Гласные и согласные звуки
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Гласные и согласные звуки
Педагогическая цель: Создать условия для выявления особенностей произнесения гласных и согласных звуков, введение понятий «гласный звук» и «согласный звук», упражнения в звуковом анализе слов.
Тип урока: Решение учебной задачи
Планируемые результаты: предметные: Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; составляют устный рассказ по картинке; озаглавливают картинку; определяют последовательность звуков в слове; выделяют гласные и согласные звуки в слове; озвучивают слова по моделям.
личностные: проявляют уважение и любовь к своей семье
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: соотносят то, что уже известно и освоено учащимися, и то, что еще неизвестно, составляют план и выстраивают последовательность действий.
Познавательные:
общеучебные - структурируют знания, строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; осуществляют рефлексию способов и условий действия; контроль и оценку процесса и результата деятельности, определение основной и второстепенной информации; логические – устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблем
- самостоятельно решают задания творческого характера.
Коммуникативные: слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении вопросов.
Основное содержание темы, понятия и термины: Последовательность звуков в слове.
Гласные и согласные звуки. Условные обозначения. Способность языковых единиц выстраиваться в определенной последовательностью в линейный ряд- важнейший механизм языка. Звуковой анализ односложный и двусложных слов. Акрофонический принцип записи звуков. Модель слова. Семья и ее родословная.
Образовательные ресурсы: Азбука 1 класс, Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Мокеевой ( I СD)
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
| Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Вот книжки на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный- Скажет каждый! -Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II.Постановка учебной задачи | Фронтальная . Словесный. объяснение учителя | -Мы уже много знаем о слове. Словом можно обозначить, назвать любой предмет. Слово может звучать, так как оно состоит из звуков. Сегодня мы будем слушать слово, слышать звуки, из которых оно состоит, и записывать их | Рассматривают картинку, отвечают на вопросы, составляют рассказ. -К маме мы обращаемся в самые трудные минуты | Принимают учебную задачу. М помощью учителя обобщают знания о слове | |
III.Усвоение новых знаний и способов действий.
| Фронтальная. Словесный, наглядный, практический беседа, рассказ | -Где происходит действие? Назовите его участников. Придумайте название картинки. Кого зовет малыш? -Что означает его крик? Почему он обращается к маме? | Рассматривают картинку, отвечают на вопросы, составляют рассказ. | Определяют основную мысль картинки и озаглавливают ее, описывают . отвечают на вопросы. | Устные ответы, рассказ |
| Фронтальная, парная. Словесный, наглядный, практический. Беседа со схемой, рассказ учителя, упражнение в произнесении звуков | -Из каких звуков состоит слово «мама»? Посмотрите , как данное слово записывается с помощью условных знаков-«бусинок»в модели слова. -Рассмотрите положение губ во время произношения: при произнесении звука [м] губы смыкаются, образуя преграду выходящему воздуху , при произнесении звука [ а] рот широко открывается, и воздух проходит свободно. -Какой звук произносит на картинке девочка? | На основе протяжного произнесения слова выделяют каждый звук, определяют их количество. Рассматривают модель слова. Слушают объяснение учителя и упражняются в произнесении звуков, работая в паре. –Звук [ а] , рот широко открыт | Наблюдают над особенностями произнесения звука с опорой на его наглядно-образную модель, показывающую положение губ во время произношения, осуществляют артикуляционную работу звуков в парах. Контролируют действия друг друга | Устные ответы, работа со схемой, произнесение гласных и согласных звуков |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Мы походим на носочках, А потом на пяточках, Пойдем мягко как лисята, и как мишка косолапый, И как заинька-трусишка. Вот свернулся еж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся, Наконец-таки проснулся, Захотелось поиграть, Всех ребят пересчитать. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни | Правильное выполнение движений |
| Фронтальная. Словесный, наглядный. Объяснение учителя, работа со схемой | -Все звуки делятся на две группы: одни произносятся при свободном прохождении воздуха через рот и называются гласными, обозначаются [ ]. При произнесении других выходящему воздуху мешает преграда со стороны органов речи. Такие звуки называются согласными и обозначаются[ ]. Пустая «бусинка» показывает, что воздух свободно проходит через рот, а поперечная черта – что на его пути есть преграда. [ ]. | Внимательно слушают объяснение учителя, рассматривают модель слова | Воспринимают на слух информацию о гласных и согласных звуках, их обозначениях. Знакомятся с условными обозначениями. Читают слово по следам анализа. Осуществляют сравнение, классификацию звуков по заданным критериям | Устные ответы |
| Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, рассказ | -Рассмотрите генеалогическое древо. Кто на нем изображен? –Назовите членов своей семьи. Знаете ли вы отчества своих родителей? | Знакомятся с понятиями: «генеалогическое древо», «родословная». Называют всех членов семьи | Умеют правильно употреблять слова со значением родства. Строят рассказ, соблюдая логику изложения | Устные ответы, рассказ |
| Фронтальная. Словесный, практический, беседа, работа со схемой. | Озвучьте слова по схемам. Укажите гласные и согласные звуки.- обратите внимание на «устройство» слова: его значение и звучание. | -Мама, папа, сын. Называют гласные и согласные звуки. Показывают значение слова и его звучание на моделях слов | Получают представление о модели слова. Анализируют звучание слова по модели | Устные ответы, анализ модели слов |
IY.Закрепление знаний и способов действий Работа с электронным приложением к учебнику | Индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение | - Выполнение задания, на диске к теме | Выполняют упражнение | Умеют работать с электронным пособием самостоятельно, формулируют ответы на вопросы, выполняют задания | Упражнение |
Y.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Чем мы занимались на уроке? - Что особенно понравилось? - Где было трудно? Почему? | Отвечают на вопросы | Оценивают свою деятельность на уроке | Устные ответы на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные и согласные звуки и буквы, их различие. Урок во 2 классе
Цели: развивать умение распознавать звук и букву; формировать первоначальные представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова....
Гласные и согласные звуки и буквы, их различие. Презентация.
Вспомним, чем различаются звуки и буквы, как обозначаются звуки....
Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки.
Конспект урока обучения грамоте по теме "Гласные и согласные звуки"...
Презентация "Гласные и согласные звуки и буквы"
Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе...
Тест к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 1 класс. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Данный тест поможет педагогам организовать работу на уроке, а первоклассникам оценить уровень знаний по теме....
Звуки в речи. Гласные и согласные звуки.
Урок литературного чтения...
«Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи. Письмо элементов букв (2ч) «Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки. Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий (2ч)
laquo;Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи. Письмо элементов букв (2ч)«Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки. Письмо бол...