Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Сборник рабочих программ «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011), методических рекомендаций. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkiy_-_3_kl_gotov.docx | 129.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №1»
Тальменского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №___от _______ 2015 года | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _________________ Т.А. Ситникова __________ 2015 года | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ ТСОШ №1 _______________________ О.И.Масловская Приказ №___от______2015г. |
Рабочая программа
Русский язык
Образовательная область – филология
3 класс
на 2015-2016 учебный год
Составители: .Масалова Т.Н.,
учитель начальных классов
Тальменка
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Сборник рабочих программ «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011), методических рекомендаций. Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательной школы. | |
Обоснование выбора УМК | Обоснованием выбора является обеспечение 100 % учебным материалом. Данный учебник вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 20015/16 учебный год |
Цели и задачи курса | Цели: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа предмета «Русский язык» направлена на реализацию основных задач: — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; — развитие коммуникативных умений; — развитие нравственных и эстетических чувств; — развитие способностей к творческой деятельности. |
Задачи | • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. |
Задачи программы применительно к классу с детьми ЗПР |
|
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета |
|
Общая характеристика организации учебного процесса Технологии |
|
Методы |
|
Формы организации учебного процесса |
|
Средства обучения | Учебно – наглядные пособия (таблицы, модели, презентации, ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, раздаточный материал). |
Режим занятий, количество часов | В соответствии с Федеральным базисным учебным планом начального общего образования и авторской программы под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю. Общее количество в год - 170 часов. Изменения в авторскую программу не внесены. Системы условных обозначений в программе нет. |
Планируемые результаты УУД
|
У учащихся будут сформированы:
Обучающиеся получат возможность сформировать:
У учащихся будут сформированы:
Обучающиеся получат возможность сформировать:
У учащихся будут сформированы:
Обучающиеся получат возможность сформировать:
Коммуникативные У учащихся будут сформированы:
Обучающиеся получат возможность сформировать:
|
Общие предметные результаты освоения программы | |
Базовый уровень | Повышенный уровень |
|
|
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы Развитие речи | |
Базовый уровень | Повышенный уровень |
|
|
Система языка Фонетика, орфоэпия, графика | |
|
|
Лексика | |
|
|
Состав слова (морфемика) | |
|
|
Морфология | |
|
|
Синтаксис | |
|
|
Орфография и пунктуация | |
— применять ранее изученные правила правописания, а также:
— подбирать примеры с определённой орфограммой; — обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса); — определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; — применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; — безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов); — писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания; — проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | — применять правила правописания:
— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки). |
Содержание учебного предмета
№ П/П | Основные темы | Количество часов | Виды учебной деятельности учащихся |
1 | Язык и речь | 2ч | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 ч | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Восстанавливать деформированный текст. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. |
3 | Слово в языке и речи | 19ч | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, омонимы. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделении. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Находить и отмечать в словах орфограммы. |
4 | Состав слова | 16ч | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова, окончания, приставки, суффикса, основы слова. Выделять в словах окончание, корень, суффикс, приставку, основу. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. |
5 | Правописание частей слова | 29ч | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
6 | Части речи | 76ч | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. |
Имя существительное | 30ч | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевленные (по вопросу и по значению) Определять род, число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти. Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. | |
Имя прилагательное | 19ч | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Определять род, число имён прилагательных. Определять падеж, имён прилагательных по падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья). Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. | |
Местоимение | 5ч | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. | |
Глагол | 21ч | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарем. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой. разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |
7 | Повторение | 14ч | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделении. Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Составлять сочинение-рассуждение по прочитанному стихотворению и жизненному опыту. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
Тематический поурочный план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Вид занятия | Деятельность учащихся Вид занятия | Дата |
Язык и речь 2 ч | ||||
1. | Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека. | Теоретический | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |
2. | Язык, его назначение. Р/р. Составление текста по рисунку | Практический | ||
Текст. Предложение. Словосочетание 14 ч | ||||
3. | Текст как единица языка и речи. Типы текстов. | Теоретический | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |
4. | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. | |||
5. | Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Знаки препинания в конце предложений. | Практический | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Рассматривать репродукцию картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. | |
6. | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинаний в конце предложений. | Теоретический | Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. | |
7. | Виды предложений по интонации. Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» | Практический | Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. | |
8. | Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений. | Практический | ||
9. | Обобщение знаний о видах предложений | Практический | Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. | |
10. | Обращение. Предложения с обращениями. Р.р. Составление предложений по рисунку. | Теоретический | ||
11. | Главные и второстепенные члены предложения | Практический | ||
12. | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения. | Контроль | Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». | |
13. | Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения. | Теоретический | Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. | |
14. | Сложное предложение. Союзы а,и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения. | Практический | ||
15. | Словосочетание. Р/р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень». | Практический | Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». | |
16. | Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». | Контроль | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | |
Слово в языке и речи 19ч | ||||
17. | Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове. | Теоретический | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов: находить в них необходимую информацию о слове. | |
18. | Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. | Практический | ||
19. | Омонимы. | Теоретический | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. | |
20. | Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета. | Практический | Различатъ слово и словосочетание как сложное название предмета. | |
21. | Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. | Теоретический | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца | |
22. | Р/р. Подробное изложение с языковым анализом текста. | Практический | ||
23. | Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи. | Практический | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделении. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. | |
24. | Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи. | Практический | ||
25. | Р/р. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды». | Практический | Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды». | |
26. | Имя числительное | Теоретический | Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов - имён числительных. | |
27. | Проверочная работа по теме: «Части речи». | Контроль | ||
28. | Однокоренные слова. | Теоретический | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. | |
29. | Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | Теоретический | Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации. | |
30. | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, чу-щу,ча-ща, жи-ши | Теоретический | ||
31. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. | Практический | ||
32. | Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. | Практический | ||
33. | Проверочный диктант по теме «Слово и слог. Звуки и буквы». | Контроль | ||
34. | Р/р. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. | Практический | ||
35. | Проект «Рассказ о слове». | Практический | ||
Состав слова 16ч | ||||
36. | Корень слова Однокоренные слова | Теоретический | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять к них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слона и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов(берег—бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. | |
37. | Правописание корня в однокоренных словах. Чередование согласных в корне. | Практический | ||
38. | Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. | Теоретический | ||
39. | Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова | Теоретический | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. | |
40. | Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. | Практический | ||
41 | Слова, которые не имеют окончания. | Практический | ||
42. | Приставка как значимая часть слова. | Теоретический | ||
43. | Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки. | Практический | ||
44. | Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками. | Практический | ||
45. | Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса. | Теоретический | ||
46. | Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. | Практический | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. | |
47. | Р/р. Сочинение по репродукции картины А. Д. Рылова «В голубом просторе». | Практический | Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования. | |
48. | Основа слова. | Теоретический | Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке) Анализировать, составлять модели разбора слова но составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слона и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | |
49. | Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | Практический | ||
50. | Р.р. Подробное изложение повествовательного характера. | |||
51. | Проверочная работа по теме «Состав слова» Проект «Семья слов». | Контроль Практический | ||
Правописание частей слова 29ч | ||||
52. | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слов. | Теоретический | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами) Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. | |
53. | Правописание безударных гласных в корне слова. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. | Теоретический | ||
54. | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Правописание слов с двумя гласными в корне слова. | Практический | ||
55. | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных предложений. | Практический | ||
56. | Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями –оло-, -оро-, - ере-. Работа с текстом | |||
57. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. | Теоретический | ||
58. | Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне. Составление текста на основе личных наблюдений или рисунку. | Практический | ||
59. | Правописание слов с парными согласными и безударными гласными в корне. Сопоставление правил правописания безударных гласных в корне и парных по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед согласными в корне. | Практический | ||
60. | Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне. | |||
61. | Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне. Составление текста по сюжетному рисунку. | |||
62. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Теоретический | ||
63. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука. | Практический | ||
64. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |||
65. | Правописание слов с удвоенными согласными. | |||
66. | Правописание слов с удвоенными согласными. | Практический | ||
67. | Р.р. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» | Теоретический | ||
68. | Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек, -ик в словах, их правописание. | Практический | ||
69. | Правописание суффиксов и приставок в словах. | Контроль | ||
70. | Правописание приставок в словах. | Теоретический | ||
71. | Правописание значимых частей слова. | Практический | ||
72. | Правописание приставок и предлогов. | Практический | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление | |
73. | Правописание приставок и предлогов. | Практический | ||
74. | Правописание приставок и предлогов | Теоретический | ||
75 | Место и роль разделительного твердого знака(ъ) в слове. | |||
76. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | Контроль | ||
77. | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова». | |||
78. | Правописание слов с разделительным твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твердым знаком (ъ). Жанр объявления. | Практический | ||
79. | Р/р. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. | Практический | ||
80. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Проект «Составляем орфографический словарик» | Практический | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
Части речи 76 ч | ||||
81. | Части речи. Повторение и углубление представлений об изученных частях речи. | Теоретический | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. | |
Имя существительное 30ч | ||||
82. | Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном. | Теоретический | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевленные (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Наблюдать нал толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. | |
83. | Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. | Практический | ||
84. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | |||
85. | Р/р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | Практический | ||
86. | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных. | |||
87. | Проект «Тайна имени». | Практический | ||
88. | Число имен существительных. Изменение имён существительных по числам. | Теоретический | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.) Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком па конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное.. | |
89. | Имена существительные, имеющие форму одного числа . Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти. | Практический | ||
90. | Род имён существительных: мужской, женский, средний. | Практический | ||
91. | Определение рода имен существительных, употребленных в начальной и других формах. | |||
92. | Имена существительные общего рода. Род имен существительных иноязычного происхождения. | |||
93. | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода . | Теоретический | ||
94. | Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце слова. | Практический | ||
95. | Р/р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. | Практический | ||
96. | Проверочный диктант по теме «Имя существительное» | Контроль | ||
97. | Изменение имён существительных по падежам. | Теоретический | Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). | |
98. | Склонение (изменение по падежам)имен существительных. | Практический | ||
99. | Неизменяемые имена существительные. | Теоретический | ||
100. | Р/р.. Составление рассказа по репро-дукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | Практический | ||
101. | Именительный падеж имён существительных. | Теоретический | ||
102. | Родительный падеж имён существительных. | Теоретический | ||
103. | Дательный падеж имён существительных. | Теоретический | ||
104. | Винительный падеж имён существительных. | Теоретический | ||
105. | Именительный, родительный, винительный падежи имен существительных. | Теоретический | ||
106. | Творительный падеж имён существительных. | Теоретический | ||
107. | Предложный падеж имен существительных. | Практический | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение). Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Составлять устно текст по репродукции картины художника К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Писать диктат и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |
108. | Р/р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. | |||
109. | Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. | Практический | ||
110. | Р/р. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Проект «„Зимняя" страничка». | Практический | ||
111. | Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | Контроль | ||
Имя прилагательное 19 ч | ||||
112. | Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. | Теоретический | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. | |
113. | Связь имени прилагательного с именем существительным. | Практический | ||
114. | Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки. | Теоретический | ||
115. | Р.р. Текст-описание. Художественное и научное описание. Роль имен прилагательных в тексте-опиании. | Практический | Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»). Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый}. | |
116. | Р/р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | Практический | ||
117. | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. | Теоретический | Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имен существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др. | |
118. | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | Практический | ||
119. | Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). | Теоретический | ||
120. | Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). | Практический | ||
121. | Число имён прилагательных. | Теоретический | Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. | |
122. | Число имён прилагательных. Сравнительное описание. | |||
123. | Падеж имён прилагательных | Теоретический | Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Определять начальную форму имени прилагательного. | |
124. | Начальная форма имени прилагательного. | Практический | ||
125. | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | Практический | Определять падеж, имён прилагательных по падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья). Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |
126. | Обобщение знаний об имени прилагательном. | Практический | ||
127. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Контроль | ||
128. | Р/р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками».) | Практический | ||
129. | Обобщение знаний об имени прилагательном. | |||
130. | Проект «Имена прилагательные в загадках». | Практический | ||
Местоимение 5 ч | ||||
131. | Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений. | Теоретический | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять письмо другу или кому-либо из родственников. | |
132. | Личные местоимения единственного и множественного числа. | Теоретический | ||
133. | Род местоимений 3-го лица единственного числа. | Теоретический Практический | ||
134. | Проверочная работа по теме «Личные местоимения»
| Практический | ||
135. | Род местоимений 3-го лица единственного числа. Р.Р. Жанр письма. | Практический | ||
Глагол 21ч | ||||
136. | Повторение и углубление представлений о глаголе. | Теоретический | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарем. Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст | |
137 | Значение и употребление глаголов в речи. | |||
138. | Число. Изменение глаголов по числам. | Теоретический | ||
139. | Р/р. Составление текста по сюжетным рисункам. | Практический | ||
140. | Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме. | Теоретический | ||
141. | Начальная (неопределенная) форма глагола. | Практический | ||
142. | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. | |||
143. | Изменение глаголов по числам. Р.р. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. | Практический | ||
144. | Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее. | Теоретический | ||
145. | Времена глаголов. | Практический | ||
146. | Изменение глаголов по временам. | |||
147. | Комплексная работа. | |||
148. | Р/р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | Практический | ||
149. | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе) | Теоретический | ||
150. | Употребление глаголов в прошедшем времени в речи. Р.р. Составление предложений и текста. | |||
151. | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Теоретический | Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой. разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке» | |
152. | Правописание частицы НЕ с глаголами. Правописание глаголов с изученными орфограммами. | |||
153. | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | |||
154. | Обобщение знаний о глаголе. Проверочная работа по теме: «Глагол» | Практический | ||
155. | Р/р. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке» (с. 131 упр.238) | Практический | ||
156. | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Контроль | ||
Повторение 14 ч | ||||
157. | Части речи. | Теоретический | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделении. Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Составлять сочинение-рассуждение по прочитанному стихотворению и жизненному опыту. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
158. | Р/р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану | Практический | ||
159. | Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное. Правописание слов с изученными орфограммами. | Теоретический Практический | ||
160. | Имя существительное. Имя числительное. | |||
161. | Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо под диктовку. Разбор предложений по членам предложения. | Практический | ||
162. | Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо поэтических слов под диктовку. | |||
163. | Правописание однокоренных слов. | |||
164. | Р/р. Изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | Практический | ||
165. | Правописание приставок и предлогов. | |||
166. | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | |||
167. | Проверочная работа по теме: «Правописание слов с изученными орфограммами» | Практический | ||
168. | Р/р. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» (с.142, упр. 267) | |||
169. | Резервный урок | |||
170. | Резервный урок |
Контрольный диктант: 3
Проверочный диктант: 3
Проверочная работа: 6
Комплексная контрольная работа.
Количество часов для проведения проектов исследований: 6 часов
Тема проекта |
Рассказ о слове |
Семья слов |
Составляем орфографический словарик |
Тайна имени |
„Зимняя" страничка |
Имена прилагательные в загадках |
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения предмета. Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения третьеклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в третьем классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является сценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе:
способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.
Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);
- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);
- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);
- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
- дважды написанное одно и то же слово.
Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
- нарушение орфографических правил при написании слов;
- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:
- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.
«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Грамматическое задание
«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не меж 3/4 заданий;
«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, справляется с большинством грамматических заданий;
«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Контрольное списывание | Словарный диктант | Тест |
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы | «5» - без ошибок. | «5» - верно выполнено более 5/6 заданий. |
«4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление | «4» - 1 ошибка и 1 исправление | «4» - верно выполнено 3/4 заданий. |
«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление. | «3»- 2 ошибки и 1 исправление | «3» - верно выполнено 1/2 заданий |
«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки. | «2» - 3-5 ошибок. | «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий. |
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 и правления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений,беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографическ1 ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует ( связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование и приборы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Примечание | |
по требованиям | фактически | |||
Книгопечатная продукция – 100% | ||||
1 | Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 - 4 классы. Учебники Русский язык 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. 2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. Рабочие тетради (Русский язык)
В 2-х частях. 3 класс» Издательство «Экзамен» Москва, 2014 Методические пособия Русский язык 1 Канакина В. П., Фомичёва Г.А. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс. 2 Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы. | К Д Д Д | 1 29 29 29 1 1 | |
Печатные пособия – 100% | ||||
2. | Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку ( в том числе и в цифровой форме). Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. - Комплект таблиц "Русский язык 3класс" (9 таблиц) с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.). Содержание комплекта: 1. Мягкий знак после шипящих. 2. Правописание непроизносимых согласных в корне. 3. Род имен существительных. Число имен существительных. 4. Род имен прилагательных. 5. Число имен прилагательных. 6. Правописание окончаний имен прилагательных. 7. Правописание НЕ с глаголами. 8. Части речи. 9. Разделительный Ъ знак. - Комплект таблиц "Словарные слова" (5т.) с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.). Содержание комплекта: 1. Словарные слова с непроверяемыми гласными 1 2. Словарные слова с непроверяемыми гласными 2 3. Словарные слова с непроверяемыми гласными 3 4. Словарные слова с двойными согласными. 5. Словарные слова с непроверяемыми согласными. - Комплект таблиц "Основные правила и понятия 1-4 класс" Содержание комплекта: 1. Части речи. 2. Состав слова. 3. Члены предложения. 4. Образец фонетического разбора. 5. Алфавит (азбука) 6. Приставки пиши слитно. 7. Суффиксы. | Д Д Д | Имеется в наличии Имеется в наличии Имеется в наличии | |
Технические средства обучения и оборудование кабинета | ||||
3. | Классная доска Мультимедийный проектор Компьютер Интерактивная доска Принтер лазерный | Д Д Д Д Д | 1 1 1 1 1 | |
Экранно-звуковые пособия – 100% | ||||
4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по возможности) | Д | Имеется возможность поиска в сети Интернет | |
Оборудование класса – 100% | ||||
5. | Ученические одноместные столы с комплектом стульев. Ученические одноместные конторки с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Стол компьютерный Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | Ф Д Д Д | 14 мест 1 мест 1 3 | |
Интернет-ресурсы | ||||
1 | http://5klass.net/russkij-jazyk-3-klass.html | |||
2 | http://www.proshkolu.ru/lib/list/t11-s3-c5 | |||
3 | http://tapisarevskaya.rusedu.net/ | |||
4 | http://pedgazeta.ru/docs.phpcid=2&rid=217 | |||
5 | http:// www.proshkolu.ruustrsapelkinafolder19846 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку "Школа России"
данная авторская программаразработана на основе программы по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ ...
Рабочая программа по русскому языку "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл
Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс
Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса
Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...