Урок-старт проекта "Огромный собачий секрет"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Курникова Светлана Михайловна

Представлены материалы к уроку по русскому языку в 3 классе по теме "Что такое орфограмма? :технологическая карта к учебному занятию, самоанализ учителя, презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Телекоммуникационный обучающий проект-конкурс для учителей, аспирантов, магистрантов, студентов педагогических вузов

«Урок в условиях ФГОС»

IV этап

"Современный урок в условиях ФГОС"

Курникова С.М.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №43»

Г. Нижневартовск

2013 г.

Задание. Разработать технологическую карту урока: Курникова С.М.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет русский язык и развитие речи  класс   3

Тема урока

Место урока по теме

Русский язык :Что такое орфограмма? Правописание знакомых орфограмм ( за курс 2 класса).

Развитие речи: Типы текста, тема и основная мысль текста.

6 урок по теме развития речи в курсе 3 класса ПНШ

( урок был спроектирован и проведён

к Дню защиты животных, 4 октября)

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок старт - проекта

Формы:  фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная

Методы: наблюдение, проблемно-поисковый, сравнение и анализ, исследовательский.

Приёмы: эвристическая беседа, мозговой штурм, синквейн, разрыв, кейс-стади

Цель урока

Задачи урока

Узнать «собачий секрет» , составить план проекта.

Образовательные

  • Систематизировать, закрепить и обобщить знания и представления об изученных орфограммах и связном тексте на базе сравнительного анализа текстов разного типа;

Деятельностные:

  • формировать навыки к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации;

Воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе ;
  •  выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными;
  • вызвать у детей желание участвовать в разговоре о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе и о путях решения данной проблемы; воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

  • понятие «орфограмма»;  
  • виды изученных орфограмм;
  • особенности текста в зависимости от его типа;

  • видеть орфограммы в тексте и делить слова на группы в зависимости от написания; писать безударные гласные, парные согласные в корне, слова с непроизносимыми согласными в корне слова; выполнять проверку написания слов по памятке.
  • -выполнять практическую работу в группе , определять тип текста на базе сравнительного анализа текстов разного типа.
  •  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Проектная деятельность

компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Огромный собачий секрет», задания для организации групповой деятельности, ЦОР ы, созданные сторонними авторами: видеоролик « «Спаси меня»

Скачать с viki.rdf.ru (~29514Kb) и фрагмент одноимённого мультипликационного фильма «Большой секрет для маленькой компании»

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: (мотивационный) Организационный момент

Создание условий для возникновения внутренней потребности

Организация класса для  для групповой деятельности

(создание разноуровнеевых

групп по 5 учащихся по уровню усвоения учебного материала)

Подготовка учащихся к уроку.

Распределение ролей внутри группы:

Личностные Самоопределение

Внутренняя позиция школьника

Регулятивные

Целеполагание

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные

Учебно-познавательная мотивация.

Включение в учебную деятельность («хочу»)

II этап: Целеполагание

Подведение к формулированию темы и постановке задач урока.

Совместно с учителем дети определяют тему и формулируют ( уточняют) цели урока, планируют содержание урока.

Учитель читает письмо в газете о щенке, сопровождается рассказ презентацией

- Ребята , послушайте какое письмо написала девочка в газету.

“Жалобными глазами, глядя на прохожих, смотрит маленький щенок, надеясь, что он найдет своих хозяев. Ведь не так давно он жил с людьми, которые его любили, ласкали, кормили, а вот сейчас… Где они? Почему сгрузили большие коробки в машину, сели в нее и уехали? А как же я? Меня забыли! – бежал за машиной щенок и жалобно лаял.

И вот теперь никого нет рядом, кому он доверял и кому когда-то верил. Старался для своих хозяев быть самым лучшим и ответственным псом.

Думая о своем печальном существовании, щенок добрался

до какого-то здания. “А вот тот магазин, в который мы ходили с хозяином за продуктами. Может, они вспомнят про меня, будут меня искать, и придут к магазину?” – подумал щенок.

На улице осень. Холодно. Постоянно идут дожди, а маленькому забытому щенку даже негде спрятаться от ветра и дождя. Брел, брел щенок, смотрел на прохожих, которые торопились по своим делам, но никто не обращал на него внимания. И с каждым порывом ветра надежда щенка, найти своих друзей, все слабела. Замерзли лапки, ушки, одолевает голод, а Малыш все бредет и бредет по улицам города… А может это ваш Щенок???”

- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим ?

Прослушивают текст письма, анализируют и соотносят причины и последствия , определяют проблему.

Познавательные

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Целеполагание по клише

Проявление интереса к материалу изучения, включение в беседу.

Постановка проблемы 

III этап: построение плана исследования

На данном этапе совместно с учителем строится план  исследования на уроке , т.е. определены объекты исследования : слово, текст.

- итак сегодня мы будем исследователями  и цель нашего исследования выяснить к концу урока огромный собачий секрет. Интересно? Ваши предположения - что же мы будем исследовать?

-Да, ключевое слово урока СОБАКА

Прогнозируют дальнейшую деятельность.

Регулятивные

планирование совместной деятельности

План исследования:

  1. Слово
  2. Текст , т.к. урок русского языка
  3. Проблему бродячих животных

( план проекта)

IV этап: исследование полученных знаний

Исследование слова СОБАКА;

- приём «Слово- магнит»;

-классификация изученных

орфограмм;

- двигательная физминутка;

- опережающее задание;

С целью эмоционального насыщения и для развития творческого мышления и восприятия на уроке используются средства мультимедиа (ЦОР «Спаси меня»и фрагмент мультипликационного фильма «Большой секрет для маленькой компании», метапредметные связи с музыкой, ИЗО).

- О собаках много написано стихов, песен, снято фильмов и я вас приглашаю в кинозал . после просмотра новое исследование – будьте внимательны!

- Алина Майер ответит на вопрос «Зачем человеку нужна собака?»

На этапе исследования учащиеся работают в группах: решают типовые задания  с проговариванием вслух алгоритма действия, правила, определения.

(Сравнение, анализ, обобщение, вывод)

Поисковые задания:

- определяют способы действий во время групповой деятельности;

- самостоятельно выполняют практическое письменное задание исследуют  текст стихотворения на наличие видов орфограмм;

- результаты выполнения задания в группах представляют классу;

Познавательные

Развитие навыка письма, обогащение словарного запаса ;

Умение

структурировать

знания, выбор

наиболее эффективных способов решения

задания, умение

 осознанно и

произвольно строить высказывания

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные

Развитие чувства

личной

ответственности за результат, быстроту реакции;й

Навыки публичного выступления;

Работа в группе

- составлен кластер;

- выполнено письменное групповое задание;

- Алина Майер познакомила класс со своей собакой овчаркой Гретой.

V. План проекта. Этап планирования проекта  «Огромный собачий секрет»

Выводы о возможности и необходимости применения добытых знаний

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Эвристическая беседа

- Мы исследовали текст стихотворения с точки зрения орфографии. А как вы думаете  о каком же секрете идёт речь в стихотворении?

Исследуем текст с другой стороны -  какую проблему автор нам хотел показать.

Почему ОГРОМНЫЙ?

Снова повторим, что это проблема – бездомные животные.

Во многих западноевропейских странах считается, что домашние животные – это часть семьи, и они имеют такие же права, как и другие ее члены. Россия занимает  второе после США место в мире по численности домашних животных. В каждой третьей российской семье живут “братья меньшие”.

4 октября Общества защиты животных организовывают разнообразные массовые мероприятия. Цель: повышение осознания общественностью необходимости защиты окружающей среды, повышения активности в защите животных.

От кого же надо защищать?

( после ролика)

- Что можем сделать мы для решения этой проблемы?

Мне очень нравится ваше предложение – обратиться к людям по этой проблеме. Напишем письма – друзьям, соседям, незнакомым людям.

- просмотр видеоролика «Спаси меня» - делают выводы по содержанию;

- через приём «Мозговой штурм» -;проектируют содержание проекта;

 - пишут «Письма доброты»;

( индивидуальная работа)

- прослушивают и анализируют три письма с точки зрения построения письменного высказывания с целью определения типа текста

Познавательные

Уметь преобразовывать

информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, структурировать материал;

Работа в группе

Коллективно построен план проекта

На протяжении всего урока шла работа по содержанию данного проекта. Учащиеся активно включились в данную деятельность и через применение таких  приёмов как разрыв ( Видеоролик «Спаси меня», мозговой штурм, содержание проекта было определено.

VI. Рефлексия деятельности,

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности обучающихся, постановка дальнейших целей.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность)

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Обучающиеся оценивают собственную деятельность (личный  вклад). Для этого используется лист самооценки.

В завершение, соотносят цель учебной  деятельности и ее результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие  цели деятельности ( работа по проекту).

Личностные

Внутренняя позиция школьника ;

- самооценка на  основе критерия успешности;

Познавательные

- рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и

 результатов деятельност);

Коммуникативные

- формулирование и аргументация

своего мнения ;

На данном этапе  происходит обучение способам контроля и самооценки деятельности  (определять степень успешности, что проявляется в устных высказываниях детей и в листе самооценки).

В течение всего урока поддерживался  познавательный  интерес, повышенная  эмоциональная атмосфера урока, сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей.

VII. Домашнее задание

Творческое домашнее задание по выбору обучающихся

С целью развития деловой и творческой активности обучающимся предлагается  творческое задание по теме урока по выбору: в форме листовки, плаката, синквейна, рисунка - сочинения, стихотворения.

Дает комментарий к домашнему заданию;

- ребята, посмотрите какую работу мы с вами сегодня провели. Что у нас получилось – проект.

Нам предстоит ещё большая работа. Какой этап проекта мы уже можем выполнить к следующему уроку развития речи.

( составить листовку, рисунок, стихи)

Оцените свою работу на уроке, работу группы, и класса в целом.

Кейс – стадии

.

Мне бы хотелось закончить наш урок стихотворением:

“Зачем человеку нужна собака?
По моему,  это вам скажет не всякий,
Не всякий скажет, пусть даже знает;
Для этого может и слов не хватает.
Собака нас учит как надо любить,
Как верными быть, как добрыми быть.
Ведь это умеет не всякий!
Спасибо за это собаке”.

Не надо любить всё человечество. Полюби тех, кто рядом – и тогда в мире будет меньше одиноких стариков и брошенных животных. Спасибо за урок.

Личностные

Жизненное самоопределение;

Регулятивные

целеполагание);

планирование ;

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные

умение выражать свои мысли

По результатам выполнен творческий проект.

После участия в «семьи» были взяты с улицы два котёнка!

( с разрешения мамы)



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

учителя начальных классов МБОУ «СОШ №43»

Курниковой С.М.

Предмет: русский язык, развитие речи

Класс: 3Б

УМК: Чуракова, Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 3 класс. - М.: Академкнига, 2008.

Чуракова, Н. А,, Каленчук, М. Л., Байкова, Т. А., Малаховская, О. В. Русский язык. 3 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига, 2008.

Тема урока: Что такое орфограмма? Правописание знакомых орфограмм. Типы текста, тема и основная мысль текста. Творческое название «Огромный собачий секрет».

Тип урока: Урок старт - проекта

Цели урока:

Образовательная цель: Систематизировать, закрепить и обобщить знания и представления об изученных орфограммах; продолжить формирование понятия о связном тексте на базе сравнительного анализа текстов разного типа; учить определять основную мысль и тему текста; учить обнаруживать в тексте главное переживание автора; составить план проекта.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации;

Воспитательная цель: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе ; выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными; вызвать у детей желание участвовать в разговоре о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе и о путях решения данной проблемы; воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным.

Методы обучения: наблюдение, проблемно-поисковый, сравнение и анализ, исследовательский.

Оснащение урока:  компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Огромный собачий секрет», задания для организации групповой деятельности.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: в классе 25 учащихся. При разработке урока особенности учащихся 3 б класса: в данном классе обучаются учащиеся с разным уровнем усвоения учебного материала. Отбор содержания, форм и методов обучения производился с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в соответствии с целью урока. Для создания мотивации была выбрана форма проведения урока – старт проект, форма работы – групповая. Данный состав групп сформирован с учётом уровня усвоения учебного материала, с целью осуществления личностно-ориентированного обучения. Учащиеся владеют навыками работы в группе по алгоритму.

Время, отведенное на все этапы урока, распределено рационально. Все этапы урока логично связаны между собой. На каждом этапе поставлены задачи, которые работали на достижение основной цели урока. По каждому этапу сделаны выводы.

Содержание учебного материала соответствует содержанию программы, дидактической задачи урока. Выбранные методы и приемы обучения соответствуют решению триединой цели урока.

Формы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная), предложенные задания использовались целесообразно, направлены на достижение планируемого результата и способствовали решению дидактических задач урока. При организации самостоятельной практической работы учитывались индивидуальные особенности обучающихся. Предложенные  задания для самостоятельной письменной работы имели практическую направленность и творческий характер.

Формирование УУД (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) прослеживались в условиях решения практических задач на каждом этапе.

Целесообразное применение ИКТ на уроке способствует формированию ИКТ-компетентности обучающихся.

Педагогический стиль ведения урока соответствует нормам педагогической этики.

Гигиенические требования к организации образовательного процесса (температурный режим, проветренный класс, смена видов деятельности, динамическая пауза) были соблюдены.

Этап урока

Целевая установка

Результат деятельности

Краткий анализ

Перечень формируемых УУД

Организационный момент. (мотивационный)

Актуализация знаний.

Создание условий для возникновения внутренней мотивации

(включения в учебную деятельность («хочу»)

Организация класса для  для групповой деятельности

(разноуровневые

группы по 5 учащихся)

Положительная эмоциональная направленность -  организация осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке, создание условий для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в УД, желания делиться своими наблюдениями, опытом. (С этой целью используется игровое приветствие «Здравствуйте», озвучивается письмо, слайд с изображением щенка, который потерялся). Эмоциональный настрой способствует самоопределению ребенка в учебной деятельности, и выработке внутренней готовности к их реализации («надо»).

Самоопределение (Л)

Целеполагание(Р)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К),

Внутренняя позиция школьника (Л); Учебно-познавательная мотивация (П).

II. Целеполагание

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Постановка проблемы  Построение плана исследования.

Определение целей и содержательных рамок урока.

Узнать к концу урока собачий секрет

Совместно с учителем дети

определяют тему и формулируют

( уточняют) цели урока, планируют

содержание урока - строится план  исследования

на уроке , т.е. определены объекты исследования : слово, текст.

 

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы(П);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);

целеполагание (Р).

Выдвижение гипотезы(П);

планирование совместной деятельности(Р);

III. Исследование полученных знаний:

- исследование слова СОБАКА;

- приём «Слово- магнит»;

-классификация изученных

орфограмм на материале текста стихотворения;

- двигательная физминутка;

- опережающее задание;

Развитие мыслительных операций сравнения, анализ, обобщение, синтез, вывод.

.

На этапе исследования учащиеся работают в группах.

Результаты выполнения заданий в группах представляются классу. Во время урока используется индивидуальная, групповая и коллективная формы работы: учащиеся самостоятельно выполняют практическое письменное задание, определяют способы действий во время групповой деятельности.

Динамическая пауза, решая задачу здоровьесбережения обучающихся, вписывается в сценарий урока. Опережающее задание логично встроено в контекст урока с целью развития навыка публичного выступления .

Решение познавательных задач осуществлялось в процессе доброжелательного взаимодействия обучающихся с учителем и друг с другом. Для развития творческого мышления и восприятия используются средства мультимедиа (ЦОР «Спаси меня»и фрагмент мультипликационного фильма «Большой секрет для маленькой компании», метапредметные связи с музыкой, ИЗО).

Развитие навыка письма, обогащение словарного запаса (П);

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К);

Умение

структурировать

знания, выбор

наиболее эффективных способов решения

задания, умение

 осознанно и

произвольно строить высказывания (П);

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

(К)

Развитие чувства

личной

ответственности за

результат, быстроту реакции.(Л);

Навыки публичного выступления(Л);

IV. План проекта

«Огромный собачий секрет»

- просмотр видеоролика «Спаси меня»;

- мозговой штурм по содержанию проекта;

- письмо доброты.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными; воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным.

Определить содержание проекта.

Выполнить письменную работу.

Этап построения проекта. На протяжении всего урока шла работа по содержанию данного проекта. Учащиеся активно включились в данную деятельность и через применение таких  приёмов как разрыв ( Видеоролик «Спаси меня», мозговой штурм, содержание проекта было определено. На высокой эмоциональной ноте ребята с удовольствием выполнили им же предложенную письменную работу «Письмо доброты». Некоторые письма были проанализированы с точки зрения построения письменного высказывания с целью определения типа текста.

Уметь преобразовывать

информацию из одной

формы в другую:

составлять ответы на вопросы, структурировать материал (П);

V.

Рефлексия деятельности,

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности обучающихся, постановка дальнейших целей.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность)

На этом этапе урока проведен тест  на проверку усвоенных знаний по теме. Оценивание выполненного задания проведено в форме взаимопроверки. Обучающиеся оценивают собственную деятельность (личный  вклад). Для этого используется лист самооценки.

В течение всего урока поддерживался  познавательный  интерес, повышенная  эмоциональная атмосфера урока, сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей.

В завершение, соотносятся цель учебной  деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие  цели деятельности ( работа по проекту).

На данном этапе  происходит обучение способам контроля и самооценки деятельности  (определять степень успешности, что проявляется в устных высказываниях детей и в листе самооценки).

Внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на  основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и

 результатов деятельности (П);

- формулирование и аргументация

своего мнения (К);

VI.Домашнее задание

Творческое домашнее задание по выбору обучающихся

С целью развития деловой и творческой активности обучающимся предлагается  творческое задание по теме урока по выбору: в форме листовки, плаката, синквейна, рисунка - сочинения, стихотворения.

Жизненное самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

целеполагание (Р);

планирование (Р);

поиск и выделение необходимой информации (П);

умение выражать свои мысли(К)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физминутка "Собачий вальс"

Весёлая физминутка для 1-2 класса очень нравится детям....

«Неизвестная война. Собачья.»

4 класс.Тема «Неизвестная война. Собачья.»Цели: познакомить детей с неизвестной войной. Воспитывать патриотизм, любовь к родине. Оборудование: видео, музыка, презентация....

Презентация по робототехнике "Собачья упряжка"

подробная инструкция сборки робота...

Сценарий новогоднего праздника. Собачий Новый год

Праздник Радости и Доброты - Новый год!...

Занятие экологического кружка по теме «Какие животные относятся к семейству кошачьих, а какие - к семейству собачьих»

Данное занятие дано по программе УМК "Мы-твои друзья" в виде проекта, на котором прослеживалась межпредметная интеграция с русским языком, географией, биологией, историей, информатикой. В да...

Кроссворд по литературному чтению А.И. Куприн «Собачье счастье»

Кроссворд по  литературному чтению А.И. Куприн Собачье счастье»3 класс УМК Школа 21 века...