Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_yazyku_3_klass_2014-2015.docx | 128.62 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 135
«УТВЕРЖДАЮ»
ДИРЕКТОР МБОУ СОШ № 135
____________Т.В.КОРОБКОВА
«____»______________20___ Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку (базовый уровень)
3Б КЛАССА
УМК:Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб.для образоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012.
СОСТАВИТЕЛЬ:Антонова Алёна Владимировна – учитель начальныых классов
2014 / 2015УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целямиизучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Программа рассчитана на 5 часов в неделю, во 2 классе – 170 часов ( 34 учебные недели)
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте ' и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
Программа рассчитана на 5 часов в неделю, в 3 классе – 170 часов ( 34 учебные недели)
Результаты изучения курса в 3 классе.
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | различных социальных ситуациях,\умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Использование различных способов поиска (в справочных источни-i ах), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Содержание курса.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно-коренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова © гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание |
Язык и речь (2 часа) | ||||||
1 | Наша речь и наш язык. Развитие речи. Составление текста по рисунку. | 1 |
|
| Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). | С.7 упр. 4 |
2 | Наша речь и наш язык. Входная диагностическая работа. | 1 |
|
| Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | С.9 упр.8 |
3 | Работа над ошибками. Текст | 1 |
|
| Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. | С.14 упр. 15 |
4 | Типы текстов. | 1 |
|
| Различать типы текстов: повествование описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять гип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя по учебнику» | С.14 упр.16 |
5 | Предложение. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины. | 1 |
|
| Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать не пунктированный текст, выделять в нем предложение. Выделять в письменном тексте диалог. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. | С.15 упр.18 |
6 | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. | 1 |
|
| Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа | С.18 упр.22 |
7 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 |
|
| Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. | С.21 упр.29 |
8 | Виды предложений по цели высказывания и по интонациии. Словарный диктант . | 1 |
|
| Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений | С.23 упр.32 |
9 | Предложение с обращением.Развитие речи. Составление рассказа по рисунку. | 1 |
|
| Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях - обращения. | С.26 упр.36 |
10 | Состав предложения. | 1 |
|
| Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространенные предложения | С. 28 упр.40 |
11 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
|
| Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации.представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. | С. 30 упр.45 |
12 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного». | 1 |
|
| Оценить результаты освоения тем.проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
13 | Работа над ошибками. Простое и сложное предложения. |
|
|
| Составлять из двух простых предложений одно сложное. | С. 32 упр.51 |
14 | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении | 1 |
|
| Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения. | С.34 упр.54 |
15 | Словосочетание. | 1 |
|
| Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | С.36 упр.59 |
16 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». | 1 |
|
| Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д Поленова «Золотая осень» Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | С.37 упр.63 |
Слово в языке и речи (19 часов) | ||||||
17 | Слово и его лексическое значение Однозначные и многозначные слова. | 1 |
|
| Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значении слов русского языка» | С. 41упр.66 |
18 | Синонимы и антонимы. | 1 |
|
| Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со значениями слова погода.Находить синонимы, анонимы среди других слов в предложении, тексте. Подбирать к слову синонимы и антонимы.Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. | С. 44упр.72 |
19 | Омонимы. | 1 |
|
| Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарем омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. | С.46 упр.77 |
20 | Слово и словосочетания. | 1 |
|
| Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. | С. 48 упр.82 |
21 | Фразеологизмы. | 1 |
|
| Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарем фразеологизмов, находить в нем нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. | С. 50 упр.86 |
22 | Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». | 1 |
|
| Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца. | С. 50 упр.87 |
23 | Части речи. | 1 |
|
| Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение. | С. 54 упр.90 |
24 | Части речи. Развитие речи. Составление текста-натюрморта по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 |
|
| Составлять по репродукции картины небольшой текст. Находить изученные части речи в тексте. | С.54 упр.92 |
25 | Различение в тексте имен существительных, глаголов и имен прилагательных. | 1 |
|
| Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их. приводить примеры слов изученных частей речи Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение. | С.57 упр.98 |
26 | Имя числительное. | 1 |
|
| Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?).объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов - имён числительных. | С.60 упр.106 |
27 | Имя числительное. Проверочная работа по теме «Части речи». |
|
|
| Приводить примеры слов – имен числительных. Оценивать результаты выполненного задания. | С.60 упр.105 |
28 | Однокоренные слова. |
|
|
| Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова- синонимы. слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. | С. 61упр.108 |
29 | Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | 1 |
|
| Различать слово и слог, звук и букву Определять качественную характеристику гласных звуков в словах типа «роса». «мороз». Определять наличие в слове изученных орфограмм.Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи .Подбирать несколько проверочных слов к заданной орфограмме. | С. 63 упр.113 |
30 | Согласные звуки и буквы. | 1 |
|
| Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику согласных звуков в словах типа «ёж» Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов к заданной орфограмме. | С. 68 упр.124 |
31 | Правописание разделительное мягкого знака. | 1 |
|
| Различать слово и слог, звук и букву Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа «коньки» Определять среди других слов слова, которые полнились, о нашем языке сравнительно недавно (компьютер) | С. 69 упр.127 |
32 | Слово и слог. Звуки и буквы | 1 |
|
| Работать с памяткой «Как делать звукобуквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определенного слова. Группировать слова по типу орфограмм. Приводить примеры с заданной орфограммой. | С.67 упр.122 |
33 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста Словарный диктант. | 1 |
|
| Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. | С.70 упр.128 |
34 | Проверочный диктант по теме « Слово в языке и речи». | 1 |
|
| Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | С.71 |
35 | Проект «Рассказ о слове». | 1 |
|
| Подбирать из разных источников информацию о слове .Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. | С.72 |
36 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 |
|
| Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем) выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарем однокоренных слов, находить в нем нужную информацию о слове. | С.75 упр.132 |
37 | Корень слова. Однокоренные слова | 1 |
|
| Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. | С. 77 упр.137 |
38 | Контрольное списывание по теме «Слово в языке и речи». | 1 |
|
| Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения.Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст. | |
39 | Работа над ошибками. Формы слова. Окончание. | 1 |
|
| Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | С. 79упр.143 |
40 | Формы слова Окончание. | 1 |
|
| Выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | С.80 упр.145 |
41 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 |
|
| Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
|
42 | Работа над ошибками. Приставка. | 1 |
|
| Формулировать определение приставки. Объяснять значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки. | С.86 упр.156 |
43 | Приставка. | 1 |
|
| Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки. | С. 87 упр.160 |
44 | Приставка. | 1 |
|
| Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки. | С. 88 упр.162 |
45 | Суффикс. | 1 |
|
| Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса. | С.90 упр.166 |
46 | Суффикс. | 1 |
|
| Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса. | С.92 упр.170 |
47 | Суффикс. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А..А. Рылова «В голубом просторе». | 1 |
|
| Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст | С.94 упр.177 |
48 | Основа слова | 1 |
|
| Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных- наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»; наблюдать над группами однокоренных слов, способами их образования. | С. 97 упр.184 |
49 | Обобщение знаний о составе слова. | 1 |
|
| Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слова по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слова по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | С.98 упр.189 |
50 | Развитие речи. Редактирование предложений и изложение повествовательного текста. Проверочная работа "Состав слова". | 1 |
|
| Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | С.100 |
Проект «Семья слов» | 1 |
|
| Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | С.101 | |
Правописание частей слова (29 часов) | ||||||
52 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 |
|
| Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действии для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов к заданной орфограмме. | С. 102 упр.193 |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 |
|
| Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение Работать с орфографическим словарем. Составлять словари слов с определенной орфограммой. | С.105 упр.196 |
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 |
|
| Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | С.107 упр.201 |
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 |
|
| Объяснять написание безударной гласной в корне. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами). | С.108 упр.203 |
56 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 |
|
| Объяснять написание безударной гласной в корне. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | С.110 упр.207 |
57 | Правописание слов с парным» по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 |
|
| Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | С.113 упр.214 |
58 | Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 |
|
| Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | С.114 упр.217 |
59 | Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными не конце слов и перед согласными в корне. | 1 |
|
| Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слое с заданной орфограммой. Осуществлять взаимо- контроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы | С. 115упр.220 |
60 | Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне | 1 |
|
| Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | С.116 упр.221 |
61 | Контрольное списывание по теме « Правописание частей слова». |
|
|
| Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
|
62 | Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
|
| Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове Приводить примеры слов с заданной орфограммой. | С.119 упр.227 |
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 |
|
| Объяснять написание слое с непроизносимыми согласным» в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | С.120 упр.229 |
64 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | Объяснять написание слое с непроизносимыми согласным» в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | С.120 упр.230 | ||
65 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 |
|
| Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы Соотносить результат проведенною самоконтроля с целями.поставленными при изучении темы оценивать их и делать выводы | С. 120упр.231 |
66 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 |
|
| Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | С.122 упр.234 |
67 | Правописание слов с удвоенными согласными. |
|
|
| Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по мосту орфограммы в слове | С.123 упр.237 |
68 | Развитие речи .Составление текста по репродукции картины В М Васнецова «Снегурочка». | 1 |
|
| Составлять текст по репродукции картины В М Васнецова «Снегурочка» по опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | С.123 упр.238 |
69 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 |
|
| Группировать слова по типу орфограммы.по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | С.125 упр.241 |
70 | Правописание суффиксов -ек. -ик: -ок. | 1 |
|
| Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Формулировать правило правописания суффиксов ек. -ок. Объяснять, какое значение вносят эти суффиксы в слово. Рассмотреть случаи правописания суффикса -ок. | С.126 упр.244 |
72 | Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант. |
|
|
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с цепями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | С.127 упр.246 |
73 | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
|
| Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании. | С. 132 упр.259 |
74 | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
|
| Группировать слова по типу орфограммы.по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой. | С. 133 упр.261 |
75 | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
|
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | С.134 упр.263 |
76 | Промежуточная диагностическая работа по теме «Состав слова». | 1 |
|
| Продемонстрировать и оценить свои знания. |
|
77 | Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). | 1 |
|
| Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твердым знаком, выделять в них приставки. | С. 135упр.267 |
78 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ь). | 1 |
|
| Находить в тексте слова с разделительным твердым знаком выделять в них приставки. | С.136 упр.268 |
79 | Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). | 1 |
|
| Группировать слова по типу орфограммы.по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой. | С.140 упр.277 |
80 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова». | 1 |
|
| Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
|
Части речи( 76 часов) | ||||||
81 | Работа над ошибками. Части речи. | 1 |
|
| Определять по изученным признакам слова различных частой речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. | С.5 упр.5 |
82 | Имя существительное как часть речи. | 1 |
|
| Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. | С. 10 упр.11 |
83 | Начальная форма имени существительного. | 1 |
|
| Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме. | С. 10упр.13 |
84 | Одушевленные и неодушевлённые имена существительные. | 1 |
|
| Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевленные (по вопросу и по значению). | С.12 упр.16 |
85 | Устаревшие слова. | 1 |
|
| Находить устаревшие слова - имена существительные. | С.14 упр.21 |
86 | Развитие речи. Изложение, но самостоятельно составленному плану. | 1 |
|
| Письменно излагать содержание текста- образца по самостоятельно составленному плану. | С.14упр.20 |
87 | Собственные нарицательные имена существительные. | 1 |
|
| Распознавать собственные и нарицательные имен существительные, определять значения имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. | С. 16упр.23 |
88 | Контрольное списывание по теме « Имя существительное». | 1 |
|
| Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
|
89 | Проект «Тайна имени». | 1 |
|
| Наблюдать толкование значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. | С.18 -19 |
90 | Работа над ошибками. Число имён существительных. | 1 |
|
| Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. | С. 21 упр.32 |
91 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. Развитие речи. Письмо по памяти. | 1 |
|
| Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части речи, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти. | С.23 упр.34 |
92 | Род имён существительных. | 1 |
|
| Определять род имён существительных Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. | С.26 упр.41 |
93 | Род имён существительных. | 1 |
|
| Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. | С. 28 упр.45 |
94 | Род имён существительных. | 1 |
|
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | С.30 упр.49 |
95 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | 1 |
|
| Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. | С.32 упр.53 |
96 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных | 1 |
|
| Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. | С.33 упр.57 |
97 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Составление рассказа по серии картин. | 1 |
|
| Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. | С. 34упр.59 |
98 | Проверочный диктант по теме «Род и число имён существительных». | 1 |
|
| Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
99 | Работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам | 1 |
|
| Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имен существительных. | С.38 упр.66 |
100 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван- царевич и лягушка-квакушка». | 1 |
|
| Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). | С.41 упр.73 |
101 | Именительный падеж. | 1 |
|
| Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу | С. 43упр.76 |
102 | Родительный падеж. | 1 |
|
| Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме | С.45 упр.81 |
103 | Дательный падеж. | 1 |
|
| Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. | С.47 упр.84 |
104 | Винительный падеж. | 1 |
|
| Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное.по падежному вопросу и предлогу. Составлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи одушевленных имён существительных мужского рода и др.). | С. 49упр.89 |
105 | Творительный падеж. | 1 |
|
| Распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. | С.53упр.96 |
106 | Предложный падеж. | 1 |
|
| Распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. | С. 55 упр.100 |
107 | Развитие речи. Изложение текста повествовательного типа. | 1 |
|
| Работать с текстом; осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение). | С.58 упр.104 |
108 | Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
|
| Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. | С. 59упр.106 |
109 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»» | 1 |
|
| Составлять текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). | С.62 упр.108 |
110 | Проект «Зимняя страничка». | 1 |
|
| Подбирать слова - имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвященные зимней природе. | С. 60-61 |
111 | Проверочный диктант по теме « Имя существительное». | 1 |
|
| Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем.проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
|
112 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
|
| Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными в предложении. | С.65 упр.111 |
113 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
|
| Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.а к именам прилагательным - имена существительные. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. | С.66 упр.114 |
114 | Сложные имена прилагательные. | 1 |
|
| Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать | С. 67упр.116 |
115 | Развитие речи. Составление текста-описания в научном стиле. | 1 |
|
| Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имен прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка Составлять текст-описание о растении в научном стиле. | С. 69упр.120 |
116 | Развитие речи Сопоставление содержания и выразительных средств в искус-ствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна- Лебедь» | 1 |
|
| Находить изобразительно- выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна- Лебедь о и высказывать своё отношение к ней. Работать со страничкой для любознательных знакомство с происхождением названий цветов. | С.70 упр.122 |
117 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 |
|
| Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. | С. 73упр.126 |
118 | Изменение имен прилагательных по родам. | 1 |
|
| Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имен существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных | С. 75упр.129 |
119 | Изменение имен прилагательных по родам | 1 |
|
| Писать правильно родовые окончания имён прилагательных Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, белый лебедь и др. | С.76 упр.131 |
120 | Изменение имен прилагательных по числам. | 1 |
|
| Определять форму числа имени существительного.изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов | С.80 упр.139 |
121 | Изменение имён прилагательных по числам. Развитие речи. Составление текста описания о животном. | 1 |
|
| Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. | С. 81упр.142 |
122 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 |
|
| Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. | С.84 упр.145 |
123 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 |
|
| Определять начальную форму имени прилагательного. | С.85 упр.149 |
124 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
|
| Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. | С. 86упр.152 |
125 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
|
| Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения, | С.86 упр.151 |
126 | Обобщение знаний об имени прилагательном Словарный диктант. | 1 |
|
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | С.88 упр.155 |
127 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | 1 |
|
| Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
128 | Развитие речи.Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 |
|
| Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. | С. 88упр.154 |
129 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 |
|
| Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. | С. 90. |
130 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 |
|
| Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
131 | Работа над ошибками. Личные местоимения. | 1 |
|
| Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. | С. 94упр.159 |
132 | Местоимения 3- го лица. | 1 |
|
| Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). | С.95 упр.162 |
133 | Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма. | 1 |
|
| Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Составлять письмо другу или кому-либо из родственников. | С. 97упр.168 |
134 | Морфологический разбор местоимения | 1 |
|
| Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой.разбирать личное местоимение как часть речи. | С.96 упр.163 |
135 | Проверочная работа по теме «Местоимение». | 1 |
|
| Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | С.98 |
136 | Глагол как часть речи. | 1 |
|
| Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенные вопросы. Определять лексическое значение глаголов. | С.102 упр.174 |
137 | Глагол как часть речи. | 1 |
|
| Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. | С.103 упр.176 |
138 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 |
|
| Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов. | С.104 упр.178 |
139 | Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам. | 1 |
|
| Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). | С.105 упр180. |
140 | Начальная форма глагола. | 1 |
|
| Узнавать неопределенную форму глагола по вопросам Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. | С. 107упр.184 |
141 | Начальная форма глагола. | 1 |
|
| Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. | С.108 упр.186 |
142 | Изменение глаголов по числам. | 1 |
|
| Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам. | С. 110упр.191 |
143 | Число глаголов. Развитие речи. Составление предложений с нарушенным порядком слов. | 1 |
|
| Составлять предложения из слов; определять.могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. | С. 111упр.194 |
144 | Изменение глаголов по временам | 1 |
|
| Распознавать время глагола Изменять глаголы по временам. | С. 113упр.198 |
145 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
|
| Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. | С.114 упр.200 |
146 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
|
| Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. | С. 118упр.210 С. 120упр.213 |
147 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 |
|
| Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. |
|
148 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
|
| Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. | С. 119упр.212 |
149 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 |
|
| Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а. -о) Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарем. | С. 123упр.219 |
150 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Развитие речи. Составление предложений и текста | 1 |
|
| Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст. | С. 124 упр.222 |
151 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 |
|
| Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей Не. | С. 125 упр.227 |
152 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 |
|
| Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. | С.126 упр.229 |
153 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | 1 |
|
| Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения | С. 127 упр.233 |
154 | Развитие речи. Конференция на тему «Части речи в русском языке». | 1 |
|
| Самостоятельно выбрать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке» | С. 128 упр.234 |
155 | Развитие речи. Конференция на тему «Части речи в русском языке». | 1 |
|
| Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | С. 129упр.236 |
156 | Контрольный диктант по теме « Глагол». | 1 |
|
| Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
Повторение (19 часов) | ||||||
157 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи». | 1 |
|
| Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | С. 134упр.245 |
158 | Повторение no теме «Части речи». Словарный диктант . | 1 |
|
| Применить свои знания для выполнения заданий. | С. 135 упр.248 |
159 | Орфограммы в значимых частях слова. | 1 |
|
| Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе | С. 135 упр.250 |
160 | Контрольный диктант по теме « Повторение пройденного в 3 классе». | 1 |
|
| Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
|
161 | Работа над ошибками. Орфограммы в значимых частях слова. | 1 |
|
| Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. | С. 136 упр.252 |
162 | Развитие речи Составление предложений по рисунку. | 1 |
|
| Составлять предложения по рисунку. | С.142 упр.266 |
163 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык». | 1 |
|
| Распознавать части речи и их грамматические признаки. Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе. | С. 139упр.258 |
164 | Контрольное списывание по теме «Повторение пройденного в 3 классе». | 1 |
|
| Оценить результаты освоения тем.проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | |
165 | Работа над ошибками. Обобщение знаний по курсу «Русский язык». | 1 |
|
| Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | С.140 упр.263 |
166 | Итоговая комплексная работа за 3 класс. | 1 |
|
| Применить свои знания для выполнения итоговой работы. |
|
167 | Повторение изученного за год. | 1 |
|
| Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | С. 141упр.265 |
168 | Викторина «Знаешь пи ты русский язык». | 1 |
|
| Применить свои знания для выполнения заданий. | С. 142 упр.267 |
169 | Повторение изученного за год. | 1 |
|
| Оценить результаты освоения тем.проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | С. 143упр.268 |
170 | Игра «Язык родной.дружи со мной» | 1 |
|
| Применить свои знания для выполнения заданий. |
|
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
а) Книгопечатные.
- Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
- Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб.для образоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012.
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012.
- Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 класы: пособие для учителей общеобр. Учрежден.- М.: Просвещение, 2012
- Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. / О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой – М.:Просвещение 2010.
- Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
б) Печатные пособия.
- Комплект таблиц для начальной школы по русскому языку.
в) технические средства обучения.
- Магнитофон
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
г) Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование.
- Набор предметных картинок.
- Наборное полотно.
д) Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык 3 класс.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по русскому языкук концу 3 класса
обучающиеся должны знать:
- названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс); частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).
обучающиеся должны уметь:
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы по программе 1—3 классов;
- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
- производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные: ударные и безударные; согласные: твердые, мягкие, глухие, звонкие, парные и непарные), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить',
- производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, берёзонька, пришкольный (выделять окончание, корень, приставку, суффикс).
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, надеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам;, изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в соответствии с родом имени существительного; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам;интонационно правильно произносить предложения.
- определять вид предложений по цели высказывания и интонации; вычленять в предложении основу и словосочетания;производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам);
- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части (при письме соблюдать красную строку), под руководством учителя и самостоятельно составлять план, устанавливать связь предложений в тексте, связь частей текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- писать изложение и сочинение (60—75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Проверка и оценка усвоения программы.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
Примерное количество слов для словарных диктантов:
III класс – 10 – 12;
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
3 класс, в конце первого полугодия года 45- 55
3 класс, в конце года 55-65
Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на 15 – 20 слов.
«Рассмотрено на МО»
Протокол от «____» _______ 20___ г. № ____
«Согласовано»
Зам. директора______________
«___» ______________20 ____ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабоая программа для национальных школ где рус. яз 3 часа в неделю...
Рабочая программа по русскому языку Канакина. ФГОС. 4 класс. Школа России.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...
Рабочая программа по русскому языку Канакина. ФГОС. 4 класс. Школа России.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку ПНШ ФГОС 1-4 классы
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 5 класс Ладыженская
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.Программа составлена на основе Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс...