Гласные и согласные звуки
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Хорькова Ирина Сергеевна

Урок азбуки в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гласные и согласные звуки 1 класс23.33 КБ

Предварительный просмотр:

             Тема: Гласные и согласные звуки

      Педагогическая цель: Создать условия для выявления особенностей произнесения гласных и согласных звуков, введение понятий «гласный звук» и «согласный звук», упражнения в звуковом анализе слов.

     Тип урока: Решение учебной задачи

     Планируемые результаты: предметные: Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; составляют устный рассказ по картинке; озаглавливают картинку; определяют последовательность звуков в слове; выделяют гласные и согласные звуки в слове; озвучивают слова по моделям.

личностные: проявляют уважение и любовь к своей семье

      Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: соотносят то, что уже известно и освоено учащимися, и то, что еще неизвестно, составляют план и выстраивают последовательность действий.

Познавательные: 

общеучебные - структурируют знания, строят осознанное и произвольное речевое высказывание  в устной форме; осуществляют рефлексию способов и условий действия; контроль и оценку процесса и результата деятельности, определение основной и второстепенной информации; логические – устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблем

- самостоятельно решают задания творческого характера.

Коммуникативные: слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении вопросов.

        Основное содержание темы, понятия и термины: Последовательность звуков в слове.

Гласные и согласные звуки. Условные обозначения.  Способность языковых единиц выстраиваться в определенной последовательностью в линейный ряд- важнейший механизм языка. Звуковой анализ  односложный и двусложных слов. Акрофонический  принцип записи звуков. Модель слова. Семья и ее родословная.

         Образовательные ресурсы: Азбука 1 класс, Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Мокеевой  (  I СD)

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

 Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный-

Скажет каждый!

-Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II.Постановка учебной задачи

Фронтальная . Словесный. объяснение учителя

-Мы уже много знаем о слове. Словом можно обозначить, назвать любой предмет. Слово может звучать, так как оно состоит из звуков. Сегодня мы будем слушать слово, слышать звуки, из которых оно состоит, и записывать их

Рассматривают картинку, отвечают на вопросы, составляют рассказ.

-К маме мы обращаемся в самые трудные минуты

Принимают учебную задачу. М помощью учителя обобщают знания о слове

III.Усвоение новых знаний и способов действий.

  1. Работа по картинке (учебник с. 46)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический беседа, рассказ

-Где происходит действие? Назовите его участников. Придумайте название картинки. Кого зовет малыш?  -Что означает его крик? Почему он обращается к маме?

Рассматривают картинку, отвечают на вопросы, составляют рассказ.

Определяют основную мысль картинки и озаглавливают ее, описывают . отвечают на вопросы.

Устные  ответы, рассказ

  1. Звуковой анализ слова «мама» (учебник с. 46)

Фронтальная, парная. Словесный, наглядный, практический. Беседа со схемой, рассказ учителя, упражнение в произнесении звуков

-Из каких звуков состоит слово «мама»? Посмотрите , как  данное слово записывается с помощью условных знаков-«бусинок»в модели слова.

-Рассмотрите положение губ во время произношения: при произнесении звука  [м]  губы смыкаются, образуя преграду выходящему воздуху , при произнесении звука [ а] рот широко открывается, и воздух проходит свободно.

-Какой звук произносит на картинке девочка?

На основе протяжного произнесения слова выделяют каждый звук, определяют их количество. Рассматривают модель слова.

Слушают объяснение учителя и упражняются в произнесении звуков, работая в паре.

–Звук  [ а]  , рот широко открыт

Наблюдают над особенностями произнесения звука с опорой на его наглядно-образную модель, показывающую положение губ во время произношения, осуществляют артикуляционную работу звуков в парах. Контролируют действия друг друга

Устные ответы, работа со схемой, произнесение гласных и согласных звуков

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Мы походим на носочках,

 А потом на пяточках,

Пойдем мягко как лисята, и как мишка косолапый, И как заинька-трусишка.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся,

Наконец-таки проснулся,

Захотелось поиграть, Всех ребят пересчитать.

Выполняют движения по тексту  под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

Правильное выполнение движений

  1. Гласные и согласные звуки (учебник с. 46)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Объяснение учителя, работа со схемой

-Все звуки делятся на две группы: одни произносятся при свободном прохождении воздуха через рот  и называются гласными, обозначаются [  ]. При произнесении других выходящему воздуху мешает преграда со стороны органов речи. Такие звуки называются согласными и обозначаются[  ]. Пустая «бусинка» показывает, что воздух свободно проходит через рот, а поперечная черта – что на его пути есть преграда. [  ].

Внимательно слушают объяснение учителя, рассматривают модель слова

Воспринимают на слух информацию о гласных и согласных звуках, их обозначениях. Знакомятся с условными обозначениями. Читают слово по следам анализа. Осуществляют сравнение, классификацию звуков по заданным критериям

Устные ответы

  1. Рассказ «Моя семья» (учебник с. 47)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, рассказ

-Рассмотрите генеалогическое древо. Кто на нем изображен?               –Назовите членов своей семьи. Знаете ли вы отчества своих родителей?

Знакомятся с понятиями: «генеалогическое древо», «родословная». Называют всех членов семьи

Умеют правильно употреблять слова со значением родства. Строят рассказ, соблюдая логику изложения

Устные ответы, рассказ

  1. Модель слова (учебник с. 47)

Фронтальная. Словесный, практический, беседа, работа со схемой.

Озвучьте слова по схемам. Укажите гласные и согласные звуки.- обратите внимание на «устройство» слова: его значение и звучание.

-Мама, папа, сын. Называют гласные и согласные звуки. Показывают значение слова и его звучание на моделях слов

Получают представление о модели слова. Анализируют звучание слова по модели

Устные ответы, анализ модели слов

IY.Закрепление знаний и способов действий

Работа с электронным приложением к учебнику

Индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение

- Выполнение задания,  на диске к теме

Выполняют упражнение

Умеют работать с электронным пособием самостоятельно, формулируют ответы на вопросы, выполняют задания

Упражнение

Y.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный. Беседа

-Чем мы занимались на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Где было трудно? Почему?

Отвечают на вопросы

Оценивают свою деятельность на уроке

Устные ответы на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные и согласные звуки и буквы, их различие. Урок во 2 классе

Цели: развивать умение распознавать звук и букву;        формировать первоначальные представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова....

Гласные и согласные звуки и буквы, их различие. Презентация.

Вспомним, чем различаются звуки и буквы, как обозначаются звуки....

Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки.

Конспект урока обучения грамоте по теме "Гласные и согласные звуки"...

Презентация "Гласные и согласные звуки и буквы"

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе...

Тест к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 1 класс. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

Данный тест поможет педагогам организовать работу на уроке, а  первоклассникам оценить уровень знаний по теме....

Звуки в речи. Гласные и согласные звуки.

Урок литературного чтения...

«Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи. Письмо элементов букв (2ч) «Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки. Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий (2ч)

laquo;Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи.  Письмо элементов букв (2ч)«Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки.   Письмо бол...