Приёмы словарной работы на уроках русского языка.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В статье рассказывается о моей работе над словами "из словарика", в основу, которой были положены методы лучших словесников нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_slovarnoy_raboty_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы словарной работы на уроках русского языка
в начальных классах.
Современный человек – это грамотный, образованный человек. Основу образования и образованности составляет орфографическая грамотность человека. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Эта работа начинается уже с 1 класса.
Задачи, стоящие перед учителем при изучении словарных слов:
- рассмотреть многообразие методов и приёмов работы со словарными словами;
- выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;
- создать комбинированный метод словарной работы на уроках русского языка(3).
Данная работа посвящена проблеме организации словарно-орфографической работы в начальной школе, которая в словаре-справочнике М.Р.Львова трактуется следующим образом: "Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее" (4). Обобщая выше сказанное, можно сказать, что с орфографической точки зрения состав слов с непроверяемыми написаниями неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на слова с безударными гласными (ворона, малина), с двойными согласными (класс, суббота), слова со звонкими и глухими согласными (вокзал) и слова с непроизносимыми согласными (лестница).
Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамотностью.Такой подход позволяет заложить у школьников основу навыков орфографической зоркости. Различные авторы предлагают свои методы запоминания словарных слов. В настоящее время виды словарной работы, можно подразделить на два вида: традиционные и нетрадиционные. В своей работе я использую следующие методики.
Методики работы со словарными словами следующие:
- метод систематической работы со словами;
- метод орфографического чтения;
- этимология слов;
- ассоциативная методика запоминания словарных слов. (3)
За основу в своей работе я взяла "Метод систематической работы над словарными словами" И.Г. Леоновой, а также "Метод орфографического проговаривания", разработанный Д.Н.Богоявленским, и, независимо от него над этой проблемой работали Т.Г. Рамзаева и П.С. Тоцкий(3).
По примеру И.Г.Леоновой, я, организовываю свою работу в три этапа. Первый этап: в конце каждой недели даю ученикам пять новых словарных слов. Второй этап: всю последующую неделю на каждом уроке провожу орфографические минутки, в которые ввожу новые словарные слова. На этом этапе провожу также повторение уже изученных орфограмм. Третий этап: в конце недели провожу словарный диктант, и опять даю следующие пять словарных слов. Имеется и недостаток этого приема, здесь не дается объяснения словам, только механическое запоминание.
Для того, чтобы метод И.Г.Леоновой не вызывал рутины. Я также использую "Метод орфографического проговаривания", автором которого является Д.Н. Богоявленский. "Для орфографии имеют значение зрительные и слухо – артикуляционные ощущения. Поэтому надо рекомендовать для запоминания правописания отдельных слов не только повторное списывание, но соединение списывания с отчётливым орфографическим проговариванием"(1).
Орфографическое проговаривание - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти. Письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова. Именно в этой форме сохраняется в памяти.
Изучив методику учителя-методиста В.Д.Купрова, я стала использовать следующие приёмы работы со словами. Уже много лет с каждым своим новым классом завожу "Словарики". Учащиеся записывают это слово к себе в "Словарик", предварительно проговорив его хором 3 раза по слогам. Я при этом даю этимологическое значение этого слова. Данную работу целесообразно проводить блоками слов по определённой теме.
Этимологический анализ слова - относится к нетрадиционным методикам изучения слов с непроверяемыми написаниями, но без него запоминание словарных слов становится скучным и вызывает у учащихся апатию к данному виду работы. (4)
По методу М. Гафитуллина и Т.Поповой можно познакомить детей с методом ассоциаций для запоминания трудных слов. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству и т.д.(3). Есть также еще важное правило: я, как учитель, не должна навязывать ученику свои ассоциации.
У каждой методики, рассмотренной выше, есть свои положительные и отрицательные стороны. Важным принципом работы со словарными словами является систематичность. Самое главное, гармонично соединив различные методы, словарная работа становится увлекательной и помогает детям лучше запоминать написание слов с непроверяемыми написаниями.
Список литературы.
1. Богоявленский Д. Н. "Психология усвоения орфографии". М., Просвещение, 1966.
2. Гафитуллин М., Попова Т."Слово о словарном слове". http://www.trizminsk.org/e/23203htm
3. Интернет - ресурс. Участник Yulia86.
4. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике преподавания русского языка. М.,Высшая школа, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта...
Приёмы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Разнообразные приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ»
Цель данного проекта: разработка системы упражнений для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах....
Использование приёмов групповой работы на уроках русского языка в начальной школе
Использование приёмов групповой работы на уроках русского языка в начальной школе...
Приёмы словарной работы на уроках русского языка
Словарная работа содействует развитию мышления учащихся на русском языке. Способствует не только сознательному накоплению слов, но и выработке навыков грамотно излагать свои мысли на письме....