плечу и по лицу.
V. Открытие нового знания.
- У вас на столах конверты. Возьмите ученики под номером 2 и достаньте карточки со словами.
Послушайте задание: возьмите карточки голубого цвета рассортируйте, разделите их 3 группы (расположите в столбики).
- Возьмите карточки белого цвета . Какие они ? Напишите как бы вы назвали свои группы слов . Что у нас получилось?
Теперь каждый из вас составит по 1 предложению, используя по 1 слову из каждого столбика, запишите его в тетрадь.
Спит ленивая кошка. Пишет старательный ученик. Наступает ранняя весна. Ценится крепкое здоровье.
ДАВАЙТЕ УЗНАЕМ ТАЙНУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА?
Ценится крепкое здоровье.
- Докажите, что это предложения. Разбор предложения.
- О ком или о чем идёт речь? (Что?) здоровье.
- А если мы уберём это слово, нам будет не понятно, о ком говорится в предложении.
Что говорится о здоровье. Здоровье (что делает?) ценится.
Уберём слово - ценится.
Предложение сохранило законченную мысль? (нет)
А если мы уберём остальные слова, а оставим, Ценится здоровье, получится короткое предложение.
Получается, что это главные слова в предложении.
Это и есть тайна нашего урока. Находить главные слова в предложении ( грамматическую основу предложения).
Грамматическая справка ( слайд)
В предложении есть слова, которые составляют грамматическую основу предложения, - это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и подчёркивается одной чертой.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? и подчёркивается двумя чертами.
Что вы узнали из грамматической справки?
Грамматический алгоритм (Слайд )
1. Прочитать предложение
2. Определить о ком или о чём говориться в предложении
3. Задать вопросы (кто? или что?) .(найти подлежащее).
4. Подчеркнуть подлежащее одной чертой.
5. Определить, что говорится о подлежащем.
6. Задать вопросы (что делает? что делают? и.т.д) (найти сказуемое).
7. Подчеркнуть сказуемое двумя чертами.
8. Прочитать грамматическую основу.
Физминутка.
Упражнение «Правда и ложь» (дети передвигаются в правый угол класса, если согласны с утверждением, и в левый – если нет )
В русском языке только 6 гласных звуков.
В конце каждого предложения всегда ставится точка.
Слова-признаки отвечают на вопросы какой?какая?какие?какое?
В предложении Ребята играют в футбол. 3 слова.
Чтобы быть здоровым, красивым и сильным нужно соблюдать режим дня.
- Закрепление. Работа в парах с карточками. Грамматический тренажер. (В тексте в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу).
- Самостоятельная работа. Мини-тест (резерв)
- Итог урока. Рефлексия.
Скоро мы услышим звонок,
Пора заканчивать урок.
Давайте подведем его итоги.
Какую тайну предложения мы с вами раскрыли на уроке?
Что такое грамматическая основа предложения?
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Возьмите листочки с критериями успеха. Проанализируйте свою работу на уроке. Возьмите карандаш и нарисуйте цветочек на тех ступеньках, которые вам удалось сегодня преодолеть.
Встаньте те, кто смог подняться на 1 ступеньку, на 2, на 3. Какие трудности были у вас? На уроке активно работали все ребята, но сегодня отличились......
Урок окончен, спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях
Обобщение и систематизация знаний об изученных видах предложений изнаках препинания в них....
Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях Презентация
Презентация к уроку "Знаки препинания в предложениях"...
Конспект урока. Русский язык 4 класс. Тема: "Однородные члены предложения"
Конспект урока, проводимого в 4 классе по программе "Школа России" с использованием ЭОР. Учебник "Русский язык" 4 класс Т.Г.Рамзаева....
урок русского языка 2 класс тема "Конструирование текстов, предложений"
Урок с презентацией....
Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении. Словосочетание"
Цель: Сформировать представление о том, что предложение можно составить не только из слов, но и из словосочетаний; привлечь внимание к тому, что слова в словосочетаниях связаны по смыслу и форме; закр...
Конспект урока русского языка 4 класс"Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение"
Конспект урока русского языка по теме "Сложносочинённые и сложносочинённые предложения" 4 класс . Программа "Школа 21 века"...
конспект урока по русскому языку 3 класс, школа2100 "Грамматическая основа предложения"
Урок русского языка с использованием ИКТ....