кружок "Языкознайка"
рабочая программа по русскому языку
занятия кружка по русскому языку со 2-го по 4-й классы 1 раз в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 44.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа-сад №10»
Календарно-тематическое планирование
Учитель: Давлатова А.М.
Когалым, 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение во многих сферах российской социально-экономической жизни отражаются на состоянии школьного образования. Быстро меняющаяся действительность требует от учащихся не только определенного уровня знаний, но и наличия определенного интереса к познанию, навыков самостоятельного альтернативного мышления, умений быстро адаптироваться, выживать, используя свой творческий потенциал.
Основная идея обновления современной школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, иметь систему специализированной подготовки.
Программа разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования и с программой развития школы.
Цель программы:
формирование всесторонне развитой, мотивированной на активную реализацию творческих и умственных способностей, качественно увеличивающихся от начального звена к старшей школе личности, способной самостоятельно принимать решения и делать выбор.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельному выбору, необходимо соблюдать три основных принципа программы: свобода, самостоятельность и сотрудничество.
Ребенок должен быть свободен в выборе учебной нагрузки, группы обучения, в создании собственного учебного плана, что делает учебу ребенка посильной. Принцип сотрудничества напоминает: учащийся не один в школе, он работает вместе с другими учащимися и учителями, с которыми устанавливает контакт, учится считаться с потребностями других, помогать другим и самим обращаться за помощью. Принцип самостоятельности нацелен на то, чтобы научить детей нести ответственность за свои действия, самостоятельно решать проблемы.
Задачи для реализации программы:
• выявить интересы, склонности и способности школьников;
• создать базу для успешной учебной деятельности ученика на основе развития интереса к предмету;
• оказать психолого-педагогическую помощь в приобретении школьниками
представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с
профессиональным становлением;
- формировать учебно-познавательные мотивы учащихся в процессе знакомства с профессией;
В 1 классе изучается программа для развития учебно-познавательных мотивов младших школьников «Введение в мир профессий», где учащиеся в игровой форме знакомятся с профессиями.
Во 2-4 классе учащиеся выбирают кружки по интересам - математический «Умники и умницы» и кружок по русскому языку и развитию речи «Языкознайка», где работа идет целенаправленно по предметам.
Требования к уровню образования обучающихся.
Учащиеся должны:
- иметь представления о мире профессий,
- уметь соотносить свои способности с рассматриваемыми профессиями,
- проявлять творческие способности при решении задач, в математической или логической смекалке,
- уметь применять свои интеллектуальные и творческие способности для успешного изучения предметов,
- владеть приемами исследовательской и творческой деятельности,
- владеть навыками создания портфолио ученика.
Занятия проводятся в 1-2 классах 1 час в неделю, в 3-4 классах - 1ч.
Методы и формы работы: метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий, ролевые игры, дискуссии, обучение в сотрудничестве.
Средства обучения и воспитания:
- мониторинг по учету интересов, склонностей и способностей учащихся,
- разработанная программа,
- методическое и дидактическое обеспечение программы,
- результаты мониторинга внедренной программы.
Критерии оценки результата:
- участие в школьных, районных, областных, региональных предметных олимпиадах,
- занятие проектно-исследовательской деятельностью,
- участие в районных научных конференциях,
- создание альбома с творческими работами учащихся,
- создание портфолио учащихся начальной школы,
Образовательные и воспитательные задачи обучения курсу решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных)позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• осознавать себя ценной частью большогоразнообразного мира; • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в обществе; • уважать любые профессии; • Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | • предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе, с применением средств ИКТ. | • организовывать взаимодействие в паре, группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; •слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЯЗЫКОЗНАЙКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
№ | Наименование темы | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Зачем людям знание языка? Цели и задачи кружка. | 1 |
2. | История возникновения русского алфавита. Занимательные задания по составлению списков героев мультипликации. | 1 |
3. | Звук, буква. Забавная грамматика. Грамматические игры «Буквоежка», «Потерялась буква». | 3 |
4. | Задания для смекалистых. Составление кроссвордов. Составь кроссворд для друга. | 3 |
5. | Слог, слово. Словообразование. Придумай свои слова. Задания готовят дети. «Мой словарь». | 2 |
6. | Занимательная грамматика. «Я - грамотей». Словарный диктант. | 2 |
7. | Словосочетание. Правильные словосочетания. Составление словосочетаний. | 2 |
8. | «Крылатые выражения» - устоявшиеся словосочетания. | 2 |
9. | Старинные слова и словосочетания. Работа с различными словарями В.И.Даля, Ожегова, и т.д. | 4 . |
10. | Работа с олимпиадными заданиями. Подготовка к участию в конкурсе «Русский медвежонок». | 2 |
11. | Участие в конкурсе «Русский медвежонок». | 1 |
12. | Предложение. Наблюдение за грамматически правильно составленным предложением. | 2 |
13. | Составление предложений. Логические ударения. Риторические загадки. Интонация в предложении. | 2 |
14. | Текст. Виды текстов. Распознавание видов текстов. | 2 |
15. | Придумай рассказ. Творческие работы учащихся. | 2 |
16. | Заседание интеллектуального клуба «Языкознаек» | 1 |
17. | Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка. Что узнали нового? Анкетирование. | 2 |
Итого: | 34ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЯЗЫКОЗНАЙКА»
2 класс
(1 раз в неделю, всего – 34 часа)
- Вводное занятие.(1 ч.)Роль речи и знания языка в жизни человека. Что мы узнаем в процессе занятий на «Языкознайке».
- Исторический экскурс. (1 ч.) История возникновения русского алфавита. Умение составлять алфавитный список.
- Звук. Буква. (3 ч.) Задания на развитие смекалки. Грамматические игры. Метаграммы.
- Что такое кроссворд. (3ч.)Тема кроссворда. Составление совместных кроссвордов. Индивидуальные творческие работы.
- Слог. Слово. (2 ч.)Из чего состоит слово. Словообразование. Принцип построения слова. Творческие работы учащихся по составлению своих слов.
- Занимательная грамматика. (2 ч.) Словарный диктант. «Мой словарь». Творческие работы учеников по составлению собственного словаря из незнакомых данному ученику слов.
- Словосочетание. (2 ч.)Принцип построения словосочетания. Нахождение в предложении и составление собственных словосочетаний. Проверка правильности построения словосочетаний.
- «Крылатые выражения» (1 ч.) Знакомство с понятием «Крылатое выражение». Устоявшиеся словосочетания.
- Работа со словарями (4 ч.)Знакомство со словарями. Роль словарей в жизни людей. Словари В.И.Даля, Ожегова и др.
- Готовимся к олимпиадам. (2 ч.)Подготовка к внутришкольной олимпиаде, к «Русскому медвежонку».Составление олимпиадных заданий детьми.
- Проведение школьной олимпиады. (1 ч.)Участие в «Русском медвежонке»
- Предложение. (2 ч.)Построение предложения. Наблюдение за грамматически правильно составленным предложением. Составление предложений.
- Интонации. (2 ч.)Составление предложений. Логические ударения в предложении. Риторические загадки. Интонации в предложении.
- Текст. (2 ч.)Виды текстов. Текст-повествование. Текст-описание. Текст-рассуждение. Распознавание текстов по видам.
- Творческие работы. (2 ч.)Сочинение и оформление учащимися произведений собственного сочинения.
- Заседание творческого клуба «Языкознаек» (1 ч.) Интеллектуальные игры. Составление логических заданий на знание русского языка. Придумай для друга кроссворд.
- Заключительное занятие. (1 ч.)Подведение итогов работы кружка. Что узнали нового? Пожелания будущим «Языкознайкам». Анкетирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЯЗЫКОЗНАЙКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
Наименование темы | Количество часов | |
1. | Вводное занятие. Цели и задачи кружка. | 2 |
2. | Слово. Значение слова. Многозначные слова. | 2 |
3. | Омонимы. Омофоны. Омоформы. Синонимы. Антонимы. | 2 |
4. | Фразеологизмы. | 2 |
5. | Пословицы. Загадки. | 2 |
6. | Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение. | 2 |
7. | Текст. Тема текста. Заглавие. Опорные слова. | 2 |
8. | Проверочная работа. | 2 |
9. | .План. Виды планов. Связь между предложениями в тексте. | 2 |
10. | Связь между частями текста. | 2 |
И. | Работа с деформированным текстом. Редактирование текста. | 2 |
12. | Типы текстов. Описание. Сравнительное описание. | 2 |
13. | Типы текстов. Повествование. Рассуждение. | 2 |
14. | Сочинение на тему «Мой выходной день» | 2 |
15. | Редактирование текста. | 2 |
16. | КВН «Лучший языкознайка» | 2 |
17. | Итоговое занятие «Когда всем весело». | 2 |
Итого: 34ч.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЯЗЫКОЗНАЙКА»
3 класс
( 1 час, всего – 34 часа)
Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса, знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
Слово.
Слово. Значение слов. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту,-на основе словообразовательного анализа. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнить, прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов •или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употребленные слова. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческие изложения с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: приветствия, прощания извинения и т.д. Умение использовать вежливые слова с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЯЗЫКОЗНАЙКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
№ | Наименование темы | Количество часов |
Как составлять ребусы. | 1 | |
Ребусы со словарными словами. | 1 | |
Как работать со словарем. | 1 | |
Заимствованные слова. | 1 | |
Несклоняемые существительные. | 1 | |
Устаревшие слова. | 1 | |
Использование слов в переносном значении. | 1 | |
Многозначные слова. | 1 | |
Непроверяемые слова. | 1 | |
Основа предложения. | 1 | |
Второстепенные члены предложения. Чтотакморфология? | 1 | |
Что такое морфология | 1 |
13 | Этимология названия падежей. | 1 |
14 | Слова тезки. | 1 |
15 | Фразеологизмы. | 1 |
16 | Фразеологизмы-синонимы. | 1 |
17 | Составление слов из букв. | 1 |
18 | Склонение заимствованных слов. | 1 |
19 | Составление кроссвордов. | 1 |
20 | Текст-описание. | 1 |
21 | Текст-рассуждение. | 1 |
22 | Редактирование текстов. | 2 |
23 | Типы текстов. Описание. Построение описательного текста. | 3 |
24 | Единый временной план текста. Временная соотнесенность глаголов в повествовательных текстах. | 2 |
25 | Сочинение-повествование с элементами описания на тему «Путешествие». | 1 |
26 | Редактирование сочинения. | 2 |
27 | КВН «Лучший языкознайка» | 1 |
28 | Итоговое занятие «Когда всем весело». | 2 |
Итого: 34ч.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЯЗЫКОЗНАЙКА»
4 класс
( 1час, всего – 34 часа)
Речь. Техника и интонационная выразительность речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Выразительная речь. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Слово. Значение слова. Толковый словарь. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста художественного стиля. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. Знакомство с антропонимами и топонимами.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложения. Предложения с однородными членами. Умение выделять компоненты сложного предложения. Умение редактировать простое и сложное предложения. Умения распространять простое предложение. Умение составлять предложения с однородными членами. Умение интонационно-правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема текста, микротема, основная мысль, опорные слова. Структура текста. План, виды планов. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текстов. Повествование, описание, рассуждение, смешанный текст. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Умения определять средства связи в тексте, составлять схему текста, конструировать текст по заданной схеме.
Культура общения.
Волшебные слова: приветствия, прощания извинения и т.д. Умение использовать вежливые слова с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой, пантомимикой. Правила поведения в транспорте, в кинотеатре, в театре.