Проект урока русского языка : «Корень как часть слова».
проект по русскому языку (2 класс) на тему

Курбатова Ирина Владимировна

 

Учащиеся учатся находить и выделять корень слова,  анализировать и кратко характеризо­вать состав слова

Рабо­тают над формировани­ем грамотного письма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx558.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока.

Общие сведения о проекте

Учебный предмет – русский язык

Класс – 2

УМК – «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Авторская  программа  «Русский язык» Иванова В.С.

Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Иванов С. В., Евдокимова, А. О.,

Кузнецова, М. И.,Петленко, Л. В., Романова В. Ю; М.: Вентана-Граф, 2013

Пишем грамотно 2 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. Кузнецова, М. И

М.: Вентана-Граф 2013

Данный урок проводится в рамках Раздела 1 «Как устроен наш язык», на который в программе отводится 57 часов.

Тема урока: «Корень как часть слова». (В учебнике тема урока: «Корень как общая часть родственных слов.»).

№ п/п

№ в разделе

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Раздел 1. Как устроен наш язык (57 ч)

34-48

34-35

Корень как общая часть родственных слов. (Состав слова 19 ч)

Уроки формирования умений и навыков.

Учатся находить и выделять корень слова. Знают значимые части слова. Умеют анализировать и кратко характеризовать состав слова. Учатся

работать со словарями. Работают над формированием грамотного письма.

Диагностический блок.

       К моменту проведения урока учащиеся могут определять место безударных гласных в корнях слов.

Умеют различать произношение и написание слов, находят способ проверки написания слова, соблюдают изученные нормы орфографии и пунктуации.

Тема урока: «Корень, как часть слова».

Задачи урока:

Предметные: 

  • способствовать формированию понятия «корень»;
  • содействовать формированию умения  подбирать  однокоренные  родственные  слова;  
  • учиться группировать (классифицировать) однокоренные  слова  по отличительным признакам;
  • учиться находить  общую  часть  в  группах  слов;
  • знакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся;
  • содействовать воспитанию внимательного отношения к слову.

Метапредметные:

  • учиться принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения грамматических задач;
  • учиться строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • воспринимать мнение и позицию других людей;
  • оформлять свои мысли в устной форме, формулировать правило;

Личностные: 

  • способствовать внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
  • работать в микрогруппе, эффективно сотрудничать в совместном решении задач, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование урока:

  1. Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ Иванов С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И.,Петленко, Л. В., Романова В. Ю; М.: Вентана-Граф, 2013
  2. Пишем грамотно 2 класс: Рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений. Кузнецова, М. И – М.: Вентана-Граф 2013
  1. Компьютер, экран, мультимедийный проектор,.
  2. Таблица «Алфавит» (письменные буквы).
  3. Таблица «Сиди правильно».
  4. Слайды «Продолжи фразу» (Приложение 1)
  5. Иллюстрации к сказкам (Приложение 2)

План урока с хронометражем.

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Каллиграфическая минутка - 5 мин.
  3. Словарно-орфографическая работа – 5 мин
  4. Актуализация опорных знаний – 4 мин
  5. Постановка учебной задачи – 3 мин
  6. Закрепление знаний – 10 мин:
  1. Чтение правила в учебнике – 3 мин
  2. Выполнение упражнения № 1 – 5  мин
  3. Вывод – 2 мин
  1. Физкультминутка – 1 мин
  2. Продолжение работы по теме урока – 7 мин:
  1. Выполнение упражнения № 3 – 4 мин
  2. Выполнение упражнения № 4 – 3 мин
  1. Творческая работа по развитию речи – 5 мин.
  2. Домашнее задание – 1 мин
  3. Рефлексия –2 мин.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

Организационный момент

                   С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

- Ребята, сядьте правильно. Мы начинаем урок.

1.Проверим готовность к уроку.

2. Повторим правила посадки и подготовим руки к письму:

 а) упражнения для кистей рук: вращательные движения кулачками под счёт учителя

 в) упражнения для пальцев рук: массаж мелкой мускулатуры пальцев.

Учащиеся садятся за парты, проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку. Готовят руки к письму.

Каллиграфическая минутка

- Букву, которую мы будем прописывать сегодня, вы определите сами, отгадав загадку:

Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р – одну, а буква …- две.
Что это за буква?

В В В В В В

- Ребята, определите последовательность данных букв в алфавите.

- Подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют образцам в письменном алфавите.

В, учащиеся прописывают её в тетради

Сравнивают с образцом письменного написания букв по таблице «Алфавит».

Познавательные УУД

Формирование умение делать умозаключение

Словарно – орфографическая работа

1. Логическое задание

 Слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке,  вы узнаете, если прочитаете написанное через одну букву:

К П О Е Р Г З В И Б Н М А

2. – Что такое «корзина»?

Этимологическая справка.

3. – Найдите слово в словаре, запишите в тетради. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Самостоятельно составьте предложение с новым словарным словом и запишите его в тетрадь.

- Кто прочитает своё предложение?

4. – Скажите, как можно использовать корзину в жизни?

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=6fe0039eb69b5689&mb=imgdb_preview_825       http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=3ccd47c405113dd2&mb=imgdb_preview_1954        http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=26c7e81f1bd2331d&mb=imgdb_preview_978

                 

           

- Придумайте примеры фантастического характера (небольшой устный рассказ), как можно использовать корзину. (Можно создать корзину-холодильник и т.д)

- корзина

Работа учащихся со словарём:

1. Плетеное изделие, служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки, переноски.

 2. В баскетболе: укрепленный на щите обруч с сеткой, в которую забрасывается мяч.

Учащиеся записывают слово, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную

Учащиеся записывают свои предложения в тетради и прочитывают вслух одноклассникам.

Размышления учащихся

Познавательные УУД

Формирование действия анализ и синтеза слова

Коммуникативные УУД

Диалог с учителем, одноклассниками

Актуализация опорных знаний

- А теперь посмотрите на доску и отгадайте ребус:

- Каково значение слова?

- Прослушайте стихотворение:

Возле школьного крыльца посадили деревца:

Петя – клен, ольху – Олег,

Роман Иванович – орех,

А бабушка Нина – березу и калину.

- О какой семье идет речь в стихотворении?

- Назовите членов семьи.

- Без чего не может жить семья людей? А семья деревьев?

- Получается без корня деревце жить, не сможет. Так и в русском языке у слова есть часть слова, которое называется корень. Без него слово не сможет существовать.

- Как вы думаете, как будут называться слова, имеющие одинаковы корень?

- Выполним вместе звукобуквенный анализ слова «корень»

к - [к] согласный, твердый, глухой;

о - [о] гласный, ударный;

р - [р’] согласный, звонкий, мягкий;

е - [и] гласный, безударный;

н - [н’] согласный, звонкий, мягкий;

ь - [-]

6 букв, 5 звуков.

- Это слово «семья».

- Группа людей, которая вместе живут: дети, родители, иногда бабушка и дедушка, вместе проводят досуг. (другие ответы детей)

Учащиеся слушают стихотворение.

- о семье деревьев

- Клен, ольха, орех, береза, калина.

- Без корней.

- Однокоренные

Каждый названный ученик проводит характеристику звука

Познавательные УУД

Формирование умение делать умозаключение

Коммуникативные УУД

Диалог с учителем, одноклассниками

Познавательные УУД

Формирование действия анализа и синтеза

Постановка учебной задачи

- Ребята, давайте подумаем, какова же цель нашего сегодняшнего урока, и над какой проблемой мы с вами будем работать.

Учащиеся формулируют тему урока (в группе, состоящей из 4 человек) и ставят цель, над которой будет работать весь класс.

- Познакомиться с понятием корень и однокоренные слова, научиться выделять его в словах.

Коммуникативные УУД

Совместное выполнение заданий в паре или микрогруппе

Работа над новым материалом

- Прочитайте слова:

дом, домик и домище.

- Одинаковое ли значение у этих слов?

- Что их объединяет? Можно ли сказать, что это формы одного и того же слова? Объясните, почему.

- Как называется часть слова, которую мы сегодня изучаем? Кто знает, как выделяется корень?

дом, домик, домище

- Одинаковый ли корень у слов «ворона» и «воровка»?

- Откройте учебник и прочитайте информацию на странице 75.

- Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова? В какой части слова содержится основное значение? Как обозначается корень?

- Для закрепления новых знаний, обратимся к упражнению 1.

- Найдите и назовите общую часть в группах слов. Как она называется? Как называются эти слова? Запишите слова в тетрадь.

Гриб – грибок – грибник (Общая часть – гриб, это корень слов. Слова являются родственными.)

Город – городок – пригород (Общая часть – город, это корень слов. Слова являются родственными.)

Правда – правдивый – неправда (Общая часть – правд, это корень слов. Слова являются родственными.)

Лес – лесной – лесок (Общая часть – лес, это корень слов. Слова являются родственными.)

Бросить – бросок – выбросить (Общая часть – брос, это корень слов. Слова являются родственными.)

Трава – травяной – травушка (Общая часть – трав, это корень слов. Слова являются родственными.)

Рыба – рыбак – рыбный (Общая часть – рыб, это корень слов. Слова являются родственными.)

Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?

- Нет, домик – это маленький дом, а домище – очень большой.

- Нет это не формы одного и того же слова, а однокоренные слова с одинаковым значением.

- Корень.

- Корень в словах дом.

- Я знаю, корень выделяется дугой.

- Не одинаковый корень

Выводы учащихся

Учащиеся письменно выполняют работу в тетради. Трое учащихся (по очереди) выполняют задание с комментированием у доски.

Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются однокоренными (родственными словами). Главная часть слова называется корнем.

Познавательные УУД Формирование действия сравнение

Коммуникативное УУД

Диалог с учителем, одноклассниками

Познавательные УУД

Смысловое чтение

Работа с правилом в учебнике

Коммуникативные УУД

Взаимообучение

Познавательные УУД

Формирование действия классификации

Физкультминутка

- Ребята, мы с вами сейчас отдохнём и опять работать начнём. Встаньте со своих мест.

Хомка – хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт

Щечки моет

Шейку трёт

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку

1-2-3-4-5

Хомка хочет сильным стать.

Стоя движения тазом слева – направо и справа – налево

Наклон и подъём

Руки к щекам, покачать головой направо и налево

Руки на шею, движения головой вверх – вниз

Подметательные движения всем телом

Ходьба на месте

Закрепление знаний

- Обратимся к страницам учебника и выполним упр.3, следующим образом:

1 вариант – выписывает однокоренные слова;

2 вариант – выписывает формы одного и того же

слова. После выполнения сравним с образцом. (Запись на обратной стороне доски).

  1. Еловый – ельник, трава – травушка, поле – полевой, осень – осенний, туча – тучка, ветер – ветерок, паук – паутинка.

  1. Дождик – дождиком, желтый – жёлтому, птица – птицы, земля – земли.

Прочитайте внизу упражнения задание. Кто готов доказать свою точку зрения?

Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?

2. Выполним упр.4

- Рассмотрите картинки. Что на них изображено? Чем отличается вторая и третья картинка от первой? Какие слова являются однокоренными, а какие формами одного и того же слова? Обоснуйте свою точку зрения. Запишите пары слов в тетрадь.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Учащиеся повторяют свои выводы.

Учащиеся записывают слова самостоятельно в тетради и проверяют написанное с образцом в учебнике.

Регулятивное УУД

Контроль результата деятельности

Оценка собственных достижений

Сравнение своей работы с образцом

Познавательные УУД

Формирование умения делать умозаключение

Творческая работа по развитию речи

Ребята, вы заметили, что сегодня ночью был мороз? Подберите к этому слову два однокоренных слова, чтобы они отвечали на вопросы: какой? что сделал?

- Можно ли проверить безударную гласную в этих словах? Почему?

- Следующее задание: составьте из предложенных слов предложение:

заморозил В морозный Мороз Ленивицу день.

- Из какой сказки эти герои?

- Почему в предложении слово Мороз записано с заглавной буквы?

- Запишите это предложение в тетрадь самостоятельно. Выделите корень в однокоренных словах. Сравните записанное с образцом.

- морозный, заморозил

Нельзя, надо написание слов запомнить.

- В морозный день Мороз заморозил Ленивицу.

- «Морозко» (р. нар.сказка) ,

В. Одоевского «Мороз Иванович»

Книжная полка Мои книги

- Это имя героя.

Учащиеся записывают предложение в тетрадь и выполняют задание.

Коммуникативные УУД

Выражение собственных мыслей

Регулятивные УУД

Контроль результата деятельности

Домашнее задание

-- Дома вы продолжите упражняться в написании однокоренных слов. Для этого вам нужно выполнить упражнение 2 и выучить правило.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные УУД

Принятие и удержание учебной задачи

Рефлексия

Какую тайну нашего языка мы открыли сегодня на уроке?

                     

- Оцените уровень своих знаний после сегодняшнего урока.

                   

Ученики читают и дополняют фразы, записанные на листочке у каждого (оценивают уровень своих знаний)

Регулятивные УУД

Оценка собственных достижений

Адекватная оценка своих достижений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Части слова"

Презентация к уроку русского языка по теме "Части слова", проведенного в 3 классе по УМК "Школа 2100"...

Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"

Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме:  "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....

Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"

Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме:  "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....

Проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100")

Подробный проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100") с фотографиями страниц учебника и рабочих тетрадей и указанием формируемых УУД на каждом эта...

Презентация к уроку русского языка на тему: "Части слова. Корень. Суффикс. Приставка." 2 класс

...Данная презентация может быть использована на уроке русского языка во втором классе как проверочная работа по теме " Части слова. Корень. Суффикс. Приставка." Работу можно выполнять как устно, так ...

Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"

Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...

Технологическая карта урока русского языка «Корень как часть слова», УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс

Цель урока: формирование представления у обучающихся о понятии «корень слова».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с ролью морфемы «корень»...